АГИТАЦИЯ, ПРОПАГАНДА,
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА

(идеи и знания для профессионального роста и творческого развития)
   


Первые листовки (Слава Гутенбергу!) появились в Германии в 1488 году, авторы их как правило оставались анонимными.

Герценовская Вольная русская типография в Лондоне выпускала листовки, называемые в то время (середина XIX века) «прокламациями».

Листовки делают в Германии и сейчас:

СДПГ - SPD

ХДС - CDU

ЗЕЛЕНЫЕ - GRUNE


ПИРАТЫ - PIRATEN PARTEI



ЛЕВЫЕ - Die LINKE

ЛИБЕРАЛЫ - FDP

Листовки делают не только политические партии, но и политические активисты

.

Делают листовки и в других странах

Это - компартия Франции


Все эти образцы размещаются в интернете на партийных сайтах.

Удобно региональным активистам - есть готовый оригинал макет, бери и печатай, самостоятельно определяя тираж.

Удобно и самим партиям - это официальная печатная продукция и если кто-то вздумает делать подделки, то не только правоохранители, но и избиратели смогут легко определить, что написано в листовке на самом деле.

СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛА:

ЛИСТОВКА
и как ее сделать правильно

Без листовок не обходится ни одна предвыборная кампания. Да и вообще никакая политическая деятельность.

Листовки бывают односторонние и двусторонние, цветные и черно-белые, печатаются обычно на листе бумаги формата А4.

Листовки в целях политической пропаганда и агитации используют давно. Можно обратиться к истории, но сделайте это самостоятельно.

Изучите опыт Павла (см. «Мать»), или Максима (см. «Юность Максима,) или Сережки Тюленина (см. «Молодая гвардия»), попробуйте как они влезть на столб или крышу и, будучи освистываем жандармами (белогвардейцами, полицаями), разбросать смятые листочки с текстом, напечатанным на гектографе.

Или темной ночью, взяв с собой баночку меда, расклейте листовки на дверях квартир в своем подъезде. Это будет по-нашему, по-подпольному. Сделайте это – и сами увидите, что получится. Хотя мед лучше не использовать, могут налететь пчелы или медведи.

Об изготовлении листовок в древние времена читайте В.И.Ленина и его сподвижников, а также одну из наших любимых детских книг «Мальчик из Уржума» (про Кирова С.М.), в которой рассказывается, что листовки размножают с помощью желатина – прочитав в детстве, я сам попробовал этот способ, предварительно выяснив, что желатин добавляется в торт «Наполеон». Получилось неважно. Видимо, кроме знаний технологии надо иметь и соответствующий революционный дух.

Признаюсь, делать листовки – занятие необычайно увлекательное и захватывающее. Начните делать листовки и сами увидите, как трудно остановиться. Делаешь один вариант, другой, третий, сорок пятый!… Потом смотришь на часы... а революционная ситуация-то и тю-тю! Опоздал!

Однако любительство в этой сфере политической деятельности (как и в любой другой) противопоказано. Но если листовка сделана профессионально, она вызовет интерес не только у вас, но и у других людей.


Вот так когда-то красноармейцы, рабочие и прохожие читали листовки. Конечно, вообще-то это не совсем листовка, а декрет. Но ведь это и не фотография, а фрагмент картины. Некий вымысел художника. Поэтому и у нас некий домысел. Но обратите внимание - КАК (!) читают!

В перестроечные времена одна из газет рассказывала, как в домашних условиях организовать работу гектографа. Рекомендации эти когда-нибудь позже мы обнародуем. Но сейчас такие экзотичные способы, конечно, не используются. Листовки множат вполне легально - или на ксероксе, или на ризографе, или печатают в типографии (офсетом или же высокой печатью). Есть, конечно, еще и электрография, и ротапринт – это еще дешевле, но качество – плохое.

Как делается листовка?

Сначала ее надо придумать.

