МАРКСИЗМ - НЕ ДОГМА,
А РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ!

 

 

Этьен Кабе

практически первый
настоящий коммунист

 



... с основания мира не проходило и года, когда какой-либо народ не чувствовал необходимости свергнуть иго аристократии, для того чтобы отвоевать себе свои естественные права.

Этьен Кабе

 

 


   
   
   
   
 
   

 

Oibrithe an domhain, aontaigh !

 

РЕАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ
без К.МАРКСА и Ф.ЭНГЕЛЬСА

- коммунистические общины

Этимология (происхождение) слова КОММУНИЗМ проста - этот термин родился от латинского слова COMMUNIS, что означало ОБЩИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ или французского COMMUNE - то есть ОБЩИНА.

Любители исторических изысканий (но также и истины) найдут, конечно, и древнегреческую комедию Аристофана, и труды Платона. Да и в раннем христианстве много коммунистических идей.

Но главными "разработчиками" идеи устройства общества, где собственность на средства производства является не частной, а коллективной, где жизнь устроена с соблюдением принципов справедливости, равенства все же должны считаться:

Томас Мор - Thomas More (7 февраля 1478 — 6 июля 1535), автор "Утопии"

Томазо Кампанелла - Tommaso Campanella (5 сентября 1568 — 21 мая 1639), автор "Города Солнца"

К числу утопистов могут быть также отнесены

англичанин Джерард Уинстенли - Gerrard Winstanley (1609-1676),

француз Гракх Бабёф - Gracchus Babeuf

француз Анри Сен-Симон - Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon ,

француз Франсуа Мари Шарль Фурье -  Francois Marie Charles Fourier

англичанин Роберт Оуэн - Robert Owen

Кампанелла и Мор были, конечно, мечтателями и отчасти проповедниками лучшего устройстве мира, государства, общества, а вот Фурье и особенно Оуэн были практиками - эксперименты Оуэна достаточно хорошо известны и описаны.

Однако менее известны другие попытки опробовать принципы коммунистической жизни, которые предпринимались задолго до рождения Маркса и Энгельса в США.

Это, разумеется, был "ненаучный" коммунизм, но все же известный и вызывавший интерес, любопытство и, возможно, даже энтузиазм.

Был ли в России в начале ХХ века интерес к марксизму как к экономической теории? Конечно, был. А как к революционному учению? Конечно, тоже был.

А были ли сомнения в том, что коммунизм как новое общество возможен? Конечно, тоже были.

И вот что сообщала о практике строительства коммунизма

"СПРАВОЧНАЯ КНИГА СОЦИАЛИСТА"

(авторы и составители Гуго и Штегман), издана в Санкт-Петербурге книгоиздательством "Голос" в 1906 году:

Кабэ (Саbеt ), Этьенн, род. 2 янв. 1788 г . въ Дижоне, ум. 8 ноября 1856 г. в Сен-Луи. Получил прекрасное образование и посвятил себя адвокатской практике в родном городе. Судебный процесс генерала Во (Veauх), обвиненного в заговоре против Бурбонов, окончившийся оправданием благодаря страстной защите Кабэ, заставил последнего переселиться в Париж, где, впрочем, ему не удалось составить себе имя среди столичной адвокатуры. Перед самой революцией 1830 г. он был в рядах либеральной оппозиции и считался величиной второго ранга. Строгость нравов и стойкость характера Кабэ приобрели, однако, ему столь широкую популярность, что тогдашний министр юстиции Дюпон-де-л'Эр (Dupont de l'Eure) назначил его генерал-прокурором Корсики, — пост, который, впрочем, Кабэ очень скоро потерял, благодаря своему республиканскому образу мыслей. Выбранный депутатом от Дижона, он занял в палате позицию непримиримейшего врага правительства, на которое он нападал не только в своих парламентских речах, но и в безчисленном множестве памфлетов и в ультра демократическом журнале « Le populaire ». Обвиненный и присужденный к тюремному заключению за оскорбление величества, он вынужден был бежать в Англию. Здесь под влиянием «Утопии» Томаса Мора и других подобных сочинений получили развитие его коммунистические идеи, которым он оставался верен до самой смерти. В 1839 г. он воспользовался амнистией и возвратился в Париж.

