МАРКСИЗМ - НЕ ДОГМА,
А РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ...

 

 

Вильгельм Вейтлинг

 

 
 

Право собственности сделалось вопиющей несправедливостью, причиной недостатка, нищеты многих тысяч.

В какой уголок старого, гнилого строя общественной жизни ни кинем мы взгляд всюду наталкиваемся мы на преступления, недостатки, причиной которых является неравенство и средством для него — деньги!

 

...Тот, кто верит в прогресс, не должен считать совершенным ни одно учение. Если он и не знает более совершенного, это не должно служить основанием тому, чтобы сомневаться в возможности существования такого учения.
Но, указывая недостатки, нужно уметь доказать их наличие и понимать, как их устранить, иначе ты будешь только хулителем, а не улучшателем.

...Человечество никогда не достигнет высшего идеала совершенства, иначе пришлось бы предположить наступление застоя в его духовном развитии.

...Общая сумма всех человеческих страстей всегда равна общему числу существующих наслаждений, которые возбуждают страсти, а суммы способностей всех членов общества всегда хватает для того, чтобы создать сумму наслаждений, которую требуют для своего удовлетворения страсти всех членов общества.

В.Вейтлинг

 

 

   
   
   
 
   
   
   
   

 

Все люди - братья!

 

"Союз отверженных","Союз справедливых",
а также Вильгельм Вейтлинг
("Гарантии гармонии и свободы" и "Евангелие бедного грешника")
и "СОЮЗ КОММУНИСТОВ"


СОЮЗ ОТВЕРЖЕННЫХ (Bund der Geachteten)

Напомним еще раз, что после Французской революции 1830 года происходили антиправительственные выступления и в Германии. И часть их участников эмигрировала во Францию.

В 1833 году немецкими эмигрантами был создан в Париже "Немецкий Народный Союз", однако после запрета его деятельности несколько членов Союза организовали в 1834 году новую и уже тайную организацию - “Союз отверженных” (Bund der Geachteten). (прим. - иногда его название переводят как "Союз изгнанных" - и это более точно).

В числе его руководителей были Якоб Венедей и Теодор Шустер .

Якоб Венедей (Jacob Venedey) работал в университете Гейдельберга приват-доцентом, участвовал в Гамбахском празднике, и в штурме тюрьмы во Франкфурте, был арестован, но сумел бежать из тюрьмы и перебраться во Францию. Позже Венедей вернулся в 1848 году в Германию и даже был избран членом Национального собрания.

Теодор Шустер (Theodor Schuster) был приват-доцентом права в Геттингене. Участвовал в 1830 году в революционных выступлениях в Германии, был обвинен в попытке государственного переворота и бежал во Францию.

Опасаясь полицейских преследований, Венедей и Шустер действовали полуконспиративно. Выпустили несколько номеров газеты «Отверженные» и вскоре в их Союзе было уже около 100 человек во Франции и 80 в Германии.

Целью "отверженных" было «освобождение Германии и осуществление в реальности прав человека и гражданина», результатом чего будет установление в немецких государствах "Социальной Республики", в которой будут уважаться "свобода", "равенство" и "гражданское достоинство". Вдохновлялись они идеями французской "Декларации прав человека и гражданина", составили собственную программу и издали программную брошюру "Кредо отверженных". Они пользовались поддержкой прежде всего в среде немецких эмигрантов, но имели группы сторонников и в нескольких городах Германии.

Стоит заметить, что Венедей высоко ценил идеи утописта Фурье, в то время как Шустер был более радикален и склонялся к идеям утопического революционного коммунизма. Он полемизировал с Венедеем и Сен-Симоном, объявлял их писанину реформизмом и говорил о классовом деления общества на меньшинство имущих и обездоленное большинство. Одной из идей Шустера было создание производственных кооперативов с помощью правительства. Впоследствии он отошел от деятельности Союза, забросил правоведение, стал изучать медицину и практиковать как врач.

СОЮЗ СПРАВЕДЛИВЫХ (Bund der Gerechten)

В начале 1836 года в "Союзе отверженных" произошел раскол и из него выделилась радикальная группа, которая организовала "Союз справедливых" (Bund der Gerechten), при этом из примерно 500 "отверженных" в "Союз справедливых" вошло около 400 человек.

Его создателями стали Генрих Бауэр (Heinrich Bauer) - сапожник, Карл Шаппер (Karl Schapper) - наборщик, Иосиф Молль (Joseph Moll) - часовщик, Вильгельм Вейтлинг (Wilhelm Weitling) – портной. Членами Союза были преимущественно ремесленники, подмастерья, немногочисленные рабочие, но также и люди с университетским образованием, например д-р Германн Эвербек.

В организации "Союза справедливых" принимал участие и Шустер, но вскоре он отошел в сторону и идейным лидером стал Вильгельм Вейтлинг.

За участие в попытке восстания в Париже, которую предприняло 12 мая 1839 года французское общество "Времен года" (им руководил Огюст Бланки), Бауэр, Шаппер и еще несколько человек были арестованы, но в конце 1839 года выпущены из тюрьмы. Уехав в Лондон, они основали там 7 февраля 1840 года Немецкий рабочий образовательный союз, который стал центром коммунистической агитации среди немецких рабочих-иммигрантов и был своего рода клубом для не-немецких рабочих и ремесленников, интересовавшихся идеями социализма.

Главным центром "Союза справедливых" был Лондон, но имелось несколько групп в разных областях Германии. "Справедливые" также контактировали с английскими чартистами и участвовали в создании в 1845 году международного союза, объединившего социалистическо-демократические элементы из разных стран - общество "Братские демократы". В "Братских демократах" были англичане, французы, немцы, итальянцы, поляки и задачей их было распространение социальных революционных идей "в письменной и устной форме".

Лидеры "Союза справедливых" переписывались с товарищами в Париже, Брюсселе, Швейцарии и Германии, следили за публикациями в парижской газете "Вперед", немецком "Эльберфельдском зеркале", писали заметки и обратили внимание на заметки, с которыми выступали в прессе Маркс и Энгельс.

"Союз справедливых" был организацией тайной и законспирированной - но тогда иначе и нельзя было. Некоторое число членов союза составляли "общину", несколько "общин" - "округ", делегаты от "округов" избирали на конгрессе руководящий центр - центральный комитет, который имел право самопополнения и в крайних случаях мог делегировать свои полномочия. Рядом с тайными организациями основывались открытые рабочие союзы (ферейны), в которых проводились дискуссии, организовывались образовательные курсы для рабочих, создавались библиотеки.

А в это время...

В 1836 году К.Маркс стал студентом берлинского университета и в 1841 году закончил учебу и получил степень доктора философии за диссертацию "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура", в 1842-43 годах Маркс работал в "Новой рейнской газете", а в 1843 году уехал в Париж, где познакомился с членами нескольких тайных обществ, в том числе "Союза справедливых".

