АГИТАЦИЯ, ПРОПАГАНДА,
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА

(идеи и знания для профессионального роста и творческого развития)
   

ВЕЛИКИЕ ИДЕИ,
ИЗМЕНИВШИЕ МИР




Джордано Бруно
пропагандировал
аи творчески развивал
учения Николая Коперника
об устройстве мироздания


подробнее
ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

Жан Жак Руссо
сформулировал идею

ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА


и вскоре

Великая Французская революция
дала миру великий документ :




ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

и великий призыв

LIBERTE
EGALITE
FRATERNITE

СВОБОДА
РАВЕНСТВО
БРАТСТВО

Эжен Делакруа создал
бессмертный образ
СВОБОДА, ВЕДУШАЯ НАРОД

К.Маркс и Ф.Энгельс создали

МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
и лозунг "Пролетарии всех стран соединяйтесь!"

СУФРАЖИСТКИ
добились избирательных прав для женщин


70 лет назад ООН был принят
великий документ

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Антивоенное движение в США
в 60-е годы ХХ века
выдвинуло простой лозунг

ЗАНИМАЙТЕСЬ ЛЮБОВЬЮ,
А НЕ ВОЙНОЙ .

 


 

 
 
 
 
ПРОПАГАНДА- АГИТАЦИЯ- ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА - ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ПРОПАГАНДА, АГИТАЦИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА, ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ - все эти термины обозначают явления и процессы, основное содержание которых – информация, ее создание, распространение и восприятие.

Что такое ИНФОРМАЦИЯ

Википедия в статье на английском (!) языке сообщает:

Информация - это разрешение неопределенности; это то, что отвечает на вопрос "Что такое сущность" и, таким образом, определяет как ее сущность, так и природу ее характеристик. Информация относится как к данным, так и к знаниям, поскольку данные представляют собой значения, приписываемые параметрам, а знание означает понимание концепции. Информация отсоединяется от наблюдателя, который является сущностью, которая может получить доступ к информации и, таким образом, различать то, что она указывает; например, информация существует за горизонтом событий. В случае знания, сама информация требует когнитивных наблюдателя, которые должны быть получены.

А в статье на русском (!) языке говорится:

Информация (от лат. informatio - «разъяснение, представление, понятие о чём-либо», лат. informare - «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») — сведения независимо от формы их представления

Наверняка в статьях на других языках, в учебниках и научных статьях тоже есть разнобой в определениях.

Будем исходить из того, что ИНФОРМАЦИЯ – это прежде всего некий СМЫСЛ, некое ЗНАНИЕ, некие СВЕДЕНИЯ, которые являются содержанием информационного сообщения

Этот смысл может передаваться с помощью разных знаков (буквами, цифрами,, символами), образами, звуками. И даже запахами.

Важно понимать, что это каждое информационное сообщение обладает определенной информационной емкостью, насыщенностью, количеством знаний, смысла.


Что такое ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС?

Это процесс создания информации, ее распространения и восприятия. Главные участники этого процесса - отправитель информации и ее получатель.

 


В этом процессе важны как объем информации, так и форма информационного сообщения, способы ее распространения и особенности восприятия информации (особенно ее понимания). Важен, конечно, и круг получателей информации (объем аудитории и ее особенности или характеристики), а также то, с какой целью информация создается и распространяется.

Когда мы рассматриваем информационное пространство, информационные потоки (иногда говорят об информационной картине мира), в котором живут люди, мы классифицируем то или иное конкретное информационное сообщение как агитацию, рекламу, пропаганду или политически нейтральное информационное сообщение на основании определенных признаков.

Иногда наличие этих признаков очевидно, иногда не слишком.

Терминам ПРОПАГАНДА, АГИТАЦИЯ и т.д. даются определения в словарях и учебниках. Разумеется, разные авторы дают разные определения.



О ПРОПАГАНДЕ


Пропаганда (лат. propaganda - подлежащее распространению) - распространение каких-либо идей с целью привлечения сторонников.

Как все начиналось

В 1622 году, на фоне полыхающей Тридцатилетней войны Римская католическая церковь осознает, что от насильственного обращения к католицизму в Европе придется отказываться, и что нужен "другой подход". Этот подход должна была воплотить Конгрегация по распространению веры – Congregatio de Propaganda Fide.

