Александр Николаевич Радищев

БУНТОВЩИК ХУЖЕ ПУГАЧЕВА
и его "французское заблуждение"

Александр Николаевич родился 20 (31) августа 1749 в Москве в семье богатого помещика, грамоте обучил его крепостной крестьянин Петр Мамонтов.

Учится в Пажеском корпусе в Москве, потом в Лейпцигском университете, а по возвращении в Россию был назначен протоколистом в Сенат.

Начинает заниматься литературной деятельностью, пишет сам и переводит (Н.И. Новиковым в 1773 издан перевод сочинений Г. Мабли "Размышления о греческой истории") с примечаниями Радищева.

В 1775 г. выходит в отставку, в 1777 г. поступает на службу в Коммерц-коллегию, а в 1790 году Радищев становится директором Санкт-Петербургской таможни.

Радищев пишет "Слово о Ломоносове", "Письмо к другу...", заканчивает оду "Вольность", которую позже частично (из осторожности) включит в «Путешествие из Петербурга в Москву».

1784 - в Петербурге бывшими воспитанниками университета создается "Общество друзей словесных наук", в которое вступает и Радищев, в 1789 г. в журнале "Беседующий гражданин", который издает общество, публикуется статья Радищева "Беседа о том, что есть сын Отечества".

1788 - Радищев пишет "Житие Ф. В. Ушакова". Сюжетом повести является биография друга юности Радищева и рассказ о бунте русских студентов в Лейпциге.

В начале 1790 Радищев печатает "Письмо к другу", а в конце мая того же года - "Путешествие...".

Книга попадает в руки Екатерины II, та читает ее и делает пометки:

ЗАМЕЧАНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II НА КНИГУ А. Н. РАДИЩЕВА «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ»

№ 1. Книга печатана в 1790 г. без подписи типографии и без видимого дозволения в начале, но в конце сказано с дозволения Управы благочиния. Сие, вероятно, ложь, либо оплошность.

Намерение сей книги на каждом листе видно; сочинитель оной исполнен и заражен Французским заблуждением, ищет всячески и выищивает все возможное к умалению почтения к власти и властям, к приведению народу в негодование противу начальников и начальства.

Он же едва ли не Мартинист*, или чего подобное, знания имеет довольно и многих книг читал. Сложения унылого и все видит в темночерном виде, следовательно черно-желтого вида.

...Стр. 143, 144, 145, 146 выводят с наружу предложении, уничтожающие законы и совершенно те, от которой Франция вверх дном поставлена; не дивно было, есть-ли за сим Наместник враля и арестовал.

На 147 стр. едит оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то неоспоримо, что лутчее судьбы наших крестьян у хорошова помещика нет во всей вселенной.

...160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167 служат к разрушению союза между родителей и чад и совсем противны закону божиею, десяти заповедям, святому писанию, православию, гражданскому закону, и по всей книге видно, что христианское учение сочинителем мало почитаемо, а вместо оной произвольнии принял некий умствовании, несходственные закону христианскому и гражданскому установлению.

...Стр. 190, 191, 192, 193, 194. Доказывает, что сочинитель имеет воображение довольно и любит распространить гипохондричеокие и унылые мысли, и тут паки упоминается о ничтожестве власти родителей над детьми, что противно закону христианскому и гражданскому.

256, 257 описывает состояние крестьян, не имея собственной пашен.

258. Как изнуряются работою.

259. Что рабы оковы свои любят N6 все сие по большей части взято из Абберейналови книги2.

260. Проскакивают паки слова, клонящиеся к возмущению.

...262. Уговаривает помещиков освободить крестьян, да нихто не послушает.

...Стр. 278, 279, 280, 281, 282, 283, 284, 285, 286, 287, 288 о уничтожении придворных чинов; тут Царем достается крупно и кончится сими словами како власть со свободою сочетать должно на взаимную пользу. Сие думать можно, что целит на Французской развратной нынешней пример. Сие тем более вероятно становится, что сочинитель везде ищет случай придраться к Царю и власти теперь с ним дело имеет...

№ 4. Скажите сочинителю, что я читала ево книгу от доски до доски, и прочтя усумнилась не сделано ли ему мною какая обида, ибо судить ево не хочу, дондеже не выслушаю, хотя он судит о Царей, не выслушав их оправдание.

