"Перед лицом катастрофы поляки нашли в себе силы на введение в жизнь принципа солидарного действия и борьбы всех групп, всех слоев народа — вместе и одновременно"

 

СОЛИДАРНОСТЬ. 1980-1982


9. ПОБЕДА


Посмотрим сначала, как развивались события в последние дни.

30 августа. Забастовки в городах: Быдгощ, Хойнице, Грудзендз, Познань, Катовице, Вроцлав, Вал-жих, Рыбник, Рудный, Серошевице и Польковице. В Щецине подписано Соглашение. В Варшаве проходит 5-й пленум ЦК ПОРП. Главный отчет читает Каня. Барциковский и Ягельский отчитываются о работе щецинской и гданьской правительственных комиссий. ЦК утверждает достигнутые ими Соглашения.

31 августа. Ягельский запаздывает с возвращением в Гданьск. Валэнса признает, что среди бастующих по-прежнему существуют некоторые опасения относительно Соглашения, касающиеся главным образом вопросов полномочий свободных профсоюзов, руководящей роли партии и освобождения политических заключенных. Более 100 представителей науки и культуры призывают освободить оппозиционных деятелей, находящихся в заключении. Первая группа арестованных деятелей выпущена на свободу. Они получают письменные заверения, что причины их задержания признаны недействительными. Тем не менее, однако, глава агентства „Интерпресс" Войцеховский утверждает, что вопрос освобождения политических заключенных не лежит в сфере компетенций Ягельского. В Гданьске наступает торжественное подписание Соглашения. Все требования рабочих выполнены, в том числе: создание независимых профсоюзов, внесение в Сейм до конца текущего года проекта закона о цензуре, передача по радио воскресных богослужений; политические заключенные будут иметь право на пересмотр процессов. Детали экономических требований будут урегулированы в ходе дальнейших переговоров. Торжественное подписание Соглашения было передано по телевидению.


1 сентября. На предприятиях в Щецине и Гданьске возобновляется работа. В Катовице шахтеры решают продолжать забастовку: они требуют, чтобы и на них распространялось гданьское Соглашение, а также выставляют добавочные требования, связанные со спецификой их работы. Министр горнодобывающей промышленности Лейчак едет в Катовице во главе правительственной делегации. Происходит авария на шахте Халемба — погибло 8 шахтеров. Забастовки в Новой Хуте и во Вроцлаве закончены. Газета „Глос Выбжежа" печатает полный текст Соглашений. Оставшиеся в заключении оппозиционные деятели освобождены. Я. Куронь заявляет, что Соглашения дают максимум достижимого в сегодняшних условиях, и выражает убеждение, что достигнутые Соглашения — шаг в направлении демократизации Польши. Валэнса переезжает в помещение, предназначенное для штаб-квартиры первого независимого профсоюза в Гданьске. Правительственная комиссия под руководством Грабского начинает работу над составлением списка товаров, подлежащих контролю цен.


2 сентября. Бастующие шахтеры отказываются признать авторитет министра Лейчака. Приезжает зам. премьер-министра Копец и начинает переговоры на шахте Ястшембе-Здруй. В Гданьске происходит первое собрание независимого профсоюза. В Варшаве состоялось совещание партактива ЦК.

3 сентября. Копец и председатель силезского МСК инженер Ярослав Сенкевич подписывают Соглашение в Ястшембе-Здруй. Шахтерам обещана ликвидация 4-бригадной системы и установление 5-дневной рабочей недели с начала будущего года. Первый секретарь воеводского комитета в Катовице Грудень не принимал участия в переговорах. Папа Иоанн-Павел II произносит проповедь, в которой говорит о неотъемлемом праве Польши на независимость. ЦСПС обращается к рабочим с призывом оставаться в рядах официальных профсоюзов.


4 сентября. Подписание Соглашения в Торуне между МСК и правительственной комиссией.

Кажется, что внутрипартийная борьба по вопросу, согласиться на требования рабочих или применить силу, шла до самого 30 августа. На реалистическое решение повлияли два фактора: во-первых, партия поняла, что армия не пойдет против рабочих; во-вторых, начиная с 27 августа, забастовки в Силезии расширились настолько, что возникла угроза всеобщей забастовки в Польше.


После подписания Соглашения
Слева - председатель МСК рабочий ЛехВалэнса
Справа - член Политбюро ЦК ПОРП, вице-премьер ПНР М.Ягельский
(фото АР)


Соглашение в Щецине было подписано 30-го, а в Гданьске МСК все еще требует утверждения своего Соглашения в ЦК ПОРП. В первые дни, после подписания Соглашений в Гданьске и Щецине, другие МСК - в Торуне, Вроцлаве, Валбжихе (шахтеры!) — не верят сообщениям радио и телевидения и ждут возвращения своих делегатов из Гданьска. Уроки прошлого не забываются... И только потом, убедившись, решают прекратить забастовку.

