ПОЛИТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
И
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИЗ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ



Политическое консультирование как область деятельности появилась разумеется тогда же, когда и политическая деятельность.
Один из самых известных российских "консультантов" - немец Лефорт, к которому ездил молодой Петр Первый в Немецкую слободу. Консультировал Петра и "майн херц" А.Д.Меньшиков.
А самый профессиональный "консультант" - таможенник Храмов в фильме "Начальник Чукотки".

Были консультанты и у других российских царей (Распутин у Николая II), и у российских политиков особенно с началом выборов в Государственную Думу.

Разумеется, штатные консультанты были у Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Горбачева, правда, назывались они референты или советники.

Появление профессионального политконсультирования в современной России связано, конечно, с выборами. И не с самыми первыми выборами народных депутатов СССР в 1989 году, а с последующими - выборами народных депутатов РСФСР и Верховных Советов союзных республик, а также выборами в местные советы в 1990-м году.

В 1989 году кандидат вполне мог обойтись не столько знаниями специалистов, сколько своим собственным профессиональным опытом. Тем более, что некоторые кандидаты обладали важными для победы качествами:

Партработник - умел пообещать (иногда с три короба)

Военачальник - мог "надавить" (пригрозить призвать в армию)

Журналист - умел грамотно разъяснить

Артист - умел понравиться

Ученый - умел анализировать (и вообще они умные)


Заметим, что в 1989 году многие политики были не очень хороши как кандидаты, но зато очень хороши как депутаты.

Отдельные специалисты в то время на свой страх и риск начинали осваивать политику - прежде всего это были социологи и журналисты. Реже - психологи. В услугах рекламистов или маркетологов особой нужды не было, для изготовления агитационных материалов требовались разве что дизайнеры. Предвыборные штабы работали на общественных началах, агитаторы тоже бесплатно. Если кто-то и получал деньги, то это было исключение.

В том же 1989 году возникло множество неформальных объединений - экологические, культурные клубы, а также неформальные политические объединения - народные фронты. Стали появляться и клубы избирателей, и группы поддержки кандидатов.
Дополнительные материалы: Время борьбы - народный фронт, GORBY & перестройка, ВЫБОРЫ.

В ноябре 1989 года в России появились первые профессиональные политконсультанты из-за рубежа - это была команда примерно из 10 человек из США (Национальный Республиканский Институт), которая в течение нескольких дней проводила занятия с депутатами - членами МДГ (межрегиональной депутатской группы, объединявшей часть народных депутатов СССР).
От американцев были Д.Батски, Р.Крайбл П.Вейриг, У.Паско (Исследовательский фонд конгресса США) и другие специалисты,


В центре - Пол Вейриг (НРИ, США)
Практикует и по сей день

Среди участников этих занятий (лекции, семинары и в заключение - деловая игра по разработке стратегии избирательной кампании) были ставшие вскоре известными всей стране политики. Некоторые - сами участвовали (Г.Бурбулис, Ю.Болдырев, С.Красавченко, С.Филатов, А.Левашов, С.Белозерцев, В.Волков, А.Оболенский, В.Смирнов), некоторые прислали помощников (Сахаров, Гдлян, Ельцин).

Занятия были закрыты от прессы, проводились в Академии Народного хозяйства, которой руководил Г.Х.Попов.

Рассказываем, сами понимаете, зная "не понаслышке".


Группа слушателей в перерыве.
Второй слева - В.Волков.


В центре Г.Бурбулис и Ю.Болдырев
Бурбулис стал советником Б.Ельцина,
Болдырев впоследствии возглавил Контрольно-Счетную палату РФ


Еще один специалист из США

Оказывали ли американские консультанты кому-либо помощь во время последующих избирательных кампаний в 1990-м году и в 1991-м (выборы президента Российской Федерации)? Возможно. Помнится, газета "Советская Россия" даже сообщила, что "демократов" обучают избирательным технологиям агенты ЦРУ.

Это, конечно, было преувеличением, потому что с таким же успехом можно утверждать, что все советские руководители были агентами КГБ - ведь трудно найти ответственного советского или партийного работника который в те времена не имел служебных (а иногда и внеслужебных) контактов с организацией, которая давала свои характеристики и рекомендации при назначениях на номенклатурные должности, выезде за границу. И не только этим занималась.


Это - американцы.

О чем шла речь на занятиях? О том, как организован американский парламент, о партийной системе США, но преимущественно о том, как в США проводятся общефедеральные и местные выборы - как выстраивается стратегия кампании, как формируется штаб, как планируются действия, как делают агитационные газеты и листовки, как работают с добровольцами и, конечно, с избирателями.

Отдельные участники получили комплект пособий.

Разумеется многие примеры, которые приводили на занятиях были интересны, но мало применимы в СССР (во всяком случае в то время).

Насколько лозунг "Остановим инфляцию Картера, проголосуем 4 ноября за Рейгана" (Картер и Рейган - кандидаты в президенты США) был бы понятен советским гражданам? Хотя, Ельцин, кажется, обещал остановить рост цен...

Это пример оригинальной листовки, сделанной для болельщиков бейсбола - с разъяснением жестов судьи и призывом голосовать за Бэйтмена на выборах в конгресс.


Это - листовка, которая выпущена группой активистов
"Молодежь за Рейгана".

Такие листовки засовывают под "дворники" на ветровом стекле автомобиля. Текст примерно такой: "Ваше ветровое стекло вымыто молодыми волонтерами за Рейгана. Теперь вы ясно видите, что 4 ноября надо голосовать за Рейгана".

