Д Е М О К Р А Т И Я
для России и мира

(хорошее направление для политических действий)
   


ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ

Введение
1. Общее представление: что такое демократия?
2. Волеизъявление большинства, права меньшинства
3. Отношения между гражданскими и военными структурами
4. Политические партии
5. Обязанности граждан
6. Свободная пресса
7. Федерализм


8. Власть закона
9. Права человека
10. Исполнительная власть
11. Законодательная власть
12. Независимая судебная власть
13. Конституционализм


14. Свобода слова
15. Отчетность правительства
16. Свободные и честные выборы
17. Свобода вероисповедования
18. Права женщин и девочек
19. Коалиционное правление и компромиссы
20. Роль НПО
21. Образование и демократия


Все тексты: "ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ"

 




 

 
 
 
 
PRINCIPLES OF DEMOCRACY


ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ


Несмотря на повсеместное употребление этого термина в современном мире, объяснение понятия "демократия" может представлять определенные трудности. В настоящей серии читателю дается общее представление о демократии, а затем разбираются конкретные элементы демократической власти. В каждой статье, представленной в данной серии, находят отражение как воззрения ведущих теоретиков, так и наиболее распространенная практика многих свободных стран, процветающих в условиях различных систем демократического правления.

Эти материалы были подготовлены и опубликованы Бюро международных информационных программ Государственного департамента США.


ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

Что такое демократия?

Понятие "демократия" происходит от греческого слова "demos", означающего "народ". В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством.

Несмотря на то, что в этом отношении в демократических государствах имеются различные нюансы, определенные принципы и практические подходы отличают демократическое правление от других форм государственной власти.

Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.

Демократия представляет собой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека. Демократия - это институционализация (введение в законные рамки) свободы.

Демократия основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности и меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.

Демократические государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют процесс децентрализации государственной власти, делегируя часть полномочий на региональный и местный уровень. При этом государства с демократической формой правления отдают себе отчет в том, что местные органы власти должны в максимально возможной степени быть доступными народу и откликаться на его нужды и чаяния.

Демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.

Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам. Выборы в демократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинные соперничества за завоевание поддержки народа.

Демократия требует от государственных органов выполнения законов и обеспечивает такое положение, при котором все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона и все их права защищаются правовой системой.

Демократические государства отличаются разнообразием, отражая уникальную политическую, общественную и культурную жизнь каждой страны.

Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах, а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан.

Демократические общества привержены таким принципам как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают, что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда может быть достигнут. Говоря словами Махатмы Ганди, "нетерпимость сама по себе является одной из форм насилия и препятствием на пути роста истинного демократического духа".


Волеизъявление большинства, права меньшинства

На поверхностный взгляд сочетание принципов волеизъявления большинства и защиты прав личности и меньшинств может показаться противоречивым. Однако на самом деле эти принципы являются сдвоенными опорами, на которых держится сам фундамент того, что мы подразумеваем под демократическим правлением.

Волеизъявление большинства представляет собой средство организации государственной власти и решения общественных вопросов; этот принцип подчинения меньшинства большинству не является путем к угнетению. Точно так же, как ни одна назначившая сама себя группа не имеет права угнетать других, никакое большинство даже в демократическом обществе не должно отнимать основные права и свободы у любой группы меньшинств или у отдельной личности.

Меньшинства - группы населения, определяемые этническим происхождением, религиозной принадлежностью, географическим положением, уровнем дохода или просто образовавшиеся в результате поражения на выборах или в политическом споре - пользуются гарантированными основными правами, которые не должно отбирать у них ни одно правительство и ни одно выборное или какое-либо иное большинство.

Меньшинства должны быть уверены в защите своих прав и своего самосознания со стороны правительства. Как только у таких групп появляется подобная уверенность, они могут участвовать в работе демократических институтов своей страны и вносить вклад в их работу.

