Д Е М О К Р А Т И Я
для России и мира

(хорошее направление для политических действий)
   





"Трудные пути к демократии"

- так называется книга из серии "Уроки Клио", изданная в 2000 году.

Авторы - Е.Саплина, В.Сорокин, И.Уколова.

Тираж - 14 500 экз.

Вообще-то это - не совсем книга, а экспериментальное учебное пособие для средней школы. Оно включает авторский текст, отрывки из документов и различные задания.

В этом разделе мы приводим текст первой части книги:

Книга "Трудные пути к демократии" состоит из двух разделов:

Раздел 1. Демократия? Демократия! Демократия...

Часть 1. Что такое демократия

Часть 2. Испания: от диктатуры к демократии

Часть 3. Польша: выход из системы

Раздел 2 Перестройка в СССР



 

 
 
 
 
ТРУДНЫЕ ПУТИ К ДЕМОКРАТИИ

 

ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ?

Что думают о демократии разные люди?

В настоящее время политологи насчитывают около 60 стран, которые могут называться демократическими. Из них приблизительно 20 — это так называемые старые демократии, а 40 — новые, вступившие на этот путь в 70—80-е годы XX столетия.

Существует много определений понятия демократия, среди них несколько наиболее распространенных:

• Демократия — (греческое слово) «народовластие», или правление народа.

• Демократия — определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, правах человека.

• Демократия — форма устройства любой организации, где все члены обладают равными правами на участие в управлении, а решения принимаются по большинству.

• Демократия — форма политической организации общества, основанная на признании народа источником власти и наделении граждан широким кругом реальных прав и свобод.


Перикл
(древнегреческий правитель, V в. до н.э.): Называют этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех.

Платон (древнегреческий мыслитель, кон. V —сер. IV в. до н.э.): Государство рассматривает демократию как особую форму правления, где власть принадлежит бедным и невежественным. Демократия возникает тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах. Это приводит к хаосу, где каждый делает то, что хочет, может не соблюдать законов, но при этом управлять другими и судить других.

Авраам Линкольн (американский президент, 1809-1865): Демократия — это форма правления, исходящая от народа, осуществляемая народом и для народа.

К.П. Победоносцев (русский государственный деятель, 1827-1907): Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия,., утвердившаяся со времени французской революции идея, что всякая власть исходит от народа... По теории парламентаризма должно господствовать разумное большинство, на практике господствуют пять-шесть предводителей партии.

А.И.Герцен (русский писатель, 1812-1870): Демократия... в ней страшная мощь разрушения... Конечно, разрушение очищает место. Но действительного творчества в демократии нет, и поэтому-то она не будущее. Будущее вне политики.

В.И. Ленин (основатель и первый руководитель Советского государства, 1870-1924): Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государство.

Н.А. Бердяев (русский философ, 1874-1948): Демократия как ценность есть уже образовавшийся народный характер, выработанная личность, способная обнаружить себя в национальной жизни... это достигнутая способность народа к самоуправлению, к властвованию. Властвовать может лишь тот, кто властвует над собой.

И. Шумпетер (австрийский социолог, экономист, 1883-1950): Демократический метод — этот тот порядок.., при котором отдельные социальные силы получают право на принятие решений посредством конкурентной борьбы за голоса народа.

У. Черчилль (премьер-министр Великобритании, 1874-1965): Демократия плохая форма правления, но-все дело в том, что другие еще хуже.

 

• Какие из приведенных выше утверждений, на ваш взгляд, наиболее точно выражают смысл и значение демократии?

• Попробуйте, опираясь на приведенные цитаты, привести исторические примеры, которые можно использовать как аргументы за и против демократии.

• Политологи считают, что демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. Как вы думаете, почему?

История демократических институтов:

Историки утверждают, что демократия существовала уже в самые древние времена: первобытная, общинная, племенная.

Первой, классической формой демократического государства стала Афинская республика, которая возникла в V в. до н.э. Главным институтом власти являлось Народное собрание: оно обсуждало и решало любые вопросы, без каких-либо ограничений, а также выбирало должностных лиц.
В Средние века абсолютно господствующей формой правления была авторитарная (монархическая), но существовали и демократические города-государства, например в Венеции и Новгороде.