У нас в России вариант неприменим. Во-первых, "дворники" с машин хозяева снимали, во-вторых, если хозяин увидел бы кого-то у своей машины... А в-третьих, наши "волонтеры" скорее не стекло вымоют, а нагадят на машину. За плату, конечно.

В США, кстати, многие работают на выборах бесплатно. Потому что кандидаты там другие и ведут себя иначе.


Еще один пример - акция Burma Shave
Активисты с плакатами, на каждом из которых написана часть фразы, выстраиваются вдоль автомобильной дороги.


После этих занятий около 50 человек, вооруженные некоторыми знаниями, использовали их в избирательной кампании 1990 года и в последующих.

К выборам в 1990 году кандидаты привлекали и социологов, и психологов (например, проводилось тестирование кандидатов), конечно, журналистов. Мы, например, в 1990-м году организовали первую "Школу кандидата", в которой в течение трех недель различные специалисты читали лекции, проводили семинары и тренинги. Занятия были платными.

Осенью 1990 года появилась еще одна группа консультантов из США - они проводили двухдневные семинары в Москве, Киеве и Ленинграде. Семинары были организованы при поддержке журнала "Campaigns & elections", семинары были открытыми и возможно поэтому (а также потому что проводились уже после выборов) интерес к ним был невелик. В ленинграде к концу первого дня занятий в зале осталось меньше половины слушателей.

В те же годы в братских социалистических странах тоже проходили выборы и мы знаем, что наши специалисты (несколько человек - сами рассказывали) оказывали помощь за рубежом одной из братских партий. Насколько успешно? Неизвестно.

Когда участие в организации избирательных кампаний стало по-настоящему профессиональной, то есть оплачиваемой работой?

Вероятнее всего в 1993 году, во время выборов депутатов Государственной Думы.

Во-первых, выборы в Госдуму были объявлены довольно спешно, а партиям, желающим участвовать в выборах, надо было собирать подписи. И тогда появились первые сборщики подписей "за плату". И соответственно организаторы этих сборщиков. У нас даже есть объявление одной из партий о том, что "требуются сборщики подписей" с указанием расценок.

В этой кампании впервые, пожалуй приняли участие и профессиональные рекламисты - делали плакаты (особенно "богатыми" они оказались у "Выбора России") и даже видеоролики. Помнится один - "За Шахрая" - с кадрами сталеваров, трактористов, токарей, инженеров на песню А.Пугачевой "Мой милый мальчик".


плакат 1993 года.

Конечно, перед этим были еще выборы Президента России в 1991-м году, но там кандидатов было немного и консультантам работы было мало.

Кроме избирательных кампаний политконсультанты стали участвовать и в лоббировании - ведь в эти годы сначала появились кооперативы, потом совместные предприятия, банки - помимо того, что надо было "договариваться" о конкретных коммерческих интересах, надо было "проталкивать" и принятие решений в интересах частного бизнеса.
И именно в те годы бизнесмены пошли в политику, в которой вообще-то не очень хорошо разбирались. И, разумеется, частный бизнес финансировал многих кандидатов.

Кстати, в те годы началась и торговля подписями. И вообще "черные политтехнологии" применялись уже в 1989 году, правда в скромных масштабах.

В 90-е годы появляются профессиональные специализированные фирмы, которые оказывают как специализированные услуги (анализ, разработка проектов, программ и т.д.), так и занимаются избирательными кампаниями (как по отдельным направлениям, так и "под ключ").

И, конечно, как в шоу-бизнесе в политконсультировании появились мастера "чеса", которые ездят по стране от одного кандидата к другому, берут листовки с одних выборов, меняют в них название региона, партии, фамилию кандидата и - вперед. Пипл (то есть избиратель) схавает.

Но есть и профессионалы, которые понимают чем надо и чем не надо заниматься, с кем работать, с кем не работать.

Отличие политконсультанта от политтехнолога (во всяком случае одно из них) в том, что консультант показывает заказчику альтернативные решения, предупреждает о возможных плюсах и минусах каждого варианта и окончательное решение остается за заказчиком, а политтехнолог принимает решения вместо заказчика. Политконсультант заставляет заказчика думать, а политтехнолог - платить деньги.

Конечно, это общее замечание, в каждом конкретном случае отношения между клиентом и консультантом выстраиваются индивидуально.

И, разумеется, этика политконсультанта и политтехнолога - это важная составляющая профессиональной работы.

Зарубежный опыт политического консультирования (особенно в том, что касается выборов) теперь многим доступен, некоторым известен и отдельными политиками даже используется. Зарубежные политконсультанты привлекаются к проведению и организации избирательных кампаний и о том, как американцы "спасли" выборы Ельцина даже снят художественный фильм.

Конечно, в России до сих пор законодательно не урегулирована практика лоббирования, конечно, политическая жизнь в значительной мере (как и часть экономики) находится в тени, конечно, практика выборов существенно отличается от зарубежной.

И, конечно, одна из российских бед - низкий уровень политической культуры - дефицит знаний, умений и навыков, позволяющих жить "нормальной" публичной политической жизнью и во время выборов, и между ними, и вне их - и у субъектов политической деятельности (партий, политиков, государственных чиновников), и у рядовых граждан.


Самый примечательный случай из нашей практике был, когда мы продавали билеты на встречу с кандидатом в депутаты (нужны были деньги на аренду зала).

Поскольку кандидат баллотировался совсем в другом регионе, бесплатно помещение не предоставляли. А когда власти спохватились и попробовали мероприятие закрыть, то получили резонный ответ - Вы что, революцию вызвать хотите? У нас уже больше тысячи билетов продано!

Повторять этот эксперимент сейчас не советуем.

Прежде всего потому, что не найдете такого кандидата.