Энгельс в 1839 году сблизился с членами общества "Молодая Германия", начал писать в газету "Telegraph fur Deutschland", в 1841 году проходил военную службу в Берлине и слушал лекции в Берлинском университете. В 1842 году Энгельс, приехавший в Лондон по делам отцовской фирмы, познакомился с членами "Союза справедливых", с лидерами чартистов, начал писать заметки в чартистскую "Северную звезду", а в 1845 году издал брошюру "Положение рабочего класса в Англии".

Девизом «Союза справедливых» были слова "Все люди - братья", а его "стратегической" целью - "утверждение на Земле Царства Божия, основанного на идеалах любви к ближнему, равенству и правосудию". На практике Союз призывал к преодолению раздробленности Германии, освобождению граждан от угнетения и достижению социальной справедливости.

В уставе Союза его цель была сформулирована так: «Целью союза является раскрепощение человечества путем распространения теории общности имущества и возможно скорейшего ее практического претворения в жизнь». В своей программе "справедливые" опирались на идеи философов-утопистов Сен-Симона и Фурье, а структуру организации, принципы деятельности и тактику во многом позаимстововали у тайных обществ итальянских карбонариев и тайного французского общества "Времен года" Луи Огюста Бланки.

Идеологом «Союза Справедливых» был Вильгельм Вейтлинг. Одной из задач Союза он видел ликвидацию эксплуатации и просвещение рабочих, чтобы они самостоятельно могли отстаивать свои права.

Вильгельм Вейтлинг (род. 5 октября 1808 г.) - был незаконнорожденным сыном французского офицера и немки из Магдебурга, изучал портновское дело, в 18 лет покинул родной город, работал в Саксонии, в Австрии, в 1835 году приехал в Париж, познакомился с французскими членами тайных обществ. Там в Париже он начал заниматься коммунистической пропагандой - как ни громко это звучит - он пропагандировал идеи коммунизма, как он их понимал. Его первая брошюра, написанная для «Союза справедливых», вышла в 1838 году тиражом 2 000 экземпляров - «Человечество. Как оно есть и каким оно должно быть» („Die Menschheit wie sie ist und wie sie sein soll") - (была высоко оценена, кстати, впоследствии К.Марксом). Эту работа руководители "Союза справедливых" считали своим программным документом. Ремесленники, которые переезжали из города в город раздавали ее, давали почитать и, вероятно, сами устраивали коллективные читки - все как полагалось тогдашним агитаторам.

Брошюра была написана в библейском стиле с эпиграфом: " И когда увидел Христос народ, то опечалился и сказал ученикам своим: жатвы много, а делателей мало ...".

Идеи Вейтлинга, конечно, были своеобразны - как и у всех "идеологов" того времени, что коммунистических, что некоммунистических. Вейтлинг считал, что решающее значение для сосуществования человечества имеют "закон природы и христианской любви". Представляя будущее коммунистическое общество он изображал объединение человечества в семьи, семейные союзы и сообщества, управление экономикой, сельским хозяйством и торговлей будут осуществлять советы, избранные семьями. Вейтлинг вдохновлялся отдельными идеями Сен-Симона, Фурье, Огюста Бланки, но многое додумывал и придумывал самостоятельно и его идеи были понятны и популярны.

Вначале он был довольно аполитичен и предполагал, что правильные идеи устройства общества должны реализовать существующие правительства (монархи). Но от иллюзий вскоре избавился.

После разгрома в 1839 г. французского тайного «Общества времен года» (бланкисты) Вейтлинг уехал в Швейцарию. Там он продолжал пропагандистскую деятельность, издавал журнал "Призыв к немецкой молодежи". В одной из статей "Париж в 2000 году" он писал, что в далеком будущем мы не будем знать, что такое деньги, армия, а имущество будет общим.

Идеи были признаны опасными и в 1843 году власти Швейцарии арестовали Вейтлинга, конфисковали его рукописи и изданные работы и передали их в правительственную комиссию для изучения. Доклад комиссии был издан отдельной книгой (и вероятно, приличным тиражом) и взгляды Вейтлинга стали известны гораздо большему числу людей и он приобрел новых почитателей. Но к несчастью Вейтлинга кроме подстрекательства обвиняли в богохульстве и приговорили к 4 месяцам тюрьмы. После его жалобы в Верховный суд срок наказания увеличили до 6 месяцев с последующей высылкой. Отсидев положенный срок в одиночной камере Вейтлинг был депортирован.



После тюрьмы его отправили в Германию, оттуда он отправился в Гамбург, потом в Лондон, затем в Брюссель и в 1846 году в Нью-Йорк.

Развитие своих коммунистических идей Вильгельм Вейтлинг сделал в работе «Евангелие бедного грешника», в которой содержалась как критика капитализма, так и планы построения нового коммунистического общества, а потом в брошюре «Гарантии гармонии и свободы»

Вейтлинг утверждал, что основа подлинной демократии не во всеобщем, голосовании и политических и парламентских манипуляциях, а в обеспечении гарантий работы и прав, которые возможны в коммунистическом обществе, путь к которому - революция с вооружением народа, революционным правительством, революционным правом, которые защитят новый порядок. Право голосовать получат только те, кто занимается общественно-полезным трудом и проявляет трудолюбие, мастерство, уважение к порядку и закону, а вот капиталисты, купцы, священнослужители, юристы, лакеи "как паразитические формы" будут права голоса лишены.

Союз семей будет не правительством, не государством, а центральной администрацией, которая будет управлять обменом товаров, а также различными видами экономической деятельности, будут созданы выборные советы производителей, учителей колледжей, заработная плата будет регулироваться, продолжительность рабочего дня будет ограничена и т. д., и т.п.

После победы революции пролетариат будет вооружен, а злонамеренные богачи и контрреволюционеры будут разоружены, полиция и суды отменены, люди, имеющие право голоса, назначат людей, заслуживающих доверия на вакантные должности. Общее обязательство работать станет законом, отлынивание и безделье будут наказываться как преступление. Деньги перестанут быть мерой оплаты - будет учитываться количество отработанных часов и качество труда, и с учетом их будут эквивалентно выдаваться товары из общественных складов. Благонамеренные богатые люди, которые словом и делом присоединятся к революции, будут получать пособие. И вообще богатеи будут вынуждены расстаться со своими активами, потому что за свое золото и серебро они не смогут получить никакую пищу и напитки.

А оставаться у власти временное революционное правительство будет до тех пор, пока идет социальная война и пока представляют опасность затаившиеся в любом уголке мира короли, богачи и их пособники.