В марте 1842 г. вышел в свет его знаменитый утопический роман „Voyage en Icarie" (Путешествие в Икарию). Затем он снова стал издавать „Populaire” и, кроме того, выпустил «Икарийский альманах». Деятельной пропагандой ему удалось сгруппировать вокруг себя большое число восторженных последователей; денежные средства притекали в изобилии, так что Кабэ мог подумать и об осуществлении своей утопии. Он возвратился в Лондон и приобрел большую незаселенную территорию на берегах Красной реки в Техасе.

2 февраля 1848 года состоялось первое выселение 69 икарийцев из общины: они лишились всего своего имущества и оглашали мир воплями и жалобами по поводу всех бедствий, которые им пришлось претерпеть. Кабэ, арестованный по подозрению в умышленном обмане, но потом выпущенный на свободу, последовал за второй группой своих выселяющихся адептов 15 декабря 1848 г.

В 1849 г. мы застаем его в Новом Орлеане с 480 икарийцами и 86.000 фр. денег. Так как возвратиться в Техас было невозможно, то они прожили несколько месяцев в Новом Орлеане. Бездеятельность лишила их всех надежд; община разбилась на два лагеря, из которых одни хотели расторгнуть союз, другие воскресить его при более благоприятных условиях. Меньшинство разорялось и частью возвратилось во Францию, а остальные, числом до 2.800 чел., приобрели въ собственность деревню Nauvoo , покинутую мормонами. Между тем Кабэ был приговорен в Париже по обвинению в умышленном обмане к двухлетнему заключению, и весть об этом дошла до икарийцев Поэтому в конце 1849 г . Кабэ возвратился в Париж и опубликовал оправдание своего поведения. 23 июля 1851 г. он предстал перед апелляционным судом и в четырехчасовой речи отстаивал свою невиновность. 26 июля приговором суда он был выпущен на свободу; таким образом, он одержал победу над своими противниками. Немедленно возвратился он в Nauvoo . Колония с года своего основания увеличилась и приобрела поместья в Iowa ; число членов е достигло 500. Но довольно скоро возникли недоразумения, особенно вследствие властолюбия самого Кабэ и подавления им всякого иного мнения, — недоразумения, которые, в конце концов, привели к распадению колонии. Кабэ с 200 своих последователей оставилъ Nauvoo и скоропостижно скончался в С.-Луи 8 ноября 1856 г .

Икария

Труд Кабэ «Путешествие в Икарию», изданный в 1840 году в Англии, распадается на две части. Первая описывает идеальное государство икарийцев, построенное на коммунистических принципах, вторая же опровергает возражения, направленные против коммунизма и освещает переходный период.

Икария – страна, по величине своей соответствующая Франции, разделена на 100 провинций, приблизительно равных по величине. Каждая провинция распадается на равные же округа, каждый с городом и рядом деревень и отдельных крестьянских хозяйств, Правление чисто демократическое. Все чиновники избираются народом. Каждый округ созывает три раза в неделю окружное собрание, каждая провинция провинциальное собраниe; учреждением, представляющим всю страну, является постоянное национальное собрание, состоящее из 2000 членов. Государственное управление разделено на 15 департаментов, ведающих земледелием, ремесла, воспитание

Икарийская республика является единственным собственником всего государственного имущества; производство, как равно и потребление, регулировано государством же. Из продуктов потребления раньше всего изготовляются продукты первой необходимости; затем полезные и, наконец, предметы роскоши. Все это сохраняется в складах и равномерно распределяется между всеми членами общества. Bсе икарийцы, за исключением тех, которые предназначены для изучения искусств и наук, обязаны выполнять все промышленные работы. Рабочее время ограничивается летом 7-ю, зимою 6-ью часами. Этот период обязательности труда длится для мужчин от 17 до 65 лет, для женщин же до 50 лет. Несмотря на то, что существует право свободного выбора профессии, допустимо поверочное испытание в степени искусности, если наплыв в какую-нибудь отрасль слишком силен и превышает комплект работающих. Труд, по мере возможности, делается привлекательным и облегчается чрезвычайно широким применением машин. Все отрасли промышленности ведутся фабричным способом, и, главным образом, в городах. Bсе лица, работающие в одной и той же отрасли, собираются в одной огромной мастерской, дающей возможность, по своей величине, широкого применения машин и разделения труда. Таким же почти образом организовано сельское хозяйство, в котором тоже применяется машинное производство. Государство регулирует соотношение сельско-хозяйственного и промышленного производства, заботится о накоплении продуктов и т. д.

