ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ
на примере
РСДРП(б) - РКП(б) - ВКП(б) - КПСС

в стенограммах и решениях съездов, конференций и пленумов,
а также документах, картах и фотографиях
 
 

 



 

 
ПРАКТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ
1903 - 1905
по докладам социал-демократических организаций
III съезду РСДРП в 1905 г.



ОТЧЕТ ОБЪЕДИНЕННОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С.-ПЕТЕРБУРГА


I
Чтобы ясно представить себе строй и функции объединенной организации, необходимо, хотя бы в кратких чертах, напомнить историю студенческих организаций в С.-Петербурге и их отношение к социал-демократии за последние 4 года.

В 1901 г. в С.-Петербурге уже не существовало единой общестуденческой организации вроде союзных советов землячеств. Студенчество организовалось по отдельным учебным заведениям на почве взаимопомощи, самообразования, курсовых и прочих академических, но нелегальных организаций, или же непосредственно для целей студенческих движений, сходок и забастовок.

В случаях общестуденческого движения — общей забастовки или демонстрации — из представителей организаций отдельных учебных заведений составлялось «Делегатское собрание», но оно имело спорадическое существование. К осени 1901 г. относится попытка «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» организовать во всех учебных заведениях особые социал-демократические группы; попытка эта окончилась неудачей, так как в то время сильного «радикального» студенческого движения группы эти, ограничивавшиеся лишь самообразованием и денежными сборами, успеха иметь не могли. И вообще в то время господства в социал-демократии «экономизма», отделяющего принципиально политическое движение от рабочего, специальные студенческие социал-демократические организации не имели под собой почвы. Студенты социал-демократы должны были или отрекаться от всякого участия в «буржуазном» политическом движении студентов или, оппортунистически теряя свою социал-демократическую окраску, уходить в него с головой, удаляясь от рабочего движения... Но в то же время существование тогда лишь одной революционной партии — социал-демократии делало то, что почти всякий революционно настроенный студент называл себя социал-демократом; получалось, что чисто радикальные по своей деятельности студенческие организации состояли в большинстве из социал-демократов. Такова была «Касса радикалов», руководившая студенческим движением 1902 года.

Выступление в 1902 г. революционно-буржуазной демократии— партии социалистов-революционеров и либералов «Освобождения», с одной стороны, а с другой — рост влияния «Искры» вызвали раскол прежних радикальных организаций, заставив истинных социал-демократов размежеваться и образовать свои организации. Почва для них была уже подготовлена развитием политического сознания студентов.

В Петербурге возникают первые чисто социал-демократические группы: Политехнического института — в октябре 1902 г. и Университета — в январе 1903 г., которая составилась из социал-демократических элементов «Кассы радикалов» и других студентов социал-демократов. Краткая характеристика университетской группы того времени такова: она объединяла около 20 человек работающих и не работающих в партии и была совершенно автономна, не находясь ни в каких обязательных отношениях ни с комитетом (искровским), ни с «Союзом борьбы».

По примеру прежней «Кассы радикалов» она занималась главным образом изданием листков и участием в студенческом движении. Главным, вызывавшим споры вопросом было определение отношений к студенческому движению; существовало три течения: первое — предлагавшее выступать перед студенческой массой по-прежнему лишь с радикальной программой, второе — совершенно отрицавшее принципиальную допустимость для социал-демократов участвовать в студенческих движениях, и третье, только что складывавшееся тогда, — требовало принципиально выдержанной с.-д. тактики и в атом вопросе, без затушевывания своей физиономии; последнее победило и было применено на практике на сходке 18 марта *.

* Имеется в виду сходка студентов Петербургского университета, состоявшаяся 18 марта 1903 года. Поводом к сходке послужило закрытие властями Женского медицинского института. Участники сходки приняли резолюцию, выражавшую солидарность с февральско-мартовскими демонстрациями рабочих в Тифлисе, Ростове-на-Дону и Баку, и призвали студентов Петербурга к устройству митинга протеста против самодержавного строя.

Кружковой пропагандой в студенчестве группа не занималась; организационный строй был громоздким, с обширным применением выборного начала. В делегатском собрании в этот период также получило преобладание социал-демократическое влияние. Оно в то время ставило своей целью прочную организацию с.-д. студенчества, отрицательно относясь к попыткам воскресить старое радикально-академическое студенческое движение.

К тому же времени относится попытка одной из студенческих с.-д. групп создать централизованную с.-д. организацию студентов всех высших учебных заведений, окончившаяся неудачей вследствие того, что группы, объединявшиеся в делегатском собрании, обладали большим авторитетом. Осенью 1903 г. эта группа, состоявшая по большей части из студентов Университета, слилась со старой «с.-д. группой студентов Университета» после того, как отказалась от прежнего своего взгляда на студенческое движение, как на движение внеклассовое, и положила в основание своей тактики происшедшую дифференциацию студентов по партиям.