При этом Вейтлинг выступал уже вполне революционно:

"Бедных расквартировать в домах богатых. Учредить временное правительство, состоящее из надежных приверженцев коммунизма; вооружить пролетариат и ремесленников, амнистировать всех заключенных. Всякого, кто выступит врагом коммунистического принципа, подвергнуть расстрелу; отменить полицейскую и судебную власти; народ сам выберет лиц для защиты своих прав и интересов. В качестве перехода от денежного хозяйства к коммунистическому должны быть выпущены революционным правительством бумажные деньги, которые явятся воплощением понятия общественной собственности на все имущество страны - на землю, дома, корабли, фрукты и др. товары, до того выступавшие только в форме частной собственности и капитала. Те богачи, которые в первые же дни отдадут в руки революции все свое имущество, будут получать пенсию соответственно своим привычкам и требованиям жизни..."


Таким образом, пожалуй, именно Вейтлингом, а не Марксом-Энгельсом-Лениным выдвинута тактика революционной диктатуры во время переходного периода от капитализма с его частной собственностью к коммунизму.



ВИЛЬГЕЛЬМ ВЕЙТЛИНГ

а. О равенстве

Счастлив тот, кто доволен. Но доволен может быть лишь тот, кто ведет беззаботную жизнь и имеет друзей; жить же без забот можно только тогда, когда знаешь, что каждый из ближних твоих снабжен всем тем, в чем он имеет нужду. А друзей ищем и находим мы только среди людей, разделяющих с нами одну судьбу. Итак одинаковое для всех материальное положение ведет к отсутствию забот и к дружелюбию и, следовательно, в всеобщему счастью. Хотите водворить состояние всеобщего счастья, стремитесь к тому, чтобы каждый имел столько для жизни, сколько ему нужно, и чтобы не имел больше того, сколько нужно для удовлетворения его потребностей.

Быть богатым или неправедным — значит далее обладать властью или средствами, чтобы больше потреблять, чем в чем нуждаешься, без необходимости трудиться взамен этого. Следовательно за богатого должны работать другие; средства к жизни, которые расточает богатый, он отрывает от ртов других!.. До тех пор однако, пока существуют лишенные средств пропитания люди, всякий труд, не являющийся необходимым для существования и благополучия всех людей, есть напрасный, бесполезный труд... настанет день, когда вы спросите ИХ: делили ли вы наравне с нами труды наши, несли ли с нами тяготы наши? Смогут они утвердительно ответить на вопрос ваш — разделите вы с нами и плоды трудов ваших; ежели не смогут, пусть ее прогневаются, ибо кто не работает, тот не должен есть...

W.Weitling, Die Menschheit, wie sie ist und wie sein sollte

б. Как нужно бороться с неравенством

Если, вопреки ожиданиям, власть имущие, с целью содействовать осуществлению наших принципов, захотят превратить вашу жизнь в общую для нас каторгу, если они вздумают использовать рабочие ассоциации и все богатства страны в своих личных интересах и к выгоде богатых классов, как они это делали и делают со свободой промышленности, тогда наши философы должны будут предать все кругом истребительному огню, который один в состоянии будет разрушить планы наших, врагов. Тогда мы провозгласим ту мораль, которой никто еще никогда не осмелился проповедывать и которая сделает невозможным существование власти, основанной на эгоизме, ту мораль, которая превратит кровавые уличные схватки, все равно неспособные обеспечить народу победу, в непрерывную партизанскую войну, войну, которая уничтожит все расчеты богатых на труд бедных и которой нельзя будет остановить никакими солдатами, жандармами и полицейскими в мире. Эта мораль доставит нам целые легионы бойцов и соратников, содействием которых мы пока еще гнушаемся; эта мораль не оставит нашим противникам никакого другого исхода, кроме осуществления наших принципов; эта мораль повлечет за собою низвержение и прекращение господства личных интересов. Но эту мораль можно с успехом проповедовать только среди масс, наполняющих наши крупные города, брошенных в бездонную пропасть нищеты и отчаяния. Раз лозунг будет дан, он явится сигналом для новой тактики, против которой наши враги никогда не смогут устоять. Если нас будут давить вплоть до этой последней пружины, то наша обязанность — дать ей лопнуть, хотя бы это вызвало самую ужасную смуту, на целые десятилетия. Всякий борется, как он может. Это новая мораль, пример которой дал нам впрочем сам Христос, конечно окажет свое действие. Этим все сказано...

W. Weitling, Garantien der Harmonie und Freiheit

в. О коммунизме

Коммунизм — это такой общественный порядок, при котором все человеческие силы, способности и органы — человеческие руки, ноги, голова и сердце, ум и чувство — содействуют тому, чтобы каждому индивидууму, сообразно наличным для всех равным условиям, было обеспечено полное удовлетворение его потребностей, желаний и влечений, иначе говоря, чтобы каждому, была гарантирована возможность полного наслаждения своей личной свободой...

Люди не равны по своим природным качествам и свойствам; один отличается от другого наружностью, физической силой, мыслями и чувствами. Каждое преимущество в этом отношении дает человеку больше личной свободы и способствует уклонению его в сторону праздности, мотовства и властолюбия во вред другим, менее одаренным природой. Этого источника общественного неравенства нельзя закупорить; никакие мудрые или разумные мероприятия не в состоянии его закрыть, да это было бы и нежелательно с точки зрения всеобщего блага, так как этот источник неравенства является вместе с тем могущественным фактором человеческого прогресса. Но именно потому, что это обстоятельство продолжает угрожать общественному равенству и личной свободе отдельных членов данного общества, принцип коммунизма и каждая коммунистическая система должны занять в этом пункте, определенное положение...

W. Wetting, Evangelium der armen Sunder


О том, насколько велика была известность Вейтлинга, косвенно свидетельствует и то, что в изданной в 1906 году "Справочной книге социалиста" (Издательство "Голос", Санкт-Петербург) ему была посвящена большая статья с изложением, в частности, его "Евангелия бедного грешника", которую мы и приводим:


Вейтлинг ( Weitling ), Вильгельм, родился в Магдебурге в 1808 г. вне брака. Он рассказывает, что в детстве рос в такой ужасной нищете, что без содрогания не может вспоминать об этом. Однако, к матери своей был очень привязан и с грустью вспоминает о ней в своих стихотворениях 1844 года „Кеrkerpoesien". Он изучил портняжеское ремесло и с 1828 года переходил от одного хозяина к другому. Во время своих странствований попал в Париж, где в 1837 г . познакомился с коммунистами и вступил в „союз справедливых" ( Bund der Gerechten ), по поручению которого написал в 1838 г . сочинение „ Die Menschheit , wie sie ist und wie sie sein sollte " („Человечество, как оно есть и каким оно должно быть").