Подписание договоров, по требованию рабочих, было показано в прямой передаче по общепольскому телевидению. Вся Польша со слезами на глазах смотрела как Валэнса с Ягельским подписывали первый в коммунистической системе общественный договор. Вождь борющихся рабочих, а точнее — борющегося народа, — вместе с вице-премьером и всеми присутствовавшими пели национальный гимн: „Еще Польска не сгинела".

После этого Валэнса произнес ставшие уже историческими слова: „Считаю забастовку законченной". Это касалось всего Побережья и других крупных промышленных центров страны.

Ягельский сказал, что в заключенном Соглашении „нет ни победителей, ни побежденных", что соглашение пойдет на пользу всем полякам и Польше*

* Ягельский вел переговоры с рабочими более недели: он раньше не отдавал, вероятно, себе отчета, как далеко зашло недоверие людей к голословным обещаниям. Понятно, что нервная усталость проявлялась и у него. Однажды во время заседания он крикнул рабочим: „Я был ранен! У меня был сердечный припадок! Не от разврата был этот припадок!" Это проявление нервного кризиса парадоксальным образом „очеловечило" премьера в глазах рабочих.


В приведенной выше фразе премьер, кажется, неточно сформулировал свою мысль, и мы вправе его чуточку поправить.

Итак, народ, равно как и партия и правительство, вышли из этой борьбы победителями. Почему народ — разъяснять не надо. А партия и правительство проявили себя достаточно зрелыми и реалистически настроенными, чтобы отбросить тоталитарное искушение: „стрелять, а потом разберемся". В современных обществах только компромисс и общественное примирение могут принести улучшение или надежду на улучшение.

И тут снова встает вопрос: а не могли ли власти все утопить в крови? Да, могли. Но это было бы катастрофой. В этом случае грозило бы открытое всеобщее восстание. И не было ясно, на чью силу правительство может уверенно рассчитывать. Но вероятность потери власти, а может быть и жизни, для них была огромной.

На пленуме областного комитета в Гданьске 18 августа шла горячая дискуссия о возможности применения силы против рабочей „контрреволюции". Однако командующий Военно-морским флотом адмирал Янчишин заявил, что тут партия не может рассчитывать на армию. „Армия дисциплинирована, она не предпримет никаких действий, могущих порвать узы с народом и рабочими", — заявил он. Каня, тогда еще только член Политбюро ЦК ПОРП, сказал: „Сейчас наиболее широкой платформой поисков соглашения является необходимость сохранения спокойствия в стране (...) Необходимо предпринять все, чтобы решить этот кризис политическими средствами, так как иных средств нет".

Во внутрипартийной борьбе победила группа прагматиков. Как минимум они были реалистами и, будем надеяться, в какой-то степени тоже патриотами.

Обращает внимание, насколько осторожно и точно МСК и правительственная комиссия формулировали пункты Соглашения, например, пункт 2, где уточняются взаимоотношения независимых профсоюзов с партией. Наученные многолетним опытом рабочие знали, что в партии и правительстве найдутся силы, которые будут стараться не соблюдать Соглашения, попытаются вернуться к произвольным, неконтролируемым решениям. И действительно, борьбу общества против этих сил мы наблюдаем в сентябре и октябре. Мы еще к этой проблеме вернемся.

О зрелости и сознании ответственности за всю страну свидетельствует, например, внесенное в гданьское Соглашение приложение к требованию 16 (здравоохранение). Для русского читателя следует пояснить, что в 1976-80 годах положение в польском здравоохранении стало катастрофическим и угрожало биологическим вырождением народа. Драматические призывы оппозиционных сил оставались без ответа. Партия предпочитала отпускать валюту на оборудование для тяжелой промышленности или на роскошные лимузины для „верхушки", но не на лекарства. В конце августа, когда бастующие считались с возможностью насилия в любую ночь, они формулировали трогательный (и позорный для партии) пункт 9 этого приложения: „Снабжать топливом хорошего качества больницы и детские ясли"! Рабочие говорили о медперсонале: „Ведь они бастовать не могут, надо им помочь". Об ответственности и неэгоистическом характере требований бастующих свидетельствует и такой факт: в начале забастовки в Гданьске власти предлагали повысить зарплату на 1500 злотых. Рабочие продолжали бастовать и в конце получили повышение лишь на 600 злотых... плюс независимый профсоюз „Солидарность".

Еще один пример ответственности рабочих — внесение в текст Соглашения требования об освобождении политзаключенных. Об арестованных членах КОС (КЗР) представители МСК сказали: „Эти люди добились свободы для участников рабочего протеста в 1976 г., теперь наша обязанность бороться за их свободу".

Следует подчеркнуть, что Межзаводской стачечный комитет добился также помещения в текст Соглашения первоначальных требований рабочих, для непосредственного сравнения с тем, что достигнуто в Соглашении. Соглашения были опубликованы как в местных газетах, так и в значительной части центральной прессы. (Как любопытную деталь следует отметить, что перечень из 21 требования гданьского МСК был опубликован 27 августа в' варшавской газете „Штандар млодых", что было интерпретировано как первый признак возможности принятия этих требований правительством.)