В число основных прав человека, которые обязано защищать любое демократическое правительство, входят свобода слова и самовыражения; свобода религии и вероисповедания; наличие надлежащей правовой процедуры и равной защиты со стороны закона, а также свобода создания организаций, выражения своих взглядов, выражения несогласия по любому вопросу и полноправного участия в общественной жизни своей страны.

В демократических государствах проявляется понимание того, что одной из их основных задач является защита прав меньшинств на сохранение самобытности их культуры, обычаев, самосознания и религиозных обрядов.

Признание этнических и культурных групп, кажущихся странными, а то и чуждыми большинству населения, может представлять одну из самых больших трудностей, с которыми приходится сталкиваться любому демократическому правительству. Однако в демократических странах признают, что многообразие может быть и огромным преимуществом. В таких странах относятся к подобным различиям в характерных чертах, культуре и ценностях не как к угрозе, а как к сложной задаче, решение которой способно укрепить и обогатить эти страны.

Не может быть однозначного ответа на то, как следует решать задачу отличия взглядов и ценностей групп меньшинств от взглядов и ценностей основной массы населения. Можно лишь с уверенностью сказать, что только посредством процесса проявления терпимости, обсуждения и готовности идти на компромиссы свободные страны могут достичь соглашений, которые включают в себя упомянутые сдвоенные опоры волеизъявления большинства и прав меньшинства.


Отношения между гражданскими и военными структурами

Вопросы войны и мира являются самыми важными вопросами из всех, с которыми приходится сталкиваться любой стране, и в периоды кризисов многие государства обращаются к своим военным с предложением взять на себя руководство страной. Однако демократические государства никогда не поступают подобным образом.

В демократических государствах проблемы войны и мира или другие угрозы национальной безопасности представляют собой самые важные вопросы, с которыми сталкивается общество, и поэтому они должны решаться народом, который действует через своих представителей. Демократические военные структуры служат своей стране, а не руководят ею. Военачальники консультируют избранных руководителей и выполняют их решения. Только те, кто избирается народом, имеют полномочия на решение судьбы страны и несут за это ответственность.

Таким образом, идея гражданского контроля и гражданской управления военными структурами является основополагающей в демократических государствах.

Гражданские представители должны руководить военными структурами страны и решать вопросы национальной безопасности не потому, что они непременно умнее профессиональных военных, а именно в связи с тем, что эти гражданские лица являются представителями народа и как таковые наделены ответственностью принятия решений и сохранения своей подотчетности за них.

Военные структуры в государстве с демократической формой правления существуют для защиты страны и свободы ее народа. Эти структуры не являются выразителями какой-либо политической точки зрения или представителями какой-либо этнической или социальной группы. Упомянутые структуры преданы широким идеалам нации, законности и принципу демократии как таковой.

Наличие гражданского контроля обеспечивает такое положение, при котором ценности страны, ее институты и политический курс представляют собой результат свободного выбора народа, а не военных структур. Цель последних состоит в том, чтобы защищать общество, а не определять его характер.

В процессе принятия программных решений об обороне и национальной безопасности любая демократическая государственная власть ценит экспертные знания и мнение профессиональных военных. Гражданские должностные лица полагаются на советы военных экспертов по этим вопросам, а также доверяют их мнению в ходе выполнения решений правительства. Однако только избранное гражданское руководство принимает окончательные решения по вопросам политического курса, а военные затем претворяют эти решения в жизнь.

Разумеется, военные деятели могут подобно любым другим гражданам принимать полноправное участие в политической жизни своей страны, но только в качестве отдельных избирателей. Прежде чем заняться политической деятельностью, военные обязаны сначала уйти с военной службы; вооруженные силы должны быть отделены от политики. Военные представляют собой нейтральных лиц, находящихся на службе у государства, и защитников общества.

В конечном счете, осуществление гражданского контроля над военными структурами обеспечивает такое положение, при котором вопросы обороны и национальной безопасности не подрывают основных демократических ценностей волеизъявления большинства, прав меньшинств и свободы слова, вероисповедания и наличия надлежащей правовой процедуры. Обязанностью всех политических лидеров является обеспечение гражданского контроля, а обязанность военных состоит в том, чтобы подчиняться законным предписаниям гражданских властей.

