ПРОТИВ КАПИТАЛИЗМА, ПРОТИВ ФАШИЗМА
COMINTERN - KOMINTERN - КОМИНТЕРН - КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

   
 

Казалось бы, как давно написано. А тем не менее российским партийцам стоит изучить хотя бы этот абзац:

... Когда выборы закончены, дело организации парламентской фракции должно находиться целиком в руках ЦК коммунистической партии — совершенно независимо от того, является ли партия в целом в данный момент легальной или нелегальной. Председатель и президиум парламентской фракции коммунистов должны утверждаться ЦК партии. Центральный Комитет партии должен иметь своего постоянного представителя в парламентской фракции с правом вето. По всем важнейшим политическим вопросам парламентская фракция обязана испрашивать предварительные директивы от ЦК партии. Центральный Комитет имеет право и обязан при каждом предстоящем крупном выступлении коммунистов в парламенте назначать или отводить оратора фракции, требовать у него предварительного представления тезисов речи или самой речи для утверждения их ЦК и т. п. У каждого кандидата, идущего по коммунистическому списку, должна отбираться совершенно официально расписка в том, что по первому требованию ЦК партии данный депутат обязан сложить свой мандат, с тем чтобы в случае необходимости партия могла организованно провести постановление о выходе из парламента.

... для дела рабочего класса гораздо полезнее иметь небольшую, но действительно коммунистическую фракцию, чем фракцию многочисленную без выдержанной коммунистической линии.

 

   

 



КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

(резолюция II Конгресса Коминтерна)


I. НОВАЯ ЭПОХА И НОВЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ


Отношение социалистических партий к парламентаризму состояло с самого начала, еще в эпоху I Интернационала, в том, чтобы использовать буржуазные парламенты с целью агитации. Участие в парламенте рассматривалось под углом зрения развития классового самосознания, т. е. пробуждения классовой вражды пролетариата к господствующим классам. Это отношение изменилось не под влиянием доктрины, но под влиянием хода политического развития. На основе роста производительных сил и расширения арены капиталистической эксплуатации капитализм, а вместе с ним и парламентские государства приобрели длительную устойчивость.

Отсюда возникло приспособление парламентской тактики социалистических партий к «органической» законодательной работе буржуазного парламента и все большее значение борьбы за реформы в рамках капитализма, господство так называемой программы-минимум социал-демократии, превращение программы-максимум в платформу для дебатов относительно весьма отдаленной «конечной цели». На этой основе развились явления парламентского карьеризма, коррупции, открытого или замаскированного предательства элементарнейших интересов рабочего класса.

Отношение III Интернационала к парламентаризму определяется не новой доктриной, а изменением роли самого парламентаризма. В минувшую историческую эпоху парламент как орудие развивающегося капитализма совершил в известном смысле исторически прогрессивную работу. В теперешних же условиях разнузданного империализма парламент превратился в одно из орудий лжи, обмана, насилия и расслабляющей болтовни перед лицом империалистических опустошений, хищений, насилий, грабежей и разрушений; парламентские реформы, лишенные систематичности, прочности и планомерности, теряют всякое практическое значение для трудящихся масс.

Вместе со всем буржуазным обществом лишается своей устойчивости и парламентаризм. Переход от органической эпохи к критической создает основу для новой тактики пролетариата в области парламентаризма. Так, например, русская рабочая партия (большевики) еще в прошедший период выработала сущность революционного парламентаризма, потому что Россия с 1905 г. оказалась выбитой из состояния политического и социального равновесия и вошла в период бурь и потрясений.

Поскольку некоторые, тяготеющие к коммунизму социалисты указывают на то, что момент для революции в их странах еще не наступил, и отказываются от раскола с парламентскими оппортунистами, они исходят, по существу дела, из оценки, сознательной или полусознательной, предстоящей эпохи как эпохи относительной устойчивости империалистического общества и считают, что в борьбе за реформы на такой основе коалиция с Турати и Лонге может дать практические результаты.

Коммунизм должен исходить из теоретического выяснения характера настоящей эпохи (кульминация капитализма, его империалистическое самоотрицание и самоуничтожение, непрерывное нарастание гражданской войны и т. д.). В различных странах формы политических взаимоотношений и группировок могут быть различны. Но существо остается всюду одно и то же, дело идет для нас о непосредственной политической и технической подготовке восстания пролетариата в целях разрушения буржуазной власти и установления новой власти пролетариата.