Конечно, наиболее важным моментом является воспитание юношества. До 5 лет молодые икарийцы воспитываются родителями, с 5 до 17 лет они пocещают школы, изучая теоретические и прикладные науки и упражняясь в искусствах и гимнастике. Изучение ремесла происходит от 17 до 21 года и производится в соответствующей мастерской. Каждый желающей может заниматься литературной работой, но печатаются лишь те книги, которые с точки зрения правительства считаются допустимыми. В газетах, которые редактируются чиновниками, могут помещаться лишь достоверные фактические известия и отчеты о парламентских заседаниях.

Брак строго моногамический, нерасторжимость которого охраняется законом

Икарийцы. Часть последователей, оставшихся верными Кабэ, поселилась в Шельтенаме вблизи С.Луи; после недолговрсменного расцвета колонии, уже в мае 1859 г. внутри нее возник раздор из-за политического и социального строя ее, — раздор, который привел к распадению и выходу из колонии наиболее способных людей. В 1863 г. произошло распадение и остальной части общества (8 граждан, 7 гражданок и нескольких детей).

Колония в Nauvoo продолжала существовать, несмотря на неприязненные действия со стороны кабетистов, не очень разборчивых в своих средствах. 1 января 1857 года она состояла из 239 человек, из которых 18 жили в Iowa . Финансовыя затруднения, обострившиеся отчасти благодаря притеснениям 1857 г ., заставили ихъ покинуть Nauvoo и переселиться в Iowa . В1863 г. число их уменьшилось на 35; но настали и более благоприятныя времена, и община снова увеличилась 40 сочленами. Финансовое положение улучшилось, земельные владения их расширились, была пущена в ход паровая лесопильня. — Словом, казалось, труднейшие препятствия были преодолены, и для икарийцев, победоносно прошедших период испытания, настало как будто счастливое время. Но выросло новое поколене, которое под влиянием социалистического движения 70-х годов стало мечтать о более сильной пропаганде и из экономических видов захотело применения усовершенствованных способов обработки земли и изменений в управлении делами. После продолжительной борьбы, раскол убеждений привел к разделению колонии. Старшая консервативная часть вынуждена была выселиться в восточную часть общинного имения и основалась там сызнова под названием „Тhe New Icarian community ", где ее посетил в 1883 г. Шоу ( Show ). Другая часть, освободившись от консервативной осторожности стариковъ, казалось, начала новую деятельную и плодотворную жизнь. Но, когда первый пыл одушевления прошел, большая часть из этого нового поколения ушла в свою очередь — одни в Флориду, други в Калифорнию. Восторженные описания последних побудили оставшихся покинуть поселок в Iowa и переселиться в Кловердаль, Блюксом. Icaria - Speranza - Community — таково полное надежды имя этой новой общины икарийцев, состоящей из 52 членов.


Э. Кабэ

О ПРИНЦИПАХ И УЧЕНИИ КОММУНИЗМА
.

Не с сегодняшнего только дня народ стремится к революциям: с основания мира не проходило и года, когда какой-либо народ не чувствовал необходимости свергнуть иго аристократии, для того чтобы отвоевать себе свои естественные права. И все же, как мало совершилось революций по сравнению с теми, которые замышлялись, и как мало имели успеха революции совершившиеся, какое небольшое количество их достигло своей цели и не было позже извращено и уничтожено аристократией...

Но если бы насилие имело успех, справедливо ли было притеснять аристократию и богатых? Нет, так как в насилии нет необходимости. Богатые такие же люди, как и бедняки; как и последние, они наша братья; они образуют большую и .прекрасную часть человечества. Без сомнения нужно помешать им угнетать других, но не следует угнетать их сильнее, чем они угнетали нас. Коммунизм, целью которого является благоденствие всех людей, не должен с самого начала отпугивать значительную их часть. Мы не должны также их ненавидеть, ибо их предрассудки и пороки в такой же степени, как несовершенства и пороки бедняков, являются следствием плохого воспитания и плохой общественной организации, ибо плохая организация — это сатана, одинаково развращающий всех людей; и нужно их всех освободить от нее, а не сжигать для изгнания демона, подобно тому, как Иисус Христос явился не для того, чтобы истребить богатых, а обратить их, проповедуя лишь уничтожение богатства и нищеты...