II съезд РСДРП, фактически конституировав партию, сделал ненормальным явлением существование отдельных с.-д. организаций вне партии. По отношению к студенчеству этот съезд имел еще и то значение, что на нем получило преобладание «искровское» направление, принципиально налагавшее обязанность на социал-демократию «идти во все классы населения» и «поддерживать всякое оппозиционное и революционное движение»; и уже осенью 1903 г. мы видим попытки Петербургского комитета использовать преобладание с.-д. в делегатском собрании, а также войти в непосредственные сношения с с.-д. организациями в учебных заведениях, которые, как и университетская, выделились уже к этому времени из радикальной организации во многих учебных заведениях. Дело это было поручено так называемому «коллективу» (на обязанности которого лежала вообще вся работа в интеллигенции) — нескольким пропагандистам под руководством одного из членов комитета.

Но так как дело требовало не пропагандистов, а организаторов, то оно за всю осень почти не двигалось, и все попытки создать жизнеспособную единую общестуденческую с.-д. организацию оставались тщетными; наконец, в январе 1904 г. комитетом было выделено одно лицо со специальной целью привести дело организации с.-д. студентов в порядок. Им были завязаны связи со всеми уже существующими группами в различных учебных заведениях, назначены там организаторы, и после отбора группы эти были признаны партийными организациями, а в тех учебных заведениях, где групп не было, были назначены организаторы и им было поручено составить себе группы. Город был поделен сначала на три, потом на два района. Состоялось несколько районных и одно общее собрание организаторов по организационным вопросам. Как общее предприятие можно отметить распространение майских листков. Пропаганда и листковое издательство происходили по отдельным группам; последнее принадлежало по-старому одной университетской группе. Было поднято много вопросов, касающихся пропаганды, студенческого движения, упорядочения библиотечного дела и т. д. К маю 1904 г. «Объединенная организация» была уже вчерне сформирована.

II

Осенью 1904 г., в сентябре, на трех общих собраниях организаторов в присутствии членов комитета был выработан устав «Объединенной с.-д. организации студентов С.-Петербурга», в котором были сведены и разработаны основные черты весеннего организационного устройства и функций.

Цели организации были формулированы следующим образом: подготовка сознательных работников партии, доставление ей материальных средств и поддержка студенческого движения.

Для организационного строя был принят строго централистический принцип: во главе ее стоит ответственный организатор, назначаемый комитетом (фактически дело обстояло так: одному из членов комитета была поручена работа среди интеллигенции вообще, и он назначил для «Объединенной организации» особого студента-организатора). В каждом учебном заведении имеется: 1) утвержденный ответственным организатором организатор данного учебного заведения; 2) группа, партийная организация, члены группы = членам партии, и потому: а) для права членства требуется сознательное принятие с.-д. программы и б) возлагается на членов группы обязанность работать не только в данном учебном заведении, но, по требованию комитета, и в других частях местной социал-демократической организации.

Группы ведут непосредственную организацию, пропаганду и студенческое движение в данном учебном заведении, распространяют листковую литературу комитета, пользуются правом издания листков к своему учебному заведению. Для решения общих вопросов и для обсуждения участия в студенческом движении созывается общее собрание организаторов. Решения его находят силу после утверждения их комитетом.

Для технического удобства организация была разделена на три района, заключавшими районные библиотеки, районные квартиры для комитетских листков. Заведование районом поручалось одному из организаторов местного района.

Определение внутреннего строя каждой группы поручалось самим группам, так как приходилось считаться с местными условиями работы. Было определено лишь, что организаторы зависимы не от группы, а от ответственного организатора. В более многочисленных группах для ближайшего заведования делами были выделены организаторами «центральные группы». Кое-где применялось выборное начало. (Замена выборного начала централистическим при назначении организатора вызвала уход из «Объединенной организации» двух групп. На их место были сформированы новые.)

Библиотечное дело было поставлено так: ввиду неравномерности распределения и недостаточного количества литературы были соединены все имевшиеся при отдельных группах библиотеки и затем разделены на три районные, находившиеся в ведении районных библиотекарей, сносившихся с группами через библиотекарей групповых.

Кружковая пропаганда была поставлена так: ввиду недостаточного количества пропагандистов решено было организовать в кружки лишь лиц, имеющих уже определенные симпатии к с.-д. Для невыясненной же массы устраивать агитационные собрания. Кружки намечены были двух типов: первоначальные, при группах, и квалифицированные, без различия учебных заведений, для подготовки в короткий срок уже пропагандистов. Руководителей и программу занятий для последних обещал дать комитет. Для издания листков решено было образовать литературную группу. Листки общего характера подлежали санкции комитета. Члены групп были обложены 10-процентными (подоходными) взносами. Для финансовых предприятий решено было составить особую комиссию. По отношению к студенческому движению были выработаны общие тактические принципы, согласные с принципами революционной социал-демократии. Устав этот, в сущности регистрирующий уже раньте существовавшие организационные отношения, был дан на окончательное утверждение комитету в конце сентября 1904 года. Устав остался нерассмотренным комитетом за недостатком времени.