Ниже приводится текст наиболее полного, по сравнению с остальными, — гданьского Соглашения. Оно послужит основой для дальнейшего развития движения профсоюзов „Солидарность".

 

10. ПРОТОКОЛ ГДАНЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

(Протокол Соглашения, заключенного между правительственной комиссией и Межзаводским стачечным комитетом 31 августа 1980 г. на гданьской верфи)


Правительственная комиссия и Межзаводской стачечный комитет рассмотрели 21 требование бастующих коллективов Побережья.

I

По вопросу пункта 1, который гласит: „Признание свободных, независимых от партии и от работодателей профсоюзов, согласно ратифицированной Польшей Конвенции №87 Международной организации труда относительно свободы ассоциаций ", — постановили:

1. Деятельность профсоюзов ПНР не отвечала надеждам и чаяниям трудящихся. Признается целесообразным создание новых, самоуправляющихся профсоюзов, которые стали бы подлинными представителями рабочего класса. Никто не оспаривает права каждого человека оставаться в существующих профсоюзах, а в будущем можно предвидеть возможность сотрудничества между профсоюзами.

2. Создавая новые, независимые самоуправляющиеся профсоюзы, МСК заявляет, что они будут соблюдать принципы, установленные конституцией ПНР. Новые профсоюзы будут защищать социальные и материальные интересы трудящихся и не намерены играть роль политической партии. Они основываются на принципе общественной собственности на средства производства как основы существующего в Польше социалистического строя. Признавая, что ПОРП играет руководящую роль в государстве, и не подрывая установленной системы международных союзов, новые профсоюзы стремятся к обеспечению трудящимся соответствующих средств контроля, выражения мнений и защиты их интересов.

Правительственная комиссия отмечает, что правительство даст гарантии и обеспечит полное уважение независимости и самоуправления новых профсоюзов как относительно их организационной структуры, так и относительно их функционирования на всех уровнях. Правительство обеспечит новым профсоюзам полную возможность выполнять их основные задачи по защите интересов трудящихся и реализации их материальных, социальных и культурных нужд. Одновременно правительство гарантирует, что новые профсоюзы не станут подвергаться какой-либо дискриминации.

3. Создание и деятельность независимых самоуправляющихся профсоюзов соответствует Конвенциям Международной организации труда № 87 „Относительно свободы ассоциаций и защиты права на ассоциацию" и № 98 „Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров", ратифицированным ПНР. В зависимости от величины союзных и рабочих представительств потребуются соответствующие изменения в законодательстве. В связи с этим правительство обязывается предпринять законодательные инициативы, в особенности, — касающиеся закона о профсоюзах, постановления о рабочем самоуправлении и трудового кодекса.

4. Созданные стачечные комитеты могут превратиться в заводские органы представительств трудящихся, как, например, рабочие комитеты, рабочие советы или учредительные комитеты новых самоуправляющихся профсоюзов. Межзаводской стачечный комитет в качестве учредительного комитета этих профсоюзов имеет свободу выбора формы своей организации: быть отдельным профсоюзом или же объединением в масштабе всего Побережья. Учредительные комитеты будут функционировать до избрания новых органов управления согласно Уставу. Правительство обязывается создать условия для признания новых профсоюзов без их регистрации в Центральном Совете профсоюзов.

5. Новые профсоюзы должны иметь реальные возможности открыто высказывать свое мнение относительно важнейших решений, влияющих на условия жизни трудящихся, таких, как принципы распределения национального дохода, соотношение между потреблением и накоплением, принципы распределения общественных фондов потребления на разные цели (здравоохранение, просвещение, культура) , основные принципы вознаграждения за труд и политики заработной платы, а в особенности, — принципы автоматического увеличения зарплаты в условиях инфляции, принципы долгосрочного экономического планирования, направленности капиталовложений и изменения цен. Правительство обеспечивает условия для выполнения этих функций.

6. Межзаводской стачечный комитет создает центр социальных и профессиональных исследований, целью которого будет дать объективный анализ условий жизни трудящихся и способов представления их интересов. Этот центр будет проводить экспертизу в области индексов цен и зарплаты, а также предлагать формы их согласования. Результаты исследований будут публиковаться. Кроме того у новых профсоюзов будут свои издательства.

7. Правительство обеспечит соблюдение в Польше положения статьи 1 Закона о профсоюзах от 1949 г., в которой говорится, что трудящимся гарантируется право добровольного объединения в профсоюзы. Новые профсоюзы не войдут в ассоциацию, представляемую Центральным Советом профсоюзов; этот принцип будет отражен также в новом законе. Одновременно обеспечивается участие в выработке этого закона представителей МСК или Учредительных комитетов самоуправляющихся профсоюзов и других представительств трудящихся.