Как же заставить аристократию принять принципы коммунизма?

Так, как это сделал Иисус Христос, путем проповеди и печати, дискутируя, усовещевая, убеждая богатых и бедных, пока все они — народ, избиратели, законодатели и правители — уверуют в принципы коммунизма...

За работу же, за работу, вы все, богатые и бедные, все, кто уверовал в коммунизм. Соберите все мнения и доказательства, которые могут облегчить обращение других. Я начал, другие выполнят это лучше меня... Не нужно заговоров, конспиративных союзов, всегда склонных к нетерпению и разладу. Никаких задних мыслей, только дискуссии...

Но если аристократы не захотят принять принципов коммунизма? Это невозможно! Если коммунизм — химера, достаточно будет дискуссии, чтобы разделаться с ним по заслугам, и народ сам отвернется от него, чтобы принять другую систему. Но если эта доктрина —сама истина, она приобретет многочисленных сторонников среди народа, среди ученых, среди аристократии... За коммунизмом будущее, оно обеспечено ему могуществом разума и истины... Мое убеждение в этом отношении настолько глубоко, что, если бы я держал революцию у себя в кулаке, я ни за что не раскрыл бы его, хотя бы мне пришлось умереть в изгнании — таковы мои принципы коммунизма.


Э. КАБЭ.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.

1. Система абсолютного равенства, общности благ и обязательного труда будет применена повсюду и полностью лишь по прошествии 50 лет.

2. В течение этих 50 лет право собственности будет сохранено, и труд останется свободным и необязательным.

3. Теперешние богатства останутся неприкосновенными, как бы неравны они ни были, но с сегодняшнего дня в отношении к будущим приобретениям начнет действовать система сокращения неравенства и все возрастающего равенства, которая будет служить переходом от старой системы неограниченного неравенства к будущей системе совершенного равенства и коммунизма.

4. Все наличные собственники по-прежнему сохранят свое имущество. Будут сделаны изменения только в отношении наследований, дарений и будущих приобретений...

...6. Начиная с сегодняшнего дня все законы будут направлены к тому, чтобы уменьшить излишки, улучшить судьбу бедняков и постепенно установить равенство во всем объеме...

...8. Бедность, предметы первой необходимости и труд будут освобождены от всяких налогов.

...9. На богатство и излишки будет введен прогрессивный налог...

...13. Заработная плата рабочих будет регулироваться, а на предметы первой необходимости будут установлены твердые цены с таким расчетом, чтобы каждый земледелец, рабочий и собственник мог существовать соответственно продукту своего труда и своей собственности.

14. По крайней мере 500 млн. ежегодно будут ассигнованы на организацию работ и устройство жилищ для бедняков...

...16. Армия будет возможно скорее распущена, и все причитающееся ей жалованье уплачено...

...18. Общественные земли будут по возможности с самого начала предназначены для применения системы коммунизма; на них будут возведены города, деревни или фермы, и отдельные части их будут отданы неимущим...

19. Будут поощряться и облегчаться браки рабочих.

20. Образование и воспитание новых поколений станет одной из основных забот общества.

21. Целью образования и воспитания будет создание граждан и рабочих, способных проводить в жизнь систему коммунизма...

Саbеt. Vоуаgе еп Iсагiе

 

Кави-община ( Kaweah Cooperative Colony Company ), — одна из новейших коммунистических общин. В нашем описании мы будем пользоваться материалом, который дает профессор калифорнийского университета В. Кэри Джонс в своей статье, появившейся в американском журнале “Quarterly Journal of economics” ( vol . VI). Профессор посетил эту колонию осенью 1891 г.

Предприятие это обязано своим возникновением небольшому числу лиц, в большей или меньшей степени воодушевленных социалистическими идеями. 9 ноября 1884 г . состоялось первое собрание учредителей, и скоро был выработан определенный план действий. В 1885 г. колония уже была основана. Она лежит в Tulare Giant Forest , исполинских лесах Калифорнии, между 36 и 37 градусомъ широты, 118 и 119 градусом долготы, между Туларским озером и Монт-Уитнем, одной из высочайших вершин Сиеры.

