Л.Н.Митрохин
НЕГРИТЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В США: ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
   
 
 
 
 
 
 
  .
 

ПРИМЕЧАНИЕ

Монография Л.Н.Митрохина
"НЕГРИТЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В США: ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА". выпущена издательством "Мысль" (Москва) в 1974 г.

Текст приводится с незначительными сокращениями.

   
 
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕГРИТЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В США:
ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

The Civil Rights Movement In Photos
 
 

ИЗ ВВЕДЕНИЯ *

В 60-е годы негритянская проблема стала одной из наиболее острых и тревожных проблем американского общества. Расправа с участниками негритянских выступлений в 1963 г. в Бирмингеме, кровопролитное побоище, учиненное полицией и регулярными войсками в 1965 г. в гетто Лос-Анджелеса, а затем в Нью-Арке и других городах, убийство Мартина Лютера Кинга и Малкольма X , хладнокровное истребление руководителей партии «Черные пантеры» потрясли Америку и справедливо рассматриваются во всем мире как выражение социального уродства капиталистического строя. Напомним, что еще в 1913 г. В. И. Ленин писал: «Негры позже всех освободились от рабства и до сих пор несут на себе всего более тяжелые следы рабства... ибо капитализм не может «вместить» иного освобождения, кроме правового, да и это последнее всячески урезывает.

...Всякому известно притом, что вообще положение негров в Америке недостойно цивилизованной страны: капитализм не может дать полного освобождения ни даже полного равенства».

За последние десятилетия произошли существенные изменения в самосознании и социальной активности негритянского народа. Негритянское движение приобрело исключительно широкий, массовый характер. В стране существуют многочисленные организации, выдвигающие радикальные требования, и миллионы людей так или иначе связаны с их деятельностью. Не случайно многие американские авторы давно уже говорят о совершающейся «негритянской революции». Поэтому изучение негритянского движения в США имеет первостепенное значение для понимания социальных противоречий современного буржуазного мира, форм и путей становления широких антиимпериалистических движений.

Выступления негров в США не изолированы от социальной, политической и идеологической обстановки, сложившейся ныне в этой стране. Расизм в США есть порождение буржуазного общества, а в последнее время эта связь представляется все более очевидной. «В Соединенных Штатах, — пишет, например, американский профессор Говард Л. Парсонс, — и расизм (главным образом тот, который направлен против афроамериканцев), и эксплуататорская война как формы антигуманного отношения человека к человеку являются продуктами антигуманной экономики и социальной структуры, и мы не можем искоренить одно, не уничтожив другого».

Радикализация антирасистских выступлений совершалась в обстановке роста общей политической активности американского населения, и прежде всего трудящихся, выступающих против милитаризма и социальной несправедливости. В частности, целый ряд антирасистских организаций является составной частью движения так называемых «новых левых», в котором активную роль играет молодежь. Было бы вообще неправомерным отрывать выступления американской молодежи от борьбы против расизма. Негритянское движение в значительной мере является молодежным, особенно если иметь в виду деятельность «Студенческого координационного комитета ненасильственных действий», партии «Черные пантеры», защитников лозунга «черной власти». Негритянская проблема — это одно из проявлений глубоких противоречий, присущих государственно-монополистическому капитализму.

Вместе с тем борьба негров против расизма в США— весьма специфическое социальное явление. Ее неправомерно, например, отождествлять с национально-освободительным движением в странах Азии, Африки и Латинской Америки (с которым, она, несомненно, связана), поскольку негры в США не составляют особой нации. Было бы также упрощением целиком свести ее к антагонизму между угнетенными и угнетателями, поскольку расовый момент играет здесь существенную роль.

Разумеется, негритянская проблема исторически обусловлена глубокими классово-историческими причинами, а именно эксплуатацией рабского труда негров. Но отношение «рабовладелец — раб» здесь совпало с расовым различием, и отношение «белый — черный» стало символом, превращенной формой выражения данного классового антагонизма. В этом — объективный источник расовых предрассудков и системы расизма, которая складывалась как идеологическое оправдание, как способ защиты несправедливых экономических отношений. Рабство в США возникало и развивалось в условиях капиталистического способа производства. Соответственно и расистская идеология формировалась в русле буржуазной идеологии и приняла особые формы.

