О Проекте Договора о Союзе суверенных государств
(из газеты"Московские новости" № 33 от 18 августа 1991 г.)

 

В том же номере "Московских новостей" (№33 от 18 августа 1991), где был напечатан проект Договора о Союзе суверенных государств были напечатаны редакционная статья "Об этом мечтал Сахаров?" и обращение председателя Государственного банка СССР В.Геращенко к Совету Федерации и Верховным Советам республик "Госбанк предупреждает: Рубль в опасности".

Об этом мечтал Сахаров?

К публикации Союзного договора


Стоит, вероятно, вспомнить, что два года назад большая группа народных депутатов во главе с Андреем Сахаровым настойчиво требовала заключения нового Союзного договора, поскольку договор 1922 года безнадежно устарел. Однако Центр в то время стоял твердо: старый союз нерушим, ничего переделывать не надо. Ну а когда необходимость радикальных перемен стала очевидна, время безвозвратно ушло, и

но, с интересом и вниманием встретили и в Литве, и в Молдове. Сегодня надежд на это немного.

Обратим внимание: в документе нет упоминаний о социалистических ценностях, социалистическом выборе и т. п. Он открывает возможность для вхождения в новый союз республик, которые придерживаются разных политических ориентации, даже стран Восточной Европы и других наших соседей — если они того пожелают. В новом Союзном договоре видно желание установить приоритет прав личности по сравнению с правами нации, что соответствует принятым международным нормам. Верховный Совет теперь будет состоять из двух палат — Совета Союза, который избирается населением всей страны, и Совета Республик, состоящего из представителей республик, которых делегируют их высшие органы власти. Такая модель способна укрепить суверенитет республик. Во время переговоров в Ново-Огареве горячие споры (особенно между Горбачевым и Ельциным) вызывал вопрос о налогах: что взимает Союз, что — республика. В конце концов было достигнуто согласие (это зафиксировано в документе): договорились об одноканальном взимании налогов с фиксированными процентными ставками.

Вместе с тем некоторые пункты нового договора вновь отбрасывают нас к унитарному устройству.

В первом разделе («Основные принципы») установлено: каждая республика — участник Договора — суверенное государство. Но и Союз Советских Суверенных Республик — СССР (аббревиатура прежняя, а содержание другое) — тоже суверенное государство. Это противоречие усугубляют и другие, пункты. Читаем: «Государства, образующие Союз, являются полноправными членами международного сообщества», они устанавливают дипломатические отношения, заключают международные договоры и т. п. Но, оказывается, и «Союз Советских Суверенных Республик выступает в международных отношениях в качестве суверенного государства». Как это все будет выглядеть на практике? В Англии, например, наряду с послами России, Украины, Казахстана и т. п. будет еще в посол СССР?

Если возникает спор между конституциями Союза и республик, Договор отдает приоритет Конституции СССР. Но в нескольких республиках в результате свободных выборов к власти пришли новые, некоммунистические силы, которые внесли в свои республиканские конституции существенные поправки. В то же время общесоюзная конституция остается пока брежневской, результатов деятельности конституционной комиссии пока не видно. И столкновение двух конституций на одной территории, очевидно, может проходить очень остро. Ясно, что должна действовать одна конституция, выработанная органом представительной демократии.

Вызывает сомнение принцип выборов президента на основе всеобщего прямого избирательного права. Совсем недавно этот принцип был желателен, за него ратовало немало достойных людей. Сегодня он просто нереален. Многие республики избрали или собираются избрать своего, республиканского президента. Станут ли они выбирать другого, который будет стоять выше президента, за которого они голосовали?

Каковы перспективы подписания документа? Готовы поставить свои подписи Россия, Белоруссия, Казахстан и еще пять республик, которые условно можно назвать мусульманскими. Что означает союз, заключенный таким составом субъектов? Это новая страна, ориентированная иначе, чем ныне существующая: менее евроазиатская, более азиатская, фактически сместившаяся за Уральский хребет. В этом случае не будет ли целесообразнее перенести столицу в Казань, Екатеринбург или Алма-Ату — ближе к географическому центру новой страны?

Некоторое геополитическое равновесие могла бы внести Украина, но там сильна оппозиция идее Союза в его настоящем виде. Выборы президента республики назначены на начало декабря, и; похоже, что Леонид Кравчук, главный претендент на этот пост, постарается оттянуть свое участие в подписании.

Можно продолжить перечисление трудностей, стоящих на пути заключения союзного договора, но возникает главный вопрос: а не лучше ли до подписания Союзного договора создать его фундамент — систему торгово-экономических соглашений? Быть может, тогда удастся заключить союз большим составом участников и с большим их доверием друг к другу.