В 1215 году в Англии была принята «Великая хартия вольностей», которая ограничивала королевский произвол. Между государем и подданными должен был действовать договор, в котором определялись права подданных. В 1265 году собрание в Вестминстере получило название парламент. Он представлял интересы разных сдоев населения.

Считают, что появление парламента — важнейший шаг в развитии демократии. Подобные учреждения существовали и в других государствах (например, во Франции — Генеральные штаты с 1302 года). Все они сильно зависели от воли монарха.

В XVII веке в Англии произошли новые перемены. Сначала во время событий, который в нашей стране принято называть Английской революцией, а в Англии — эпохой гражданских войн, парламент одержал победу над королем Карлом I, приговорил его к смерти и провозгласил республику. Через некоторое время королевская власть была восстановлена, но в 1679 году парламент принял Наbeas Corpus Act, обеспечивший права человека, обвиняемого в чем-либо по суду, но еще не признанного виновным. В 1689 году во время Славной революции был принят «Билль о правах». Он ограничил права короля — с этого момента король не мог принимать законы, не утвержденные парламентом.

В XVIII веке важнейшие демократические идеи были сформулированы во время Американской войны за независимость и Великой Французской революции.

Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием Франции в 1789 году, выразила важнейшие демократические принципы — «свобода, равенство, братство».

Утвержденная конгрессом в 1789 году Американская Конституция была первым документом, закрепившим такое государственное устройство, при котором последовательно проводился принцип разделения трех ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной. Принятые в 1791 году первые десять поправок к Конституции.

Однако к началу XIX века равные права были доступны далеко не всем. К голосованию (там, где имелись представительные учреждения) допускали только людей, обладавших определенной собственностью, в соответствии с установленным в той или иной стране имущественным цензом. Ни в одной стране женщины не имели избирательных прав. В Соединенных Штатах, где довольно большую часть населения составляли негры, право голоса имели только белые. Эти ограничения постепенно отменялись. К середине XIX столетия в США уже не существовало имущественного ценза. В Великобритании в 1832, 1867 и 1884 годах были проведены парламентские реформы, постепенно расширившие число мужчин, имевших право голосовать. В 1918 году все мужчины Великобритании получили право голоса.

С 1906 года британские защитницы прав женщин — суфражистки — начали борьбу за изменение избирательного закона. В 1918 году женщины большинства стран старше 30 лет получили право голоса. В течение XX столетия женщины добились равенства в правах с мужчинами.

Цветное население Соединенных Штатов обрело равные с белыми гражданские права только в 1965 году, после мощной кампании, развернутой Мартином Лютером Кингом.

Демократия и свобода

Демократия — это: строй который обеспечивает свободу.

Согласны ли вы с этим утверждением?

Вопросы для дискуссии
(используйте приведенные ниже высказывания):

- Что такое свобода?
- От чего люди должны быть свободны?
- Есть ли у свободы границы?
- Бывает ли свобода без демократии?
- А демократия без свободы?


Жанна Ролан (деятельница Великой Французской революции) — обращаясь к изображению свободы перед тем, как подняться на эшафот: Какие преступления совершаются во имя свободы!

Шарль-Луи Монтескье (философ-просветитель, 1689-1755): Политическая свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть.
Необходимо уяснить себе, что такое свобода и что такое независимость. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане.

Алексис де Токвиль (французский историк, политический деятель, 1805-1859): Можно без преувеличения сказать: искусство жить свободным способно творить чудеса, но нет ничего труднее, чем учиться жить свободным.


Демократия и собственность

Джон Локк (английский философ-просветитель, 1632-1704):
Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества — это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общества.

Из Декларации прав человека и гражданина (1789 год)

Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

• Опираясь на приведенные выше отрывки, объясните, как философы и политические деятели эпохи Просвещения понимали связь собственности и политической свободы.


В XVIII—XIX веках считалось, что политическими правами могут пользоваться только люди, которые владеют собственностью. Именно поэтому во всех демократических государствах в то время существовал имущественный ценз.

ЗАДАНИЕ:

• Сформулируйте доводы за и против существования имущественного ценза в демократическом обществе.
• Какие ограничения, кроме имущественных, по вашему мнению, могут вводиться при выборах?
 