Политические партии

Для того чтобы сохранять и защищать права и свободы личности, народ, придерживающийся демократических ценностей, должен формировать правительство, которое он выбирает сам, причем основным средством достижения этого являются политические партии.

 

Политические партии представляют собой добровольные организации, связывающие народ со своим правительством. Партии набирают кандидатов и ведут кампанию за их избрание на ту или иную государственную должность, а также мобилизуют людей для участия в отборе государственных деятелей.

Партия большинства (или партия, избранная для контроля над органами государственной власти) стремится придать законодательную силу ряду различных политических установок и программ. Оппозиционные партии могут свободно критиковать программные идеи партии большинства и вносить свои собственные предложения.

Политические партии обеспечивают гражданам один из способов сохранения ответственности партийных должностных лиц за их действия в системе государственной власти.

Демократические политические партии верят в принципы демократии и потому признают и уважают власть избранного правительства даже в то время, когда лидеры их партии не находятся у власти.

Как это бывает в любом демократическом государстве, члены различных политических партий отражают многообразие культур, в условиях которых возникают эти партии. Одни политические партии немногочисленны и строятся на совокупности тех или иных политических взглядов. Другие - организуются на основе экономических интересов и общей истории. Третьи - представляют собой не связанные жесткими правилами союзы различных граждан, которые объединяются только в период проведения выборов.

Все демократические политические партии, будь-то малочисленные движения или большие национальные коалиции, разделяют ценности достижения компромисса и проявления терпимости. Они знают, что только посредством создания широких союзов и налаживания сотрудничества с другими политическими партиями и организациями они могут обеспечить руководство и общность взглядов, которые позволят этим партиям завоевать поддержку со стороны населения страны.

Демократические партии признают, что политические взгляды отличаются нестабильностью и изменчивостью, а также что консенсус часто является результатом столкновения идей и ценностей в процессе мирного, свободного и открытого обсуждения. Идея лояльной оппозиции занимает центральное место в любом демократическом обществе. Она означает, что все стороны, участвующие в политическом споре, какими бы глубокими ни были разногласия между ними, разделяют основополагающие демократические ценности свободы слова и вероисповедования, а также предоставления равной защиты в рамках закона. Партии, терпящие поражение на выборах, берут на себя роль оппозиции, будучи уверены в том, что существующая политическая система станет по-прежнему защищать их право на сохранение своей организации и высказывание своих взглядов. Со временем у каждой из этих партий появится шанс на возобновление кампании за признание своих идей и завоевание голосов избирателей.

В государствах с демократической формой правления борьба между политическими партиями не сводится к битве за выживание, а представляет собой соревнование за лучшее служение народу своей страны.


Обязанности граждан

В отличие от диктатуры, демократическое правительство существует для служения народу, но граждане в демократических государствах должны также согласиться на соблюдение определенных правил и выполнение определенных обязательств, необходимых для управления этими гражданами. Демократические государства предоставляют своим гражданам много свобод, включая свободу не соглашаться с действиями правительства и критиковать их.

 

Гражданство в демократической стране требует участия, корректности и терпения.

 

- Граждане, разделяющие демократические ценности, признают, что у них есть не только права, но и обязанности. Кроме того, они согласны с тем, что демократия требует временных затрат и упорного труда - народная власть предусматривает постоянную бдительность и поддержку со стороны народа.

- В некоторых демократических странах гражданское участие означает, что граждане должны заседать в суде присяжных или в течение определенного периода обязательно состоять на военной или гражданской службе. Имеются и другие обязательства, относящиеся ко всем демократическим государствам и представляющие собой исключительную обязанность гражданина. Главным из этих обязательств является соблюдение закона. Другие примеры гражданской ответственности включают в себя уплату своей доли налогов, признание власти избранного правительства и уважение прав тех, кто придерживается взглядов, отличающихся от общепринятых.