С октября, тем не менее, началась оживленная работа. Группы росли и расширяли сферу своего влияния (цифры: к концу 1904 г. по среднему подсчету в группах 14-ти высших учебных заведений состояло более 100 членов; организовано в кружки было более 500 человек; наиболее крупными группами были: курсов Лесгафта, Университета, Политехнического института и Женского медицинского института). Кружковая пропаганда шла слабо — мешало отсутствие организации у пропагандистов, отсутствие пропагандистов для квалифицированных кружков, недостаток литературы, новизна дела. Агитационные собрания не устраивались. В конце 1904 г. были предложены университетской группой темы для них, но январские события, прекратив вообще работу в студенчестве, сделали их невыполнимыми. Денежных средств «Объединенная организация» доставила комитету за осень свыше 3 000 руб. Из предприятий отметим издание Каутского «Экономическая система Карла Маркса» (500 экз.).

По отношению к студенческому движению «Объединенная организация»: 1) послала делегата на третий (неудавшийся) студенческий съезд; 2) участвовала в демонстративных похоронах студента Малышева (14 октября), но вместе с тем удержала студенчество от нерациональной растраты сил на чисто студенческой демонстрации у Казанского собора 17 октября; 3) по предложению комитета в начале ноября провела агитационную сходочную кампанию почти во всех высших учебных заведениях С.-Петербурга. Везде были приняты лозунги, содержавшиеся в резолюциях «Объединенной организации», — требование прекращения войны и созыва учредительного собрания на основании всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права.

За время кампании было издано на гектографах и мимеографах несколько тысяч резолюций студенческих сходок и общий обзор их результатов.

Сходочная кампания имела целью также выяснить отношение студенчества к подготовлявшейся комитетом демонстрации 7 ноября. На сходках повсюду было обнаружено сильнейшее стремление к демонстрации, и «Объединенная организация» уже начала готовиться к ней, но демонстрация была отменена комитетом. На следующей неделе отмена повторилась. Ввиду напряженного состояния студенчества настроение могло прорваться стихийно, и «Объединенная организация» была уже не в силах сдержать его. Комитет был вынужден особыми листками обратиться к студенчеству, назначив демонстрацию на конец ноября. За несколько дней до 28 ноября последовала еще раз отмена демонстрации, и только 26-го она была окончательно решена в положительном смысле. Выделенный «Объединенной организацией» «Организационный комитет» едва успел организовать ядро демонстрации.

Как известно, демонстрация 28 ноября была неудачной, и вся тяжесть ее пала на «Объединенную организацию». Это послужило последним толчком к кризису внутри организации. Почва для него была подготовлена давно; неработоспособность комитета не дала возможности только что сцентрализованной «Объединенной организации» фактически слиться с партией в одно целое. С одной стороны, комитет не давал ни литературы, ни пропагандистов, с другой — не мог использовать многочисленные предложения услуг со стороны членов «Объединенной организации» и ее периферии. Работа поневоле стояла и шла лишь тогда, когда велась помимо неработоспособного центра. Кроме того, так как общестуденческий организатор не являлся членом комитета, «Объединенная организация» была как бы отрезана от центра. Уже в начале ноября «Объединенная организация» заявила о необходимости назначения ее ответственным организатором члена комитета или введения в комитет одного лица из ее среды. Незадолго до 28 ноября комитетом было поручено одному из своих членов урегулировать отношения с «Объединенной организацией». После 28 ноября, на запрос общего собрания организаторов «Объединенной организации» о причинах столь странной организации демонстрации, двумя членами комитета была на общем собрании организаторов обрисована местная и всероссийская картина дезорганизаторской деятельности «меньшинства», было сообщено о выражении недоверия Центральному Комитету со стороны Петербургского комитета и о результатах агитации за съезд.

Когда был поставлен вопрос о вотуме доверия Петербургскому комитету, собрание уклонилось от немедленного ответа и пожелало выслушать доклад «меньшинства». Доклад этот, состоявшийся лишь в январе 1905 г., имел уже лишь формальное значение срока разрешения кризиса. Еще в декабре и в начале января все, обнаружившие «менынинствистские» тенденции и жаждавшие положительной работы, не находя ее у комитета, присоединились к «группе ЦК», требовавшей, как новообразование, много рабочих рук. Но, присоединившись к ней, они не выступали из «Объединенной организации» и тем фактически подрывали всякую возможность общей работы в ней — постоянно приходилось наталкиваться на непонятные отказы или бездействие при работе на комитет. Попытки комитета отдалить развязку не привели ни к чему, и в начале февраля из состава «Объединенной организации» вышло четыре группы целиком и большая или меньшая часть еще трех групп. Таким образом, «Объединенная организация» с этого времени состоит из принципиального «большинства» и лояльного «меньшинства» (очень немногочисленного).