II

По вопросу пункта 2 требований, который гласит: „Гарантия права на забастовку, а также безопасности бастующих и поддерживающих их лиц ", — постановили: право на забастовку будет гарантировано в готовящемся законе о профсоюзах. Закон должен определять условия объявления и проведения забастовки, методы решения спорных вопросов И ответственность за нарушение закона. По отношению к участникам забастовки не могут быть применены статьи 52, 64 и 65 трудового кодекса. До принятия нового закона правительство гарантирует всем бастующим и лицам, оказывающим им поддержку, личную неприкосновенность и сохранение существующих условий труда.


III

По вопросу пункта 3, который гласит: „Соблюдение свободы слова и печати, гарантированных Конституцией ПНР; недопущение репрессий по отношению к независимым печатным изданиям; обеспечение представителям всех вероисповеданий доступа к средствам массовой информации ", — постановили:

1. Правительство подаст в Сейм в трехмесячный срок проект закона о контроле над печатью, публикациями и зрелищами, основанный на следующих ниже принципах. Цензура должна охранять интересы государства. Это означает охрану государственных и экономических тайн, что будет точнее определено юридическими законами, охрану интересов безопасности государства и его важнейших международных интересов, защиту религиозных чувств, а также чувств неверующих лиц, как и недопущение распространения вредных для нравственности материалов. Проект этого закона должен также включать право на обжалование решений органов цензуры в Верховном административном суде. Это право будет также зафиксировано путем внесения дополнений в административно-процессуальный кодекс.

2. Предоставление доступа к средствам массовой информации религиозным ассоциациям в сфере их религиозной деятельности будет осуществляться путем согласования между правительственными органами и заинтересованными религиозными ассоциациями вопросов содержания и организации их программ. Правительство гарантирует передачу по радио воскресного богослужения после подробного согласования этого вопроса с Епископатом.

3. Деятельность радио, телевидения, печати и издательств должна служить выражению различных мыслей, мнений и суждений. Она должна подчиняться общественному контролю.

4. Пресса, а также граждане и их организации, должны иметь доступ к официальным документам, в особенности к административным, социально-экономическим и др. планам, утверждаемым правительством и подчиненными ему административными органами.

Исключения из принципа открытой деятельности аминистрации будут определены в законе согласно п. 1.


IV

По вопросу пункта 4 требований, который гласит: „а) Восстановление на рабочих местах лиц, уволенных за защиту прав трудящихся, и прежде всего — участников забастовок 1970 г. и 1976 г.; восстановление на местах учебы студентов, исключенных из вузов за их убеждения, б) Освобождение политических заключенных, в том числе Эдмунда Задрожинского, Яна Козловского и Марека Козловского, в) Прекращение любых преследований за убеждения ", — постановили:

а) Немедленно проверить обоснованность увольнений с работы после забастовок 1970 г. и 1976 г. во всех заявленных случаях и, в случае обнаружения нарушения законности, немедленно восстановить на работе соответствующих лиц, если они будут того желать, с учетом квалификации, приобретенной ими за прошедшее с тех пор время.

Таким же образом будут пересмотрены дела исключенных студентов.

б) Передать дела лиц, перечисленных в этом пункте, на рассмотрение министра юстиции, который в течение двух недель сдаст дело в производство; в случаях, когда перечисленные лица лишены свободы, — освободить их из заключения на время, пока не будет окончен пересмотр их дел.

в) Пересмотреть обоснованность временного ареста и освободить лиц, перечисленных в приложении.

г) Обеспечить полное соблюдение свободы выражения взглядов в общественной и профессиональной жизни.


V

По вопросу пункта 5 требований, который гласит: „Распространение средствами массовой информации сообщения о создании Межзаводского стачечного комитета и опубликование его требований ", — постановили: выполнением этого пункта будет опубликование настоящего протокола средствами массовой информации в масштабе всей страны.


VI

По вопросу пункта 6 требований, который гласит: „Принятие действенных мер, чтобы вывести страну из кризисной ситуации, для чего нужно:

а) опубликовать без утаивания полную информацию о социально-экономическом положении страны;

б) предоставить возможность всем социальным слоям населения участвовать в обсуждении программы реформ", — постановили:

Считаем необходимым значительно ускорить работу над экономической реформой. В течение ближайших месяцев власти определят и опубликуют основные положения этой реформы. Надо обеспечить возможность всеобщего участия в общественной дискуссии по этой реформе. Профсоюзы должны участвовать прежде всего в работе над законами об организации социалистического хозяйства и о рабочем самоуправлении. Экономическая реформа должна основываться на принципиальном поощрении инициативы предприятий и действительном участии самоуправляющихся трудящихся в управлении предприятиями. Соответствующие постановления должны гарантировать исполнение профсоюзами функций, определенных в пункте 1 настоящего Соглашения.

Только общество, отдающее себе отчет в действительном положении страны и имеющее хорошую информацию об этом, может предложить и осуществить программу оздоровления нашей экономики. Правительство резко увеличит объем социально-экономической информации, доступной обществу, профсоюзам, хозяйственным и общественным организациям.

Кроме того МСК требует:

- создания надежных перспектив для развития крестьянского единоличного хозяйства - основы польского сельского хозяйства;

- обеспечения всем секторам хозяйства одинакового доступа ко всем средствам производства, включая землю;

- создания условий для возрождения сельского самоуправления.

