Северо-Запад
# 9 - апрель 1989 г.
Главным материалом этого номера является проект Устава Ленинградского народного фронта, отдельные положения которого мы публикуем.

В этом же номере – информация о митинге в Лужниках, состоявшемся по инициативе Московского Народного фронта, «Московской трибуны», «Гражданского достоинства», клуба «Апрель» и некоторых других организаций, в котором приняли участие более 100 тысяч москвичей и гостей со всей страны.
На митинге выступили более 20 народных депутатов СССР, среди которых Б.Ельцин, А.Сахаров, А.Адамович, Ю.Карякин, Г.Старовойтова, М.Лауристен, а также представители ряда регионов. От Ленинграда выступил П.Филиппов.
На митинге был принят ряд резолюций – «О китайском демократическом движении» (эта резолюция была вызвана расправой над студентами в Пекине на площади Тянь-Ань-Мынь), «О поддержке демократии в Ленинграде (в связи с запретом митинга 27 мая 1989 г.), «Об усилении борьбы с коррупцией и мафиями».
В этом же номере – Обращение координационного совета Московского народного фронта к демократическим силам столицы от 22 мая 1989 г. и Коммюнике межгородского рабочего совещания демократических клубов социального направления, состоявшегося 20-21 мая 1989 г. в Москве.

И еще - очень важная статья А.Д.Сахарова «К программе и статусу Съезда народных депутатов».

Читая материалы этого номера не забывайте – осталось всего несколько недель до начала Учредительного съезда Ленинградского Народного фронта.



 


У с т а в
Ленинградского народного фронта
(проект)

1. Общие положения

1.1. Ленинградский Народный фронт - это региональная общественно-политическая организация (движение), объединяющая в своих рядах сторонников радикальных демократических и социально-экономических преобразований, культурного и экологического возрождения города и области. ЛНФ - это политическая форма самоорганизации граждан, способствующая преодолению тоталитаризма и становлению гуманного общества. ЛНФ - это развитие общественной инициативы и ответственности граждан, это необходимое условие формирования и укрепления политических, профессиональных и иных групп, организаций и движений.
1.2. Целью своей деятельности ЛНФ считает создание открытого демократического общества реального народовластия, опирающегося на сбалансированную многоукладную экономику, обеспечивающего социальную справедливость, гарантирующего права и свободы, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека.
1.3. ЛНФ действует конституционно признанными методами, с полным соблюдением принципа гласности.
1.4. Нравственной платформой ЛНФ является гуманизм, ненасилие, уважение к правам и достоинству личности. Членство в ЛНФ несовместимо с пропагандой войны, ненависти, национальной розни и исключительности, идейной, религиозной и политической нетерпимости.
1.5. ЛНФ независим от органов власти и общественных организаций и строит свои отношения с ними на основе диалога.

2. Основные формы деятельности

2.1. Задачи ЛНФ реализуются в соответствии с требованиями настоящего Устава и программных документов ЛНФ.
2.2. Основными формами деятельности ЛНФ являются:
- Сбор и обобщение информации, подготовка материалов, касающихся всех сторон жизни страны и региона; разработка и представление в соответствующие инстанции предложений, способствующих осуществлению программных целей ЛНФ; борьба за их реализацию.
- Активное участие в формировании и деятельности органов государственной власти, выдвижение кандидатов ЛНФ в народные депутаты СССР, в Советы всех уровней; оказание депутатам практической помощи в защите интересов избирателей; организация кампаний по отзыву скомпрометировавших себя депутатов.
- Всемерное содействие развитию самоуправления по месту жительства и на производстве, выдвижение кандидатов ЛНФ во все выборные органы самоуправления
- Осуществление через группы ЛНФ независимого гласного контроля снизу за действиями должностных лиц; борьба с коррупцией, мафией; содействие очищению государственных органов от скомпрометировавших себя лиц.
- Проведение дискуссий, встреч, обсуждений, лекций, бесед по актуальным вопросам.
- Организация митингов, демонстраций, пикетов и других публичных мероприятий.
- Издание своих печатных органов.
- Любая общественная деятельность, способствующая выработке у граждан навыков самоорганизации и самоуправления, росту политической культуры, гуманизации общественной жизни.

