"За Народный фронт"
выпуск 2
(январь 1989 г.)


Второй номер бюллетеня «За Народный фронт» (датирован январем 1989 г.) - номер специальный, материалов в нем всего два – это проект декларации Народного фронта Ленинграда и Устав Ленинградской организации «За Народный фронт».

Мы приводим проект Декларации НФ Ленинграда, состоящий из четырех разделов:

необходимость создания Народного фронта,

принципы деятельности и цель Народного фронта,

демократический социализм – концепция Народного фронта, политические свободы – гарантия построения демократического социализма,

формы и методы деятельности Народного фронта.

 

 

 

 


 

проект
Декларации Народного фронта Ленинграда



НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ НАРОДНОГО ФРОНТА

Возможности развития в рамках сталинской модели бюрократического социализма, всегда весьма ограниченные, на сегодняшний день исчерпаны до конца. Наша страна стоит перед лицом экономического, политического и экологического кризиса.
Установив абсолютную монополию государства на средства производства, присвоив себе монополию на власть, бюрократия превратилась в экономически и политически господствующий слой коллективных собственников. Чтобы сохранить и упрочить свое положение, социалистическая бюрократия уничтожает конкурентно-рыночную саморегуляцию производства и заменяет ее административным произволом. Вот почему народное хозяйство развивается не по объективным, а по нелепым мертворожденным схемам. Но экономика жестоко мстит за нарушение ее законов. Повсеместная анархия производства, всеобщий дефицит наряду с явным перепроизводством, торжество «вала» над качеством –такова цена, которую платит общество за господство бюрократа над производителем, за превращение хозяина-труженика в бесправного поденщика.

Присвоив себе монопольное право распоряжаться всем тем, что создано трудом народа, бюрократия расходует народное богатство, мало считаясь с интересами и нуждами трудящихся. Разрастание административно-бюрократического аппарата, находящегося на содержании трудящихся, ведет к усилению их эксплуатации. Вот почему наше государство, обладающее огромными богатствами, не может обеспечить своих граждан даже самым необходимым – добротным жильем, полноценным питанием, качественным медицинским обслуживанием, экологически здоровыми условиями жизни.

Правящая бюрократия обрекла трудящихся не только на условия существования, которые по меркам передовых стран являются нищенскими, - она калечит и уродует самую душу народа.

Беспримерные репрессии, сопровождающиеся массовыми убийствами, насаждение обстановки всеобщей подозрительности и доносительства, целенаправленное истребление интеллигенции, ложь и лицемерие официальной пропаганды, коррупция «верхов» - все это не могло не сказаться на нравственном здоровье общества.

Моральная деградация неуклонно движется к той черте, за которой самоочищение может стать невозможным. На социальном «дне» общества зреют настроения безысходности, нерассуждающей злобы, жажды насилия, что подобно бомбе замедленного действия, грозит делу перестройки не менее, чем сознательное и организованное сопротивление со стороны бюрократии.
Высшие форумы КПСС поставили честный диагноз нашему обществу. Но кризис поразил и саму партию, она не в состоянии эффективно добиваться реализации целей, сформулированных в ее же документах.

В таких условиях позитивный и ненасильственный выход из кризисной ситуации не обеспечить заклинаниями о том, что «все мы находимся по одну сторону баррикады». Единственный возможный выход – в самоорганизации массового демократического движения трудящихся, способного сокрушить всевластие бюрократии раньше, чем взрыв насилия ввергнет страну в пучину хаоса и реакции.

Одна из возможных форм политической самоорганизации трудящихся – Народный фронт.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ФРОНТА

Народный фронт – это основанное на гражданской инициативе движение, в рамках которого каждый гражданин, группа, самодеятельное объединение, будучи самостоятельными в определении содержания, форм и методов своей деятельности, борются за реализацию программных целей НФ.
Идейно-нравственными основами НФ являются гуманизм, ненасилие, чувство собственного достоинства и вытекающее из него уважение к правам и свободам других.
НФ не стремится брать на себя функции каких бы то ни было государственных органов или подменять собой существующие общественные и политические организации. Взаимоотношения с этими организациями строятся на демократическом диалоге и сотрудничестве.
Пребывание в рядах НФ несовместимо с пропагандой войны, насилия, национальной розни, фашизма и сталинизма, с претензией на монопольное обладание истиной.
Целью НФ является перестройка существующего экономического и политического строя и построение в СССР гуманного демократического социализма.
Необходимым условием продвижения к этой цели является завоевание обществом свободы мысли, слова, печати, свободы информации, свободы собраний, реформы суда.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ – КОНЦЕПЦИЯ НАРОДНОГО ФРОНТА

Под конкретным содержанием концепции демократического социализма, построение которого является основной целью Народного фронта, НФ понимает следующее:

1. Историческая практика свидетельствует о том, что без конкурентно-рыночной саморегуляции производства невозможно обеспечить пропорциональное развитие отраслей экономики, эквивалентный обмен товаров и услуг, подчинить производство нуждам потребителя; обеспечить научно-технический прогресс. Предпринятые в ХХ веке в СССР, Китае, странах Восточной Европы, ряде стран «третьего мира» попытки отменить товарно-денежные отношения и заменить их бюрократическим управлением неопровержимо доказали свою пагубность.