Придумать листовку – это не значит написать какой-то там текст и впихнуть какую-нибудь фотографию. Это любой дурак сможет. Придумать листовку любой дурак не сможет. Это на самом деле дело сложное. Этим специальные люди занимаются и называют они себя "копирайтеры". Что это значит? «Райтер» – это от английского «write», то есть «писать». А «копи» - это значит, что они начинались всякого разного и копируют с этого. А есть еще "криэйторы" - эти вообще, страшно сказать, чем занимаются.

А потом надо заказать оригинал-макет профессионалу-дизайнеру (!).

Это очень важно, чтобы дизайном занимался профессионал, не делайте листовки самостоятельно, даже если вы умеете работать на компьютере в программе Word.

Во-первых, дизайнер обработает изображение (Вы не представляете, какая это тонкая работа – убрать второй подбородок или нарастить усы!).

Во-вторых, дизайнер выберет композицию, подберет хороший шрифт, сделает кернинг и треппинг – и все это позволит сделать текст и смотрибельным, и читаемым!

Но дизайнер должен быть политически актуализирован и проникнут вашими идеями. Вы не представляете, какие дураки бывают некоторые кандидаты, когда пытаются впихнуть как можно больше текста в свою листовку. А аполитичные дизайнеры впихивают этот текст в листовку, уменьшая кегль (размер) шрифта. И не только в листовках, но и в газетах! В заказных рекламных статьях!

И еще одна причина, по которой нужен дизайнер – он придумает всякие рамочки, линеечки, мулечки, фенечки, рисуночки, красочки подберет, сделает так, что листовка Ваша заиграет, приятно будет взять ее в руки и не захочется тут же выбросить в помойное ведро.

Структура содержания и композиция листовки

Что должно быть в листовке? Тут придется поговорить о наборе информации (информационных блоках), которые вы используете и о ситуации получения листовки и восприятия информации.

1. Фамилия-имя-отчество кандидата – крупно, чтобы читалось и запоминалось. А еще можно ФИО несколько раз повторить в текстовой части. Номер округа не забудьте. И название партии, если вы партийный. И не скрывайте свою партийную принадлежность, не стыдитесь, не стыдитесь.

2. Часть листовки занимает блок лозунгово-слогановый. Для тех, кто листовки не читает, а так, просматривает – это как заголовок в газете.

3. Часть листовки уйдет на биографию – она, наверно, не в каждой листовке нужна, но в какой-то одной, а то и двух обязательна.

4. И, конечно, в листовке должно быть что-то содержательное (это может быть программа, позиция, мнение…).

5. И если кандидат совсем некрасивый (или листовка не о нем), то должны быть какие-то картинки в листовке. А то совсем скучно будет.

Как все это скомпоновать? Возможны самые разные варианты.

Посмотрите на эти варианты и запомните, что размещение составных частей на листе называется композиция. И у нее тоже есть свои секреты

Какой вариант вам нравится больше? Сами решайте. А какой лучше? Это надо долго объяснять и мы сделаем это как-нибудь потом. Обратите только внимание на то, что слова «нравится» и «лучше» - это не синонимы, это разные слова.

Использование листовок

Теперь займемся ситуационным анализом.

Как кандидаты используют листовки?

1. Раздают в пикете на улице
2. Кладут в почтовый ящик
3. Кладут стопочкой в магазине или аптеке
4. Наклеивают около парадных, на столбах и стенах
5. Раздают на встречах с избирателями
6. Другое

А вот как листовку используют избиратели:

1. Не берут в руки (в пикете, в магазине, на встрече)
2. Берут в руки и, взглянув на листовочку, тут же швыряют (около почтового ящика, в пикете)
3. Не глядя в листовку (или даже взглянув) кладут в сумочку, карман, портфель, чтобы потом на досуге почитать. Кстати, когда этот досуг у избирателя наступает?
4. Рвут на мелкие части
5. Заворачивают в листовку что-нибудь
6. Хранят у сердца или под подушкой
7. Читают вечерами всей семьей
8. Отдают кому-нибудь почитать или завернуть что-нибудь
9. Забывают про листовку
10. Читают, поднимаясь по лестнице от почтового ящика до квартиры
11. Радостно изумляются, обнаружив дома листовку в газете, вынутой из почтового ящика
12. Внимательно читают, подчеркивая особенно взволновавшие места и подшивают в специально отведенный скоросшиватель (это я так делаю)

И скажите теперь мне, пожалуйста, у Вас лично всегда одно и то же отношение ко всем бумажкам, которые мы называем листовками? Вы всегда демонстрируете один и тот же тип поведения? Причем, неважно, идет речь в листовках о политике или о распродаже дубленок?