Весь мир был разделён на 13 регионов, в каждый из которых назначались специальные представители Папы Римского – нунции. Основной обязанностью нунциев и всех конгрегации стала, естественно, пропаганды христианства (и католицизма).

До двадцатого века этот термин применялся не слишком активно, хотя явление, которое сейчас обозначается как "пропаганда" существует, видимо, столько же времени, сколько существует человечество.

Определение из статьи в Википедии (перевод с английского):

Пропаганда - это информация, которая не является объективной и используется главным образом для воздействия на аудиторию и продвижения повестки дня, часто путем избирательного представления фактов для поощрения конкретного синтеза или восприятия или использования загруженного языка для получения эмоциональной, а не рациональной реакции на представленную информацию.

Русскоязычная Википедия сообщает:

Пропаганда — в современном политическом дискурсе понимается как открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений с целью формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами. Не следует путать с понятием Манипуляция массовым сознанием.

Там же сообщается, что Л. Дуба и Ж. Эллюль рассматривают пропаганду как заранее спланированное и целенаправленное духовное воздействие на аудиторию, целью которого является привлечение аудитории на сторону того, кто ведёт пропаганду, то есть контроль над мышлением и поведением. В конечном итоге пропаганда является совокупностью определённых структур, абстрактных символов, влияющих на человеческое восприятие и поведение. Этим она сродни понятию Public Relations.

В статье приводится и мнение российского культурного антрополога и эксперта в области психологии массового поведения А. П. Назаретяна, который определяет пропаганду как «целенаправленное распространение в обществе определённых идей, ценностей, норм и программ поведения».

Различия в определениях очевидны.

Как разделить пропаганду и информирование? Чем отличаются пропаганда и просветительство (просвещение)?

Очевидно, надо учитывать, ЧТО ИМЕННО мы оцениваем (классифицируем) - отдельное информационное сообщение, некий массив информационных сообщений (по какой-то теме за определеннй период времени), некий поток информационных сообщений (от конкретного источника информации) или же некий информационный процесс.

Вероятно, следует разделять определения пропагандистского инфомационного сообщения и пропагандистского процесса.

Возможно и такое определение:

Пропаганда – это распространение информации, созданной (или подобранной) с целью оказания влияния на сознание людей, их мнения, убеждения, установки, оценки идей, фактов, событий, деятельность отдельных личностей.

Главной критерием оценки информационного сообщения как пропагандистского является его достоверность, правдивость, полнота отображения (соответствие) действительности, истинность, полнота и достоверность аргументации.

Для оценки информационных сообщений и процесса их создания и распространения необходимо рассматривать не только весь набор отдельных сообщений, но и цель, преследуемую их создателем (отправителем).

Цель пропаганды - не просто дать новые знания о действительности, но и изменить не только оценки какого-то конкретного события, явления, идеи, личности, а и повлиять на существующие в сознании критерии оценки, переформатировать их. Добиться того, чтобы другие конкретные события или явления оценивались исходя из этих новых критериев, с новых позиций. Для достижения этой цели может использоваться и необъективная информация (в конкретном сообщении), и сочетание объективной и ложной информации в наборе (или комплексе) создаваемых и распространяемых сообщений.

Таким образом, главная характеристика пропаганды как процесса – осознанное создание информационных сообщений, тенденциозность их подбора и отбора распространяемой информации для достижения конкретной цели.

Чем отличается пропагандистское сообщение от какого-либо информационного новостного сообщения в прессе, например?

Как правило, подразумевается (или предполагается), что сообщения СМИ должны быть достоверными (основанными на фактах), объективными и полными. Пропагандисты же осознанно создают и используют неполную, недостоверную, необъективную информацию, а также оценочные суждения о фактах и событиях. При этом совокупность «нейтральных» новостных сообщений в каком-либо издании может быть оценена как «пропагандистская», если их набор (или подбор) осуществляется с осознаваемой целью представить неполную, недостоверную «картину мира».

Все ли пропагандистские информационные сообщения являются «заказными» и «проплаченными» (или как-то иначе «простимулированными»)? Вероятно, не все. Заниматься пропагандой каких-либо идей люди могут, руководствуясь и своими собственными убеждениями или же искренними (или неискренними) заблуждениями. И это касается не только создателей пропагандистской информации, но и ее «ретрансляторов» - распространителей.

Как оценить полноту, объективность и достоверность информации.