В настоящий момент парламент ни в коем случае не может явиться для коммунистов ареной борьбы за реформы, за улучшение положения рабочего класса, как это бывало в известные моменты прошлой эпохи. Центр тяжести политической жизни полностью и окончательно перенесен за пределы парламента. С другой стороны, буржуазия не только в силу ее отношения к трудящимся массам, но и в силу сложных взаимоотношений внутри буржуазных классов вынуждена часть своих мероприятий так или иначе проводить через парламент, где различные клики торгуются за власть, показывают свои сильные и выдают свои слабые стороны, компрометируют себя и пр. и пр.

Поэтому непосредственная историческая задача рабочего класса состоит в том, чтобы вырвать эти аппараты из рук господствующих классов, сломать их, уничтожить и создать на их месте новые органы пролетарской власти. В то же время революционный штаб рабочего класса глубоко заинтересован в том, чтобы иметь свою разведку в парламентских учреждениях буржуазии для облегчения этой разрушительной задачи. Отсюда совершенно ясно коренное различие между тактикой коммуниста, вошедшего в парламент с революционной целью, и тактикой социалистического парламентария. Этот последний исходит из предпосылки относительной устойчивости, неопределенной длительности существующего режима. Он ставит себе задачу всеми средствами добиваться реформ и заинтересован в том, чтобы каждое завоевание надлежащим образом оценивалось массой как заслуга социалистического парламентаризма (Турати, Лонге и К°). На смену старому приспособленческому парламентаризму приходит новый парламентаризм, который является одним из орудий уничтожения парламентаризма вообще. Однако отвратительные традиции старой парламентской тактики отбрасывают некоторые революционные элементы в лагерь принципиальных противников парламентаризма (Индустриальные рабочие мира, революционные синдикалисты, Коммунистическая рабочая партия Германии). Принимая это во внимание, II конгресс III, Коммунистического Интернационала приходит к следующим положениям.

II. КОММУНИЗМ, БОРЬБА ЗА ДИКТАТУРУ ПРОЛЕТАРИАТА И ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ

I

1. Парламентаризм как государственная система стал «демократической» формой господства буржуазии, нуждающейся на определенной ступени развития в фикции народного представительства, которое внешне представляет организацию внеклассовой «народной воли», по существу же является орудием подавления и угнетения в руках господствующего капитала.

2. Парламентаризм есть определенная форма государственного строя. Поэтому он не может ни в коей мере быть формой коммунистического общества, которое не знает ни классов, ни классовой борьбы, ни какой бы то ни было государственной власти.

3. Парламентаризм не может быть и формой пролетарского государственного управления в переходный период от диктатуры буржуазии к диктатуре пролетариата. В момент обостренной классовой борьбы, переходящей в гражданскую войну, пролетариат должен неминуемо строить свою государственную организацию как боевую организацию, в которую не допускаются представители господствовавших ранее классов; пролетариату прямо вредна на этой стадии всякая фикция общенародной воли, пролетариату не нужно и вредно парламентарное разделение властей; формой пролетарской диктатуры является Советская республика.

4. Буржуазные парламенты, которые составляют один из важных аппаратов буржуазной государственной машины, не могут быть завоеваны, как не может быть завоевано пролетариатом буржуазное государство вообще. Задача пролетариата состоит в том, чтобы взорвать государственную машину буржуазии, разрушить ее, а вместе с нею — парламентские учреждения, будь то республиканские или конституционно-монархические.

5. То же самое относится к коммунальным учреждениям буржуазии, которые теоретически неправильно противопоставлять государственным органам. На самом деле они являются подобными же аппаратами государственного механизма буржуазии, которые должны быть уничтожены революционным пролетариатом и заменены местными Советами рабочих депутатов.

6. Следовательно, коммунизм отрицает парламентаризм как форму будущего общества, он отрицает его как форму классовой диктатуры пролетариата, он отрицает возможность длительного завоевания парламентов; он ставит своей целью разрушение парламентаризма. Поэтому речь может идти лишь об использовании буржуазных государственных учреждений с целью их разрушения. В этом и только в этом смысле можно ставить вопрос.

