СТИХОТВОРЕНИЯ
изъ событий царствования Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича



О Козьме Минине, князе Пожарскомъ и избранiи на царство Михаила Феодоровича Романова.

(Народная песня.)


Какъ въ старомъ-то было городе,

Во славномъ и богатомъ Нижнемъ,

Какъ ужъ жилъ тутъ поживалъ богатый мещанинъ,

Богатый мещанинъ, Кузьма Сухорукiй сынъ.

Онъ собралъ-то себе войско изъ удалыхъ молодцовъ,

Изъ удалыхъ молодцовъ, нижегородскихъ купцовъ;

Собравши ихъ, онъ речь имъ взговорилъ:

«Охъ, вы гой еси, товарищи, нижегородскiе купцы!

Оставляйте вы свои домы,

Покидайте вашихъ женъ, детей,

Вы продайте все ваше злато - серебро,

Накупите себе вострыхъ копiевъ,

Вострыхъ копiевъ, булатныхъ ножей.

Выбирайте себе изъ князей и бояръ удалова молодца,

Удалова молодца, воеводушку;

Пойдемъ-ка мы сражатися

За матушку, за родну землю,

За родну землю, за славный городъ Москву:

Ужъ заполонили-то Москву проклятые народы поляки злы!

Разобьемъ ихъ, много перевешаемъ,

Самого-то Сузмунда, короля ихъ, въ полонъ возьмемъ;

Освободимъ мы матушку Москву отъ нечестивыхъ жидовъ*)

Нечестивыхъ жидовъ, поляковъ злыхъ.


*) Подразумеваются здесь иноверцы. Прим. составителей Хрестоматии


Ужъ как выбрали себе солдатушки, молодые ратнички,

Молодые ратнички, нижегородскiе купцы,

Выбрали себе удалова молодца,

Удалова молодца, воеводушку,

Изъ славнаго княжескаго роду —

Князя Дмитрiя, по прозванiю Пожарскаго.

Ужъ повелъ ихъ славный князь Пожарскiй

За славный Москву-городъ сражатися,

Съ нечестивыми жидами, поляками войной бранитися.

Ужъ привелъ-то славный князь Пожарскiй своихъ храбрыхъ воиновъ,

Привелъ ко московскимъ стенамъ;

Становилъ-то славный князь Пожарскiй своихъ добрыхъ воиновъ

У московскихъ крепкихъ стенъ;

Выходилъ-то славный князь Пожарсюй передъ войско свое;

Какь ужъ взговорилъ онъ своимъ храбрымъ воинамъ:

«Охъ, вы гой еси, храбрые солдатушки,

Храбрые солдатушки, нижегородсюе купцы!

Помолимся мы на святыя на врата Спасскiя,

На пречистый образъ Спасителя!»

Помолившись, дело начали.

Какъ разбили, проломили святыя врата,

Ужъ вошли-то храбрые солдатушки въ белокаменный Кремль,

Какь и начали солдатушки поляковъ колоть, рубить,

Колоть, рубить, въ большiя кучи валить;

Самого-то Сузмунда *) въ полонъ взяли,

Въ полонъ взяли, руки-ноги ему вязали,

Руки-ноги вязали, буйну голову рубили.


*) Тутъ подъ именемъ «Сузмундъ» нужно понимать не Сигизмунда III, который, конечно, никогда не былъ въ плену, а техъ поляковъ, которыхъ pyccкie изгнали за пределы своего государства. Прим. составителей Хрестоматии

Собрались все князья, бояре московскiе,

Собрались думу думати.

Какъ и взговорятъ старине бояре, воеводы московскiе:

«Вы скажите, вы, бояре, кому царемъ у насъ быть?»

Какъ и взговорятъ старине бояре, воеводы московскiе:

«Выбираемъ мы cебе въ цари

Изъ бояръ боярина славнаго —

Князя Дмитрiя Пожарскаго сына».

Какъ и взговоритъ къ боярамъ Пожарсюй князь:

«Охъ, вы гой ecи бояре, воеводы московскiе!

Не достоинъ я такой почести отъ васъ,

Не могу принять я отъ васъ царства Московскаго.

Ужъ скажу же вамъ, бояре, воеводы московскiе:

Ужъ мы выберемъ себе въ православные цари

Изъ славнаго, изъ богатаго дому Романова —

Михаила сына Феодоровича».

И выбрали себе бояре въ цари Михаила сына Феодоровича.