Самый простой способ - сопоставить предлагаемую информационную картину (или оценки ее) с действительностью. А если это невозможно, то сопоставить информацию из разных источников информации. Есть еще один способ: задаться вопросом «Кому это выгодно?».

Успешность пропагандистской работы определяется многими факторами.

Википедия называет три основных критерия содержания эффективной пропаганды:

- Наличие центрального тезиса;
- Лёгкость для понимания целевой аудиторией;
- Сложность для критики (обоснованность тезисов, их непротиворечивость друг другу и т. п.; или хотя бы видимость этого).


Важным для успеха пропагандистской работы является отношение (доверие или недоверие) получателя информации к источнику информации, как оценивается его правдивость, объективность.

В советские времена существовал такой стереотип: раз сказали по телевидению или напечатали в газете, значит это - правда. В американском фильме «RFK» (о Роберте Кеннеди) звучит фраза, которая представляется более правильной: «Читать газеты и смотреть телевизор можно, но верить им не обязательно».

Добиваться успеха в пропагандистской работы можно и ограничивая количество информации, получаемой человеком, с тем, чтобы не допускать сомнений в правдивости, достоверности и полноте распространяемой информации. Владея неполной информацией, человек имеет неполное, а значит искаженное представление о действительности.

Ограничить доступ человека к информации можно, во-первых, навязывая мысль, что информацией по данной теме вообще интересоваться не надо, есть более важные вещи, то есть формируя информационные потребности и запросы. Слышали, как некоторые говорят: "Я политикой не интересуюсь...".

Во-вторых, можно просто ограничить доступ к информации того или иного рода или ограничив доступ к определенным источникам или каналам распространения информации.

Цензура – это важный фактор достижения успеха в пропагандистской деятельности

В советские времена государством определялось не только, какие книги издавать, что можно читать, что нельзя, но и кого можно цитировать, кого нет, какие статьи печатать, какие теле- и радиопередачи делать... Предусматривались и разного рода санкции за нарушения. А потом страх наказания настолько вошел в плоть и кровь журналистов (и не только журналистов), что они уже занимались самоцензурой. То есть они уже знали, что можно и что нельзя писать, говорить и показывать. Напоминать им об этом у властей особой нужды уже и не было.

В те же советские времена кроме официальных источников информации «для всех» были и неофициальные. Их называли «вражьи голоса» - «Голос Америки», «Немецкая волна», Радиостанция «Свобода». Радиостанции вещали на СССР с территории других стран и сообщали о том, о чем не сообщали официальные советские СМИ и предлагали иные оценки событий. Во многих городах СССР стояли специальные устройства (так называемые "антенны-глушилки"), с которых на тех же что и у "вражьих голосов" радиочастотах транслировались радиопомехи.

Существовали и специальные источники информации для «особо надежных» партийных работников, которые могли читать специальные журналы "Глобус" и "Атлас" - дайджесты публикаций из зарубежной прессы. Приходишь в спецотдел (особая комната в райкоме или горкоме партии) и под роспись в журнале учета берешь "Атлас" и читаешь, что пишет "Вашингтон пост". Сдаешь "Атлас" и дома читаешь в "Правде" совсем другую интерпретацию событий. Некоторым «проверенным» товарищам разрешалось выписывать журналы "Америка" или "Англия", издававшиеся правительствами этих стран на русском языке «для советских читателей», но доступные далеко не для всех советских людей.

Разумеется, в советские времена был еще так называемый «самиздат», но существенного воздействия на состояние умов он не оказывал в связи с нелегальностью и малотиражностью. В одной из песен Александра Галича были такие слова: «Эрика» берет четыре копии…». Это как раз про самиздат и пишущую машинку «Эрика», на которой «самиздат» тиражировался. Компьютеров и принтеров в те времена еще не было.

Что значит для человека появление дополнительной информации?

Один из самых ярких примеров – это доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС о культе личности Сталина и его значение для «онормаливания» сознания многих людей, которые узнали пусть не всю, но достаточно существенную долю правды о своей стране. Одни знали, другие знали мало, третьи считали, что все, что происходило делалось правильно. А тут произошла резкая замена критериев оценки политической деятельности прежнего вождя СССР и гения всех времен и народов.

Уже к началу перестройки доверие к официальной советской пропаганде – и к заявлениям партийных лидеров, и к партийным лозунгам и документам резко ослабло, им верило все меньше и меньше людей. Пропагандистская машина КПСС все еще работала, но все менее и менее результативно.