Отдел права «МН»

ГОСБАНК ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: РУБЛЬ В ОПАСНОСТИ

Председатель Госбанка СССР обращается к Совету Федерации и Верховным Советам республик

В связи с тем, что 20 августа открывается к подписанию Договор о Союзе суверенных государств, Госбанк СССР считает необходимым еще раз ответственно и открыто заявить, что современная редакция статей 5 и 6 Договора в увязке со статьей 7, а также 11 приведет к возникновению ситуации невозможности проведения единой денежно-кредитной политики в стране и вследствие этого — к развалу денежного обращения и губительному воздействию этого процесса на все народное хозяйство и благополучие населения страны.

Из текста статей договора следует, что для принятия согласованных решений по вопросам денежно-кредитной политики необходимо достижение консенсуса между всеми республиками и Союзом. Между тем подобный порядок принятия решений абсолютно неприемлем в сфере банковской деятельности, государственного денежно-кредитного регулирования. Принцип единства денежно-кредитной политики на базе общей валюты, декларированный в тексте договора, может выполняться лишь в случае принятия решений большинством голосов и при условии обязательности этих коллективных решений для всех без исключения республиканских и союзных органов власти. Иные подходы к организации управления банковской системой не применяются в мировой практике, поскольку они не обеспечивают эффективного регулирования денежного обращения и реального единства в проведении банковской политики. Это не только наша точка зрения. На губительность, невозможность децентрализации государственной денежно-кредитной политики, превращения Центрального совета Госбанка СССР в дискуссионный клуб, где каждый из членов клуба может блокировать действия остальных, нам неоднократно указывали и продолжают указывать все без исключения иностранные эксперты, в том числе из Международного валютного фонда, Комиссии европейских сообществ, Федеральной резервной системы США и другие.

Кроме того, подобная редакция договора позволяет республике в случае конфликта между нормами союзного и республиканского законодательства отказаться от выполнения своих союзнических обязательств и проводить автономную, не согласованную с другими республиками и Союзом денежно-кредитную политику.

Совершенно очевидно, что в условиях использования единой валюты подобное автономное функционирование множества центров денежно-кредитной политики, действия которых не связаны какими-либо твердыми обязательствами и не подлежат наднациональному контролю, чревато самыми .губительными последствиями для денежного обращения на всей территории обращения общей денежной единицы. В то же время такая децентрализация создает лишь иллюзию суверенитета республик в области денежно-кредитного регулирования. На практике денежное обращение одной республики будет напрямую зависеть не только от политики ее собственного центрального банка, Но и от действий остальных центральных банков, находящихся вне зоны влияния данной республики. Каждая из республик сможет «наводнить» рублями своих близких и дальних соседей, экономический суверенитет которых в данном случае окажется пустой декларацией.

В условиях использования общей валюты невозможно сдержать разрушительные действия тех республик, которые воспользуются своим правом осуществлять автономную денежно-кредитную политику. Ведь закрепленная за Союзом функция денежной эмиссии по смыслу договора означает лишь техническую функцию выпуска в обращение банкнот и монет. Реальная денежная эмиссия, определяющая инфляционные процессы, будет производиться самими республиками в ходе осуществления их центральными банками кредитных операций.

Единственно возможным выходом из создавшегося положения является отнесение вопросов проведения единой денежно-кредитной политики, основанной на общей валюте, к сфере ведения Союза ССР. При этом, согласно условиям Союзного договора и закона Союза ССР «О Государственном банке СССР», республики будут коллегиально вырабатывать все важнейшие решения, впоследствии носящие для республик обязательный характер. Такой подход означает осознанное делегирование республиками прав своего суверенитета в области денежно-кредитного регулирования Союзу с реальным участием всех республик в формировании единой денежно-кредитной политики.

Учитывая изложенное, считаем необходимым в статье 5 сделать запись:

«...утверждение и исполнение союзного бюджета, проведение единой денежно-кредитной политики; хранение золотого запаса. ..», а в статье 6 записать:

«...контроль за исполнением союзного бюджета и согласованной единой денежно-кредитной политики...»

Я надеюсь, что написанное мной будет воспринято с пониманием.

Председатель Государственного банка СССР
Виктор ГЕРАЩЕНКО


И еще несколько сообщений из этого же номера "Московских новостей":

 

ЧУВАШИЯ
ПОДПОЛЬНАЯ ТИПОГРАФИЯ ПОД ПАРТИЙНОЙ КРЫШЕЙ

Внезапная проверка типографии рескома КП РСФСР в Чебоксарах, проведенная депутатами совместно с КГБ, привела к удивительным результатам. Напротив кабинета начальника одного из цехов обнаружено небольшое помещение с импортной печатной установкой.