Уже в 1840 г. в целях пропаганды Вейтлинг предпринял поездку в Женеву, где и поселился совсем с мая 1841 г. Здесь он проявил живую деятельность. В среде немецких ремесленников, работавших в Швейцарии, он нашел благодарную почву для распространения своего коммунистического учения, между тем как воздержанные, расчетливые, признающие право собственности швейцарцы не могли сочувствовать ему. Он пропагандировал среди рабочих союзов, которые образовались во многих местах Швейцарии, после того как Вейцель основал в Женеве первый из них. Вейтлинг выступил с проповедью своего учения в певческих кружках и кружках для чтения немецких ремесленников. В этих кружках между его сторонниками и противниками часто возбуждались жгучие споры, нередко приводившие к раздорам. Это, однако, способствовало увеличению числа сочленов: именно эти диспуты о спорных вопросах и возбуждали интерес рабочих и привлекали их в кружок. Между бумагами, на который чрез несколько лет Цюрихским судом наложен был арест, находим следующей составленный Вейтлингом устав „коммунистического образовательного союза".

„Идея союза. Союз есть одно целое, служащее для общественных целей и состоящее из многих малых и больших союзов, как и из множества отдельных индивидуумов различных национальностей, положений и возраста, воодушевленных рвением тесно сойтись со своими единомышленниками и пользующихся всяким удобным для этого случаем. Поэтому каждой перемене места они должны достать единомышленников каждого города, каждой страны, адреса эти передавать другим единомышленникам, везде собираться от времени до времени по два, три человека или больше; там, где они соберутся в большом количестве, нанимать собственные помещения для собраний; там же, где собрания будут запрещены, собираться по несколько человек в квартирах, мастерских, гостиницах, одним словом, избегать всяких насильственных поступков и неустанно пропагандировать. Никакая власть человеческая не в силах остановить пропаганду добра и истины: нельзя запретить людям говорить за работой, за столом, в их спальнях и на прогулках.

„Цель и средства. Братские отношения, основанные на восстановлении обращения на ты, прощение всяких обид, обыкновенно считать всякий проступок болезненным проявлением, на дружной работе для общественных целей.

„Общественное образование. Изучение и обсуждение относительно всех социальных систем, поощрение общественных недорогих развлечений, избежание расходов на предметы роскоши и ведение регулярного образа жизни.

„Пропаганда. Общение с лицами; еще незнакомыми с целями и средствами союза и привлечение их на свою сторону, поддержка и распространено сочинений, полезных для целей союза

„Правила союза. Соблюдение умеренности в труде и наслаждении, поскольку это только возможно теперь, ибо таким образом приобретают сокровище, называющееся здоровьем и стоящее выше богатства и чести.

„Всякое наушничанье, клевета отвергаются с посрамлением наушника даже и тогда, когда в ней есть доля истины; всякое недовольство поведением одного из собратьев высказывается наедине ему самому, поэтому всякого, кто нас публично оскорбит или обругает, надо смотреть как на больного, не владеющего собою в данный момент, точно также не презирать преступника, а также и всякого приговоренного к тюремному заключению или другому наказанию".


Затем следуют правила относительно обязанностей по отношению к пропаганде, подаянию и правила приема в союз. Относительно последнего сказано следующее:


"Нам, рабочим, надоело, наконец, работать на ленивцев; терпеть лишения, когда другие утопают в роскоши; довольно эгоистам взваливать на наши плечи тяжелое бремя труда; мы не хотим признавать законов, держащих многочисленнейший и полезнейший класс людей в унижении, нищете, презрении и невежестве для того, чтобы дать в руки меньшинства средства сделаться господами рабочих масс. Мы хотим быть свободным и хотим, чтобы все люди на земном шаре жили так же свободно, как и мы, чтобы ко всем относились с одинаковым уважением, чтобы труды, радости и наслаждения делились всеми, т. е. чтобы жили по-товарищески.

„Хочешь ли и ты этого?

„С этой целью мы заключили союз, который должен быть тайным, чтобы сделать возможною деятельность нашу и в тех странах, где открытое выступаете дало бы средство врагам нашим преследовать и разбивать нас. Итак, умолчание обо всем, что происходит на наших собраниях, умолчание о постановлениях союза есть величайшая необходимость, которую должен соблюдать каждый член.

„Признаешь ли ты это с нами?

„Для того, чтобы сохранилось рвение к собраниям, каждому вменяется в обязанность посещать их всегда, за исключением особых уважительных случаев.

„Считаешь ли ты возможным принять на себя и эти обязательства?

„Каждый вновь вступивши уплачивает месячный взнос в кассу союза и подписывается, по крайней мере, на один экземпляр журнала „ Die Junge Generation " до тех пор, пока он существует. Можешь ли ты принести и эту жертву?

„Если кто-либо из нас останется без работы или заболеет, то остальные уплачивают за него его месячный взнос. Согласен ли ты и на это?

„Далее, задачей каждого из вас является привлечение на нашу сторону возможно большего числа лиц и приготовление их к вступлению в союз. При этом, однако, всегда следует обращаться к образованнейшим, привыкшим к порядку и самопожертвованию лицам. Хочешь ли ты на это направить свою деятельность и рвение?

„Каждый сообщает старшине о своем отъезде и цели его, и в первые восемь дней его пребывания в каком-либо месте сообщает прежней общине свой новый адрес. Хочешь ли ты соблюдать это и всюду, куда ты ни прибудешь, стараться вербовать сочленов, устраивать общины и союзы, продавать сочинения и громко и публично распространять наше учение?

„Тогда повтори за мною следующую клятву (тут все присутствующие сочлены встают и обнажают головы): я клянусь умолчать об этом".

„Затем; новообращенный записывает свое имя в список, того, кто его обратил.

Это делается для того, чтобы впоследствии, если будет основано какое-нибудь товарищество, участие в нем приняли сперва те, кто обратил наибольшее число членов; точно также, если организуется касса взаимопомощи, то каждый рабочий, 50 лет от роду, обративший многих, будет помещен в одну из колоти, которые до тех пор устроятся. Число, дающее право на пенсию, будет определено лишь за год до наступления срока ее".

Вскоре организовались коммунистические союзы повсюду в Швейцарии, в Женеве, Ваадте, Нейенбурге ( Locle u Ea Chaux-de-Fonds ), в Берне, Аргау и т.д. Ядро этого союза составлял не низший класс рабочих, члены его по большей части не должны были бороться с нуждою, хотя и жили не в блестящих условиях. Не нужда, но стремление к лучшему образу жизни сделало этих ремесленников коммунистами. Большая часть коммунистов были искрение мечтатели, грезившие о братстве и единении. Рассказывают, что однажды среди белого дня один коммунист на улице разразился потоком слез от того, что нет справедливости на небе! — Иначе, говорил он, коммунизм давно был бы введен уже повсюду.

Вейтлинг проповедовал свободу, равенство, гармонию и братскую любовь; равенство без свободы он считал политическим фиглярством. Для распространения своих идей он основал ежемесячный журнал „Hilferuf der deutschen Jugend ”, который он позже назвал „ Die Junge Generation ". Вейтлинг находился в постоянной деятельной переписке с парижскими и лондонскими коммунистам. Благодаря д-ру Герману Эвербеку, поддерживалась связь с „союзом справедливых". Кроме того, Вейтлинг находился в сношениях с Георгом Гервегом, проф. Фолленом и д-ром Юлиусом Фребелем в Цюрихе и с поэтом Гуцковым.