При выходе «меньшинство» заявило, что оно считает «Объединенную организацию» разложившейся и поэтому требует пропорционального дележа имущества (библиотеки, деньги, техника, 3 мимеографа), считая при этом оставшихся за 1/3 числа членов, что было уже не юридически, а и фактически неверно. «Объеди-Е1енная организация», продолжая существовать, потребовала от ушедших, чтобы они сдали все находящееся в их руках имущество (две районных библиотеки, два мимеографа и часть денег) в определенный срок, что исполнено не было, и «Объединенная организация» только в ожидании исхода III съезда не объявила ушедших «товарищей» ворами. Так отразились на «Объединенной организации» партийные разногласия. Внутренние разногласия сделали для «Объединенной организации» невозможным планомерное воздействие на январско-февральское студенческое движение. В каждом учебном заведении действовала местная с.-д. группа отдельно от остальных. После ухода «меньшинства» и образования ими своей «Объединенной организации при группе ЦК» была попытка коалиционного объединения с ними в «Исполнительном комитете с.-д. организации студентов С.-Петербурга», но движение к этому времени уже кончалось, и практического значения эта попытка иметь не могла, тем более, что встретились и принципиальные различия во взглядах на студенческое движение: студенческое «меньшинство» еще не вполне отделалось от академизма.

В настоящее время организационные отношения комитетом урегулированы следующим образом: «Объединенная организация» приравнена району, ее ответственный организатор — районному со всеми правами последнего. Почти все наличные члены групп и много из периферии работают в местных с.-д. организациях комитета. Ввиду того, что студенчество теперь разъехалось из С.-Петербурга, деятельность «Объединенной организации», как таковой, ограничивается поддержкой связи с оставшимися и изданием листковой литературы. Последним собранием организаторов «Объединенной организации» принята следующая резолюция:

«Принимая во внимание: 1) что в настоящий революционный момент партии более чем когда-либо необходимо идейное, тактическое и организационное единство; 2) что это единство в корне подорвано дезорганизаторской деятельностью «меньшинства»;
3) что единство партии возможно восстановить исключительно путем III съезда и 4) что отказ партийных центров исполнить волю большинства комитетов и созвать съезд вынуждает партию действовать помимо них; —
Объединенная социал-демократическая организация студентов Петербурга приветствует энергичный почин Бюро комитетов большинства в деле созвания съезда и выражает ему свое доверие.
Март 1905 г.».

ПРИМЕЧАНИЕ: К отчету был приложен также перечень листков (листовок) с указанием их тиражей. По содержанию листков (несколько десятков) - это заявления, сообщения, резолюции сходок, тиражи - как правило от 200-300 экз. до 1000 экз.

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА

I. Организация студенчества поручается ответственному организатору среди студенчества (член комитета); он же может исполнять и другие функции, как организация интеллигенции, финансовой группы и т. д. В каждом учебном заведении организуется особая «с.-д. группа» из лучших партийных работников, обязанная вести работу в данном учебном заведении.

Целью работы среди студенчества является:
1) Выработка активных с.-д. (партийных работников).
2) Помощь партийной работе (квартиры, деньги, адреса, лица для отдельных услуг и т. п.).
3) Поддержка оппозиционного и революционного движений среди студенчества, поскольку это в интересах партии.

С.-д. группа состоит из 4—5 лучших партийных работников данного учебного заведения. Один из них — «организатор» — работает непосредственно среди студенчества и не может совмещать своей работы с какой-нибудь другой, все же остальные могут работать в других областях (группы организаторов, пропагандистов, техников, литераторов и др.) и обладают только голосом при решении наиболее важных вопросов (общепартийных при резолюциях от имени группы, выяснении своего отношения к студенческим движениям и т. п.), в непосредственной же работе среди студенчества не заняты. Организаторы составляют «собрание организаторов», происходящее еженедельно под руководством ответственного организатора.

Собрание организует:

I. Распространение листков.

Все учебные заведения делятся на 4 района:

1. Васильевский остров (Университет, Горный институт, Бестужевские, Академия художеств, Учительский институт).
2. Город (Путейский, Технологический, Гражданский, Лесгафт, Естественнонаучный).
3. Петербургская сторона (Женский медицинский институт, Электротехнический, Военно-медицинская академия).
4. Выборгская сторона (Лесной, Политехнический, Рождественские, Духовная академия, Зубоврачебный, Надеждинские).

В каждом учебном заведении группа намечает распространителя, четыре из них собранием назначаются районными, один из районных является главным распространителем. Он сносится непосредственно с ответственным организатором и заведующим передаточными квартирами.