II

7. Всякая классовая борьба есть борьба политическая, ибо она, в конечном счете, есть борьба за власть. Любая стачка, распространяющаяся по всей стране, начинает угрожать буржуазному государству и тем самым приобретает политический характер. Стараться свергнуть буржуазию и разрушить ее государство — это значит вести политическую борьбу. Создавать свой пролетарский классовый аппарат для управления и подавления сопротивляющейся буржуазии — каков бы ни был этот аппарат — это значит завоевать политическую власть.

8. Следовательно, вопрос о политической борьбе вовсе не сводится к вопросу об отношении к парламентаризму. Это есть общий вопрос о классовой борьбе пролетариата, поскольку эта борьба переходит от мелкой и частичной к борьбе за ниспровержение капиталистического строя вообще.

9. Важнейшим методом борьбы пролетариата против буржуазии, т. е. ее государственной власти, прежде всего является метод массовых выступлений. Эти массовые выступления организуются и направляются революционными массовыми организациями пролетариата (союзами, партиями, Советами) под общим руководством сплоченной, дисциплинированной, централизованной коммунистической партии. Гражданская война есть война. В этой войне пролетариат должен иметь свой хороший политический офицерский корпус, свой хороший политический генеральный штаб, руководящий всеми операциями во всех областях борьбы.

10. Массовая борьба является целой системой развивающихся выступлений, обостряющихся по своей форме и логически приводящих к восстанию против капиталистического государства. В этой массовой борьбе, развертывающейся в гражданскую войну, руководящая партия пролетариата должна, по общему правилу, закреплять за собой все и всяческие легальные позиции, делая их подсобными опорными пунктами в своей революционной работе и подчиняя эти позиции плану главной кампании, кампании массовой борьбы.

11. Одним из таких подсобных опорных пунктов является трибуна буржуазного парламента. Против участия в парламентской борьбе отнюдь нельзя выставлять того довода, что это — буржуазное государственное учреждение. Коммунистическая партия идет в это учреждение не для того, чтобы вести там органическую работу, а для того, чтобы из недр парламента помочь массам взорвать путем выступления государственную машину буржуазии и сам парламент изнутри (например, деятельность Либкнехта в Германии, большевиков в царской Думе, в Демократическом совещании, в Предпарламенте Керенского, в Учредительном собрании, в городских думах, наконец, деятельность болгарских коммунистов).

12. Эта работа в парламентах, которая сводится, главным образом, к революционной агитации с парламентской трибуны, к разоблачению противников, к идейному сплочению масс, которые, особенно в отсталых областях, взирают на парламентскую трибуну, преисполненные демократических иллюзий,— эта работа должна целиком быть подчинена целям и задачам массовой борьбы вне парламента.

Участие в предвыборной кампании и революционная пропаганда с парламентской трибуны имеют особое значение для политического завоевания тех слоев трудящихся, которые до сих пор, как, например, сельские трудящиеся массы, стояли в стороне от революционного движения и политической жизни.

13. В случае, если коммунисты получат большинство в коммунальных учреждениях, они должны:

а) составлять революционную оппозицию буржуазной центральной власти;

б) делать все, чтобы оказывать услуги беднейшему населению (хозяйственные мероприятия, организация или попытка организации вооруженной рабочей милиции и т. д.);

в) при каждом случае указывать на те преграды, которые буржуазная государственная власть ставит всяким действительно крупным переменам;

г) на этой почве вести решительную революционную пропаганду, не боясь конфликта с государственной властью;

д) при известных обстоятельствах заменить местные органы самоуправления местными Советами рабочих депутатов.

Таким образом, вся работа коммунистов в коммунальных учреждениях должна явиться частью их работы над разложением капиталистической системы.

14. Сама избирательная кампания должна вестись не в духе погони за максимальным числом парламентских мандатов, а в духе революционной мобилизации масс вокруг лозунгов пролетарской революции. Избирательную борьбу должна вести вся масса членов партии, а не только верхушка партии; при этом необходимо использовать все массовые выступления (стачки, демонстрации, движения среди солдат и матросов и т. д.), происходящие в данный момент, и установить с ними тесную связь. Необходимо вовлечение в активную работу всех массовых пролетарских организаций.

15. При соблюдении этих, а также и упомянутых в особой инструкции условий парламентская работа представляет из себя полную противоположность тому грязному политиканству, которое практикуется социал-демократическими партиями всех стран, идущими в парламент, чтобы поддержать это «демократическое» учреждение или в лучшем случае «завоевывать» его. Коммунистическая партия может стоять только исключительно за революционное использование парламентаризма в духе Карла Либкнехта и большевиков.