(Ист. «Чтения в Обществе истории
и древностей российских»,
кн. III, 1-865, отд. 5, стр. 67—77.)

 

Историки утверждают, что Екатерина охарактеризовала прочитанное словами:

"Бунтовщик — хуже Пугачёва! Тот, хоть царём прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!"

и дала указание разыскать автора и заключить под стражу.

30 июня 1790 г. Радищева заключают в Петропавловскую крепость. Следствие ведет начальник Тайной экспедиции Шешковский, о котором известно, что ему все равно, дворянин ты или не дворянин...

Радищев пытается оправдать свое произведение легкомысленным стремлением к славе, винится, однако палата уголовного суда выносит приговор:

" … коллежский советник Александр Радищев издал здесь книгу сочинения своего под названием "Путешествие из Петербурга в Москву", наполненную самыми вредными умствованиями ..., стремящимися к тому, чтоб произвесть в народе негодование противу начальников и начальства, и, наконец, оскорбительными изражениями противу сана и власти царской… Радищева ... казнить смертию, а показанныя сочинения ево книги, сколько оных отобрано будет, истребить".

Указом Екатерины II от 4 сентября 1790 г. Радищев признавался

"... виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги… наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской"

Однако в том же указе со ссылкой на радость от заключения мира со Швецией говорится:

"... освобождаем его от лишения живота и повелеваем, вместо того, отобрать у него чины, знаки св. Владимира и дворянское достоинство, сослать его в Сибирь, в Илимский острог на десятилетнее безъисходное пребывание..."

Что и было выполнено.


Об умствованиях Радищева
умаляющих должное ко властям уважение
и о самих властях,
которые менялась неоднократно
и безо всяких революций

А.Радищев родился в 1749 году - середина века и царствование Елизаветы. Что за власти были в России в те времена?

Петр I начал царствовать в возрасте 10 лет в 1682 году, причем одновременно с братом Иваном, который был старше его на пять лет, но государственными делами ничуть не интересовался. Фактически правила страной царица Софья, которую через несколько лет повзрослевший Петр сумел от власти отстранить и сослать в монастырь. Старший брат был болен и вскоре умер.

Петром был изменен порядок наследования – с 1722 года трон передавался не прямым потомкам по мужской линии по старшинству, а лицу, избранному государем. Однако, Петр не оставил ни наследника, ни завещания с указанием своего преемника и…

Супруга Петра - Екатерина I (Марта Самуиловна Скавронская, после принятия православия Екатерина Алексеевна Михайлова), заручившись поддержкой двух гвардейских полков «убедила» Сенат возвести ее на престол и назвать «всепресветлейшей, державнейшей великой государыней императрицей Екатериной Алексеевной, самодержицей всероссийской». Екатерина правила с 1725 по 1727 гг. Когда императрица опасно заболела, то члены Верховного Тайного Совета, Сената и Синода при участии некоторого числа гвардейских офицеров настояли на назначении наследником малолетнего внука Петра I — Петра Алексеевича. Не то было важно, сколько лет государю, сколько то, кто при нем регентом будет.

После смерти Екатерины в мае 1727 года на престол взошел Петр II - сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Было ему в то время 11 лет, а уже в январе 1730 года он умер, заболев оспой.

Екатерина предусмотрительно завещала, чтобы Петру наследовала ее дочь Елизавета, однако престол все тем же Тайным Советом был предложен ее двоюродной сестре Анне Иоанновне, которая правила с 1730 по 1740 год. При этом, проявив политическую предусмотрительность, после восшествия на престол Анна Иоанновна смогла распустить Тайный совет и стать полновластной и абсолютной самодержицей.

5 октября 1740 года во время обеда ей сделалось дурно и она упала без сознания. Болезнь была серьезной, но вопрос о престолонаследии был давно решен, своим преемником императрица назвала двухмесячного Иоанна Антоновича.

Иван VI «царствовал» с октября 1740 по ноябрь 1741 года, разумеется не самостоятельно. Фактически страной правили регенты.

В 1741 году Иван был свергнут Елизаветой Петровной, провел почти всю жизнь в одиночном заключении и уже в царствование Екатерины II был убит охраной в 23-летнем возрасте при попытке его освободить. Взошедшая на престол с помощью гвардеййцев Елизавета Петровна - младшая дочь Петра I и Екатерины I правила с 1841 по 1860 гг.

Именно в ее царствование и родился А.Радищев.

В царствование Елизаветы был восстановлен Правительствующий сенат, учрежден Московский университет, открыты первые гимназии в Москве и Казани, а за дворянами было закреплено право владеть землёй и крестьянами. В 1760 году помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь на поселение с зачётом их вместо рекрутов. Под конец своего правления Елизавета издала указ о разрушении всех «новопостроенных за запретительными указами» мечетей на территории Казанской губернии и разрешила буддийским ламам проповедовать на территории Российской империи своё учение

Наследником престола Елизавета, у которой детей для наследования не было, назначила своего племянника — герцога Карла-Петера Ульриха Голштинского, которого по прибытии в Россию "переименовали" в Петра Фёдоровича. Подобрала Елизавета ему и жену - Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg стала Екатериной Алексеевной.

Карл-Петер, он же Петр Федорович под именем Петра III взошел на престол после смерти Елизаветы 25 декабря 1761 , но правил недолго. 28 июня 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, гвардейские полки присягнули на верность Екатерине и на следующий день Петр отрекся от престола, был взят под стражу и погиб при невыясненных обстоятельствах.

Так началась правление Екатерины Великой, которое многие историки называют «просвещенным абсолютизмом».

Очевидно, что главной угрозой и опорой самодержцев российских были гвардейские полки и узкий круг дворян (либо приближенных к трону, либо удаленных от него). Ни о каких революциях никто в те времена не думал, да и не слыхивал. Заговоры и перевороты - это была обыденная практика.

Радищева Екатерина назвала "бунтовщиком хуже Пугачева" по одной лишь причине: Пугачев самодержавную форму правления признавал (и даже объявил себя царем Петром III), а Радищев самодержавную форму правления осуждал.


СТРАШИСЬ, ПОМЕЩИК ЖЕСТОКОСЕРДЫЙ...

Заражен "французским заблуждением"

.

Во главе Франции издавна был король, а значительную часть жителей составляли крестьяне. Еще в IX веке по указу короля Карла каждый свободный крестьянин должен был найти себе сеньора, таким образом свободное крестьянство практически исчезло. Существовало два вида крепостной зависимости - крестьяне-сервы и крестьяне-вилланы с разной степенью свободы и зависимости от сеньоров. Случались в истории Франции и крестьянские побеги, и бунты, и восстания.

Но уже в 1315 году в грамоте короля Людовика X говорилось:

"... Так как, согласно природе, всякий рождается свободным, но вследствие различных древних обычаев, которые до сих пор сохранились в нашем королевстве, многие лица находятся в оковах рабства, то мы, имея в виду, что наше королевство есть королевство франков (т.-е. свободных), приказываем, чтобы на протяжении всего нашего королевства, поскольку это касается нас и наших преемников, рабские повинности были заменены свободой, и свобода была дана на добрых и соответствующих условиях..."

К концу XIV в. большая часть сервов стала вилланами - свободными, но безземельными сельскими тружениками, которые могли менять условного "хозяина" - собственника земель, на которого они работали. Виллан, отбывая барщину или уплачивая оброк, делал это в установленном порядке. Он держал землю, правда, не в качестве собственника, но на более или менее прочном праве

Российские порядки были совсем иными. Никто из российских самодержцев и помыслить не мог о том, что "всякий рождается свободным". Екатерина (как и прочие самодержцы) заботилась прежде всего об эффективности собственного самодержавного правления и интересах приближенных. А крестьяне - собственность и не более того. Вскоре после вступления на престол она подарила 18 000 душ крепостных своим 26 приближенным, которые помогли ей в воцарении. Да и позже передала в частное владение из казенных и дворцовых имений в общей сложности около 800 тысяч душ.

В 1760 г. она предоставила помещикам право «за предерзостные поступки» ссылать крепостных здоровых работников в Сибирь на поселение без права возврата; а 1765 г. превратила это ограниченное право ссылки на поселение в право ссылать крепостных на каторгу без всяких ограничений на какое угодно время с возвратом сосланного по желанию к прежнему владельцу.

Жалобщиков на помещиков начали наказывать еще при Петре, но в 1767 г. Екатерина распорядилась, что если кто «недозволенные на помещиков своих челобитные наипаче ее величеству в собственные руки подавать отважится», то и челобитчики, и составители челобитных будут наказаны кнутом и сосланы в Нерчинск на вечные каторжные работы с зачетом сосланных землевладельцам в рекруты.

В то же самое время она в 1763 г. учредила Воспитательный дом для сирот в Москве, основала в Москве Большой театр, а в Петербурге - Мариинский, занималась созданием народных училищ, введением черты оседлости для евреев, переселением запорожских казаков на Кубань. А указом "О вольности дворянства" освободила их от обязательной военной и государственной службы.

Екатерина с интересом читала работы французских философов Монтескье, Гельвеция, Жан Жака Руссо, с Вольтером переписывалась, и с Дидро встречалась. Попыталась "озаботить" дворян и помещиков идеями законотворчества, прав человека, устройства государственной власти, но довольно быстро убедилаь, что ее подданным возвышенные рассуждения малоинтересны и поняла, что успешно править можно и без этого. Были бы верные гвардейцы и можно ничего не опасаться.

В 1786 году судьба забросила в Россию дворянина из Венесуэлы графа Франсиско де Миранду, которые проехал через всю Россию от Крыма до Санкт-Петербурга, был принят при дворе и вдохновенно рассказывал о своих намерениях свергнуть испанской владычество в Южной Америке. Он уехал, заручившись дипломатической поддержкой, получив денежную субсидию и мундир полковника русской армии от Екатерины. И прежде чем начать революцию в Венесуэле, он набрался опыта, участвуя в революционных событиях во Франции.

А что же Радищев?

В 1773 году А.Новиковым была издана в переводе А.Радищева книга де Мабли. «Размышления о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков».

Делая заметки к переводу, Радищев отметил:

Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Мы не токмо не можем дать над собою неограниченной власти; но ниже закон, извет общия воли, не имеет другого права наказывать преступников опричь права собственныя сохранности. Если мы живем под властию законов, то сие не для того, что мы оное делать долженствуем неотменно; но для того, что мы находим в оном выгоды. Если мы уделяем закону часть наших прав и нашея природныя власти, то дабы оная употребляема была в нашу пользу; о сем мы делаем с обществом безмолвный договор. Если он нарушен, то и мы освобождаемся от нашея обязанности. Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками. Государь есть первый гражданин народного общества.


Аналогичную оценку самодержавии очень скоро дали французы

В январе 1789 года король Франции распорядился созвать Генеральные штаты, для чего провести выборы от трех сословий. Избирательное право было дано всем французам мужского пола, достигшим 25-летнего возраста, имевшим постоянное место жительства и занесённым в списки налогоплательщиков. Избранные депутаты получили наказы от своих избирателей и среди них оказалось немало требований равного налогообложения, ответственности королевских министров, отмены ограничений торговли, осуждения судебного произвола, свободы слова и печати, суда присяжных.

5 мая открылось заседание Генеральных штатов, в конце июня оно было преобразовано в Учредительное Национальное собрание 9 июля оно заслушало доклад о проекте будущей конституции, а 11 июля проект Декларации прав человека и гражданина. 14 июля 1789 года штурмом была взята крепость-тюрьма Бастилия. Это была Великая французская революция.

26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина». Конституция была принята Национальным Собранием 3 сентября 1791 года.

Радищев к этому времени уже был арестован.


ВПЕЧАТЛЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГЕ ОТ ВЗЯТИЯ БАСТИЛИИ

(из записок французского посла при дворе Екатерины II графа Сегюра)

Новость быстро распространилась и была принята различно, смотря по положению и настроению каждого. При дворе она вызвала сильное волнение и общее неудовольствие. В городе впечатление было совершенно обратное, и хотя Бастилия не грозила никому из жителей Петербурга, я не могу передать энтузиазма, вызванного среди негоциантов, купцов, мещан и нескольких молодых людей из более высокого класса падением этой государственной тюрьмы, этим первым триумфом бурной свободы. Французы, русские, датчане, немцы, англичане, голландцы, все посреди улицы поздравляли друг друга, обнимались, точно их избавили от тяжелой цепи, сковывавшей их самих.

...Это увлечение продолжалось очень недолго. Страх скоро погасил первую вспышку. Петербург не был ареной, на которой можно было безопасно обнаруживать подобные чувства.

МОСКОВСКИЙ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ»*
О ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


В 1789 году весь свет потрясен был столь сильно, что везде открылись чрезвычайные движения, и произошло в Европе начало новой эпохи человеческого рода. После многих столетий 1789 год есть самый достопамятный. Со времени крестовых походов никогда еще не было такой эпохи, как сия, в которой бы политическое мнение распространилось и промчалось через всю Европу с толикою живостью и соучаствованием. Дух свободы учинился воинственным при конце осьмнадцатого, так как дух религии при конце одиннадцатого века. Тогда вооруженною рукою возвращали святую землю, ныне святую свободу. Тогда ратовали против Саладинов, ныне против своих собственных государей. Французы брали тогда крепости у неверных королей, ныне брали они их у христианнейшего... Стремление к свободе вскружило в Париже головы; оно от Парижа обратилось на восток, полдень и запад, проникло в западную Индию и черные невольники на жарких островах учинились от того безумными. «Свобода есть прекрасная пища, — сказал Руссо, — но требуется хороший желудок, чтоб ее сварить». А его-то не все люди имеют!

При всем том в прошедшем году превратилась политическая судьба пяти монархических областей, и переменили основания законов и образ правления. Пять областей, которые заключают в себе многие и великие земли, политически преображены, или по французскому выражению, перерождены.

...Во многих других областях, во многих республиках, во многих землях и городах Германии, народ принудил своих владетелей дать ему большие права, многое переменить, много исправить; 1789 год был матерью многоразличного политического перерождения... 1789 год основал не только вышеупомянутым образом новую эпоху человеческого рода, но и новую эпоху целой европейской политической системы,. Доселе продолжавшееся в Европе политическое равновесие прекратилось.

* «Политический журнал» издавался в Москве в 90-х годах XVIII в. В журнале за 1790 г. оказалось напечатанным «Историческое и политическое обозрение 1789 г.», посвященное революции во Франции 1789 года. Составитель «Обозрения» П. А. Сохацкий (1765—1809) был профессором философии в Московском университете. (См. «Политический журнал», кн. I, М., 1790, стр. 1, 2, 3, 25.)


Происходившее во Франции было чем-то неслыханным. Непонятным, удивительным, странным. Есть сведения, что Екатерина приказала дворцовым музыкантам разучить и исполнить для нее в оркестровом варианте в Эрмитажном театре "Марсельезу" ("Марша марсельцев"), чтобы лично убедиться в правдивости рассказов о магической силе революционного марша. Вряд ли это представление ее порадовало:

Дрожите, низкие тираны,
Для каждой стороны позор
Предательские ваши планы
Свой угадали приговор...

Марсельеза - слушать


10 августа 1792 года Людовик XVI был низложен и помещён под усиленную охрану, а утром 21 января 1793 года Людовик XVI был обезглавлен на площади Революции

О том, как отреагировала Екатерина на поступившее из Франции известие о казни Людовика XVI, свидетельствуют записи из дневника сенатора А. В. Храповицкого

2 февраля. С получения известия о злодейском умерщвлении короля французского, ее величество слегла в постель, и больна, и печальна. Благодаря бога, сегодня лучше... Ее величество говорила со мной о варварстве французов и о явной несправедливости в утайке голосов при суждении:

5 февраля. Продолжение разговора о Парижском варварстве... .

8 февраля. Подписан указ Сенату о разрыве политической связи с Франциею и о высылке из России всех тех обоего пола французов, которые не сделают присяги по изданному при указе образцу.


О прекращении сообщения с Францией

Из именного указа Екатерины II сенату от 8 февраля 1793 года

5. Всех французов без изъятия обоего пола, купеческие и мещанские промыслы имеющих, художников, ремесленников, в услужении у частных людей находящихся, разумея тут учителей и учительниц и прочих, признающих нынешнее в земле их правление и оному повинующихся, не терпеть в империи нашей, и из всех мест, где они находятся, выслать... 6. Изъемлются из сего те французы обоего пола, которые по призыве их пред надлежащее правительство для объявления им воли нашей, окажут искреннее их* намерение и желание отрещися присягою по образцу, у сего приложенному, от правил безбожных и возмутительных, в земле их ныне исповедуемых, введенных похитителями правления. и власти... 10. Всем подданным нашим запрещается ездить во Францию, или же иметь, какое бы то ни было, сообщение с французами, в отечестве их, или же в армиях их пребывающими... 11. Запрещается ввозить в Россию ведомости, журналы и прочие периодические сочинения, во Франции издаваемые.
 

О ЗАПРЕЩЕНИИ ЧАСТНЫХ ТИПОГРАФИЙ
И УЧРЕЖДЕНИИ ЦЕНЗУРЫ

из указа Екатерины II от 16 сентября 1796 г.

В прекращение разных неудобств, которые встречаются от свободного и неограниченного печатания книг, признали мы за нужное следующие распоряжения:

1. В обоих престольных городах наших Санкт-Петербурге и Москве под ведением Сената, в губернском же и приморском городе Риге и наместничеств Вознесенского в приморском городе Одессе и Подольского при таможне Радзивиловской, к которым единственно привоз иностранных книг по изданному вновь тарифу дозволен, под наблюдением губернских начальств утвердить ценсуру, из одной духовной и двух светских особ составляемую.
2. Частными людьми заведенные типографии в рассуждении злоупотреблений, от того происходящих, исключая те только, кои по особому дозволению нашему, вследствие учиненных с главнейшими в государстве нашем местами соглашений или договоров устроены, упразднить...
3. Никакие книги, сочиняемые или переводимые в государстве нашем, не могут быть издаваемы, в какой бы то ни было типографии, без осмотра от одной из ценсур, учреждаемых в столицах наших, и одобрения, что в таковых сочинениях или переводах ничего закону божию, правилам государственным и благонравию противного не находится.
4. Учрежденные... ценсуры должны наблюдать те же самые правила и в рассуждении привозимых книг из чужих краев, так, что никакая книга не может быть вывезена без подобного осмотра, подвергая сожжению те из них, кои найдутся противными закону божию, верховной власти, или же развращающие нравы.
7. Подтвердить от Сената нашего указом главному директору почт, дабы в рассуждении выписываемых чрез почтамты журналов и других периодических сочинений наблюдаемы были те же правила...

Разумеется, под запрет попал один из главных документов Великой французской революции.


ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.

Статья 1

Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.

Статья 2

Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Статья 3

Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.

полный текст Декларации

Сочинения Радищева находились под запретом до 1905, однако они распространялись в списках (известно около 80 списков "Путешествия" и 9 - "Вольности")

А "французское заблуждение" в тех или иных формах владело умами разных россиян на протяжении многих последующих лет.

Повторим его еще раз в формулировке А.Радищева:

"ФРАНЦУЗСКОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ"
Александра Радищева


Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Мы не токмо не можем дать над собою неограниченной власти; но ниже закон, извет общия воли, не имеет другого права наказывать преступников опричь права собственныя сохранности. Если мы живем под властию законов, то сие не для того, что мы оное делать долженствуем неотменно; но для того, что мы находим в оном выгоды. Если мы уделяем закону часть наших прав и нашея природныя власти, то дабы оная употребляема была в нашу пользу; о сем мы делаем с обществом безмолвный договор. Если он нарушен, то и мы освобождаемся от нашея обязанности. Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками. Государь есть первый гражданин народного общества.


А вот в чем заключалось


РОССИЙСКОЕ УБЕЖДЕНИЕ
Екатерины Великой


Российская империя есть столь обширна, что кроме самодержавного государя всякая другая форма правления вредна ей, ибо все прочие медлительнее в исполнениях



Историк М.Давыдов в книге "Оппозиция его величества пишет: "Для отечественной историографии реальным оказался лишь один способ защиты: крепостничество наряду с самодержавием было объявлено национальным достоянием (в котором иностранцы в силу незнакомства с русской спецификой понять ничего не могли)...

ДАЛЕЕ:

В.Леонтович
О ЛИБЕРАЛИЗМЕ И РАДИКАЛИЗМЕ
в преобразовании государственной власти