VII

По вопросу пункта 7, который гласит: „Выплата бастующим рабочим зарплаты за все дни забастовки, в размере как за отпуск, из фондов ЦСПС", -постановили:

Выдать трудящимся бастующих коллективов за период забастовки аванс в размере 40% от зарплаты; после приступления к работе они получат остальную часть, т. е. в общей сложности - 100% зарплаты, насчитываемой как за отпуск на основе 8-часового трудового дня. МСК обращается к входящим в него коллективам предприятий с призы,-вом, чтобы после окончания забастовки, в сотрудничестве с дирекцией предприятий и учреждений,

были предприняты шаги по увеличению производительности труда, экономии материалов и энергии, повышению добросовестности на всех рабочих местах.


VIII

По вопросу пункта 8, который гласит: „Повышение зарплаты всем рабочим на 2000 злотых в месяц (примерно на 100 рубл. — Сост.) как компенсация за все предыдущие повышения цен", — постановили:

Будет введено постепенное повышение зарплаты всем группам трудящихся, а в первую очередь — самым низкооплачиваемым категориям. Зарплата будет повышаться по отдельным производственным и отраслевым группам. Повышения зарплаты осуществляются и будут осуществляться с принятием во внимание специфики профессий и отраслей, чтобы повысить зарплату на один разряд в тарифной сетке или путем соответствующего увеличения других составных элементов зарплаты или за счет повышения групп квалификации. По отношению к служащим — повысить зарплату на величину одной категории личного разряда. Завершение обсуждаемого в данное время повышения зарплаты будет закончено до конца сентября сего года в рамках отраслевых соглашений.

Правительство, проанализировав положение во всех отраслях, представит к 31 октября 1980 г., согласовав с профсоюзами, программу увеличения зарплаты наименее оплачиваемых категорий, которая вступит в действие 1 января 1981 г., с особенным учетом многодетных семей.


IX

По вопросу пункта 9, который гласит: „Гарантия автоматического повышения зарплаты соответственно повышения цен и инфляции денег", — постановили:

Необходимо затормозить рост цен на товары широкого потребления посредством усиленного контроля за обобществленным и частным секторами, в частности, прекратить так называемое „тихое" повышение цен.

Согласно решению правительства, будут проведены исследования прожиточного минимума. Этим будут также заниматься профсоюзы и научно-исследовательские институты. К концу 1980 г. правительство окончательно выработает принципы компенсации увеличения прожиточного минимума, которые будут затем вынесены на общественную дискуссию, а после их согласования будут претворены в жизнь. Эти принципы должны учитывать проблему социального минимума.


X, XI, XIII

По вопросу пункта 10, который гласит: „Полное обеспечение внутреннего рынка продовольствием; на экспорт могут идти лишь излишки", пункта 11, который гласит: „Отмена „коммерческих цен" (повышенные цены на дефицитные продукты в спецмагазинах. — С о с т.) и прекращение продажи товаров внутри страны на иностранную валюту"; пункта 13, который гласит: „Введение карточек на мясо и мясопродукты до нормализации продовольственного положения", — постановили: будет улучшено снабжение населения мясом к 31 декабря 1980 г., в частности, следующими мерами: повышением рентабельности сельскохозяйственной продукции, ограничением до необходимого минимума экспорта мяса и увеличением его импорта. Одновременно к тому же самому сроку будет представлена программа улучшения снабжения населения мясом с учетом возможного введения карточной системы.

Решено, что в магазинах „Певекс" (подобие магазинов „Березка" в СССР, но они доступны и для населения. - С о с т.) не будут продаваться дефицитные товары широкого потребления отечественного производства. О принятых решениях и о мерах по снабжению рынка население будет проинформировано до конца года.

МСК предлагает ликвидировать „коммерческие" магазины и упорядочить цены на мясо и мясопродукты по среднему уровню.


XII

По вопросу пункта 12, который гласит: „Введение принципа подборки руководящих кадров не по партийной принадлежности, а на основе их квалификации. Ликвидация всех привилегий для милиции, госбезопасности и партаппарата посредством уравнивания семейных пособий и прекращения продажи товаров через закрытые распределители", — постановили:

Принимается требование последовательного подбора руководящих кадров на основе их квалификации и способностей, как членов партии, так и беспартийных. Программу уравнения семейных пособий для всех профессиональных групп правительство представит к 31 декабря 1980г. Правительственная комиссия заявляет, что...(в учреждениях милиции, госбезопасности и партаппарата. — С о с т.) имеется столько же буфетов и столовых, как и на прочих предприятиях и учреждениях.