Главный распространитель дает квартиру, куда каждый вечер можно приносить из техники листки и где они могут остаться на ночь. Утром, до 12-ти, листки должны быть перенесены на районные квартиры (это обязанность главного распространителя), откуда в тот же день, до 2-х, разносятся по учебным заведениям (районные распространители), где и распространяются (распространителями). Каждое учебное заведение должно дать квартиру, куда ежедневно в определенное время от 12—2 можно приносить листки.

II. Библиотека. Библиотекой пользуются все партийные работники (за исключением работающих в пропаганде и организационных группах, имеющих особую библиотеку). Она находится в ведении собрания организаторов ввиду 1) того что большинство работников студенты, 2) гораздо легче устроить передачу книг через учебные заведения.

Учебные заведения, разбиваются на четыре района. В каждом учебном заведении с.-д. группа намечает библиотекаря и выясняет число подписчиков. Собрание организаторов назначает четырех районных библиотекарей и одного главного. Главный сносится непосредственно с ответственным организатором и заведующим складами (см. план организации технической группы). Он дает последнему квартиру для приноски литературы (назначает 2 раза в неделю определенные часы). Партийные работники не студенты причисляются к тому или другому учебному заведению. Библиотеки организуются, по возможности, в каждом районе. В зависимости от количества книг возможно привлечение и платных подписчиков и устройство отдельных платных библиотек в отдельных учебных заведениях. Библиотекой могут пользоваться: 1) все партийные работники, 2) занимающиеся в пропагандистских кружках, 3) оказывающие партии те или другие услуги (хозяева квартир явочных, исполняющие отдельные поручения). Последние, по возможности, платят за пользование книгами. Техника пользования книгами выясняется на собрании библиотекарей (районных, по районам). Книги, находящиеся в распоряжении с.-д. групп, составляют собственность партии, и отдельные группы обязаны подчиняться всем решениям высших инстанций в вопросах, касающихся судьбы этих книг.

III. Сбор денег. Собрание организаторов даст сборщиков в финансовую группу, которая организует сборы, отдельные предприятия и т. д.

IV. Собирание сведений и материалов для листков и корреспонденции. Каждый организатор имеет адрес литературной группы для доставки всякого материала. Все листки проходят через литературную группу и издаются за подписью комитета. За подписью «с.-д. группы такого-то учебного заведения» могут издаваться листки, относящиеся непосредственно к студенчеству данного учебного заведения. Листки эти должны быть санкционированы ответственным организатором и через него попадают в партийную технику, где и печатаются. Печатание каких бы то ни было листков за подписью «с.-д. группы учебного заведения» помимо ответственного организатора и не на партийной технике не допускается.

V. Для агитации и пропаганды выделяется особая группа. На собрании организаторов выясняются все имеющие быть агитационные собрания, вечеринки и т. п. и темы, которые желательно обсудить. Собрания пропагандистов, происходящие по мере надобности под руководством ответственного организатора, разбирают эти темы и посылают соответствующих лиц. Пропаганда имеет целью выработку активных с.-д. вообще и пропагандистов в частности. Соответственно этому кружки делятся на основные и квалифицированные. Кружки организуются собранием организаторов, пропагандистов распределяет ответственный организатор. Собрание пропагандистов вырабатывает программу занятий (нужна санкция комитета), список книг для чтения, разбирает вопросы, касающиеся методов пропаганды и т. д.

VI. Помощь партии (квартиры, разные услуги, адреса и т. п.). Ответственный организатор выясняет перед каждым собранием организаторов все потребности партии в квартирах, людях и т. п. и передает собранию, которое и старается выполнить все необходимое. Удобнее всего можно было бы посылать всех могущих оказать ей те или иные услуги. Адреса явок имеют все организаторы.

VII. Поддержка оппозиционного и революционного движения среди студенчества. Организатор каждого учебного заведения является в нем единственным представителем партии и должен поэтому иметь доступ в организационные комитеты, где таковые существуют. Участие в организационном комитете его, однако, ни к каким определенным поступкам не обязывает, и с.-д. группа принимает в каждом студенческом движении участие лишь поскольку это выгодно для партии. В случае студенческого движения организатор созывает собрание с.-д. группы, она выясняет свою позицию и сообщает о своем решении собранию организаторов, решению которого обязана подчиниться.

СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА

Ответственный организатор (член комитета)

Собрание организаторов
(собрания регулярные 1 раз в неделю; в случае большого числа организаторы делятся на районы).

Собрание организаторов организует:
а) распространение листков,
б) библиотеку,
Группы в) и г) входят в общие финансовые и литературные группы
в) сбор денег,
г) собирание материала,
д) агитационные собрания, вечеринки,
е) пропагандистские кружки,
ж) помощь квартирами, людьми и т. д.

Собрание пропагандистов
(собрания по мере надобности), выработка программы занятий, разбираются особые темы, список книг для чтения, вопросы методов пропаганды и т. д.

С.-д. группа учебного заведения (организатор 4 несколько голосов с совещательным голосом). Организатор организует в учебном заведении отделы а), б), в), г), ж), входит в местный организационный комитет как единственный представитель партии.