Политологи сходятся на том, что главным экономическим условием существования демократии является наличие рынка, владение собственностью.

Главные социальные условия демократии — наличие гражданского общества и среднего класса.

Аристотель (древнегреческий философ, 384-322 до н.э.):
Только там, где в составе населения средние имеют перевес над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость.

Понятие «средний класс» возникло и стало использоваться в Англии в конце XVII века для обозначения группы собственников и предпринимателей, которые противостояли крупным землевладельцам с одной стороны, и сельско-городским низам — с другой. Постепенно к нему стали причислять всю совокупность слоев мелких и средних предпринимателей, торговцев, лиц интеллектуального труда.

К среднему классу в наше время относят тех, кто имеет экономическую независимость, а также ярко выраженную профессиональную ориентацию: мелких и средних предпринимателей, научных и инженерно-технических работников, управленческий и административный аппарат, высокооплачиваемых работников сферы обслуживания.

А. Тойнби (английский историк, 1889-1975)'.
Современная западная цивилизация — это цивилизация среднего класса.

Согласны ли вы с мнениями Аристотеля и А. Тойнби.
• Как вы считаете, в России были попытки создать средний класс?
• Являются ли таковыми реформы Александра II, Столыпина?
• Сформировался ли в современной России средний класс?
• Почему средний класс является социальной опорой демократии?

ЗАДАНИЕ:

• Проведите анкетирование среди родителей учеников и учителей вашей школы на тему: «Мое понимание и отношение к демократии».

Вопросы анкеты:
• Что такое демократия?
• Мое отношение к демократии.


Основами демократии являются:

— Народ - источник власти.

— Свободные и честные выборы государственных органов.

— Принятие решений большинством голосов.

— Соблюдение прав меньшинств.

— Гарантии основных прав человека.

— Равенство всех перед законом.

— Справедливый суд.

• Как вы считаете, все ли основные положения демократии названы?
• Является ли многопартийность обязательным условием демократического строя?
• Проанализируйте с точки зрения демократических принципов политическое устройство нашей страны, существовавшее двадцать лет назад, и нынешнее.

Проблемы для дискуссии:

• При демократии существует опасность прихода к власти непрофессиональных, некомпетентных людей.
• Демократия несет в себе опасность диктатуры.
• Слабая демократия может быть хуже, чем диктатура
.

Согласны ли вы с этими утверждениями?
Выскажите ваше мнение и обоснуйте его.

 

Демократическое гоПрава меньшинствсударство должно защищать плюрализм мнений, творческих проявлений, свободу выбора. Но из истории известно, что при определенных условиях господство народа может превратиться в «тиранию большинства» (А. де Токвиль}.

Современное понимание демократии предполагает, что должны быть защищены права и свободы меньшинства: пытаться его «задавить», лишить возможности отстаивать свои интересы — губительно для общественного организма. Ведь именно меньшинство порой оказывается право, несет новые идеи, которые впоследствии могут получить всеобщее признание, и т.п. Кроме того, ущемленные группы могут перейти к самым радикальным формам отстаивания своих интересов...

Поэтому так важны права меньшинств — национальных, расовых, религиозных, идейно-политических, сексуальных.

• Какими средствами в демократическом обществе могут быть защищены права разных меньшинств? А должны ли в этой сфере быть какие-то ограничения?
• Почему в большинстве демократических стран не существует религиозного преподавания в государственных школах?
• Существуют ли нарушения прав меньшинств в нашей стране?


Демократия и права человека

• Верно ли утверждение, что права человека - фундамент демократии?


Свидетельства документов

Из Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776 год):

...Мы считаем неоспоримыми следующие истины: все люди сотворены равными, и все они наделены своим Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих Прав учреждены среди людей правительства, черпающие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, каковые, по мнению этого народа, наилучшим образом могут способствовать его безопасности и счастью.

• Обеспечены ли в современном мире права, которые создатели Декларации независимости считали неотъемлемыми? Подтвердите свое мнение примерами из сегодняшней жизни.