Если Вы будете честны, то признаетесь, что некоторые бумажки Вам даже интересны. Так что, если вы – кандидат, вам надо научиться делать интересные для избирателя листовки.
Если не умеете сами, спрашивайте совета у знающих людей.

После всего прочитанного Вам стало, надеюсь, ясно, что есть ситуация сочинения рекламного послания и есть ситуация получения рекламного послания. И есть ситуация (и она самая главная) восприятия рекламного послания.

И поведение получателя листовки прежде всего зависит от того, как она сделана. Это в первую очередь. И во вторую – о чем (или о ком) она сообщает.

Вывод напрашивается.

Для раздачи в пикете, вкладывания в почтовый ящик и расклеивания на стенах вообще-то надо бы сделать свой вариант. Пусть даже тематика одна и таже, но для расклейки - текст покрупнее, для почтового ящика - текст на обороте. Но это дороговато, да и времени обычно не хватает. Поэтому сочиняя листовку, надо иметь в виду ее универсальное использование и постараться сделать так, чтобы она во всех ситуация все-таки работала. Хотя, Вы понимаете уже, что один универсальный вариант листовки для всех этих ситуаций не очень хорош. Если вообще возможен.

Вот, скажем, программный блок – напечатан шрифтом помельче, требует осмысления. Кто его прочитает в случае расклеивания листовки на заборе? Да практически никто. А места, чтобы покрупнее набрать фамилию уже нет – занято биографией.

А если листовку раздают в пикете, так ее ведь приходится сгибать пополам? И вот вы вытаскиваете ее со сгибом прямо по носу кандидата! Неаккуратно как-то получается, не то отношение к этой листовочке рождается у получателя.

Так что вам уже стало ясно, что в почтовый ящик - лучше буклет, на забор – плакатик. А в пикете – уж сами сообразите, что раздавать и как это должно быть сделано.

О заголовках.

Лозунг или заголовок в листовке – конечно, нужен. Особенно перед программным блоком. Не надо писать «Моя программа»! Маленькая она что-то получится. Напишите: «Из моей программы», так лучше. Или просто заголовок и подзаголовки.

Я выступаю за перемены!
Умерим аппетиты богатых!
Наведем порядок в школе!
Пенсии – по труду!
Военным – новую форму!
Колхозникам – новые трактора!
Всем – почистить зубы!

Заголовок и подзаголовки могут образовать отдельный лозунгово-тезисный блок листовки. Из одной фразы или из нескольких. В зависимости от того, что вы хотите сказать в данном конкретном рекламном послании.

Кстати о листовках в пикете. Когда я прохожу мимо пикета, я обычно наблюдаю сначала, как эти «агитаторы» агитируют. И вот, что я заметил: либо они просто стоят и треплются о чем-то своем, либо суют мне листовку не говоря ни слова.

Агитируют они (если это можно назвать агитацией) как-то суховато и скучновато. В общем, хреново агитируют.

А представляете, как бы это делал какой-нибудь Гаврош?!
Хотя Гаврош, если верить Виктору Гюго, не раздавал листовки, а бил фонари, стрелял из пистолета и постоянно напевал:

«Бледнея, в Лувре ждут расправы.
Народ, монархию долой!
Мети железною метлой!
Мои красавицы, куда вы
Умчались пестрой чередой?»

Об агитационно-пропагандистской деятельности Гавроша вам стоит почитать в чудесной книге «Отверженные» Виктора Гюго. Там и о революции, и о любви. Кстати, и о строительстве баррикад. А написано-то как – зачитаетесь! Но не бросайтесь прямо сейчас к книжной полке. Сейчас – учимся делать листовки.