3. Членство в ЛНФ. права и обязанности членов

3.1. Членом ЛНФ может стать любой гражданин, признающий его устав и программу и своей деятельностью содействующий осуществлению целей и задач ЛНФ.
3.2. Вступление в ЛНФ отдельных граждан осуществляется путем записи в группах или выборных органах ЛНФ при уплате вступительного взноса в размере не менее 3-х рублей (для работающих членов ЛНФ).
3.3. Член ЛНФ заполняет типовую учетную карточку и ежеквартально платит членские взносы в произвольном размере.
3.4. Член ЛНФ имеет право:
- участвовать во всех мероприятиях ЛНФ, самостоятельно организовывать любые мероприятия, не противоречащие уставу ЛНФ;
- вносить предложения и участвовать в обсуждении всех вопросов, связанных с деятельностью ЛНФ;
- присутствовать на заседаниях всех выборных органов, комиссий, рабочих групп; представлять материалы для опубликования в печатных органах ЛНФ;
- в случае несогласия с решением группы, отделения или выборного органа ЛНФ - не выполнять их решения, кроме случаев, оговоренных в пунктах 3.6 и 3-7;
- в случае преследования за деятельность, связанную с членством в ЛНФ - выйти из ЛНФ в любое время;
3.5. Лица, признающие программу и устав ЛНФ, но по разным причинам не ставшие его членами, могут сотрудничать с ЛНФ индивидуально или объединившись в группы поддержки. Группы поддержки делегируют представителей на съезд ЛНФ с правом совещательного голоса.
3.6. Член ЛНФ обязан:
- выполнять требования настоящего устава;
- своей деятельностью способствовать осуществлению целей и задач ЛНФ;
- в случае выхода из ЛНФ поставить в известность об этом выборные организации.
3.7. Член ЛНФ может быть исключен из организации по решению группы или отделения в случае, если он грубо и систематически нарушает устав или позорит звание члена ЛНФ. Решение об исключении утверждается Советом ЛНФ. В случае несогласия с решением Совета исключенный из организации вправе апеллировать к Съезду ЛНФ. Вопрос об исключении из организации скомпрометировавшего себя лица может быть поставлен любым членом ЛНФ. Решение об исключении на всех уровнях принимается квалифицированным (не менее 2/3) большинством голосов.

4. Организационное устройство
4.1. Члены ЛНФ объединяются в группы, насчитывающие не менее 3-х человек. Группы могут создаваться по месту жительства, работы, учебы или по функциональному принципу.
Группа избирает своего представителя (представителей), выражающего ее позицию в других структурных подразделениях ЛНФ. Все решения принимаются на общем собрании группы простым большинством голосов (кроме П.З.7.).
Группа самостоятельно определяет свою внутреннюю организацию, может иметь свои денежные средства.
Вновь организованные группы должны быть зарегистрированы в Совете ЛНФ по представлению правлению, которое проверяет их соответствие уставу и программным документам ЛНФ.

(примечание - проект Устава ЛНФ
приводится в сокращении)

 

РЕЗОЛЮЦИЯ ВСЕСОЮЗНОГО МИТИНГА В ЛУЖНИКАХ
21 МАЯ 1989 г.