- Граждане, разделяющие демократические ценности, отдают себе отчет в том, что должны нести определенное бремя ответственности за свое общество, если хотят извлекать пользу из защиты своих прав.

 

В свободных странах есть поговорка: у вас такое правительство, которого вы заслуживаете. Для того, чтобы демократия была успешной, граждане должны быть активными, а не пассивными, поскольку они знают, что успех или несостоятельность правительства является их ответственностью, а не ответственностью кого-то другого. В свою очередь государственные служащие понимают, что ко всем гражданам нужно относиться как к равным членам общества, а также что взятке не место в условиях демократического правления.

При демократической системе недовольные своими руководителями люди имеют достаточно свободы для того, чтобы организоваться и мирным путем выступать за необходимые перемены или же попытаться в установленные для проведения выборов сроки сменить упомянутых лидеров.

Для того чтобы остаться полезными, демократические системы нуждаются в нечто большем, чем приуроченное к определенному времени участие их граждан в голосовании. Этим системам необходимо постоянное проявление внимания со стороны большого числа своих граждан. Нужно, чтобы они постоянно уделяли время этим системам и демонстрировали им свою приверженность, а также чтобы в свою очередь упомянутые граждане обращались к правительству за защитой своих прав и свобод.

 

- Граждане в демократических странах вступают в политические партии и проводят кампании за избрание на государственные должности выдвинутых ими кандидатов. Эти граждане принимают тот факт, что их партия не может всегда находиться у власти.

° Они свободно могут баллотироваться на тот или иной пост или в течение определенного срока находиться у власти в качестве назначенных должностных лиц.

° Граждане в демократическом государстве используют свободную прессу для выражения своего мнения по вопросам, имеющим местное или общенациональное значение.

° Они вступают в профсоюзы, группы местных активистов и деловые ассоциации.

° Они вступают в частные добровольные организации, которые разделяют их интересы, будь-то религия, этническая культура, обучение академическим дисциплинам, занятие спортом, искусством или литературой, усилия по обустройству своих районов, международный обмен студентами или сотни других видов деятельности.

° Все эти группы - независимо от того, как близки они к работе правительства или далеки от нее - вносят свой вклад в обогащение и укрепление своей демократической страны.


Свободная пресса

В демократических странах пресса действует независимо от государственной власти. Демократические правительства не имеют министерств информации, регулирующих содержание газет или деятельность журналистов; не предъявляют требований о том, чтобы журналисты подвергались проверке со стороны государства, и не заставляют журналистов вступать в контролируемые властью профсоюзы.

Свободная пресса информирует общественность, обеспечивает подотчетность правительства и предусматривает форум для обсуждения вопросов, имеющих местное или общенациональное значение.

Государства с демократической формой правления стимулируют существование свободной прессы. Наличие независимой судебной системы, гражданского общества, в котором соблюдается законность, и свободы слова поддерживает свободную прессу. Свободная пресса должна иметь правовую защиту.

В демократических странах правительство несет ответственность за свои действия. Поэтому граждане ожидают, что их будут информировать о решениях, принимаемых правительствами от их имени. Пресса способствует осуществлению этого "права знать", выступая в качестве "сторожевого пса", следящего за действиями правительства и тем самым помогающего гражданам обеспечивать его подотчетность. Кроме того, пресса ставит политику правительства под сомнение. Демократические правительства предоставляют журналистам доступ к общественным собраниям и правовым документам. Эти правительства не вводят предварительных ограничений на то, о чем журналисты могут говорить, или на то, что они хотят публиковать в печати.

Сама пресса должна действовать ответственно. Через профессиональные объединения, советы независимой прессы и "омбудсменов" (уполномоченных по рассмотрению жалоб общественности) пресса отвечает на протесты против проявления с ее стороны чрезмерной реакции и остается внутренне подотчетной.