Известно, что среди американских негров далеко зашел процесс расслоения: имеются негры-миллионеры, «черная буржуазия», черный «средний класс», негры-трудящиеся и т. д. Негритянское население дифференцируется на те же классы и слои, что и остальная часть населения США. Идет как бы «врастание» негров в «белое» общество. -Однако полного «слияния» не происходит, по-прежнему сохраняется известная грань, определяемая черным цветом кожи. Негры были и остаются объективно существующей социальной общностью, занимающей особое положение в экономической и политической жизни, имеющей свои историко-культурные традиции. Расовые предрассудки, вообще говоря, и означают определенное отношение к людям с черной кожей безотносительно к социальному расслоению внутри их. Но такое расслоение — объективный факт. Оно неизбежно ведет к выделению и обособлению негритянских групп, различающихся между собой по положению в общественной структуре, по образу жизни, по социальным идеалам и политическим позициям.

Различные слои негритянского населения существенно отличаются друг от друга в понимании самого существа расовой проблемы и мер, необходимых для ее решения. И здесь выявляется другой аспект: эту проблему невозможно понять, если исходить только из деления общества на «белых» и «черных». Да иначе и быть не может, поскольку среди негров имеется немало мелких буржуа, которые заинтересованы в сохранении сегрегации и дискриминации как непременного условия конкурентоспособности собственного слабосильного бизнеса. Отсюда сложность и противоречивость негритянского движения, в котором проявлялись различные, порой прямо противоположные тенденции и лозунги, выдвигались неодинаковые по своей классовой сути социально-политические программы и представления о формах практической деятельности. Этот политический и идеологический «плюрализм» стал особенно заметным в последнее время, когда социальная база негритянского движения значительно расширилась.

Существенные разногласия, например, проявляются уже в понимании целей движения. Широко известно требование предоставить неграм равные с белыми права в обществе. Такова программа движения за гражданские права негров. Но среди негритянского населения давно уже существуют и различные националистические, «сепаратистские» организации, выступающие за отделение негров от белых. Едва ли можно утверждать, что в последнее десятилетие их активность пошла на убыль.

Одним словом, происходит острая борьба различных социальных сил, и она неизбежно отражается в сфере идеологии, в литературе, посвященной негритянской проблеме. Расизм в США — это не абстрактная проблема, за ним стоят конкретные организации, социальные институты, общественные слои. Они пропагандируют особую идеологию, защищающую и оправдывающую практику сегрегации и дискриминации.

За последние годы в США издано огромное число работ, посвященных негритянской проблеме1. Однако заокеанские исследователи обычно находятся во власти предрассудков и штампов буржуазного сознания. Их работы, содержащие богатый фактический материал, не вскрывают реальные социально-классовые причины негритянской проблемы. Суть ее часто односторонне отражается и во многих работах непосредственных борцов против расизма; верно передавая стихийно складывающиеся массовые представления и настроения, они не выявляют механизма их формирования, не дают их строго социологического анализа.

Все эти моменты делают данную тему исключительно сложной. В самом деле, нетрудно описать ту обстановку, в которой живут негры, например, привести данные об их доходах, числе безработных, характере занятости, состоянии образования и т. д. То же самое можно сказать и о формах, в которых проявляется негритянский протест, о тех или иных высказываниях, взглядах, лозунгах, мнениях. Иначе обстоит дело с пониманием реальных, «внутренних» механизмов формирования идеологии движения, массовых, в значительной мере стихийно возникающих социально-политических воззрений его участников. Эта идеология формируется не по критериям научного знания, так сказать «со стороны» анализирующего социально-политическую реальность. Речь идет об определенном образе этой реальности, о том или ином социальном, нравственно-психологическом, эмоциональном отношении к ней, о «рационализации», обобщении житейского опыта, складывающегося и меняющегося под влиянием повседневной деятельности.

Нельзя понять идеологию негритянского движения, если за разнородными лозунгами и призывами, выступающими на поверхность, не видеть особого «континента» нравственно-психологических представлений, специфических способов ассимиляции различных элементов культуры, своеобразного духовно-психического склада и т. д., присущих тем или иным негритянским слоям.

Изучение этого аспекта негритянской проблемы представляет большие трудности. Здесь рассудок противников, да и участников этого движения причудливо переплетается с традиционными предрассудками, элементы трезвого социального знания — с иллюзорными представлениями. Поэтому при анализе нельзя ограничиться описанием, даже суммированием различных явлений, лежащих на поверхности, нужно понять эту труднодоступную, во многом зашифрованную реальность, восстановить существенные, не всегда заметные связи теоретических принципов и символов с непосредственным житейским опытом, выявить переплетение, взаимосвязь объективных и субъективных факторов, объяснить существование разнородных, часто, казалось бы, несовместимых тенденций. Сложность состоит и в том, что приходится иметь дело с живой, постоянно меняющейся действительностью, когда различные тенденции окончательно не откристаллизовались, а новое еще не размежевалось с прошлым и не приобрело законченных форм.