Организация агитации

Исполнительное передаточное бюро, куда организаторы всех районов присылают адреса на агитационные собрания; двум-трем лицам приходится передавать эти адреса ответственному агитатору, который отсылает рабочего-агитатора или интеллигента-агитатора, смотря по тому, каков состав публики на агитационном собрании; о часе извещает организатор в той же записке, в которой написан адрес агитационного собрания. Публика для собрания подбирается организатором по возможности однородная (серая, средняя, развитая), безусловно сочувствующая и порядочная (единственное условие, что слушатели не выдадут). Передаточное бюро состоит из четырех-шести лиц: 1) получающих адреса, 2) передающих их ответственному агитатору и 3) развозящих их по квартирам рабочих и интеллигентов-агитаторов. С ответственным агитатором имеют дело два лица из передаточного бюро по соображениям конспиративности.

ИДЕЙНАЯ РАБОТА

Агитаторские кружки. Кроме указанной технической функции и прежде всего на ответственном агитаторе лежит обязанность идейного руководства кружком агитаторов (рабочих или интеллигентов). Агитация ведется на почве злободневных вопросов, освещаемых с принципиальной точки зрения; таковой темой могут служить съезды (технические, пироговские), деятельность сельскохозяйственных комитетов, фабричное законодательство, государственные росписи, 19 февраля, 1 марта, 18 марта (темы исторические) и в особенности война; зимой обрабатываются темы речей 1 мая (в 1904 г. в связи с агитацией против войны). Все эти темы обсуждаются на агитационных кружках под руководством ответственного агитатора или его помощника (или помощников при развитой агитации). В этом вторая и главная функция ответственного агитатора.

При обсуждении тем в агитационных кружках большое значение придается газете нелегальной и легальной в надлежащем оснащении. Газетные вырезки играют большую роль при агитации. По возможности следует развивать самодеятельность рабочих-агитаторов при разработке тем. От каждой данной темы (см. выше) легко подойти к той или иной стороне программы-минимум и подчеркнуть необходимость борьбы за социализм.

На каждое агитационное собрание ответственный агитатор может посылать через передаточное бюро двух агитаторов для взаимной проверки. При трех агитаторских кружках из пяти-шести человек каждый и при достаточно быстрой мобилизации можно развить широкую агитацию, особенно весной под открытым небом. Для агитаторов необходим определенный теоретический багаж, умение выбирать из газет и ежемесячников нужный материал, а равно и темперамент. Именно потому, что рабочий по своему положению более чуток и сильнее реагирует, рабочий-агитатор, на мой взгляд, предпочтительнее агитатора из интеллигентной молодежи. Ответственный агитатор участвует: 1) в собрании организаторов, 2) в собрании районных пропагандистов.

Первое участие необходимо для общего знакомства с организаторами и для того, чтобы ответственные агитаторы и ответственные организаторы сообща обсуждали недостатки организационного и агитационного дела.

Участие в пропагандистских собраниях ответственного агитатора необходимо для ознакомления с делом агитации товарищей пропагандистов, для того чтобы ответственный агитатор получал агитаторов-рабочих от районных пропагандистов, а равно получал инструкции от комитета по тому или иному вопросу агитации (например, проведение резолюции комитета против войны; способы маевки и т. д.). Путем такой организации достигается достаточное районное, организационное и идейное, единство этой отрасли партийной работы, — вернее сказать, могло бы быть достигнуто при более частых агитационных собраниях и при более конспиративных квартирах и подборе публики. А этот последний недочет — следствие недостатка организационных сил.

Примечание. Рабочие-агитаторы ведут агитацию по возможности не в тех районах, где они работают на фабрике или заводе, чтобы на агитационных собраниях они не встречались с товарищами по работе.

УСТАВ ОБЪЕДИНЕННОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С.-ПЕТЕРБУРГА

Задачей организации является выработка сознательных партийных работников и доставление материальных средств партии из студенческой среды.

Организация состоит из:

1. Ответственного организатора, который назначается комитетом и ответственен перед ним за ход и результаты работы в студенчестве. На его обязанности лежит: заводить связи с учебными заведениями, назначать в них организаторов, присоединяя к партии уже существующие с.-д. группы; вести сношения между организацией и партией и передавать ей силы и средства, доставляемые организацией; следить за ходом организационной работы. Точнее его обязанности определены в отдельных частях устава. Ответственный организатор обязан иметь секретаря и явки для непосредственных сношений с организаторами групп и членами групп.

2. Организаторы групп в отдельных учебных заведениях назначаются представителем партии — ответственным организатором — из партийных работников данного учебного заведения. На обязанности их лежит организация работы в данном учебном заведении. Они являются в нем представителями партии и как таковые участвуют в коалиционных советах, где такие имеются. Организаторы подготовляют себе заместителей, которые известны ответственному организатору и утверждаются им при вступлении в обязанности организаторов.