В 1842 г. Вейтлинг написал « Garantien der Harmonie und Freiheit ». Это сочинение распадается на две части, критическую и систематическую. Отнюдь не историческим путем старается Вейтлинг объяснить происхождение движимого и недвижимого имущества. Он повторяет распространенные тогда мысли французских социалистов, но облекает их в собственную форму. Язык его убедителен.

«В прекраснейшей плодородной стране прожило человечество свое детство, здесь оно играло, смеялось, шутило и наслаждалось, не зная других препятствий и законов, кроме законов природы. Богатая природа давала человеку все необходимое въ изобилии. Любимыми его занятиями были охота, еда, питье, любовь и игра, ему чужды были понятия труд и праздность, рабство и господство, собственность и воровство. Все жили свободно и независимо; в этом-то и скрывалась причина, почему они, не зная доставляемых цивилизацией удобств жизни, все-таки жили счастливее самых богатых людей настоящего времени. Они была счастливы, потому что были довольны, а довольным может быть лишь тот, кто может иметь все, что имеет каждый». «Довольство», говорить Вейтлинг, «не есть добродетель, но исходящее из естественных причин естественное чувство гармонии страстей и способностей. Довольство, которое нам предписывают как добродетель, есть трусость, малодушие. Если человек не имеет для удовлетворения своих потребностей того, что могут иметь другие, он не может, он не должен быть довольным, потому что это было бы довольством раба, довольством прибитой собаки». «Когда молоко сделалось пищей человека, приручили диких зверей. Наступил пастушеский период, разделение труда между пастухом и охотником. Делили между собою молоко прирученных зверей и добычу охотников но пастух начал считать стада, а охотник кожи и так незаметно зародилось понятие о движимом имущества. С развитием землепашества было признано уж и землевладение. Пока земли было в избытка, это являлось прогрессом. С размножением человеческого рода наступил недостаток в земле; в конце концов, для многих сделалось невозможным приобресть землю, так как всем уже завладели другие. С тех пор собственность сделалась нарушением естественных прав общества, безжалостным, братоубийственным, постыдным для человеческого достоинства актом. Право собственности сделалось вопиющей несправедливостью, причиной недостатка, нищеты многих тысяч. В какой уголок старого, гнилого строя общественной жизни ни кинем мы взгляд всюду наталкиваемся мы на преступления, недостатки, причиной которых является неравенство и средством для него — деньги! Из этого неравенства вырос эгоизм. Напрасны были пролитая народом кровь и слезы для освежения увядшего древа свободы! Болезнь его гораздо глубже, чем до сих пор воображали. Будем копать, братья, до корней его, потому что там скрыта личинка корыстолюбия, там втайне поедает она жизненные соки молодого дерева и приводить его на край гибели!».

Понятия — язык, границы, отечество, Вейтлинг считает для человечества настолько же бесполезными, как и религиозные догматы: это устаревшие предания, вред которых делается тем ощутительнее, чем дольше их придерживаются. «Идеальное общество имеет не правительство, а управление». Вейтлинг подробно развивает план общественного строя, в котором все будут пользоваться одинаковыми благами, и всякий сумеет свободно развивать свои индивидуальные способности.

Во главе правления должны стоять величайшие гении в области полезнейших наук, т. е. по одному представителю «философской медицины», «физики» и «механики». Первая наука, как охватывающая всю физическую и духовную природу человека, знание его телесных и душевных слабостей и болезней, средства для излечения и искоренения их, есть сажая важная; физика изучает силы природы и применение их ко благу человечества; механика — теоретическое и практическое познание различных ручных и машинных производств. Представители этих трех наук образуют «совет трех» — « Dreimannerrat », затем следует исполнительная власть — «главное управление» « Der grosse Werkvorstand ». Администрацию избирает центральное общество « Centralmeistercompagnie », заведующее самыми важными должностями. Для управления округом служат общества мастеров « Meistercompagnien », из коих каждое избирает из своей среды члена главного управления. Посредством письменных испытаний подбираются самые способные люди. Выборными от рабочих той или другой отрасли промышленности могут замещаться лишь должности в которых личные способности не имеют значения. Срок службы для лиц, стоящих во главе правления, не определен: если найдется лучший кандидат, должностное лицо уходит.

Вейтлинг различает три труда: необходимый, полезный и приятный. Сумма первых двух родов трудов устанавливается в часах и распределяется поровну между всеми работоспособными лицами, которые должны работать определенное таким образом число часов, выбор же рода работы предоставляется каждому отдельному лицу. Каждый может исполнять работу, к которой, на испытании, оказался способным. Можно подвергнуться испытание по нескольким предметам и потом разнообразить род занятий. Одинаковой работе соответствует одинаковое количество необходимых и полезных продуктов. Сверх того, каждый имеет право работать сколько ему угодно для получения «приятных» продуктов. Каждый час сверхурочной работы, так наз. «Коmmerzstunde », записывается в особую книжку, которая по истечении года теряет свое значение. Обмен одних приятных продуктов на другие и отношение их к другим продуктам определяется потраченным временем. Увеличение спроса может увеличить цену приятных продуктов до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением.

Образование дети получают в так называемых «школьных армиях», куда они вступают в возрасте 3—6 лет и где остаются до сдачи экзамена, который должен определить склонность их к тому или другому роду занятий. Выдающиеся познания и способности дают право на дальнейшее образование в университетах на общественный счет. Карательных законов нет, преступники, как больные, отдаются на излечение врачей.

На вопрос, как можно перейти к коммунистическому строю, Вейтлинг дает следующей ответ:

«Два пути ведут к достижение желанной цели; прямой, широкий и ровный закрыт для нас могуществом произвола, властолюбия, и корыстолюбия, и много усилий, много терпения надо, чтобы дойти до цели по узкой, скользкой тропинке, по которой мы ступаем. Но смело вперед, товарищи по страданию, мы достигнем цели, и, чем тяжелее труд, тем приятнее награда!»


Можно пропагандировать, взывать к рассудку, но имеется еще одно средство: «довести до апогея существующий уже беспорядок». «Это (если народ потеряет терпение), последнее и самое верное средство». Если все-таки, вопреки требованию здравого рассудка, правительство не примет мер к улучшению положения многочисленного беднейшего класса, если беспорядок все-таки будет продолжаться, тогда все, сохранившие мужество, должны перестать опираться на правительство, должны стараться довести беспорядок до апогея, так чтобы бедный народ нашел в нем удовольствие, как солдат на войне, и чтобы притеснители страдали от него, как богач от войны. «Если они не хотят слушать, они должны чувствовать; тогда поддерживаемый ими социальный беспорядок, от которого страдали до сих пор мы одни, должен отразиться и на них. Одним словом, тогда их система беспорядка должна быть отравлена для них, должна опротиветь им еще больше, чем нам наше продолжительное рабство».