III

16. Принципиальный «антипарламентаризм» в смысле абсолютного и категорического отказа от участия в выборах и от парламентской революционной работы является, таким образом, не выдерживающей критики, наивной, младенческой доктриной, которая своим основанием имеет иногда здоровое отвращение к политиканствующим парламентариям, но которая в тоже время не видит возможности революционного парламентаризма. Кроме того, часто эта доктрина связывается с совершенно неправильным представлением о роли партии, которое видит в коммунистической партии не боевой централизованный авангард рабочих, а децентрализованную систему плохо связанных друг с другом групп.

17. С другой стороны, из принципиального признания парламентской работы отнюдь не вытекает абсолютного, при всех и всяческих условиях, признания необходимости конкретных выборов и конкретного участия в парламентских заседаниях. Здесь дело зависит от ряда специфических условий. При определенном сочетании этих условий может оказаться необходимым выход из парламента. Так сделали большевики, когда они ушли из Предпарламента, чтобы его взорвать, сразу же обессилить и резко противопоставить ему стоявший накануне руководства восстанием Петербургский Совет, так сделали они в Учредительном собрании в день его разгона, перенеся центр тяжести политических событий на III съезд Советов. При других обстоятельствах может быть необходим бойкот выборов и непосредственное насильственное уничтожение как всего буржуазного государственного аппарата, так и буржуазной парламентской клики, или же участие в выборах при бойкоте самого парламента и т. д.

18. Таким образом, признавая как общее правило необходимость участия в выборах как в центральные парламенты, так и в органы местного самоуправления, а также и работу в этих учреждениях, коммунистическая партия должна решать вопрос конкретно, исходя из оценки специфических особенностей текущего момента. Бойкот выборов или парламента, а равно выход из последнего, допустим, главным образом, тогда, когда имеются налицо условия для непосредственного перехода к вооруженной борьбе за власть.

19. При этом необходимо постоянно иметь в виду относительную маловажность этого вопроса. Так как центр тяжести лежит во внепарламентской борьбе за государственную власть, то само собой разумеется, что вопрос о пролетарской диктатуре и массовой борьбе за нее несоизмерим с частным вопросом об использовании парламентаризма.

20. Поэтому Коммунистический Интернационал со всей категоричностью подчеркивает, что считает крупной ошибкой всякий раскол или попытку раскола внутри коммунистической партии, которые идут по этой линии, и только по этой причине. Съезд призывает все элементы, стоящие на почве признания массовой борьбы за пролетарскую диктатуру под руководством централизованной партии революционного пролетариата, осуществляющие свое влияние во всех массовых организациях рабочего класса, добиваться полного единодушия коммунистических элементов, несмотря на могущие быть разногласия по вопросу об использовании буржуазных парламентов.

III. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

Чтобы гарантировать действительное проведение революционной парламентской тактики, необходимо следующее:

1. Коммунистическая партия в целом и ее ЦК уже в подготовительную стадию, т. е. перед парламентскими выборами, должны систематически заботиться о доброкачественности личного состава парламентских фракций. Центральный Комитет коммунистической партии должен нести ответственность за всю работу парламентской фракции коммунистов. Центральный Комитет коммунистической партии должен иметь бесспорное право отвести любого кандидата любой организации, если у него нет уверенности, что этот кандидат, пройдя в парламент, будет вести истинно коммунистическую политику.

Коммунистические партии должны отказаться от старой социал-демократической привычки проводить в депутаты исключительно так называемых «опытных» парламентариев, главным образом, адвокатов и т. п. По правилу необходимо выдвигать в кандидаты рабочих, не смущаясь тем, что это иногда будут рядовые члены партии без большого парламентского опыта. Коммунистическая партия должна беспощадно преследовать те карьеристские элементы, которые примазываются к коммунистическим партиям с целью пройти в парламент. Центральные Комитеты коммунистических партий должны санкционировать кандидатуры только тех людей, которые долголетней работой доказали свою безусловную преданность рабочему классу.