Аналогичные процессы происходили во времена перестройки. Политика гласности привела к тому, что взгляды на прошлую историю СССР изменились у многих людей. И не только на прошлую историю, и не только на историю.

Одной из главных причин неудач пропагандистской работы является несоответствие произносимых «пропагандистских слов» и того, что человек видит в жизни. Трезвый взгляд на действительность – лучший враг пропаганды.

Серьезной помехой в обеспечении успеха пропагандистского воздействия может явиться уровень образования – люди необразованные (а правильнее, наверно, сказать некомпетентные) больше склонны верить на слово (опять же точнее – словам), люди образованные могут увидеть и логические противоречия в пропагандистских материалах, заметить фальшивость тезисов, ложность аргументов и дать общую оценку суровым словом «ложь» или менее суровым «вранье».

Когда-то Рональд Рейган назвал Советский Союз «империей зла». Очень обидно назвал. И наши пропагандисты совершенно верно заявляли, что Соединенные Штаты тоже не ангелочки и какая из империй «злее» еще неизвестно. Но если бы Рейган обозвал Советский Союз империей лжи, тут он, думается, попал бы в точку. И хотя в США наличествовала и антикоммунистическая пропаганда, пи роводились антикубинские, антивьетнамские пропагандистские кампании, тем не менее и в США, и во многих странах Западной Европы СМИ были гораздо более самостоятельны, независимы, свободны и объективны чем в СССР. А потребитель информации в США имел возможность большего выбора источника информации.

Так что еще одно препятствие пропаганде – это свобода слова, свобода получения и распространения информации, результатом чего является и свобода мысли.


О "хорошей" пропаганде

Термин пропаганда часто употребляется в качестве негативной оценки информационных сообщений и процессов.

Но всегда ли "плохо" специально подбирать и создавать информацию с целью повлиять на сознание людей? Есть ведь такие понятия как "пропаганда гуманизма", "антивоенная пропаганда", или "пропаганда здорового образа жизни"?

Надо признать, что есть идеи и ценности, которые достойны и заслуживают пропагандистских усилий и не требуют искажения информации, чтобы показать их актуальность и истинность.

Может быть стоит говорить не о пропаганде, а о популяризации или продвижении отдельных идей? Или вообще о просветительстве? Возможно. Но термин "пропаганда" как-то привычнее.

Что же нуждается в пропаганде, популяризации, продвижении?

Это идеи демократии, принципы, изложенные во ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, идеи мира, гражданственности, гуманизма, ненасилия.


Разумеется, установить социальное происхождение роденовского "Мыслителя" невозможно, но образ "Булыжник - оружие пролетариата" наглядно демонстрирует суть революционной пропаганды большевиков, фактически отрицавших парламентские методы решения политических и социальных проблем. Правда, и Государственная Дума, и в целом монархический режим в дореволюционные времена парламентской борьбе не способствовали..



ОБ АГИТАЦИИ

Российская Википедия дает следующее определение:

Агитация (лат. agitatio — приведение в движение) — устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям.

Статьи на других языках малоинформативны, и лишь на немецком языке сообщается о двух трактовках этого понятия:

Политическая агитация (lat. agitare ‚aufregen‘, ‚aufwiegeln‘ - лат. агитаторы 'расстроить',' развеселить') означает:

- (уничижительно) в основном агрессивное влияние на других в политическом отношении. Этот термин иногда используется в разговорной речи, но и в журналистских комментариях уничижительно. Агитатор часто приравнивается к бунтовщику, подстрекателю, еретику и бунтовщику (см. Demagoge);

- политическая просветительская работа или реклама политических или социальных целей.

Агитатор, в частности, хочет, чтобы большее количество людей переходило к совместному действию или реакции (в основном с точки зрения политического оппонента) посредством мотивационных, стимулирующих или буйных речей и публикаций.