Краткая история этой колонии переполнена непрерывной внутренней борьбой. Сначала она представляла собой свободную ассоциацию, но в марте 1888 г . превратилась в акционерное общество. Это превращение вызвало сильное неудовольствие многих членов и сопровождалось выступлением 50 из них. Последние опасались, что отношения членов товарищества станутъ чисто-деловыми, что нежелательные в колонии лица, путем приобретения акций получат возможность вступать в нее против воли большинства, что отдельные лица сосредоточат в своих руках слишком много акций.

В колонии были установлены строгие правила, причем образцом служила книга Groundlunds'a „Тhe Cooperative Commonwealth ". Число членов было ограничено 500, номинальный капитал — 250.000 долларами. Большинством двух третей голосов можво повысить или понизить эту сумму. Чтобы вступить в колонию, нужно внести 10 долларов, чтобы жить на ее территории — 100. Что касается остальныхъ 400, то нет необходимости вносить их наличными, — можно заменить их землей или постепенно выплачивать их из своего дохода. Ежемесячные взносы должны быть не ниже 5 долларов. Никому из членов не могут быть предоставлены какие бы то ни было привилегии, но женатые имеют два голоса, из которых второй может быть передан им жене. Каждый колонист имеет право на 150 квадратных футов земли для постройки дома, который находится в его исключительном пользовании, пока он остается членом колонии.

Кандидаты должны представить сведения о своем имени, национальности, месте жительства, возрасте и, если они женаты, числе, возрасте и поле детей, профессии, склонностяхъ и вероисповедании.

Далее нужно ответить на следующее вопросы: принадлежит ли кандидат к какой-нибудь организации, состоит ли он подписчиком какой-нибудь экономической газеты, специального журнала и т. п., понимает ли он, что такое „товарищеский дух", готов ли он, в случае приема, честно и неустанно трудиться, жить в согласии с остальными членами товарищества, исправлять свои недостатки и стремиться скорее к исполнению своих обязанностей, чем подчеркиванию своих прав. Желательна также присылка фотографии. Если 5 процентов общего числа членов высказываются против приема, то комитет отклоняет просьбу аспиранта; возможна апелляция к общему собранию, причем вопрос окончательно решается большинством двух третей голосов. Выступление из общины возможно во всякое время.

Вся земля и все средства производства находятся в общем владении товарищества, но жилища и движимое имущество составляют частную собственность. Последняя после смерти колониста поступает в общий фонд.

Одно из важнейших постановлений заключается в том, что колонисты не имеют права вести никаких частных дел, содержать магазины и т. д. В общем труде каждый может принимать участие; продолжительность работы зависит вполне от него. За каждый рабочий час (8 рабочих часов составляют рабочий день) он получает билет, соответствующий 30 центам;. (55 — 60 коп.), на который может прибрести, что ему угодно, из складов колонии.

Прибыль, показываемая бухгалтерскими книгами, распределяется между членами общества в конце года, пропорционально причитающемуся каждому из них количеству рабочих часов. Все возникающие в колонии недоразумения решаются третейским судом.

Колония организована следующим образом. Существуют 3 отделения, из которых каждое находится в ведении директора, 13 департаментов, находящихся в ведении супер-интендантов,

58 бюро, имеющие своих управляющих, и секции, руководимые делопроизводителями. Существуют отделения для:

1) производства;

2) распределения;

3) общих дел.

I отделение: производство.

1. Департаментъ коллективного труда:

а) рыболовство;

b ) охота.;

с) лесоводство;

d ) глина и песок.

2. Департаментъ добывающей промышленности:

а) металлы;

b ) уголь и нефть;

с) известь;

d ) ломка шифера, камня, мрамора.

3. Департаментъ земледелия и скотоводства:

а) рыбоводство;

b ) птицеводство;

с) пчеловодство;

d ) крупный скот;

е) корм для скота;

f ) овощи;

g ) плодоводство;

i ) лен и т. д.

4. Департамент ремесел.

5. р а з л и ч н ы е бюро.

 

II отделение: распределение.

6. Департамент путей сообщения:

1. Перевозка грузов.

2. Передвижение.

7. Департамент продовольственных дел:

1. Амбары.

2. Базары.

8. Департамент экспедпедиционный рассылочный).