2. Когда выборы закончены, дело организации парламентской фракции должно находиться целиком в руках ЦК коммунистической партии — совершенно независимо от того, является ли партия в целом в данный момент легальной или нелегальной. Председатель и президиум парламентской фракции коммунистов должны утверждаться ЦК партии. Центральный Комитет партии должен иметь своего постоянного представителя в парламентской фракции с правом вето. По всем важнейшим политическим вопросам парламентская фракция обязана испрашивать предварительные директивы от ЦК партии. Центральный Комитет имеет право и обязан при каждом предстоящем крупном выступлении коммунистов в парламенте назначать или отводить оратора фракции, требовать у него предварительного представления тезисов речи или самой речи для утверждения их ЦК и т. п. У каждого кандидата, идущего по коммунистическому списку, должна отбираться совершенно официально расписка в том, что по первому требованию ЦК партии данный депутат обязан сложить свой мандат, с тем чтобы в случае необходимости партия могла организованно провести постановление о выходе из парламента.

3. В тех странах, в которых в парламентскую фракцию коммунистов уже успели проникнуть реформистские, полуреформистские и просто карьеристские элементы (а это произошло уже в некоторых странах), ЦК коммунистических партий обязаны произвести радикальную чистку личного состава фракции, исходя из того принципа, что для дела рабочего класса гораздо полезнее иметь небольшую, но действительно коммунистическую фракцию, чем фракцию многочисленную без выдержанной коммунистической линии.

4. Депутат-коммунист по решению ЦК обязан соединять легальную работу с нелегальной. В тех странах, где депутат-коммунист пользуется еще некоторой депутатской неприкосновенностью перед буржуазными законами, эта неприкосновенность должна быть использована для того, чтобы помочь нелегальной организации и пропаганде партии.

5. Все свои парламентские выступления депутаты-коммунисты должны подчинять внепарламентской работе своей партии. Регулярное внесение демонстративных законопроектов, предназначенных не для принятия буржуазным большинством, а для пропаганды, агитации и организации, должно происходить по указанию партии и ее Центрального Комитета.

6. В случаях уличных рабочих демонстраций и других революционных выступлений депутат-коммунист обязан быть на первом, видном месте — во главе пролетарских масс.

7. Депутаты-коммунисты всеми доступными им средствами должны завязывать (под контролем партии) письменные и всякие иные связи с революционными рабочими, крестьянами и другими тружениками, ни в коем случае не уподобляясь социал-демократическим депутатам, гоняющимся за деляческими связями с избирателями. Они должны во всякое время быть в распоряжении коммунистической организации для всякой пропагандистской работы в стране.

8. Каждый коммунист-депутат парламента обязан помнить, что он является не «законодателем», который должен искать соглашения с другими законодателями, а агитатором партии, посланным в стан врагов, для того чтобы проводить там решения партии. Депутат-коммунист ответствен не перед распыленной массой избирателей, а перед своей коммунистической партией — легальной или нелегальной.

9. Депутаты-коммунисты должны говорить в парламенте таким языком, который был бы понятен каждому рядовому рабочему, крестьянину, прачке, пастуху — так, чтобы партия могла переиздавать его речь листовками и распространять их в самых отдаленных деревенских уголках своей страны.

10. Рядовые рабочие-коммунисты должны, не стесняясь, выступать в буржуазных парламентах, не уступая так называемым опытным парламентариям — даже в тех случаях, когда рабочие являются новичками в парламентской области. В случае необходимости рабочие-депутаты могут читать свои речи прямо по записи, для того чтобы речь потом могла быть напечатана в газетах или листках.

11. Депутаты-коммунисты должны использовать парламентскую трибуну для разоблачения не только буржуазии и ее открытых прихвостней, но и социал-патриотов, реформистов, половинчатых политиков «центра» и других противников коммунизма и для широкой пропаганды идей III Интернационала.

12. Депутаты-коммунисты даже в тех случаях, если их имеется один или два человека на весь парламент, всем своим поведением должны бросать вызов капитализму и никогда не забывать, что лишь тот достоин звания коммуниста, кто не на словах, а на деле является смертельным врагом буржуазного строя и его социал-патриотических прислужников.

Принято 2 августа 1920 г .


По тексту журнала «Коммунистический Интернационал», 1920, №13, сверенному с текстом книги « Der Zweite Kongress der Kommunistischen Internationale . Protokoll der Verhandlungen vom 19. Juli in Petrograd und vom 23. Juli bis 7. August 1920 in Moskau » Hamburg , 1921