3. Группы в учебных заведениях есть партийные организации, состоящие из партийных работников данного учебного заведения, для руководства партийной работой в данном учебном заведении.

Вступление в группу происходит обязательно с санкции организатора, хотя рекомендовать членов может каждый член группы. Внутреннее устройство группы определяется ею самой. На обязанности группы лежит: установка связей со студентами данного учебного заведения, группировка их в кружки, снабжение их литературой, распространение летучей литературы партии, добывание материальных средств в данном учебном заведении, участие в студенческом движении, издание листков местного характера за своей подписью с санкцией организатора данного учебного заведения.
Примечание. Из определения группы как партийной организации вытекает, что: 1) прием в нее равняется приему в партию и потому принимаемые в члены должны удовлетворять § 1 устава партии; 2) члены группы суть партийные работники и потому обязаны в случае необходимости и по требованию партии работать и в других частях партии (если, конечно, окажутся к тому годными).

4. Общее собрание организаторов созывается ответственным организатором. Происходит: 1) регулярно раз в месяц, 2) экстренно — по требованию комитета или одного районного собрания. Собрание законно при наличности половины организаторов и при условии представительства всех районов. Общее собрание изменяет и развивает с согласия комитета организационный план работы в студенчестве, дает общее руководство всему делу и следит за его выполнением, для чего каждый организатор обязан ежемесячно давать отчет собранию в делах своей группы, определять тактику групп в случае студенческого движения, имеющего общее значение, определять размер членского процентного отчисления. Постановления общего собрания записываются.

5. Районы. Для более удобной в техническом отношении постановки дела группы соединены порайонно, сообразно местам наибольшей населенности учащихся.

Районная организация состоит из:
1) Районного собрания организованных групп данного района. Собрание созывается по мере надобности.
2) Районного организатора, назначенного ответственным организатором из числа организаторов данного района.
На обязанности районного организатора лежит:
1) Установить районную передаточную квартиру для листков и поставить ее в связь с техникой комитета и с группами данного района.
2) Организовать районную библиотеку и снабжение литературой групп.

Специально на обязанности районного организатора лежит:
1) Служить обычным посредником между ответственным организатором и организованными группами данного района.
2) Передавать материал литературной группе от групп данного района.
3) Составлять квалифицированные кружки.
4) Организовать пропаганду данного района.

6. Организация кружков и пропаганды. Так как партийные пропагандистские силы должны затрачиваться наиболее производительным образом, то организация кружков, подбор членов в них должны производиться с большим разбором. При определении степени партийной пригодности лиц, с которыми заводят связи, могут представиться следующие случаи:
1) Могут встретиться лица, вполне подготовленные к пропагандистскому или литературному делу. Таких лиц организатору непосредственно передавать в партию.
2) Могут встретиться лица с достаточной теоретической подготовкой, но требующие подготовки окончательной для того, чтобы быть пропагандистами. Из них составляются квалифицированные кружки.
3) Могут встретиться лица с более слабой подготовкой, но с определенным желанием работать в социал-демократической партии. Из них составляются кружки партийные первой степени.
4) Наконец, лиц, совершенно не подготовленных, но политически честных, следует, не вводя в кружок, снабжать агитационной литературой и созывать на агитационные собрания.

Организация кружков и агитационных собраний
1) Квалифицированные кружки. Так как лица, годные для них, могут найтись в очень ограниченном количестве в отдельных группах и даже в целом районе, то организация их должна быть поручена районным организаторам (центральная группа); составленные кружки приводятся в связь с районной библиотекой через одну из групп района.
2) Кружки партийные первой степени составляются организаторами отдельных групп и через них приводятся в связь с районной библиотекой. Если лиц, годных для этого рода кружков, наберется мало в данном учебном заведении, то присоединяются к кружкам другого.
3) Агитационные собрания, заменяя отчасти первоначальные кружки, должны устраиваться систематически. Инициатива их устройства может исходить:
а) от местных групп — для своих учебных заведений,
б) от районных собраний — для своих районов,
в) от центральной группы — для всех районов или нескольких групп разных районов.
Агитационных ораторов устроители получают от центральной группы.


Организация пропаганды и агитации. Сообразно с подразделением кружков, пропагандистские силы должны состоять из:
1) Пропагандистов, ведущих кружки квалифицированные, для подготовки рабочих-пропагандистов. Такие пропагандисты должны быть опытны сами в работе пропагандистов и получаются из партии через ответственных организаторов.
2) Пропагандистов для партийных кружков первой степени; получаются из партии через ответственного организатора.
3) Ораторов для агитационных собраний.
Пропагандисты образуют собрание пропагандистов для выяснения вопросов пропаганды, для выработки программы занятий и т. д. Группа агитаторов составляется ответственным организатором из способных к агитации пропагандистов и членов квалифицированных кружков, группа вырабатывает темы собраний, разрабатывает темы, предложенные устроителями, дает ораторов на собрания, вечеринки, сходки и т. д.