Мы, граждане Москвы вместе с делегациями общественных движений из разных республик и городов, собравшись на Всесоюзный митинг накануне Съезда народных депутатов, заявляем:
мы воодушевлены размахом общественных демократических движений, разоблачением сталинизма и тоталитарной системы, открытым обсуждением наших бед и проблем, результатами недавних выборов;
вместе с тем экономический кризис продолжает углубляться, грозя окончательным развалом и катастрофой, нарастает инфляция, прилавки становятся все более пустыми, а повседневная жизнь граждан все более тяжелой, экологическая обстановка ухудшается, национально-политические противоречия не получают справедливого разрешения, в стране усиливается грозное социальное напряжение, люди беспредельно устали от всего этого и выражают обоснованное возмущение;
в этих критических обстоятельствах правительство ведет себя крайне непоследовательно; все принятые до сих пор меры и законы - о социалистическом предприятии, о кооперативах, об аграрной политике и т.д. - оказались неэффективными и мертворожденными, понятно, что "нельзя все изменить в одну ночь", но когда-то нужно по крайней мере начать всерьез, и прошла не одна ночь с начала перестройки, а четыре года; дело не в том, что еще нет всех желанных результатов, а в том, что к настоящей социальной перестройке страна пока вообще не приступила;
это объясняется прежде всего косностью и яростным сопротивлением большинства в партийно-государственном аппарате; его настроения откровенно высказали выступавшие на последнем Пленуме ЦК КПСС реакционеры, требовавшие завинчивания гаек; все чаще пытаются зажать рот честным журналистам, заставляют печать и телевидение замалчивать или искажать правду; в Минске или Вильнюсе, Горьком или Ереване, Львове или Баку реакция прибегла к насилию и арестам, а в Тбилиси - и к зверским убийствам, пытаясь устрашить пробудившееся общество; реформаторское крыло в руководстве КПСС подвергается публичным атакам справа; под этим нажимом приняты охранительные антидемократические указы.

Перестройка - в опасности!

Съезд народных депутатов должен выполнить наказ народа, и, взяв в свои руки всю полноту власти, осуществить подлинные перемены: раскрепостить экономику и социальную сферу, разгосударствливая их; обеспечить демократические права, прежде всего независимые суд и печать; установить прямое и равное избирательное право; преобразовать централизованный СССР в содружество действительно свободных и суверенных республик; положить конец господству "номенклатуры". Съезд не должен расходиться, пока не заложит законодательную основу для решения этих проблем, рассмотрев затем вопрос об избрании Верховного Совета СССР.
От имени миллионов избирателей мы заявляем о неколебимой решимости бороться за избавление от нищеты и унижений, за демократию, за достоинство и свободу для всех мужчин и женщин, всех народов нашей страны.
Пусть установится последовательный союз всех прогрессивных деятелей КПСС с народными демократическими движениями! Такое сотрудничество обеспечит необратимость и реальный успех перестройки. За контроль народа над правительством!

За радикальные перемены!
За демократию!
Реакция не пройдет!

Резолюция митинга
«О китайском демократическом движении»

Мы приветствуем студентов и рабочих Пекина и других китайских городов, вышедших на улицы с требованием демократии. Мы желаем китайскому народу всемирно-исторического успеха в достижении этой цели. Мы выражаем уверенность в неминуемом установлении демократических свобод как в СССР, так и в Китайской народной республике.

Резолюция митинга
«О поддержке демократии в Ленинграде»

Мы требуем разрешить в Ленинграде массовый митинг граждан 27 мая 1989 г. Позор ленинградским реакционерам-аппаратчикам!



 

К программе и статуту Съезда Народных депутатов
Народный депутат СССР А.Д.Сахаров