Вейтлинг не желает введения своей системы насильственным путем, но он полагает, что корыстолюбие имущих классов не оставляет другого пути. Многочисленный класс неимущих поймет, наконец, свои интересы и восстанет против частной собственности. В этой борьбе надо оставить всякие рассуждения. Если удастся овладеть властью, надо «сразу раздавить голову гидры, т. е. не устраивать врагам кровавой бани, не лишать их свободы, но отнять у них возможность вредить нам».. Нужно овладеть слабой стороной —их имуществом, а не личностью. Его парижские единомышленники, однако, с твердостью восстают против мысли о «грабящем пролетариате».

Для перехода Вейтлинг устанавливает некоторые правила, из которых мы приведем следующие:

1. Все грязные разорванные лохмотья, всякая сгнившая, сломанная мебель, все зловонные, ветхие жилища должны быть сожжены и разрушены, бедняки должны быть размещены в общественных зданиях и квартирах богачей и одеты в имеющееся в избытке новое платье.

2. Все долговые обязательства, расписки и векселя не принимаются во внимание новым правлением, точно так же, как и права наследства и дворянства.

6. Имущество эмигрантов конфискуется и продажи уничтожаются, точно так же и всякое поле, оставшееся необработанным если только можно доказать, что оно может быть обработано.

7. Государственное и церковное имущество конфискуется в пользу общества, и ни один священник, будь то еврей, язычник, христианин или турок, не получает жалования от государства. Нуждающееся в священнике общество содержит его на свой счет.

11. Наряду с земледелием и армией управлене должно направить свою деятельность на распространение и улучшение школ.

12. В каждой деревне, в городе, округе, где три четверти населения высказываются за общность владения, остальная часть должна подчиниться этому решению.


Улучшение социального строя Вейтлинг считает настолько важным, что с радостью приветствовал бы монарха, который захотел бы помочь низвергнуть существующий порядок. Он заканчивает воззванием к монархам взять в свои руки дело искупления человечества.

«Гарантии» были отпечатаны в количестве 2.000 экземпляров. Верные друзья Вейтлинга, Август Беккер и Симон Шмидт путешествовали с ними из кантона в кантон. Было приобретено много приверженцев; назовем Нильса Петерсона из Копенгагена, силезца Себастиана Зейлера и «пророка» Альбрехта. Не мало тайных друзей имел он и между ваадтскими именитыми гражданами. Весной 1843 г. Вейтлинг отправился в Цюрих, хотя Фребель и писал ему, что полиция не даст ему прожить там больше трех дней. Сейчас же нашли причину возбудить против него преследование. Вейтлинг написал новую брошюру «Евангелие бедного грешника» ( Das Evangelium des armen Sunders ), в которой изображал Христа, как провозвестника коммунистического учения. По его мнению все демократические идеи вытекают из христианства, что и доказывали Карлштадт, Томас Мюнцер и Лакенэ. Надо заимствовать эти христианские идеи, не разрушать надо религию, но воспользоваться ею для освобождения человечества. В предисловии он говорит:

«Бедные грешники и грешницы! Евангелие это для вас; сделайте его евангелием свободы. Вы, вера которых колеблется, знание которых не покоится на твердом основании, надежда которых погибает в море отчаяния, придите и черпайте новую отвагу и новую надежду. Если толкования и разъяснения попов погасили в сердце вашем каждую искру любви к церковному евангелию, то не отвергайте предварительно этого евангелия, оно написано не святым, не попом, не благочестивым или добродетельным, нет, оно написано грешником.

Если в сомнениях ваших вы нуждаетесь в оправдании, а в страданиях — в утешении и надежде, если вы стремитесь к другой лучшей жизни, а господин священник не дает вам удовлетворительного совета, если он при гнетущих вас страданиях говорит вам о самоотречении и смирении, и обещает вам удовлетворение нужд и желаний ваших на небе, тогда покажите ему это евангелие.

Если к пальцам вашим, бедные грешники, при попытке очищения храма пристанут нисколько монет с меняльного стола, и они привлекут вас за это к ответственности, покажите им это евангелие.

Если, не взирая на загрубелые ваши руки, вас станут жестоко упрекать за стакан вина или водки, откройте это евангелие: вы найдете здесь человека, не пренебрегавшего радостями стола, друга мытарей и грешников, о котором разобьется мораль врагов ваших.

Расточительными руками растрачивала ты драгоценный бальзам, кающаяся Магдалина! Грешница с тоскующими глазами! Еще в дни расцвета твоей красоты позволила ты пробудиться маленькому богу любви, оказав ему лишь слабое сопротивление. Ты ослабила страсти, доставляя им победу за победой: теперь ты победила, царица страстей! Пусть другие надевают личину ханжества и чванятся благочестием, невинностью и непорочностью! Они должны пройти через испытания, в которых ты сохранила способность к добродетели, не потеряв способности к страстям. Ты сделала много грешников, Магдалина! Если предрассудок осудит тебя за это, открой это евангелие и скажи им: мы много любили, и многое простится нам.

Придите, все бедные, трудящиеся, скорбящие, обремененные, презираемые, высмеиваемые и притесняемые и, если вы хотите свободы и справедливости для всех, то в этом евангелии почерпнете вы новую отвагу и надежду! Тогда бледные ланиты заботы покроются румянцем, и в скорбных глазах загорится луч надежды. Рассеется мрачный туман предрассудка и в замкнутых сердцах зажжется огонь любви. Упавшие духом подкрепятся, и в мозг скептика вольется уверенность. Евангелие это запечатлеет поцелуй примирения на челе преступника и осветит надеждой мрачные стены его темницы. Оно уничтожит служителей мамоны и будет провозвестником свободы для бедных и грешников. Веру оно выведет из заблуждения, осветит путь надежды и в сердцах грешников зажжет пламень свободы и любви. Да будет так!»


Название глав следующее: Вера. — Любовь. — Надежда. — Библия. — Плотник и его братья. — Неверие и сомнение. — Притчи и каламбуры. — Предзнаменования и чудеса. — Трапеза, братская вечеря. — Иисус проповедует упразднение собственности. — Иисус проповедует уничтожение наказаний. — Основой учения Христа является общность работ и наслаждений. — Принцип Иисуса есть принцип свободы и равенства. — Жертвы, которые Иисус считает необходимыми для распространения сообщества. — Ошибающийся Исус. —Обращение с грешниками. — Иисус странствует с грешницами и встречает в них поддержку. — Иисус отрицает семью. — Иисус проповедует войну.— Иисус не уважает собственности. — Посягательство Иисуса на собственность.


Вейтлинг сам признает, что его толкование 6иблии не выдерживает критики; так, в конце он говорит:

«Они прочтут все это и скажут: из Библии можно сделать все, что угодно. — Правда, господа, вы это доказали, вы сделали из нее евангелие деспотизма, притеснения и обмана; я же хотел сделать из нее Евангелие свободы, равенства, общественности, знания, надежды и любви, если она до сих пор не была таковым. Если вы заблуждались, то это было из-за своекорыстных целей; если же я заблуждаюсь, то это из любви к человечеству.»