О фотографиях в листовке.

Во-первых – это портрет. Лучше вполоборота, смотреть при съемке – в объектив, причесаться. Сниматься надо либо очень профессионально (и тогда вам все, что надо сделают – и грим, и позу, и выражение лица), либо – самому. Взять аппарат, приятеля и пусть он отщелкает пару-тройку пленок – с разным выражением лица, в разных нарядах.. Потом посоветоваться со своим имиджмейкером или как там он у вас называется и сняться еще раз в фотоателье. Сделать надо много разных фотографий. А потом выбрать одну-две. Лучшие. И выбирать надо не ту фотографию, которая нравится вам, а ту которая понравится избирателям. И не просто понравится, а вызовет хорошие и добрые мысли о кандидате. Какой он волевой, умный, задумавшийся о судьбе народа, боевой, честный, скромный, обстоятельный, свой парень и т.д. Все определяется вашим имиджем. А ваш имидж определяется теми избирателями, которых вы выбрали. Это мужчины или женщины? Пожилые или средних лет? С высшим образованием или без него?
Да, кстати, вы сами-то в очках или без? Это тоже важно! И оправа какая? А прическа? А поза? И вообще, вы как сниметесь – только лицо? Или по грудь? Или по пояс? Или за столом? Или в плаще на фоне Кремля? А руки ваши где? В карманах? В своих или в чужих? Или вообще в бюджет засунули?

Теперь видите сами, как много вариантов! И каждый из них надо было бы попробовать на народе. Посмотреть, как люди реагируют на такую фотографию. Сделать тестирование. Только лучше не самому, а поручить это психологу.

Кроме того, что вы должны понравиться избирателям, вы ведь должны и отличиться от других кандидатов, выделиться из них.

Представляете, 25 кандидатов и только один из них сфотографировался с кошкой. Конечно, все его запомнят и будут говорить «Это тот самый…., который с кошкой сфотографировался». Что они произнесут вместо многоточия – не знаю. И не проголосуют за этого ….

А другой сфотографируется с баллистической ракетой – и его тоже запомнят и, может быть, даже выберут. Страшно ведь такого не выбрать – еще обидится и пальнет. А если у вас нет ракеты, то могут быть усы, борода, лысина, или какая-нибудь особая поза. Конечно, лучше не эротическая.

Вот Владимиру Ильичу Ленину было фотографироваться легко. Одной рукой жилетку зацепит, другой размахивает. Экспрессия!

Или вот, например, на выборах губернатора Калифорнии была такая клевая девчонка Мэри Кэри. Так она в купальнике сфотографировалась. Ее все запомнили. Но правда ее главный соперник – Арнольд Шварценеггер оказался все равно пофигуристее – даром что культурист. И победил в итоге.
Арнольда и Мэри вы потом вам покажем.

И еще – в листовке может быть второй снимок - это вы и еще кто-то.
Например, семья. Или ребенок. Или – избиратели! Да, точно, лучше всего с избирателями. Но можно и без избирателей, Просто на одном снимке – вы, а на другом - опять вы, но уже в динамике, в действии. Вы – на митинге. Вы – раздаете конфеты. Вы – дискутируете. Вы – в подводной лодке. Вы – у станка. Вы – в мыслях.

Ну, вот пока и все.

Некоторые важные моменты, которые надо учитывать при подготовке листовок мы обозначили. Так что вы можете приниматься за дело.

А мы займемся подготовкой нового материала. Наверно, о предвыборном плакате.

Это ведь так важно для победы – сделать хороший плакат!

Даже, может быть, более важно, чем сделать листовку. А, может быть, менее. Может быть важнее всего правильно понимать, что написано в листовке. Во всяком случае избирателю.

Но листовка - это возможность быстро (и дешево, кстати) отреагировать на какое-то событие, позвать людей на демонстрацию или митинг. Листовка - это призывы (кричалки) для демонстрации и резолюция митинга.

Вечером написал, ночью напечатал, утром распространил - это листовка.