Перед страной стоят неотложные задачи оздоровления экономики, национальных отношений, социальной сферы, экологии. Съезд может сделать реальные шаги в решении этих задач лишь при наличии определенных политических и правовых условий, касающихся статута Съезда и страны в целом.
Съезд народных депутатов должен в порядке конституционного уточнения принять Постановление утверждающее Съезд верховной Законодательной властью страны, а Верховный Совет - его рабочим органом, подготавливающим проекты Законов в комиссиях (секциях), образованных Съездом Народных депутатов и Верховным Советом на паритетных началах. Законы принимаются Съездом на сессиях, происходящих два или три раза в год. Лишь Законы одноразового действия (например, о награждениях) принимаются непосредственно Верховным Советом.
Такое уточнение разграничения функций Съезда и Верховного Совета имеет большое принципиальное значение. Каждый из Народных депутатов получил мандат от своих избирателей на законодательную власть. Если четыре пятых Народных депутатов передоверят ее избранной ими одной пятой, это нарушит права их избирателей, нарушит пришил народовластия. Возникнет также реальная опасность, что избранные в Верховный Совет депутаты будут представлять более узкую, клановую, быть может, антиперестроечную позицию. Ротация не устраняет этих трудностей. Нет оснований опасаться слишком большой численности Съезда - при использовании современной техники голосования и хорошо организованной дискуссии она не приведет к сложностям.
Важнейшей задачей Съезда является принятие Постановлений по основным проблемам развития страны. Этими Постановлениями должен руководствоваться Верховный Совет при формулировке проектов Законов. Первая сессия Съезда должна по моему мнению принять Постановления:
I. По комплексу взаимосвязанных экономических, социальных и экологических проблем.
2. По комплексу национальных проблем. Я считаю, что именно дискуссия по этим вопросам (возможно в ходе обсуждения доклада Генерального секретаря правящей партии) завершающаяся принятием постановлений и некоторых более простых и особо важных Законов, должна явиться началом и ядром работы Съезда. Если же Съезд с самого начала сосредоточится на выборах в Верховный Совет и назначении Членов Правительства, это неминуемо придаст всей его работе формально-административное направление и вызовет разочарование в стране. Имеющие ключевое значение экономические проблемы освещаются в других выступлениях. Остановлюсь на национальных проблемах. Мы получили в наследство от сталинизма национально-конституционную структуру, несущую на себе печать имперского мышления и имперской политики "разделяй и властвуй". Жертвой этого наследия являются малые национальные образования, входящие в состав Союзных республик по принципу административного подчинения. Они на протяжении десятилетий подвергались национальному угнетению, сейчас эти проблемы драматически выплеснулись на поверхность. Но не в меньшей степени жертвой явились большие народы, в том числе русский народ, на плечи KOTOРОГО лег основной груз имперских амбиций и последствий авантюризма и догматизма во внешней и внутренней политике. В нынешней напряженной, взрывоопасной межнациональной ситуации необходимы срочные меры. В качестве одной из возможных моделей наряду с другими вариантами решения, я предлагаю обсудить переход к федеративной (горизонтальной) системе национально-конституционного устройства. Эта система предусматривает предоставление всем существующим национально-территориальным образованиям, вне зависимости от их размера и нынешнего статуса, равных юридических, политических и экономических прав, с сохранением теперешних границ (со временем возможны и вероятно будут необходимы уточнения границ образований и состава федерации, что и должно стать важнейшим содержанием работы Совета национальностей). Это будет Союз равноправных республик (употребим это слово), объединенных Союзным Договором, с добровольным ограничением суверенитета каждой Республика в минимально необходимых пределах (в вопросах обороны, внешней политики и может быть других). Различия в размерах и численности населения Республик не должны смущать. Например, в США разные штаты тоже очень различны по величине. Проживающие в пределах одной Республики люди разных национальностей должны юридически и фактически пользоваться равными политическими, культурными и социальными правами. Надзор за этим должен быть возложен на Совет национальностей. Важнейшим политическим вопросом является утверждение роли в жизни страны советских органов и их независимости от партийных органов. При этом необходимо осуществить выборы советских органов всех уровней истинно демократическим путем. В избирательный Закон должны быть внесены уточнения, учитывающие опыт выборов Народных депутатов СССР (в частности, как я считаю, необходима ликвидация антидемократической "селекции" на окружных собраниях выдвинутых избирателями кандидатов). Съезд должен, по моему мнению, принять Постановление, содержащее принципы правового государства. К этим принципам относятся: свобода слова и информации, исключающая любые антиконституционные ограничения. Возможность судебного оспаривания гражданами и общественными организациями действий и решений всех органов власти и должностных лиц в ходе независимого и демократического разбирательства. Демократизация судебных и следственных процедур. Очень важен пересмотр антидемократических Законов и Указов, принятых предыдущим Верховным Советом и его Президиумом, в том числе Законов о митингах и демонстрациях и правах специальных войск, явившихся юридической основой для таких действий против народа, как карательные операции в Тбилиси и других местах. Съезд не должен, по моему мнению, утверждать Указ от 8 апреля, поскольку формулировки этого Указа допускают уголовную ответственность за ненасильственные действия, связанные с убеждениями. Только насилие и призыв к насилию могут быть признаком уголовно-преследуемого политического или общественного деяния, этот принцип должен быть явно отражен в Законе. В период до принятия новых Законов следует воздержаться от уголовного преследования по ранее принятым Законам, включая Закон о митингах и демонстрациях, по ст.70,190-1, 227, 142 УК КЖР. Съезд должен быть полностью открытым. Все заседания должны транслироваться по ТВ и радио, выступления и поименное голосование делегатов публиковаться в газете "Известия".
Народ нашей страны, избиратели в этот критический период перестройки связывают с предстоящим Съездом большие надежды. Это отразилось в напряженной, страстной избирательной кампании, в многочисленных устных и печатных высказываниях. Будет величайшей катастрофой, если Съезд не оправдает этих надежд, пойдет по формальному пути, по линии наименьшего сопротивления аппарату. Сделаем все от нас зависящее для успеха Съезда.