Так как оглавление дает ясное представление о богохульном и унижающем христианскую религию содержании, то цюрихские власти тотчас же наложили запрещение на книгу, конфисковали отпечатанные уже листы и возбудили против Вейтлинга обвинение в богохульстве и посягательстве на собственность. За эти полагалось четырехмесячное тюремное заключение. Вейтлинг аппелировал к высшей инстанции; с него было снято обвинение в богохульстве, но за подстрекательство к восстанию и за нарушение законов страны он был приговорен к шестимесячному тюремному заключению и к высылке затем за пределы Швейцарии. Здесь в тюрьме написал Вейтлинг «Кеrkerpoesien ».

В мае 1844 г. его привели на немецкую границу в кандалах, так как он оказал сопротивление. Он перешел в руки баденских жандармов и, наконец, был выдан Пруссии, откуда его препроводили в Гамбург. Здесь, в книжном магазине Гофмана и Камне он встретился с Г. Гейне, о чем поэт рассказывает в своих «Признаниях». Вейтлинг отправился в Лондон, где английские, немецкие и французские социалисты приветствовали его как «мужественного, талантливого вождя немецких коммунистов».

Вскоре Вейтлинг отправился в Америку, где сосредоточилась деятельность образованного коммунистами «союза освобождения». После вспыхнувшей в Пруссии революции он приехал в Берлин, где издавал коммунистическую газету « Der Urwahler ». Он принимал также участие в конгрессе демократов 1848 года, длившемся с 26 по 30 октября. 21-го ноября 1848 года он был изгнан из Берлина и отправился в Гамбург, где ему удалось основать несколько секций «союза освобождения», принявших окончательно революционно-коммунистическую программу. В августе 1849 года гамбургская полиция приняла решительный меры против этой агитации; однако, Вейтлингу удалось бежать в Америку.

В Америке он пропагандировал несколько лет основание коммунистической общины. Когда этот план потерпел неудачу, он уж не выступал больше публично и сделался скромным писцом переселенческого бюро. В старости свободное время он употребил на изучение астрономии. Умер 25 января 1871 года в Нью-Йорке.

Из "Справочной книги социалиста",
1906 г.


Таким вот образом рассказывалось в книге, изданной в России в 1906 году, о главном идеологе "Союза справедливых".

В 1846 году Вейтлинг встретился в Брюсселе с Марксом, однако их взгляды на революционную перспективу оказались различны и сотрудничества не получилось.

Вейтлинг был и постарше, и поизвестнее. Но Маркс и Энгельс - и помоложе, и более подкованы теоретически. Идеи Вейтлинга были, наверно, более яркими и доступными для понимания, но как можно было их реализовать практически? А Маркс и Энгельс были ближе к пониманию европейской реальности и ее перспектив развития. К тому же Вейтлинг жил во Франции и Швейцарии, а Энгельс оказался в Англии, где как раз разворачивалось и "строительство" капитализма, и чартистское движение. А Швейцария была от капиталистической Англии далека по своему развитию.

О том, как складывались взаимоотношения между Марксом и Вейтлингом рассказывали позже П.Анненков, Ф.Лесснер и Ф.Энгельс.

Менее известны впечатления самого Вейтлинга об общении с Марксом, а они тоже любопытны. Встреча К. Маркса и В.Вейтлинга состоялась 30 марта 1846 года, обсуждался вопрос о том, как лучше организовать пропаганду в Германии.

Вейтлинг был был недоволен тезисами Маркса о том, что “коммунизм ремесленников” и “философский коммунизм” должны быть противопоставлены, что чувства человека должно быть высмеяны, поскольку вносят только путаницу. Не понравилось намерение Маркса отказаться от устной пропаганды и то, что по Марксу "Реализация коммунизма в ближайшем будущем - вне вопроса; сначала должна быть у руля буржуазия" ("The realization of communism in the near future is out of the question; the bourgeoisie must first be at the helm "). Обсуждались и финансовые вопросы, разговор шел в целом на повышенных тонах. Вейтлинг вспоминал, что особенно разъярил Маркса вывод, сделанный Вейтлингом по результатам дискуссии: получается так, что тот, кто найдет средства, может писать, что ему вздумается. И, разумеется впоследствии оба давали друг другу не очень приятные оценки. Так, Вейтлинг утверждал, что Маркс - совсем не гений, а только человек с энциклопедическими знаниями, который имеет финансовых спонсоров и поэтому чувствует силу.

Позже Вейтлинг уехал в США, вернулся во время революции 1848 г., а потом опять уехал в США, где продолжал заниматься пропагандой среди рабочих в течение еще 20 лет до своей смерти 25 января 1871 г.
Он попытался организовать "Союз освобождения" ( Befreiungsbund ), издавал газету "Республика рабочих" (" Republik der Arbeiter"), пытался организовать коммунистическую общину, но больших успехов не добился. В Америке в возрасте 46 лет он женился, в семье родилось шестеро детей, в последующие годы он увлекся вопросами детской психологии, занимался астрономическими наблюдениями и техническими усовершенствованиями швейных машин (так как был по основной профессии все-таки портным).

Главными работами Вейтлинга являются:

  • Die Menschheit. Wie Sie ist und wie sie sein sollte , (1838/39)
  • Das Evangelium eines armen Sunders auch Das Evangelium der armen Sunder (1845)
  • Ein Nothruf an die Manner der Arbeit und der Sorge, Brief an die Landsleute , (1847)
  • Garantien der Harmonie und Freiheit , (1849)


Чем привлекли лидеров "Союза справедливых" взгляды Маркса и Энгельса? И чем "Союз справедливых" привлек Маркса и Энгельса?

Руководители "Союза справедливых", оказавшиеся в Лондоне знали положение дел в Германии, видели и практические попытки скажем громко "изменить мир", которые предпринимали одиночки вроде Оуэна или Кабэ, и неуспешность тайных обществ в Париже, и мощное движение чартистов в Англии. А Маркс и особенно Энгельс были молоды, образованны, настроены демократически революционно и если не показывали, то прорисовывали перспективу рабочего движения в Германии и не только в ней.

В 1845 году в Лондоне было организовано первое международное общество "Братские демократы" (скорее, конечно, кружок), в котором были представители разных стран. А Маркс Энгельс организовали в 1846 году "Брюссельский корреспондентский комитет" - свой "идейный" центр.

Неудовлетворенность лондонцев идеями Вейтлинга побудила руководителей "Союза справедливых" направить в ноябре 1846 года членам "Союза справедливых" циркулярное письмо с изложением вопросов о целях и тактике в пролетарско-коммунистическом духе. В январе 1847 года "Союз..." послал свое доверенное лицо - Йозефа Молля - из Лондона в Брюссель к К.Марксу и Ф.Энгельсу для того, чтобы усилить взаимодействие, Молль предложил Ф.Энгельсу и К.Марксу вступить в их организацию.