Депутатов Чебоксарского горсовета давно занимал секрет «инфляции» продовольственных талонов, которые все больше превращались в простую бумагу. Из месяца в месяц одновременно с углублением продовольственного кризиса число бумажек, дающих право на покупку, чудесным образом росло. Найденные в подпольной типографии улики — более чем 2000 талонов на мясопродукты, сахар, спиртное — многое объяснили. По ценам «черного» рынка находка тянет на 10 тысяч рублей. Насколько широко действовали теневики, обосновавшиеся под партийной крышей, установит следствие.

ГРУЗИЯ
«МЕЖДУНАРОДНОЙ АМНИСТИИ» РАБОТЫ ХВАТАЕТ

Правозащитная организация «Международная амнистия» обнародовала доклад о руководителе патриотического военизированного формирования «Мхедриони» профессоре Джабе Иоселиани.

Он был арестован почти 7 месяцев назад и обвиняется в организации бандитских акций. «Международная амнистия» выражает сомнение в том, что Иоселиани является уголовным преступником, и признает за ним статус политического заключенного, требуя ведения следствия с соблюдением норм международного права.

ЗАГОРСК
ЗЕМНОЕ НЕБЕСНОМУ НЕ ПОМЕШАЕТ

Советско-американский ресторан в Москве «Трен-Мос» открыл филиал в Загорске.

Кафе «Трен-Мос» расположилось у самого входа в Троице-Сергиеву лавру. Здесь угощают посетителей холодным пивом и жареными цыплятами, пепси-колой и гамбургерами, мексиканскими тако. До трех часов — на валюту, после — на рубли. Цены, конечно, кусаются, но не сильно. Зато вкусно. Место это выбрали не случайно: точек питания здесь не хватает, и туристы охотно заглядывают подкрепиться в «Трен-Мос» (пока чаще после трех).

— Если дело пойдет успешно, — говорит генеральный директор ресторана с американской стороны Джеффри Зейгер, — то планируется открыть такие кафе и в других городах Подмосковья.

МОСКВА
КАК КУПИТЬ ХЛЕБ ПЕЧАТИ

«Московские новости» начинают коммерческую деятельность на новой бирже «Российская бумага».

Это акционерное общество учредили 47 организаций — крупные производители бумаги, картона, полиграфического оборудования. На бирже выставляются к продаже изделия целлюлозно-бумажной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, оборудование, материалы и химикаты для полиграфии, книжная и другая полиграфическая продукция... Широко представлены различные виды бумаги и картона, в том числе упаковочные и технические.

На бирже зарегистрировано 118 брокерских контор, одна из которых принадлежит «Московским новостям». Планируется довести их количество до трехсот. Филиалы биржи открываются в Ленинграде, Новосибирске, Калининграде, Ташкенте. Не за горами создание инвестиционной компании с привлечением иностранного капитала. Цель — внедрение новейших технологий в отечественную полиграфию, целлюлозно-бумажную, лесную и деревообрабатывающую отрасли.

Хотите купить или продать бумагу, картон, полиграфическое оборудование, книжную продукцию — звоните нам по телефону 200-00-27. «Московские новости» предлагают деловое сотрудничество всем заинтересованным организациям.

ГЛАСНОСТЬ СПАСАЕТ МИЛЛИАРДЫ

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев останавливает подписание сделки с «Шевроном», против которой выступали «Московские новости».

Напомним, в июне «МН» дважды (№ 22 и 25) выступили с критическим анализом готовящейся к подписанию сделки по разработке крупнейшего в стране Тенгизского нефтегазового месторождения в Казахстане совместно с американской корпорацией «Шеврон». Основные возражения вызывали беспрецедентные односторонние преимущества, которые должна была получить американская сторона. По оценкам независимых экспертов, «Шеврон» мог получить более 100 миллиардов долларов прибыли, в то время, как советская сторона не получала равноценной доли.

Редакция обвинила союзные ведомства в некомпетентном подходе к сделке и назвала подтверждающие это факты. На «МН» обрушился шквал возражений, а затем и прямых угроз. Причем автору грозили не судом за клевету, поскольку не смогли опровергнуть ни одного довода, а расправой.

И вот недавно президент Казахстана Н.Назарбаев сообщил о подготовке им указа, согласно которому все нефтяные месторождения на территории Казахстана будут объявлены собственностью республики. Все переговоры должны будут вестись только с правительством Казахстана.