XIV

По вопросу пункта 14, который гласит: „Снижение пенсионного возраста до 50 лет для женщин и до 55 лет для мужчин, а также снижение необходимого для получения пенсии трудового стажа до 30 лет для женщин и до 35 лет для мужчин, независимо от возраста", — постановили:

Правительственная комиссия считает, что при настоящем экономическом и демографическом положении страны это требование невыполнимо. К обсуждению этого вопроса можно будет вернуться в будущем. МСК требует изучения этой проблемы до 31 декабря 1980 г. с учетом возможности ухода на пенсию на 5 лет раньше для трудящихся, работающих в тяжелых условиях, а также предусмотреть снижение стажа до 30 лет для женщин и до 35 лет для мужчин, если не менее 15 лет проработано в особенно тяжелых условиях. Это правило должно применяться только с согласия рабочего.


XV

По вопросу пункта 15, который гласит: „Поднятие старых пенсионных тарифов до уровня действующих сегодня ", - постановили:

Правительственная комиссия заявляет, что повышение минимального размера пенсий будет проводиться ежегодно в соответствии с экономическими возможностями страны и с учетом повышения минимальных зарплат. Правительство готовит предложение, чтобы повысить минимальные пенсии до

135

86

19. После 20 лет работы в здравоохранении гарантировать 6-недельный отпуск и содействовать в получении оплаченного годового отпуска для поправки здоровья, как это уже принято у учителей.

20. Гарантировать оплаченный отпуск тем, кто готовится к защите докторской диссертации, в размере 4 недель, а тем, кто повышает квалификацию — в размере 2 недель.

21. Гарантировать врачам право на свободный день после ночного дежурства.

22. Обеспечить 5-часовой рабочий день для работников ясель и детских садов и ввести для них бесплатное питание.

23. Ввести распределение автомобилей для работников основной службы здравоохранения и принцип лимита километров или договорные ставки на служебные поездки.

24. Медсестры с высшим образованием должны быть признаны и оплачиваемы как и прочий персонал с высшим образованием.

25. Создать на заводских медпунктах специализированные ремонтные группы для предотвращения выхода из строя медицинского оборудования.

26. Повысить норму расхода медикаментов на одного пациента в больнице с 1 138 злотых до 2 700 злотых, ибо таковы действительные затраты на лечение и питание.

27. Ввести продовольственные карточки для тяжелобольных.

28. Увеличить количество санитарного транспорта в два раза, ибо такова реальная потребность в нем уже сегодня.

29. Обеспечить чистоту воздуха, почвы и вод — особенно на морском побережье.

30. Параллельно со сдачей в эксплуатацию новых жилых районов строить для жителей также поликлиники, аптеки и ясли.


XVII

По поводу пункта 17, который гласит: „Создание достаточного количества мест в детских садах и яслях для детей работающих матерей", — постановили:

Комиссия полностью согласна с содержанием этого требования. Соответствующая программа будет представлена воеводскими властями в срок до 30 ноября 1980 г.


XVIII

По вопросу пункта 18, который гласит: „Предоставление матерям оплачиваемого декретного отпуска продолжительностью в 3 года для воспитания детей ", — постановили:

В срок до 31 декабря 1980 г., в согласии с профсоюзами, будет проведен анализ возможностей народного хозяйства и будут определены величина и продолжительность выплаты месячного пособия для женщин, пользующихся бесплатным отпуском для воспитания ребенка. МСК требует, чтобы при анализе было предусмотрено введение этого пособия в размере полной зарплаты в первый год после рождения ребенка и в размере 50% зарплаты во второй год, не ниже 2 000 злотых в месяц. Это требование должно постепенно выполняться, начиная со второго полугодия 1981 г.

XIX

По вопросу пункта 19, который гласит: „Сокращение срока ожидания квартир", — постановили:

К сроку до 31 декабря 1980 г. воеводскими властями будет представлена программа решения жилищного вопроса, направленная на сокращение времени ожидания квартир. Эта программа будет вынесена на широкое обсуждение в воеводствах, будут также проведены консультации с соответствующими организациями (с Союзом польских архитекторов, Польским обществом городского планирования, Главным техническим управлением и др.). Программа должна также учесть использование существующих домостроительных комбинатов и дальнейшее развитие производственной базы жилищного строительства. Аналогичные меры будут проведены в масштабах всей страны.


XX

По вопросу пункта 20, который гласит: „Увеличение суточных с 40 до 100 злотых (с 2 до 5 руб. - С о с т.) и введение доплаты за работу в отрыве от семьи ", — постановили:

Было согласовано, что с 1 января 1981 г. будет увеличен размер суточных и будет увеличена доплата за проживание в отрыве от семьи. По этому вопросу правительство представит свои предложения к сроку до 31 октября 1980 г.


XXI

По вопросу пункта 21, который гласит: „Введение всеобщей нерабочей субботы; работающим по сменному графику в круглосуточном производстве и в 4-бригадной системе отсутствие свободных суббот компенсировать увеличенным размером отпуска или другими оплачиваемыми, свободными от работы днями", — постановили:

К сроку до 31 декабря 1980 г. будут выработаны и представлены программы введения оплачиваемых свободных суббот или другого способа сокращения рабочего времени. Эта программа будет предусматривать увеличение количества оплаченных свободных суббот уже в 1981 г. Другие направления действий в этой области включены в приложение с требованиями МСК.

Кроме выполнения всех вышеперечисленных пунктов правительство обязывается:

— обеспечить личную безопасность и сохранение прежних условий работы участникам данной забастовки, а также лицам, оказывающим им помощь;

— рассмотреть в соответствующих ведомственных учреждениях специфические отраслевые вопросы, поставленные коллективами всех объединенных в МСК бастующих предприятий;

— немедленно опубликовать в средствах массовой информации в масштабе всей страны (печать, радио и телевидение) полный текст протокола настоящего Соглашения.

Межзаводской стачечный комитет обязуется закончить забастовку 31 августа 1980 г. в 17.00.


Приложение к пункту 21

1. Отменить распоряжение Совета министров относительно расчета оплаты за отпуск и за время болезни при работе в 4-бригадной системе. Сейчас за основу расчета берется средняя продолжительность рабочего месяца в 30 дней, тогда как в действительности работают 22 дня в месяц. Такой способ расчета занижает среднюю дневную зарплату при кратковременной болезни и эквиваленты за отпуск.

2. Мы требуем определить в одном юридическом документе (распоряжении Совета министров) принципы расчета оплаты за период отсутствия на работе и устранить некоторую нечеткость в правилах, которая используется сейчас против рабочих.

3. Отсутствие свободных суббот для людей, работающих в 4-бригадной системе, возмещать добавочными днями отпуска. Существующее при 4-бригадной системе большее, чем в других системах, количество свободных дней выполняет роль периода отдыха после очень изнурительной сменной работы, а не роль действительно свободных дней. Выдвинутый администрацией аргумент, что такие компенсации должны производиться только после сравнения количества проработанных часов в обеих системах, не кажется нам правильным.

4. Мы требуем, чтобы все субботы в месяце были свободными от работы, как это имеет место в других социалистических странах.

5. Мы требуем отмены статьи 147 трудового кодекса, которая разрешает продлевать среднюю за неделю продолжительность рабочего дня до 9 часов с компенсацией предоставлением дополнительных отгулов, а также отмены статьи 148. В настоящее время продолжительность нашей рабочей недели — одна из самых больших в Европе.

6. Усилить значение постановлений данного Соглашения, касающихся оплаты труда, путем введедения соответствующих изменений в трудовой кодекс. Необходимо уточнить, что не только изменение ставок тарификации или других элементов оплаты, но и перемена методов оплаты (с дневного на аккордный) требует объявления со стороны работодателя. Необходимо также ввести принцип, чтобы ставка личной тарификации при аккордной оплате была применена ко всем видам работы. Одновременно надо решить вопрос использования молодых работников соответственно их квалификации, чтобы вышеперечисленные положения не стали для них добавочным препятствием в продвижении по работе.

7. Работающим в сменной системе увеличить доплату за работу в ночное время: на 50% — при подневной оплате и на 30% от действительного заработка — при аккордной оплате. Мы требуем также ввести доплату за работу в послеобеденную смену (как это имеет место в химическом производстве).

Требуем рассмотрения этих пунктов правительством до 30 ноября 1980 г.


Президиум МСК:
председатель Лех Валэнса зам. председателя Богдан Лис зам. председателя Анджей Колодзей и др. члены МСК (15 подписей)


Правительственная комиссия:
председатель Мечислав Ягельский (зам. председателя Совета министров ПНР), члены Комиссии Збигнев Зелинский (член секретариата ЦКПОРП), Тадеуш Фишбах (председатель Народного совета воеводства) и Ежи Колодзейский (гданьский воевода)

 

11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы хотели вам показать, как поляки пришли к осознанию того, что наша судьба в большой степени находится в наших собственных руках. Хотели передать вам материалы и атмосферу польского Августа.

Если вы, братья, задумаетесь над тем, что ваша судьба тоже во многом зависит от вас самих, а не только от власть имущих, — цель этой брошюры будет достигнута.

Это было наше первое сражение, в котором решающей оказалась информационная борьба:

— независимые журналы помогли людям ясно определить свои цели и согласовать программу действий;

— сеть распространения независимых изданий помогла раньше, еще до этого сражения, отделить надежных и отважных от стукачей и трусов;

— оппозиционные круги быстро и надежно информировали мировую общественность о происходящем, что уменьшило соблазн власти применить террор;

— вступительным требованием бастующих было снятие информационной блокады (восстановление телефонной связи с остальной частью Польши) ;

— рабочие боролись не только за хлеб и зарплату, а за типографии и возможность свободной печати;

— рабочие подслушивали разговоры гэбэшников, благодаря чему предотвратили планы их наступления; а наступление планировалось только на типографии (!).

— важную роль сыграло опубликование рабочими секретных партийных документов (правда всегда опасна только для них, не для нас!) ;

— в Соглашениях рабочие добились ограничения цензуры (правда, не отмены — это пока еще невозможно из-за угрозы со стороны „Большого Брата").