Те ответили согласием, но выдвинули встречное предложение - провести реорганизацию Союза. Энгельс начал работу над программой Союза, кроме того им и Марксом были предложены изменения в устав.

В июне 1847 года произошло объединение "Союза справедливых" и Брюссельского корреспондентского комитета (в него входило 15 человек). В конференции участвовал Ф.Энгельс, который предложил изменить девиз - вместо слов "Все люди - братья" была взята фраза, предложенная К.Марксом "Пролетарии всех стран объединяйтесь!", по предложению К.Маркса было решено отказаться от ритуалов при приеме новых членов (напоминавших о тайных заговорщицких обществах) и принято новое название организации. Сам Маркс приехать не смог из-за отсутствия денег. Эту конференцию было решено считать первым конгрессом "Союза коммунистов".

В уставе "Союза справедливых" говорилось, что "Союз..." "стремится к освобождению человечества путем распространения теории обобществления собственности и ее самого быстрого практического введения".

О порядке вступления в уставе говорилось, что любой, кто хочет присоединиться к "Союзу...", должен:

"a. быть мужественным;
b. никогда не совершать постыдных действий;
c. принимать принципы Союза;
d. иметь средства пропитания;
e. не принадлежать к какой-либо иной политической или национальной ассоциации;
f. быть единодушно допущен в сообщество, и
g. дать слово чести работать лояльно и соблюдать тайну".

Говорилось также, что "Все члены Союза равны друг другу и являются братьями, а также должны оказывать друг другу помощь в любой ситуации".

Прием в члены "Союза..." проходил следующим образом: кандидату читали устав "Союза ...", а затем два члена Союза предлагали ему ответить на пять вопросов. Если кандидат отвечал "Да", его просили дать слово чести, и он объявлялся принятым в "Союз коссунистов".

Вот эти пять вопросов:

"a. Вы убеждены в правоте принципов обобществления собственности?
b. Вы думаете, что сильная Лига необходима для реализации этих принципов как можно скорее, и Вы желаете присоединиться к такой Лиге?
c. Вы обещаете всегда работать словом и делом для распространения и практической реализации принципов обобществления собственности?
d. Вы обещаете соблюдать тайну о существовании и всех делах Лиги?
e. Вы обещаете исполнять решения Лиги?

Тогда дайте нам ваше слово чести как гарантию!"


Новый устав "Союза коммунистов" определял его цель так: "ниспровержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого буржуазного общества, которое опирается на антагонизм классов, и создание нового общества без классов и без частной собственности".

В качестве требований к членам "Союза коммунистов" назывались следующие:

A) Образ жизни и деятельность, которая соответствует этой цели;
B) Революционная энергия и рвение в пропаганде;
C) Признание коммунизма;
D) Воздержание от участия в любой антикоммунистической политической или национальной ассоциации и уведомлении об участии в ассоциации любого вида
E) Подчинение решениям Союза;
F) Соблюдение тайны относительно существования всех дел Союза;
G) Единодушный прием в сообщество

Прием в члены "Союза коммунистов" стал таким: Председатель общины читал претенденту устав Союза, объяснял его, подчеркивал обязательства, которые новый член принимает, и затем задавал вопрос: “Вы теперь желаете войти в этот Союз? ” Если претендент отвечал "Да", председатель брал с него слово чести, что он выполнит обязательства члена Союза, объявлял его принятым и представлял его общине на следующей встрече.

Первый конгресс "Союза коммунистов" состоялся в июне 1847 года и в том же месяце Энгельс написал первый вариант программы "Союза" - "Проект коммунистического символа веры". На конгрессе было решено начать издание журнала, задачей которого было бы "содействие освобождению пролетариата и объединению всех угнетенных". Первый и единственный номер журнала был издан в сентябре 1847 года под редакцией К.Шаппера и в нем уже появился девиз "Пролетарии всех стран объединяйтесь!". В октябре на собрании Парижской общины "Союза коммунистов" с участием М.Гесса обсуждался проект "Коммунистического символа веры" и с учетом критики Энгельс подготовил позже второй текст - "Принципы коммунизма".

Второй конгресс "Союза коммунистов" проходил с 29 ноября по 8 декабря 1847 г. На конгрессе был окончательно утвержден устав "Союза коммунистов", но главным в течение 10 дней работы было обсуждение вопроса о программе. По результатам обсуждения К. Марксу и Ф.Энгельсу было поручено подготовить программный документ "Союза коммунистов", которым стал "Манифест коммунистической партии"


А зачем понадобился двум молодым высокообразованным молодым немцам - Марксу и Энгельсу - "Союз ...", состоявший из ремесленников и подмастерий?

Думается, что эти молодые немцы осознали, что экономическое развитие Германии, Франции идет по пути, указанному Англией - развитие капитализма, что Англия демонстрирует основы массовой политической борьбы (чартисты), а не тайной заговорщицкой. Полагали также Маркс и Энгельс, что будущее (справедливое, демократическое, свободное и т.д.) - это мир без частной собственности от которой все зло и называется это будущее - коммунизм и что реальной организованной политической силой на их родине - в Германии станут пролетарии. А единственной пролетарской организацией был "Союз справедливых".

Насколько правы были они в оценке революционной перспективы и в оценке революционности Союза? Насколько правы они были в оценке революционности пролетариата?

Один из тогдашних идеологов социализма француз Прудон писал в 1846 году Марксу в ответ на приглашение вступить в Брюссельский корреспондентский комитет, что он рад возможности обмениваться мнениями, но не хотел бы, чтобы в этом комитете объединились лидеры новой нетерпимости, "апостолы новой религии, даже если это была бы религия логики, религия разума". Писал Прудон и о том, что "мы не должны выдвигать революционное действие как средство социальной реформы" и что он предпочел бы "сжечь собственность на медленном огне вместо того, чтобы дать ей новую силу, устраивая Варфоломеевскую ночь для собственников".

Придется пояснить. Варфоломеевская ночь - это избиение католиками гугенотов, которое было описано, в частности, в романе А.Дюма "Королева Марго". "Мероприятие" было весьма кровавое.

В 1846 году Прудон издал свою книгу "Система экономических противоречий, или философия нищеты", а годом позже Маркс ответил на нее своей работой "Нищета философии", в которой "отметил огромный вред, который приносил Прудон своим отрицательным отношением к самостоятельной классовой борьбе пролетариата". Последняя характеристика насчет "огромного вреда...", естественно, дана советским историком.

А о том как складывались отношения "Союза справедливых", Фридриха Энгельса и Карла Маркса рассказал впоследствии сам Ф.Энгельс в работе "К истории "Союза коммунистов".


К истории "Союза коммунистов"