Далее в статье в Википедии (на немецком - !) языке идет раздел «Агитация и пропаганда у Ленина», в котором говорится:

Концепция агитации и пропаганды имела центральное место в политико-организационных дебатах ранней российской социал-демократии и должна была сохранить это значение даже во времена Советского Союза. …

Плеханов уже в 1891 году определил это следующим образом «Пропагандист, — говорит Плеханов, — даёт много идей одному или нескольким лицам, а агитатор даёт только одну или только несколько идей, зато он даёт их целой массе лиц, иногда чуть не целому населению данной местности». Ленин развивает эту мысль в своих трудах: „... пропагандист, если нужно объяснить, например, при рассмотрении вопроса безработицы капиталистическую природу кризисов, причину их неизбежности в современном обществе показать, необходимость преобразования этого общества в социалистическое излагать и т. д. (...) агитатор, напротив, на тот же вопрос говорит, становится всеми своими слушателями, самый известный и лучший пример подобрать, например, голодной смертью одной семьи безработных, увеличение попрошайничества и т. д. и направит все свои усилия на то, чтобы на основании этого всем известного факта "массы" передать идею: идею бессмысленности противоречия между увеличением богатства и увеличением страдания, он будет стремиться пробудить в массе недовольство и возмущение этой кричащей несправедливостью, оставив оставшееся объяснение происхождения этого противоречия пропагандисту. Поэтому пропагандист действует главным образом через печатное, агитатор через произнесенное слово."


В статье упоминаются также Бебель, Лафарг и даже Ангела Меркель, которая в 1980-х годах была секретарем ФДД по агитации и пропаганде в Академии наук ГДР.

Французы добавили бы в список великиз агитаторов имя Жана-Поля Марата, испанцы Долорес Ибаррури, а американцы Джо Хилла.

Англичане рассказали бы, что первые агитаторы появились в 1647 году и были .избранными представителями солдат во время Английской Гражданской войны. Агитаторы были политическим движением, а также они были известны как адъютанты. Многие идеи движения были позже приняты левеллерами. В начале 1647 года длинный парламент намеревался либо расформировать многие полки, либо отправить их в Ирландию. Солдаты, жалованье которых было в значительной степени просрочено, отказались принять любую альтернативу и восемь кавалерийских полков избрали агитаторов, названных сначала комиссарами (commissioners), которые изложили свои жалобы трем генералам и чье письмо было зачитано в Палате общин 30 апреля 1647 года. Остальные полки последовали примеру кавалерии (по прозвищу железнобокие), а агитаторов, принадлежавших к нижним чинам армии, поддержали многие офицеры, которые выразили свое сочувствие, подписав "декларацию армии".

Подробнее обо всей этой истории рассказывается ЗДЕСЬ.

А в Британском музее есть даже изображение агитатора тех времен (май 1812 года) - лидера луддитов, переодетого в женскую одежду.

А в Википедии есть любопытные статьи об антисоветской агитации - Anti-Soviet agitation и и о пропаганде в СССР.- Propaganda in the Soviet Union.
Но не забудем и об антисоветской пропаганде - «Красная угроза» (Red Scare)

Точны ли приведенные определения агитации? Возможно, правильнее (но зануднее) говорить о об агитации как о создании и распространении определенной информации с целью побудить получателя информации к конкретным действиям..

Те, кто пытается осуществить агитационное воздействие, как правило, предполагают, что не так важно, как вы думаете, а важнее, как вы действуете. Можно сказать, что агитация – это информационное побуждение к действию. Особенно ярко это проявляется во время избирательных кампаний.

Агитационные сообщения, как правило, более лаконичные, менее информативно насыщенные чем пропагандистские, более эмоциональные.


Давид (образ Микельанжело) - это молодой юноша, который сражался со злобным Голиафом и смог одолеть его только метко запустив камень из пращи и попав Голиафу прямо в лоб.

Протестующий демонстрант с букетом цветов (образ Бэнкси) действует совершенно иначе.

Влияние агитационных призывов и на того, и на другого - неочевидно.

Из этого следует важный вывод:


ЖИЗНЬ - лучший пропагандист и агитатор
.



О ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ

Политическая реклама – это не что-то третье (по отношению к агитации и пропаганде с их конкретными целевыми установками), а это вместе с ними. Это скорее особый вид (или тип) информационных сообщений, которые могут использоваться для достижения агитационных и пропагандистских целей.

Информационные сообщения, которые относят к политической рекламе, имеют несколько особенностей, которые позволяют классифицировать их именно как рекламные.

Одна из них в том, что рекламная информация, как правило, тиражируется и распространяется с использованием технических средств.

Когда вы агитируете, скажем, стоя в пикете, то каждому прохожему вы говорите про одно и тоже, но каждый раз немного другими словами. Одному чуть больше, другому чуть меньше. И это не реклама, это агитация.