9. Департамент строительных дел

1. Общий отдел.

2. Отделъ текущего счета.

3. Кассовый отдел.

4. Расчетный отдел.

 

III отделение: общие дела.

10. Департамент управления:

1. Законодательная власть;

2. Исполнительная власть:

а) распределение работ в колонии;
b ) распределение работ вне колонии.

3. Судебная власть:

а) публичное право;

b ) частное право;

с) награды и наказания.

11. Департаментъ воспитания:

а) архивы колонии;

b ) физическое воспитание.

Секции гимнастики: военные упражнения, бокс фехтование, борьба, плавание, стрельба;

с) умственное образование;

аа) естественные науки.

Оптика, акустика, механика, электричество, химия, геология, математика, география, история, астрономия, языки, философия, социология и т.д.

bb ) литература;

cc ) искусство;

d ) нравственное воспитание.

Нужно воспитать в колонистах любовь к добродетелям и ненависть к порокам.

Средства для этого: детские сады, школа, чтение, дискуссии, пресса.

12. Департамент для удовлетворения общественных потребностей:

1. Санитарные нужды.

2. Вывоз нечистот.

3. Удобрение.

4. Устройство дорог.

5. Проведение каналов.

6. Водоснабжение.

7. Центральное отопление.

8. Освещение.

9. Пневматика.

10. Почта.

11. Телеграф и телефон.

12. Заботы об чистке.

13. Пропаганда.

13. Департамент удовольствий

(находится в связи с департаментном воспитания):

1. Научные выставки.

2. Гимнастические игры.

3. Выставки произведений искусства.

4. Общественные развлечения.

Для этого отведены следующие места: форум, театр, амфитеатр, арена, академия и т. д.

14. Департамент защиты:

1. Пожарная команда.

2. Национальная гвардия.

 

Пока этотъ замечательный план находится только на бумаге.

Колонии пришлось бороться с исключительными препятствиями: ее права на несколько тысяч акров земли оспаривались властями, и колонисты принуждены были обратиться к правосудию. В 1892 году дело еще не было окончено.

Но колонии бесспорно принадлежала незначительная по размерам земельная площадь с превосходным строевым лесом, плодоносной почвой, минеральными богатствами, мраморными ломками — так что развитие и процветание колонии было вполне возможно. В 1891 году члены колонии жили в довольно благоприятных условиях.

Вот что по этому поводу говоритъ профессор Джонс, который лично наблюдал жизнь колонии.

„Фантазеры и глупцы, которые сначала принимали участие в предприятии, скоро убедились, что их глупости не пользуются никаким успехом у колонистов, требовавших раньше всего честного и упорного труда, и ушли из колонии. Состав колонии самый разнородный. Но большинство колонистов — американцы, хотя человек 100—150 принадлежат ко всевозможным другим национальностям.

Раньше до своего вступления в колонию они принадлежали к самым разнообразным классам. Здесь и ученые, и купцы, и ремесленники. Рядом с молодыми, получившими университетское образование, мы встречаем здесь и таких, которые прошли только первоначальную школу. А между тем все почти без исключения, интеллигентны, вдумчивы, серьезны. Все читают книги и газеты, все интересуются злободневными социальными и экономическими вопросами. Верующие и атеисты мирно уживаются рядом. Здесь и спиритуалисты, и агностики, в материалисты.

Церкви у них нет, да они и не нуждаются ней".

 

Джонс разсказывает о простоте и уюте домашней жизни и кончает словами:

„Здесь как бы веет дыханием отчизны".


Кейль (Кеil), немец, род. въ 1811 г ., основал на коммунистических началах 2 цветущих общины в Северной Америке (Веthel и Аurorа).

Сначала Кейль примкнул к американской секте методистов, затем основал свою собственную, и в 1844 г., вместе с своими последователями (большей частью немецкие крестьяне, к которым присоединилась часть гармонистов, отделившихся в 1832 г. от общины Есоnomу) поселился в Веthel, Shelby County, Missoury. Таким образом, здесь выросла община, жившая согласно принципам коммунизма. В 1856 г., часть этих коммунистов отделилась и основала новую общину в Аurora , Marion County , Oregon. К ней присоединялись все новые и новые члены.