Иван Сусанинъ


«Куда ты ведешь насъ?.. не видно ни зги!—
Сусанину съ сердцемъ вскричали враги: —
Мы вязнемъ и тонемъ въ сугробинахъ снега;
Намъ, знать, не добраться съ тобой до ночлега.
Ты сбился, браът, верно, нарочно с пути;
Но темъ Михаила тебе не спасти!

Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти отъ ляховъ вашъ царь не минуетъ!..
Веди жъ насъ,— такъ будет тебе за труды;
Иль бойся: не долго у насъ до беды!
Заставилъ всю ночь насъ пробиться с метелью...
Но что тамъ чернеетъ въ долине за елью?»

«Деревня!— сарматамъ въ ответъ мужичокъ: —
Вотъ гумна, заборы, а вотъ и мостокъ.
За мною! в ворота! — избушечка эта
Во всякое время для гостя нагрета.
Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!
Какая же, братцы, чертовская даль!

Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколiи очи...
Жупанъ мой — хоть выжми, нет нитки сухой!—
Вошедъ, проворчалъ такъ сарматъ молодой.—
Вина намъ, хозяинъ! мы смокли, иззябли!
Скорей!.. не заставь насъ приняться за сабли!»

Вотъ скатерть простая на столъ постлана;
Поставлено пиво и кружка вина,
И русская каша и щи предъ гостями,
И хлебъ перед каждым большими ломтями.
В окончины ветер, бушуя, стучит;
Уныло и съ треском лучина горитъ.

Давно ужъ за полночь!.. Сномъ крепкимъ объяты,
Лежатъ беззаботно по лавкамъ сарматы.
Все в дымной избушке вкушаютъ покой;
Один, на-стороже, Сусанинъ седой
Вполголоса молитъ въ углу у иконы
Царю молодому святой обороны!..

Вдругъ кто-то къ воротамъ подъехалъ верхомъ.
Сусанинъ поднялся и въ двери тайком...
«Ты ль это, родимый?.. А я за тобою!
«Куда ты уходишь ненастной порою?
За полночь... а ветеръ еще не затихъ;
Наводишь тоску лишь на сердце родных!»

«Приводитъ самъ богъ тебя къ этому дому,
Мой сынъ, поспешай же к царю молодому,
Скажи Михаилу, чтобъ скрылся скорей,
Что гордые ляхи, по злобе своей,
Его потаенно убить замышляютъ
И новой бедою Москве угрожаютъ!

Скажи, что Сусанинъ спасаетъ царя,
Любовью к отчизне и вере горя.
Скажи, что спасенье в одномъ лишь побеге
И что ужъ убийцы со мной на ночлеге».
— «Но что ты затеял? подумай, родной!
Убьют тебя ляхи... Что будет со мной?

И съ юной сестрою и съ матерью хилой?»
— «Творецъ защититъ васъ святой своей силой.
Не дастъ онъ погибнуть, родимые, вамъ:
Покровъ и помощникъ онъ всемъ сиротамъ.
Прощай же, о сынъ мой, намъ дорого время;
И помни: я гибну за русское племя!»

Рыдая, на лошадь Сусанинъ младой
Вскочилъ и помчался свистящей стрелой.
Луна между темъ совершила полкруга;
Свистъ ветра умолкнулъ, утихнула вьюга.
На небе восточномъ зарделась заря,
Проснулись сарматы — злодеи царя.

«Сусанинъ! — вскричали, — что молишься богу?
Теперь ужъ не время — пора намъ в дорогу!»
Оставивъ деревню шумящей толпой,
Въ лесъ темный вступают окольной тропой.
Сусанинъ ведетъ их... Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснетъ,
То тускло засветитъ, то вновь пропадетъ.
Стоятъ не шелохнясь и дубъ и береза,
Лишь снегъ подъ ногами скрипитъ от мороза,
Лишь временно воронъ, вспорхнувъ, прошумитъ,
И дятелъ дуплистую иву долбитъ.

Другъ за другомъ идутъ в молчаньи сарматы;
Все дале и дале седой ихъ вожатый.
Ужъ солнце высоко сияетъ съ небесъ —
Все глуше и диче становится лесъ!
И вдругъ пропадаетъ тропинка предъ ними:
И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену изъ сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Все въ томъ захолустье и мертво и глухо...
«Куда ты завелъ насъ?» — ляхъ старый вскричал.
«Туда, куда нужно! — Сусанинъ сказалъ —

Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спасъ Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нетъ и не будетъ на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любитъ
И душу изменой свою не погубитъ».