Когда вы шепчете на ухо своему партнеру (или партнерше) в постели, что, дескать, давай завтра поддержим на выборах партию «Счастливая Россия», потому что она так крепко о нас заботится – это, конечно, опять не реклама. Это опять агитация. Но в неподходящее время и в неподходящем месте.

А вот когда вы на домашнем принтере распечатаете несколько десятков призывов и раскидаете их по почтовым ящикам соседей – это уже будет похоже на политическую рекламу. Похже, но…

У рекламных сообщений есть еще несколько характерных признаков:

Реклама – это информационное сообщение, оплаченное точно установленным заказчиком.
Реклама – это информационное сообщение, содержание которого определяется заказчиком.
Реклама – это информационное сообщение, из содержания которого очевиден выгодополучатель его создания и распространения, то есть заказчик.


Говоря об этих признаках, следует добавлять слова «как правило», потому что заказчики иногда идут на разного рода хитрости, чтобы скрыть факт оплаты, содержание информационного сообщения может быть согласовано с заказчиком в общих чертах, выгодополучатель не всегда может быть очевиден.

Получается ли, что напечатав и распространив десяток листовок в поддержку кандидата Х вы не рекламируете его? Он ведь не давал вам указаний, что и как писать и не платил деньги за создание листовок? Значит, вы выступаете в качестве агитатора? Вероятно, так.

А если кандидат Х попросил вас напечатать какие-нибудь листовки в его поддержку и денег не давал, и даже текст не диктовал? Но ведь он выступил в качестве заказчика! Получается, это реклама?

А если в примечаниях к газетной статье не указано, что текст создан по заказу кандидата Х и оплачен из его избирательного фонда, но выгодополучатель очевиден – то это по всей вероятности статья рекламная. Особенно в том случае, если деньги за публикацию были заплачены «мимо кассы».

И чтобы окончательно разобраться в том, что является предвыборной агитацией, а что рекламированием надо внимательно ознакомиться с текстом соответствующего закона о выборах. И это вам придется сделать самостоятельно.

Итак, вероятно можно сказать, что реклама – это специфический массив информационных сообщений, обладающих определенными признаками (оплата, тиражирование, указание на личность заказчика, очевидность выгодополучателя и другие).

Википедия - о рекламе



Что такое «ПАБЛИК РИЛЕШНЗ» - PR (Public relations)?


Public Relations — это искусство и наука достижения гармонии
посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.

Сэм Блэк, "Паблик Рилейшнз. Что это такое?"

Паблик рилейшнз — деятельность по организации
коммуникативного пространства общества.

Г. Почепцов, "Теория и практика коммуникаций"

У этого термина тоже множество определений и толкований.

PR (public relations, паблик рилейшнз, связи с общественностью, пиар) — это управление потоками информации между организацией и общественностью.

Википедия сообщает:

Связи с обще?ственностью, PR (англ. Public Relations — публичные отношения, связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи, общественное взаимодействие; сокращённо: PR — пи-ар) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле — управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов.

Сложность и многозначность определения понятия

Понятие «Связи с общественностью» тесно связано с такими понятиями как реклама, пропаганда, журналистика, агитация, маркетинг, корпоративные коммуникации и менеджмент. С понятиями манипуляция и пропаганда PR связан лишь косвенно, поскольку по декларируемому определению является инструментом осознанного диалога двух равных субъектов. Однако некоторые тесно связывают эти понятия ввиду реалий 1990-х годов и ошибок в трактовке.

Между специалистами по связям с общественностью зачастую возникают разногласия: включать ли в сферу PR понятие «Чёрный PR».

Наиболее адекватным в современной практике считается[кем?] определение, предложенное профессорами Лоуренсом В. Лонги и Винсентом Хазелтоном. Они описывают связи с общественностью как «коммуникативную функцию управления, посредством которой организации адаптируются к окружающей их среде, меняют (или же сохраняют) её во имя достижения своих организационных целей». Данное определение представляет собой новейшую теорию, описывающую связи с общественностью как нечто большее, нежели просто формирование в обществе тех или иных точек зрения

Читать Public relations

Если рассматривать ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ как распространение информации с целью формирования общественного мнения и выстраивания определенных отношений между, например, властью и обществом, то разумеется, надо понимать какие именно отношения представляются желательными - демократические, патриархальные, партнерские, принуждения, патрон-клиентские и т.д.

Это просто пример выстраивания определенных общественных отношений в начале ХХ века в России.