Жизнь этих сектантов в высшей степени проста и проходит в упорном, настойчивом труде — самъ Кейль работает неутомимо. Они не имеют понятия о том, что украшает жизнь. Дети получают только первоначальное образование, но зато на практическое обучение их обращается большое внимание.

Организация общины в высшей степени проста. Не уставы и правила, а личность Кейля. пользовавшегося большим влиянием на товарищей, направляла жизнь общины и соединяла всех ее членов в одно органическое целое.

Кого переставала удовлетворять новая жизнь, тот волен был когда угодно покинуть ее. Но, обыкновенно, вышедшие из состава общины по прошествии некоторого времени возвращались в нее снова. Финансовое положение этих коммунистов вполне удовлетворительно. Община принимала новых членов, если они уживались в течение известного времени, которое они проводили там в качестве наемных работников.

Коммунистические общины были основаны, главным образом, в Северной Америке религиозными сектами и социальными реформаторами. Население в большинстве религиозных общин состоит из немцев:

1) Вюртембержец, Георг Раап, основал в 1805 году общину гармонистов, которая сначала поселилась в Пенсильвании, затем в Индиане, и, наконец, в экономии у Питтсбурга, где она существует и до сих пор.

2) Другой вюртембержец, Иосиф Веймелер, руководитель сепаратистов, основал общину в 1817 г .

3) Секта инспирационистов, состоящая из немцев, с 40-х годов живет в колониях Амана на коммунистических началах.

4) Пруссак Кейль основал коммунистические крестьянские общины „Бетель" и „Аврору".

5) Общины шекеров, основанные „матерью" Энн Ли (Аnn Lee), тоже придерживаются коммунистических начал.

6) Особенно замечательны общины перфекционистов, созданные в средине этого столетия американцем Джоном Гемфри Нойесом (см. э. ел.).

7) Община Гонедаль (Ноnedale ) была основана в 1841 г духовным лицом Эдином Баллу (Аdin Ballon), с целью внушить христианам социалистические воззрения.

В 1857 году община распалась. Дальнейшие опыты коммунистов связаны с именами трех выдающихся социалистов; это общины Оуэна, фаланги Фурье и община икарийцев, основанная Кабэ . Приверженцы Оуэна повторили свой первый опыт в большем масштабе в Новой Гармонии в 1824 году.

За этим опытом последовал целый ряд других. В 1832 г. движение совершенно замерло. Движение фурьеристов имело наибольший успех в период от 1842 до 1847 г. Большая группа людей, игравшая выдающуюся роль в Соединенных Штатах, стремилась осуществить его идеи. Центром их деятельности был Нью-Йорк, где их дело защищали „Тribune" Грилея и „ Phalanx " Брисбана. Возникновение Бруферма усилило фурьеристов, и это движение все разрасталось, приобретая широкую популярность; но недостаток в работниках и практичных деятелях вызвал неудачу экспериментов. предпринятых в этом направлении.

Совершенно изолированно стоит в Америке Джозиа Варрен, который уже в двадцатых годах образовал колонию „Моderne Times ".

В последние годы идея основания коммунистических общин в Америке вновь ожила, в особенности среди последователей Беллами.

В гораздо более широком масштабе должна была быть основана в Мексике жителями северной Америки община Sinaloa .

Затем новая попытка была сделана в Калифорнии, где была создана община Кави . В последнее время множество австралийцев устремилось в Парагвай, чтобы и там создать коммунистическую общину.

В 1894 году снялись с места и так называемые „вольные" с целью основания в Африке у подошвы горы Кения „вольной страны"", обрисованной Теодором Гертцке в его утопии.

Литература: Об американских общинах подробнее всех говорит основатель Онейдской общины J . H . Nojes в своей книге „ History of American Socialismus ” („История американскаго социализма"), появившейся в 1870 году. Несколько лет спустя американский немец Чарльз Нордгоф ( Charles Nordhoff ) сообщил свои наблюдения, собранные при личном посещении важнейших общин в поучительной и интересной книге („Коммунистические общества Соединенных штатов”). Член Онейдской общины выпустил в 1878 году небольшую книгу о существоваших тогда еще общинах. На основании этих трех источников Генрих Землер составил свою „Историю социализма и коммунизма в Северной Америке”, изданную в 1880 году в Лейпциге.


Разумеется не мог не заметить эксперименты по строительству коммунизма Фридрих Энгельс, который составил: