РЕАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ
AGITCLUB || GORBY || РЕАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ
Наши требования...


Из обращения крымско-татарского народа
к XXIII съезду КПСС
Март 1966 г.

...в 1944 году крымских татар, в числе других малых народов, клеветнически обвинили в измене Родине и всех без исключения выслали из родных мест в Среднюю Азию и на Урал. Более 46,2 процентов крымских татар погибло в 1944 — 45 гг.
С тех пор прошло 22 года. За это время в жизни нашей страны произошли коренные перемены. И только для нас, крымских татар, все осталось по-прежнему. Мы и поныне живем в местах насильственного выселения, как и прежде лишены многих политических прав, в ТОР числе и права проживания у себя на Родине — в Крыму.
Условия культа личности исключали возможность постановки вопроса «о восстановлении справедливости». И только исторический XX съезд партии восстановил ленинские принципы в партийной государственной жизни нашей страны, наметил конкретные пути ликвидации последствий допущенных ошибок и указал, что народа-изменника не может быть.
Был издан ряд указов, восстанавливающих права репрессированных граждан и целых народов. Однако, вопреки решениям XX съезда правильному курсу партии, эти законы и указы не коснулись крымских татар.

XX СЪЕЗД СТАЛ ПОВОРОТНЫМ ПУНКТОМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ НЕИЗБЕЖНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛЕНИНСКИХ НОРМ В НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ, ВООДУШЕВИЛ НАШ НАРОД НА БОЛЕЕ ШИРОКУЮ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНУЮ БОРЬБУ ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ СВОИХ ЗАКОННЫХ ПРАВ.

Делегации крымских татар месяцами сидели в Москве, добивались приема у Н. С. Хрущева. В адрес ЦК КПСС в 1957 году было направлено письмо, заверенное 14 000 подписей крымских татар. Десятки тысяч индивидуальных писем было вручено на имя ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. Однако все они остались без какого-либо положительного ответа.

В 1958 году поток писем и телеграмм на имя ЦК КПСС увеличивается. 17 марта 1958 года тов. А.И.Микоян принимает наших представителей и заверяет их, что крымскотатарский вопрос решится и что он лично доложит обо всем Н.С.Хрущеву. На этом же приеме тов. А. И.Микояну вручают письмо за подписью 16 000 крымских татар. В августе того же года на имя ЦК КПСС было дополнительно отправлено письмо за подписью 12 000 татар.

Ответом на эти письма и результатом приема на высшем уровне явились репрессии против коммунистов, побывавших в Москве в качестве наших представителей. Их исключают их партии, лишают работы.
Но несмотря на это, в следующем, 1959 году мы снова направляем свою просьбу в ЦК КПСС о восстановлении ленинских принципов социалистического интернационализма, скрепленную 10 000 подписей. Но и эта просьба остается безрезультатной.

В Крыму усиливается разнузданная клеветническая пропаганда против нашего народа. По всей стране о крымских татарах с еще большим цинизмом, чем раньше, говорят как об изменниках. Дело доходит до того, что нас вычеркивают из списков народов СССР, а цензура до сих пор не разрешает писать «крымский татарин». <...>

В марте 1961 года в адрес Президиума ЦК КПСС мы отправили новое письмо, под которым подписалось 18 000 крымских татар. Ответа также не последовало.
Спустя полгода наши представители выехали в Москву, где вручили подготовительной комиссии XXII съезда КПСС новое письмо с 8000 подписей. Наших представителей вышвырнули из Москвы как раз в тот день, когда на съезде провозглашалась Программа Коммунистической партии, провозглашалось равенство и братство народов.

Субъективизм, осужденный партией, имевший глубокие отрицательные последствия в развитии экономики и культуры нашей страны, фактически увел партию и от претворения в жизнь решений XX и XXII съездов КПСС в отношении нашего народа.
Именно поэтому сразу же после октябрьского Пленума ЦК КПСС (1964 г.) представители нашего народа снова выехали в Москву и вот уже в течение 10 месяцев ежедневно ходят в приемные ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. В адрес Президиума ЦК КПСС в течение этого сравнительно небольшого срока сдано уже 24 тома писем и документов, скрепленных более чем 100 000 подписей. В адрес ЦК КПСС и Верховного Совета СССР за эти полтора года отправлены сотни тысяч индивидуальных писем.
От имени Президиума ЦК КПСС наших представителей, находящихся в Москве, как семь лет назад, принял А.И.Микоян. Он обещал доложить о чаяниях нашего народа Президиуму ЦК КПСС, но оттуда мы так и не получили никакого ответа. <...>

Анализ списочного состава (данные составлены на основании переписи жителей 21 деревни и сданы в ЦК КПСС) 21 деревни Куйбышевского, Бахчисарайского, Алуштинского, Судаковского, Ленинского и Балаклавского районов показывает, что из взрослого населения старше 18 лет к началу войны из 4252 человек было призвано в армию 2324, т.е. 54,9 % всего взрослого населения. Из этих же деревень сражались в партизанских отрядах Крыма 329 человек, т.е. 7,8% от всего взрослого или же 14,1% оставшегося после призыва взрослого населения.
В подпольных организациях против захватчиков сражались 124 человека, что составляет 3% от общего количества взрослого населения или же 5,3% от оставшейся части людей после призыва в Советскую Армию.
На фронтах и партизанских отрядах и в подполье только убитыми крымские татары потеряли 26,4% всего взрослого населения. Только в одном Южном соединении партизанских отрядов Крыма, в составе которого было 2300 бойцов, около 30% составляли крымские татары. <...>

Подпольным патриотическим движением были охвачены почти все населенные пункты Крыма. Они проводили огромную боевую, разведывательную и диверсионную работу. Особую активность проявляли подпольщики татарских деревень Кучук-Озень, Туак и Куру-Озень Алуштинского района. Только в подпольной группе деревни Кучук-Озень находилось и действовало более 40 подпольщиков. <...>

Постановлением Комитета обороны крымскотатарский народ наряду с другими народами был обвинен в измене и навечно выслан из родных краев. Этим же постановлением были конфискованы общенациональные богатства народа и личное имущество граждан, ликвидированы его равноправие и государственность. <...>
Варварская акция выселения нашего народа из родного края привела только за первые полтора года к мучительной смерти 109 956 человек, что в четыре раза превышает потери нашего народа за всю войну.
И пусть задумаются над этими фактами все сознательные участники, вдохновители и покровители этого варварского акта.

И пусть оценят свои подлые творения писатели, историки и ученые, ставшие на путь оправдания этого преступления против человечества.

И пусть оценят циничность своего глумления над правами малых народов все те, кто заявлял и заявляет, что якобы резервации,, выделенные для нашего народа, являются для нас второй родиной, а наша настоящая Родина остается для нас запретной зоной. <...>

Мы вместе со всеми советскими людьми гордимся тем, что ни один истинный представитель науки, ни один крупный писатель, ни один порядочный человек не изменил истине, не проронил ни одного плохого слова о прошлом и настоящем нашего народа.

«Крымским татарам — не доверять!» — этот лозунг был принят на вооружение не только в резервациях, предоставленных нашему народу, но и по всей стране.

Таким образом, до конца ограбленный народ не только был оскорблен и унижен, но и лишался права на труд. Были ли вы ученым или инженером, партийным работником или педагогом, вас не принимали на работу по вашей специальности. Не принимали на работу даже шофером, которым, как и всем крымским татарам, запрещалось выезжать за пределы селения, к которому каждый из нас был приписан.
Люди с высшим образованием, квалифицированные специалисты, могли работать только чернорабочими. Нам не разрешалось работать в партийных, советских, административных органах, в учреждениях связи и на железной дороге, в органах народного образования, на предприятиях оборонного назначения, в милиции, в Госбанке и т.д. С подобными ограничениями, кстати сказать, можно встретиться еще и в наши дни. <...>

Что же касается необходимой государственной помощи, то многие, не подозревая, что за ней кроется, действительно получили в 1944-45 гг. по пяти тысяч рублей денежного кредита. Причем эти деньги были выданы якобы на приобретение скота, домашнего имущества и постройку жилья. Если учесть, что в те годы килограмм хлеба стоил от 20 до 50 рублей, то можно себе представить, на что у шли эти деньги. Опухшие от голода, низведенные до положения нищих, крымские татары потратили эти деньги за какие-нибудь три-четыре недели. Зато расплачиваться за этот кредит пришлось долгие годы. Для большинства семей он стал непосильной обузой, тяжким крестом и послужил причиной гибели многих татар. Этот кредит был тонко задуманным грабежом уже ограбленного, обобранного до ниточки народа.
Как известно, в 1947 году была проведена денежная реформа. Десять рублей в старом исчислении превратились в один рубль. Не изменилась только сумма кредита, выданного крымским татарам. Пять тысяч рублей мы были обязаны возвратить государству новыми деньгами, т.е. для нас они превратились в 50 тысяч рублей. Если не считать процентов, государственные кредиты были взысканы с нас в десятикратном размере.
Эта финансово-политическая авантюра также была направлена на физическое уничтожение народа. И те, кто проводил ее в жизнь, прекрасно знали об этом. Пусть же их судит за это история! <...>

К той ночи, когда крымских татар выселяли из Крыма, еще не всех крымских татар успели исключить из рядов партии (хотя и исключали нас оптом, сразу большими группами), И потому получилось так, что в рядах партии, за чистоту которой боролись многие годы, оказались «изменники Родины». Причем, у некоторых из них сохранились даже депутатские мандаты Верховного Совета СССР.

В местах высылки решили не исключать их, но и новых не принимать. Мы не ошибемся, если скажем, что коммунистов среди нашего народа в 4 — 5 раз меньше, чем у остальных народов нашей страны. А ведь, несмотря на свое изгнание из Крыма, несмотря на свое бесправное положение, крымскотатарский народ остается верным Коммунистической партии и Советскому государству. <...>

Началом уничтожения культуры, литературы и искусства нашего народа мы считаем тот день, когда в Симферополе, на площади, торжественно жгли книги. Жгли все, начиная от древних рукописей, кончая трудами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Жгли только потому, что они были изданы на крымскотатарском языке. Почти все крупнейшие библиотеки Советского Союза получили тогда указание изъять книги на нашем родном языке. Так что костры пылали не только в Симферополе, но и в Баку, Тбилиси, Казани и других городах Советского Союза.

Таким образом, одним махом было стерто все то, что приобреталось и накапливалось нашим народом в течение столетий. Но политика духовного уничтожения народа только начиналась. Приведем несколько фактов.

Если в 1940 году в Крыму на нашем языке было издано 218 названий книг, то за прошедшие 22 года — только 10.
Если в 1940 году у нас было 427 школ, в которых обучалось45 тысяч детей крымских татар, то за 22 года на местах высылки их не открыто ни одной.
В 1940 году у нас было 3215 педагогов, крымских татар. Сейчас вы не найдете и десятка, которые смогли бы преподавать родной язык. (Данные взяты из книги «Советскому Крыму 20 лет. -1920—1940», Крымиздат.).

В 1924 году, раньше, чем у любого другого мусульманского народа Советской России, у крымских татар была поставлена первая опера. Сейчас по местам резерваций разъезжает один небольшой ансамбль, состоящий из 18 человек, который, хотя и влачит жалкое существование, но изо всех сил старается сохранить замечательное искусство
нашего народа.
Талантливая молодежь из числа крымскотатарского народа, лишенная возможности развивать свое национально-социалистическое искусство, вынуждена работать в узбекских, таджикских театрах, филармониях, ансамблях, но и там им ежедневно напоминают о том, что они представители бесправной нации. <...>

Подведем некоторые итоги национальной дискриминации в экономической, политической и культурной жизни крымских татар с 1944 по 1965 г. Таким образом, было сделано все, чтобы:
1) уничтожить государственность крымских татар;
2) сначала очернить народ и оправдать тем самым антиленинский акт произвола, а затем нигде не упоминать о крымских татарах, чтобы народы не только Советского Союза, но и всего мира забыли о существовании таковых; <...>
4) уничтожить культуру, искусство и литературу крымских татар;
5) уничтожить историю этого народа;
6) уничтожить его язык;
7) уничтожить его обычаи;
8) сделать все, чтобы каждый крымский татарин стыдился называть себя крымским татарином;
9) доказать каждому представителю этой нации, что ни у него самого, ни у его детей, ни у тех его потомков, которые еще не родились, — нет будущего.

И когда решили, что все это уже сделано, крымских татар объявили несуществующей нацией. Нас вычеркнули из списков народов СССР, объединив с казанскими и уфимскими татарами, но на всякий случай оставили в паспорте каждого крымского татарина неведомую подлую отметочку, по которой органы милиции все же узнают, что вы — «не казанский», и не прописывают в Крыму.

Теперь можно хлопать в ладоши и кричать на всех углах о неизбежном, «добровольном» слиянии наций. <...>

Наши требования сводятся к следующему:

1. Организованное возвращение нашего народа в свой родной край и компактное его заселение в Крыму.
2. Полное восстановление его национального и политического
равноправия.
3. Возвращение (восстановление) нашему народу всего того, что ему было дано Великой Октябрьской Социалистической революцией, ленинской партией, Лениным.

Любое решение, не предусматривающее организованного возвращения нашего народа в родной край и восстановления его равноправия на родной земле, фактически будет означить закрепление: бесправного положения крымских татар, подтверждение того, преступления, которое было совершено против него в 1944 году в обстановке культа личности.
Попытки предоставления «культурно-национальной автономии» или же любое решение без возвращения в родной край - есть стремление создать видимость разрешения нашего вопроса, а по существу, явится прямым отходом от ленинского решения данного вопроса. <...>


Национальный вопрос в СССР.
Сборник документов, М. 1975.