Часто в прессе соседних с Польшей государств говорилось о „вмешательстве во внутренние дела Польской Народной Республики". Действительно, вмешательство во внутренние дела Польши имело место: вмешивался А. Петров из „Правды". В сентябре и октябре по внутренним польским проблемам очень грубо и с угрозами высказались в ГДР — первый секретарь ЦК СЕПГ Хонеккер, а в Чехословакии — Билак, который „пригласил" советские и другие войска в Чехословакию в августе 1968 года. В частности, 19 сентября Билак сказал, что „Чехословакия не сможет оставаться равнодушной к тому, что происходит в Польше" и затем, что „патриоты-интернационалисты сумеют сохранить достижения социализма в Польше". Из очень многих кругов поступали предостережения о „катастрофе".

Надо ясно сказать, что именно под этим словом подразумевалось: конечно, советская интервенция, или, как еще 27 августа недвусмысленно намекнул партийный пропагандист Ришард Война — новый раздел Польши. С другой стороны, кажется, что правительство Советского Союза понимает, что его „братская помощь" сразу превратилась бы в советско-польскую, хотя и, конечно, короткую, но войну.

А за ней последовала бы долгая, кровавая для обеих сторон, оккупация.

Это было бы настоящей катастрофой не только для польского народа, но и для будущей внешней политики СССР, а вероятно, и для всего мира.

Зрелость, солидарность, дисциплинированность бастующих в Польше и всех, кто им помогал, до сих пор исключали возможность советской агрессии и оккупации. Рабочие доказали, что знают границы суверенности Польши, что они сознают как свою силу, так и пределы ее применения. Все население Польши действовало так, чтобы не дать повод советскому правительству принять решение об агрессии, чтобы оставить еще открытые возможности даже для эмоциональных решений польских властей. Не поднимался вопрос об устранении власть имущих, не было и требований, противоречащих геополитическому положению страны. Польское рабочее движение и профсоюз „Солидарность" никогда не выступали против участия Польши в Варшавском договоре или в Совете Экономической Взаимопомощи. Основным требованием к партии ставится, — чтобы она доказала свою способность к реформам, способность адаптации к повышенным требованиям сложного современного общества.

(Как вы заметили, в отношении к нашим „партнерам" мы пользуемся аргументами „рентабельности", а не аргументами морали или справедливости. Это тоже вытекает из опыта, может быть, не всегда приятного, но полезного.)

И власти как в стране, так и в СССР, оказались (пока что) реалистами. Не применили силу. Это хороший признак, свидетельствующий о возможности компромисса и в будущем.

Как общее замечание отметим, что террором и психушками можно подавить диссидентов, можно уничтожить правозащитное, рабочее (или какое-нибудь другое) движение — но нельзя править современным обществом. Террор всегда отбрасывает общество на десятилетия, если не на столетия назад. При помощи силы принуждения можно было строить пирамиды и другие „великие стройки". Но сколько солдат надо поставить над сварщиком, чтобы его сварка была вакуумоплотной? Или над техником, монтирующим вычислительную машину? Поэтому единственное современное решение — общественный договор.

Почему периодичность кризисов коммунистической системы не происходит с такой силой в СССР?

Некоторые наши русские друзья говорят, что во-первых, Россия очень богата природными ресурсами и пока еще переносит расточительство и неэффективность экономики. Во-вторых, народ в СССР апатичен, потерял надежду на перемены и реформы, к тому же, по историческим причинам, — народ в России терпелив.

Не нам — друзьям русских и России, но все-таки иностранцам — оценивать правильность этого диагноза. Но если это на самом деле так, то: 1) мировые ресурсы быстро истощаются и ближайшие годы и десятилетия грозят катастрофой; 2) в связи с этим народы будут вынуждены искать путей спасения.


СССР может искать спасения либо путем экспансии, ракового развития, либо путем эффективного и разумного внутреннего развития и уважения к природе. Этот второй путь возможен только при наличии сложного общества, построенного на принципе самоорганизации. Для этого надо, упрощая, — вначале осуществить лозунг „Пролетарии всех заводов, объединяйтесь!", что возможно только вместе с другим лозунгом — „Люди всех слоев общества, будьте солидарны!"

Запад занят перевариванием своего богатства и боится военной экспансии СССР. Делает вид, что отдаст много, лишь бы оставили его в покое. Но есть границы его уступок.

СССР боится, что потеря одной пуговицы из награбленных земель поведет к потере всей империи. С нашей точки зрения боится зря. Реформы и уступки уменьшают социальное и национальное давление, таким образом уменьшая вероятность общей катастрофы.

Но что остается делать нам, небольшой нации на перекрестках дорог Истории, чтобы выжить биологически и культурно? Рассчитывать не на Запад, а на свои силы. И искать союзников, которые могут выступать с нами солидарно.

Независимые самоуправляющиеся профсоюзы в Польше существуют. Накапливается опыт ответственных, демократических решений. Этот феномен может стать первым шагом в направлении развития, эволюции всей нашей системы. Станет ли? Это зависит от нас всех — от нас и от вас, братья.