Было бы недостаточно весь анализ свести лишь к соотнесению реального течения событий с некоторыми заранее известными принципами или к досужему морализированию. Мы имеем дело с конкретным, живым движением, а оно не совершается на основе чудодейственных формул и предписаний. Совокупная активность

тысяч и тысяч людей сама творит формы собственной социальной деятельности. Она отыскивает наиболее эффективные и соответствующие данному уровню политического самопознания масс идеологические формулы и практические действия.

Было бы недостаточно также соотнести некоторые ошибочные доктрины (например, выступающие в религиозной оболочке) с данными социальной науки и удовлетвориться констатацией их ненаучного характера, хотя, конечно, такая оценка имеет важное значение. Следует в полной мере осознать существо следующего высказывания В. И. Ленина: «Было бы отступлением от материалистического метода, если бы я, критикуя воззрения «друзей народа», ограничился сопоставлением их идей с марксистскими идеями. Необходимо еще объяснить «народнические» идеи, показать их МАТЕРИАЛЬНОЕ основание в современных наших общественно-экономических отношениях».

Можно привести немало примеров, когда прогрессивные, демократические движения вдохновлялись идеологией, которая основывалась на поверхностных, а иногда и просто иллюзорных представлениях о законах развития общества. Правда, по мере того как движение сталкивается со все более сложными, «глубинными» социальными закономерностями, все настоятельнее выступает потребность в выработке программы, которая исходила бы из глубоко научного понимания общественных процессов и выводила бы движение на реалистический путь. Это обычно сопряжено с медленным и мучительным процессом изживания несостоятельных положений. Но бывает и так, что ложная программа заводит движение в тупик и оно может приобрести социальную значимость лишь в результате радикального отказа от прежних идей и лозунгов. Но и в том и в другом случае исторически первые, несовершенные программы оказываются необходимыми для понимания последующих этапов, и при оценке их приходится принимать во внимание весь противоречивый ход движения. Как будет показано дальше, подобные ситуации часто встречались в истории негритянского протеста, и поэтому так настоятельно встает задача выявить конкретно-исторический смысл выдвинутых программ, понять, какую форму социальной деятельности они стимулируют и в каком направлении совершаются их перестройки.

Негритянское движение — явление многоплановое. Поэтому и писать о нем можно по-разному. Эта тема одинаково доступна и историку, и психологу, и экономисту, и социологу, и журналисту с присущими каждому из них особыми подходами и акцентами. Наш замысел, о котором говорилось выше, наиболее успешно может быть реализован средствами философского знания с его традиционной проблематикой объективного и субъективного, общественной идеологии и психологии, социальной практики и ее отражения в духовной культуре. В результате, как нам кажется, можно яснее понять негритянское движение в целом, его существенные черты.

Мы будем иметь дело с американским обществом, взятым как бы на «изломе», в его острых и динамических коллизиях; когда "реальные" пружины его функционирования выступают наиболее отчетливо и сквозь пелену благополучных и умиротворяющих иллюзий прорываются его «внутренние» процессы и сокровенные социологические тайны. Это дает возможность более конкретно представить себе особенности политической жизни современного буржуазного общества.

Имеется еще один важный аспект рассматриваемой темы. Различные концепции, доктрины, о которых пойдет речь, неотделимы от судьбы людей, их сформулировавших и стремившихся осуществить практически. Можно лишь поражаться тому, как много талантливых и одаренных негритянских деятелей выдвинула борьба против расизма. Судьбы многих из них оказались трагическими. Два выдающихся негритянских лидера — Малкольм X я Мартин Л. Кинг — были убиты, многие вынуждены были покинуть США, других на каждом шагу подстерегали унижения, полицейские застенки, смерть. Наши читатели, как правило, мало знакомы с. ними. А поэтому, характеризуя основные исторические эпизоды негритянского движения, мы постараемся хотя бы кратко рассказать об этих людях.

В работе использованы личные впечатления от поездок в США. Однако основными источниками являются документальные материалы и исследования зарубежных авторов. Особое значение для нас имеют работы американских марксистов, документы Коммунистической партии США, которая всегда уделяла большое внимание негритянскому движению. Существенную роль для понимания «внутренних» особенностей этого движения, его эмоциональных, социально-психологических характеристик играют работы лидеров негритянского движения, а также произведения негритянских писателей.

В работе освещаются специфические черты негритянского протеста в 50—60-х годах. Поэтому основное внимание уделяется характеристикам новых организаций, социально-политических программ, идеологических концепций, которые появились в этот период. В то же время лишь бегло описаны, например, возникшие в начале века «Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения» и «Национальная городская лига», хотя они и поныне остаются наиболее крупными организациями из числа тех, которые выступают за гражданские права негров.

* ПРИМЕЧАНИЕ. Текст монографии приводятся с незначительными сокращениями.