Из Декларации прав человека и гражданина:

...Национальное собрание подтверждает и провозглашает... следующие права человека и гражданина:

1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

II. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека. Каждый гражданин поэтому может высказываться, писать и печатать свободно...

• Сравните формулировку неотъемлемых прав человека в двух Декларациях. Что в них общего и в чем разница? Какая из этих двух формулировок больше соответствует вашему представлению о правах человека и почему?


Бредли (английский философ, 1894):

Права человека в наше время не заслуживают сколько-нибудь серьезного внимания. Благосостояние общества — вот достойная цель и конечный критерий. Следует возвести в абсолют моральное господство общества над каждым из его членов. Наиболее рациональное использование членов общества есть право и обязанность данного общества.

• Согласны ли вы с этим мнением?

ЗАДАНИЕ:

• Составьте список тех прав человека, которые по вашему мнению, должны быть прежде всего защищены в демократическом обществе.


Всеобщая Декларация прав человека (1948 год):

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 9. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 13. 1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место
жительства в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 20. 1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

Из Конституции РФ 1993 года:

Статья 17. 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 21. 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 23. 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Статья 35. 1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статья 39. 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

 

Вопросы для дискуссии:

• Как и права в Конституции РФ вы считаете особенно важными для себя?
• Как вы думаете могут ли быть в государстве разумные ограничения личных прав и свобод?


Справедливый суд


Соблюдение прав человека зависит от деятельности судопроизводства в стране. Может ли вообще существовать справедливый суд? Считается, что три положения определяют справедливость суда: личное беспристрастие, процедуры, определяющие истину, милосердие. Беспристрастия пытаются достичь привлечением присяжных к вынесению приговора.

• Считаете ли вы, участие присяжных гарантом справедливого суда?


В 1878 году народница Вера Засулич стреляла и ранила петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Мотивом покушения был произвол градоначальника, который приказал высечь содержавшегося в заключении землевольца Боголюбова (тот не снял шапку для приветствия). В.Засулич была схвачена, отдана под суд, однако суд присяжных оправдал ее. Решение суда было встречено аплодисментами, а В. Засулич в зале суда вручили букет цветов.

• Считаете ли вы это решение суда справедливым?
• Согласны ли вы с утверждением, что беспристрастности суда можно достичь высокой заработной платой судей?
• Как вы думаете, при каких условиях можно определить истину в суде?


Выборы

Выборы являются центральным институтом демократического представительного правления.

Всегда ли выборы являются демократическими?

ЗАДАНИЕ:
• Проанализируйте советские предвыборные плакаты разных лет.
• Как плакаты отражают позицию кандидатов?
• Какие из плакатов свидетельствуют о нарушение прав человека?
• Можно ли по этим плакатам составить характеристику времени?
• Определите по плакатам основные идеи каждого периода истории Советского государства.

 

ЗАДАНИЕ: УЧИМСЯ ВЫБИРАТЬ

В выборах участвуют:
кандидаты; разные политические партии; средства массовой информации; избирательная комиссия.

Вам надо:
составить предвыборную программу;
организовать избирательную компанию;
подготовить вопросы для средств массовой информации;
выбрать лидера от партии.

• Придумайте свой вариант политической агитации на выборах.

• Какие качества вы считаете обязательными для демократического лидера?

Выберите из предложенных качеств необходимые.
Расположите их в порядке важности

Выслушивает других. Уверен в своей правоте. Уважает мнения других. Настойчив в достижении своей цели. Предан своей идее. Открыт для новых идей. Поддерживает дискуссию. Его девиз — «Меньше слов, больше дела». Старается играть на разногласиях. Старается уладить разногласия между другими. Сочувствует людям, способен «войти в положение». Обладает необходимой жесткостью. Готов поделиться славой с другими. Принимает на себя вину за неудачи.


К ценностям демократии относятся:

• Терпимость.
• Способность к компромиссам.
• Консенсус.
• Мирное разрешение конфликтов.


• Как вы думаете, какие из этих пунктов наиболее актуальны для жизни современной России, Западной Европы и США?

• Может ли мировая общественность влиять на страны, где не соблюдаются права человека?

• Достаточно ли декларирования прав человека в Конституции для существования демократического общества?
 
Democracy is....struggle of freedom desire!