Демократия требует от общественности, чтобы она делала свой выбор и принимала свои решения. Для того чтобы общественность доверяла прессе, журналисты должны обеспечивать фактическую сторону своих сообщений, основанных на заслуживающих доверия источниках и информации. Свободной прессе противопоказаны плагиат и ложные публикации.

Печатные органы должны устанавливать свои собственные редакционные коллегии, не подверженные контролю со стороны государственной власти, чтобы отделить процесс сбора информации и ее распространения от процесса редактирования.

Журналисты не должны идти на поводу у общественного мнения. Им всегда нужно стремиться к истине и максимальной объективности. В условиях демократии пресса имеет возможность собирать и сообщать новости, не боясь преследований со стороны правительства и не завися от его благосклонности.

Демократические страны способствуют вечной борьбе между обязанностью правительства защищать национальную безопасность и правом населения на получение информации, основу которого составляют доступ журналистов к требующимся им сведениям. Иногда правительствам бывает необходимо ограничивать доступ к информации, действительно считающейся секретной и не подлежащей распространению в обычном порядке. Однако в демократических странах стремление журналистов к получению подобной информации является вполне оправданным.

Федерализм

Когда различные группы свободных людей - говорящих на разных языках, придерживающихся различных религиозных верований и культурных норм - соглашаются жить в рамках, определенных конституцией в результате договора, они ожидают иметь некоторую долю местной автономии и равные экономические и социальные возможности. Федеральная система правления - при разделении властных полномочий между местным, региональным и национальным уровнями - облекает властью избранных чиновников, вырабатывающих и осуществляющих политику, приспособленную к местным и региональным нуждам. Они работают в партнерстве с национальным правительством и друг с другом над решением многих проблем, встающих перед страной.

Федерализм - это система разделения власти и принятия решений между двумя или более свободно избранными правительствами, осуществляющими властные полномочия над теми же самыми людьми и географическим регионом. Она наделяет возможностью принятия решений и защищает ее там, где результаты ощущаются практически немедленно - в местных сообществах, а также на более высоких уровнях власти.

Федерализм поощряет ответственность правительства перед народом, участие граждан и гражданскую ответственность, поскольку позволяет местным правительствам разрабатывать и обеспечивать выполнение местных законов.

Федеральная система укрепляется через конституцию, существующую в виде написанного документа, дающую полномочия и определяющую сферу разделения ответственности для каждого уровня управления.

Хотя обычно считается, что местные правительства должны работать для удовлетворения местных потребностей, национальное правительство может лучше решать многие вопросы. Оборона, международные соглашения, федеральные бюджеты и почтовые услуги обычно приводятся в качестве примеров.

Местные постановления отражают предпочтения, в соответствии с которыми местные сообщества хотят жить - полиция, пожарные, школьная администрация, местное законодательство, касающееся здравоохранения и строительства, часто являются вопросами, которые регулируются на местном уровне.

Межправительственные отношения - это отношения различных правительств (национального, региональных и местных) в федеральном государстве, работающих вместе, когда требуется совместное применение законодательно определенных полномочий. Национальное правительство часто имеет полномочия выступать в качестве посредника при решении споров между регионами.

В странах, занимающих большую территорию и разнообразных в экономическом отношении, различия в доходах и социальном обеспечении между регионами могут решаться национальным правительством путем политики перераспределения налоговых поступлений.

Федеральная система является гибкой и позволяет гражданам участвовать в управлении. Граждане свободны в праве претендовать на посты в правительстве любого уровня - местные и региональные правительства предлагают наибольшее количество постов и, пожалуй, наибольшие возможности провести определенные изменения в своих регионах.

Федерализм предоставляет политическим партиям многочисленные возможности для обслуживания своих избирателей. Даже если какая-то конкретная партия не имеет большинства в национальном законодательном органе или исполнительной власти, ей разрешается принимать участие в работе на региональном и местном уровнях.


П Р О Д О Л Ж Е Н И Е