 

ОБРАЩЕНИЕ
КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА МОСКОВСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА
К ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ СИЛАМ СТОЛИЦЫ
22. 05. 89

Дорогие друзья, товарищи!

Борьба за демократию в нашей стране вступает в новый этап. Победа прогрессивных сил на выборах в Москве, Ленинграде к Прибалтике, успехи независимых кандидатов в крупнейших индустриальных центрах России, рост национального движения в Молдавии, Закавказье и Средней Азии, обострение противоборства между бюрократией и массами на Украине и в Белоруссии свидетельствуют о том, что народ больше не хочет жить по-старому. Движение за демократию приобретает массовый характер. Период реформ сверху кончился. В стране начинается АНТИБЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, совершаемая силами самого общества.
В этих условиях все мы должны осознать всю меру ложащейся на нас политической ответственности. Сложившаяся ситуация таит в себе не только новые возможности, но и новые опасности. Подлинная борьба еще только начинается и противники свободы отнюдь не собираются складывать оружие. Единство демократических сил становится сегодня жизненно необходимым.
Первым практическим опытом единых действий стал 1ОО-тысячный митинг, проведенный в Лужниках 21 мая 1989 года. Необходимо организационно закрепить наше единство, обеспечить согласованность и эффективность наших действий в эти критические дни.
Мы, члены КС МНФ от имени своей организации обращаемся к
"МОСКОВСКОЙ ТРИБУНЕ", Комитету писателей за перестройку "АПРЕЛЬ", КОНФЕДЕРАЦИИ AНAPXO-СИНДИКАЛИСТОВ, ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ СОЮЗУ, Движению сторонников Б.Н.Ельцина и другим демократическим движениям с призывом сформировать постоянно действующий КОМИТЕТ ЗА ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО.
Различие взглядов и идеологий не должно помешать нашему сотрудничеству ради общих демократических ценностей. Сохраняя самостоятельность наших организаций, особенности политической ориентации и структуры, мы можем и должны научиться действоватьсообща во имя свободы. Демократия должна стать нашим общим делом. Только едиными усилиями мы сумеем создать в нашей стране современное и процветающее общество. где свободное развитие каждого станет гарантией свободного развития всех.

Принято на заседании КС МНФ 22.05.89