Отсюда общее направление экономической реформы – освобождение товаропроизводителя от всех бюрократических пут (директивного плана, лимитно-карточного снабжения, административно установленных затратных цен) и создание полноценного, не стесненного внешнеэкономическим вмешательством рынка товаров и услуг, рынка рабочей силы и денег. Товарно-денежные отношения, экономическая демократия и хозрасчет формируют, как показывает мировой и наш собственный хозяйственный опыт, труженика-хозяина и эффективное народное хозяйство.

2. Социалистический характер экономической реформы выражается в том, что активным участником формирования рыночной экономики, свободным товаропроизводителем становится трудовой коллектив, владеющий средствами производства на правах кооперативной собственности или долгосрочной (50 и более лет) аренды. Использование наемного труда строго ограничивается и регламентируется законом.
Лица, занятые индивидуальной рудовой деятельностью, уравниваются во всех правах и социальном обеспечении со всеми другими категориями трудящихся.

3. Центральные и местные органы власти и общественного самоуправления должны сосредоточить в своих руках додю прибыли трудовых коллективов в виде налоговых отчислений, платы за использование природных и трудовых ресурсов. Эти средства будут служить основой финансирования здравоохранения, народного образования, социального страхования, защиты окружающей среды, развития науки, создания новых отраслей производства, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, выплаты пособий временно нетрудоспособным.

4. Бюрократия складывается на базе определенных производственных отношений. Экономической основой существования и всевластия социалистической бюрократии являются: государственная монополия на средства производства, натурализация экономики, командные методы управления народным хозяйством. Вот почему переход к рыночной экономике необходим и сточки зрения эффективности производства, ис точки зрения политических прав трудящихся. – условие ликвидации бюрократии как политически господствующего класса.
Осуществление экономической реформы невозможно без политической победы над бюрократией, которая не откажется без борьбы от своих материальных привилегий, своей неподконтрольности и безнаказанности.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ – ГАРАНТИЯ ПОСТРОЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА

Условием реального продвижения общества к гуманизму, демократическому социализму является обретение нашим народом политических прав, провозглашенных «Всеобщей декларацией прав человека».

1. Свобода мысли и слова. Необходимо конституционно закрепить право каждого человека иметь и распространять любые философские. Политически и религиозные взгляды и убеждения. Преследование граждан за их убеждения должно быть наказуемо по закону.
Необходима гласная реабилитация всех лиц, осужденных по ст. 70 и 190-1.

2. Свобода информации. Следует законодательно установить перечень сведений, разглашение которых способно нанести ущерб обороноспособности страны и общественной безопасности. Сроки секретности необходимо определить с учетом мировой практики (25-20 лет). Несекретная информация должна стать доступна любому гражданину, любой общественной организации. Установить ответственность должностных лиц за сокрытие несекретной информации.

3. Свобода собраний. Ныне действующий «Указ о порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» следует заменить демократическим законом, устанавливающим заявительно-регистрационный порядок проведения таких мероприятий. Запрещать подобные мероприятия может суд в соответствии с исчерпывающим перечнем причин, установленных законом.

4. Свобода объединений и союзов. Законодательно должен быть урегулирован регистрационный порядок оформления любых, в том числе политических самодеятельных организаций и союзов граждан. Отказ в регистрации может основываться только по исчерпывающему перечню причин, установленных законом и не допускающим расширительного толкования. Отказ в регистрации граждане должны иметь право оспорить по суду.

5. Свобода печати. Закон должен гарантировать право граждан и общественных организаций на свободное приобретение, аренду или другие виды пользования типографией и множительной техникой. Издательские права государственных и самодеятельных организаций должны быть равными.

6. Реформа правовой системы. Для обеспечения действительной независимости суда от местных и вышестоящих органов, его ответственности только перед законом, необходимо введение суда присяжных. Следует отменить монополию прокуратуры на возбуждение уголовных дел, гражданам должно быть предоставлено право преследовать любых должностных лиц по суду независимо от жалобы по инстанциям. Необходимо по закону допустить адвоката ко всем следственным действиям, отменить административный арест.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО ФРОНТА

В качестве форм и методов деятельности в проекте декларации определялись в частности:

Организация дискуссионных клубов, лекториев, проведение опросов общественного мнения, издание собственных печатных органов, участие в избирательных кампаниях, участие в разработке проектов законодательных актов, обсуждение их с избирателями и депутатами советов, содействие обществам потребителей, изучение экологической обстановки, инвентаризация жилищного фонда, борьба с коррупцией, агитация трудовых коллективов за создание кооперативов и другие.

 

перейти в бюллетень "За Народный фронт" № 3