7. Литературная группа. Составляется ответственным организатором из литературных сил отдельных групп. Задача ее — издавать листки общего характера (хронику, листки теоретического характера и т. д.). Право издания листков местного характера принадлежит каждой из групп в учебном заведении. В случае же неимения там литературных сил, листок составляется литературной группой по доставленным ей от данной группы материалам, с санкцией организатора группы. Редакция листков общего характера принадлежит комитету в лицо его редактора, с которым литературная группа имеет непосредственные сношения (равно как и с техникой партии). Местные группы обязаны представлять через районного организатора литературной группе все проверенные сведения, которые могут послужить материалом для ее деятельности, для чего при ней организуется бюро. Темы для листков намечаются как самой литературной группой, так и районными и общим собранием организаторов.

8. Материальные средства, доставляемые партии организацией, состоят:
1) Из постоянных процентных отчислений с месячного дохода членов групп, партийных кружков первой степени и всех партийных работников учебных заведений; обязанность собирания взносов лежит на организаторе группы.
2) Все группы обязаны доставлять партии средства, получая плату за чтение литературы, от продажи, лотерей, вечеров, отчислений от землячеств, устраивая сборы и аудиториях и т. п.

ТЕМЫ ДЛЯ АГИТАЦИИ
(ЛЕТУЧЕЙ ПРОПАГАНДЫ) В СТУДЕНЧЕСТВЕ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ «СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ГРУППОЙ СТУДЕНТОВ С.-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Декабрь 1904 г.


1. Революционное движение среди французской молодежи перед революцией 1848 г. Тайные республиканские общества. Бланкизм. Параллель с русским народовольчеством. Революция 1848 г. Обманутые надежды республиканцев. Объяснение — анализ классовой борьбы в 1848 г. Революция и соотношение общественных сил.

2. Современная Россия. Современные классы. Крупная буржуазия. Фабрично-заводский пролетариат. Городская и деревенская, промышленная и торговая, средняя и мелкая буржуазия. Помещики и сельский пролетариат и полупролетариат. Пережитки крепостничества. Бюрократия и духовенство.
(Картина по данным статистики и литературы. Анализ клас-< совых интересов.)

3. Интеллигенция. Обычное словоупотребление. Интеллигенция классовая и деклассированная. Интеллигенция как «среднее сословие» капиталистического общества. Ее интересы и психология. Русская интеллигенция. Ее враг — самодержавие. Оппозиционные и революционные течения. Их характеристика и анализ русского интеллигентского демократизма и народничества. Игнорирование им классовых противоречий, вера в силу разума, личности. Утопичность этой точки зрения. Ее основа — метафизический тип мышления. Его ошибки. Метод диалектический.

4. «Крестьянский вопрос». Переход от натурального хозяйства к меновому. Дифференциация крестьянства. 19 февраля. Остатки крепостничества. Историческая картина перехода крепостного общества в буржуазное (современная Россия). Характер грядущей русской революции. Программа-minimum РСДРП.

5. Капиталистическое общество. Его основы и противоречия. Роль пролетариата. Интернациональный характер его борьбы. Социализм. (Программа-maximum.)

Цель этой летучей, агитационной пропаганды — развернуть перед молодыми, лишь вообще революционно настроенными интеллигентами, картину классовой борьбы сначала на историческом примере столкновения с ней интеллигенции (1-я тема), затем обнаружить ту же классовую борьбу в окружающей жизни (2-я тема). Этим достигается расширение кругозора интеллигенции, обычно мелкобуржуазного. Далее указать то положение, которое занимает сама интеллигенция в классовой борьбе (3-я тема), и — так как требуется разрушить основную неправильность мышления интеллигента — разбить утопичность интеллигентских идеологий, опираясь на уже показанную реальность классовых противоречий. Далее (4-я тема) научно проанализировать данный исторический момент, указать направление его развития и дать истинное движение вперед. В 5-й теме раскрыть дальнейшую эволюцию и направление борьбы. Эта пропаганда должна быть, в отличие от обычной, отнюдь не книжно-отвлеченной, возможно более живой и конкретной, так как ее цель главным образом — лишь резко поставить вопросы и давать краткие, но определенные ответы.

Общий ход пропаганды предлагается такой:

1. Указанные агитационные собрания.
2. Из более восприимчивых и энергичных — составить кружки для чтения нелегальной литературы; дать указатель литературы*.
3. В этих кружках достаточно руководить систематически лишь изучением политической экономии и читать в них (пропагандистам) рефераты по наиболее трудным вопросам теории (критика наших критиков) и тактики.
4. Пригодных для агитации и пропаганды, после некоторой подготовки их в кружках, соединять для практической подготовки в подготовительные группы пропагандистов и агитаторов, под руководством опытных агитаторов и пропагандистов.