«Злодей! — закричали враги, закипевъ,—
Умрешь под мечами!» — «Не страшенъ вашъ гневъ!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнетъ за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнувъ, умру за царя и за Русь!»

«Умри же! — сарматы герою вскричали,
И сабли надъ старцемъ, свистя, засверкали!—
Погибни, предатель! Конецъ твой насталъ!»
И твердый Сусанин весь въ язвахъ упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для Россiи спасла Михаила!

К.Рылеевъ

,

Спасителъ


Какъ любилъ государь, православный царь,
Алексей, государь светъ Михайловичу
Какъ любилъ государь, больно жаловалъ
Ту потеху свою государскую,
Ту охоту свою соколиную:
Да любилъ государь позабавиться —
Заоблавить въ дубраве сохатаго
Аль расправить плечо неподатное
И медведя поднять на рогатину...

Вотъ и было къ весне, о Грачевнике.
Прiезжалъ государь со боярами
Въ свою отчину, городъ Звенигородъ —
Помолиться святому угоднику;
Въ келье сталъ къ самому настоятелю...
Будетъ такъ, о полудне на третiй день,
Мужичокъ и приходитъ къ келейнику:
«Обошелъ я медведя для батюшки,
Для царя Алексея Михайловича,
Тамъ и тамъ матерой да породливый,
Только царской руке и угодливый».
Доложили царю — усмехается,
Только самъ съ собой думушку думаетъ:
«Аль пойти — въ одиночку помериться,
Въ молодецкой удаче провериться?»
И пошелъ... За плечами рогатина.
А у пояса ножъ златокованный...
И пошелъ монастырскою пущею...
Видитъ — тропка проложена по снегу,
И промерзлые сучья надломлены.
«Быть сюда!» И пошелъ, не задумавшись,
По тропе снеговой, межъ березами.
Что ни шагъ, то нога оступается,
Въ снегъ уходитъ по берцу, и охабень
Заметаетъ сугробы, а инеемъ
Вся бобровая шапка осыпана...
Засветилась полянка... Подъ соснами
Куча хвороста снегомъ надавлена,
Белый паръ такъ и валить въ отдушины;
Тутъ берлога... И царь сноровляется:
У рогатины жало осматривалъ,
Поясокъ свой шелковый подтягивалъ,
Съ плечъ спускалъ соболиный свой охабень
И задумалъ загадку мудреную:
«Быть — не быть, а свалить косолапато...
Не управлюсь — и Русь не управится,
А управлюсь — навеки прославится».
И поднялъ онъ корягу изъ-подъ снега
И ударилъ корягой по хворосту:
И медведь заревелъ, — инда дерево
Надъ берлогой его закачалося, —
Показалъ онъ башку желтоглазую,
Вылезь вонъ изъ берлоги съ оглядкою,
Дыбомъ сталъ и полезъ на охотника,
А полезъ — угодилъ на рогатину:
Подъ косматой лопаткою хрустнуло:
Чернобурая шерсть побагровела...
Обозлился медведь и рогатину
Перешибъ пополамъ словно жердочку,
И подмялъ подъ себя онъ охотника
И налегъ на него всею тушею.
Не сробелъ государь — руку къ поясу —
Хвать!.. анъ ножъ-то его златокованный
И сорвался съ цепочки серебряной.
Воздохнулъ государь — и въ последнее
Осенилъ онъ себя крестнымъ знаменьемъ...

Вдругь скользнула съ плеча его царскаго
Стопудовая лапа медвежая,
Разогнулися когти и замерли,
И медведь захрипелъ, какъ удавленный,
И свалился онъ на бокъ колодою...
Глянулъ царь — видитъ старца маститаго...
Ряса инока, взглядъ благовестника;
Въ шуйце, крестъ золотой, а десницею
Опустiлъ онъ топоръ окровавленный...
Поднялся государь — нету инока…
Какъ во сне приходилъ и никемъ-кого
На полянки и между деревьями,
Только зверь околелый валяется,
И башка у него вся раскроена.
Постоялъ государь, — погляделъ кругомъ
II пошелъ въ монастырь, призадумавшись...
А пришелъ, все сказалъ настоятелю
И велелъ привести честныхъ иноковъ
Передъ очи свои государевы:
Все пришли, а его избавителя
Между честными старцами не было.
Царь и крепче того призадумался.
«Помощь свыше, десница Господняя!..»
Молвилъ онъ и пошелъ въ церковь Божiю.
Тамъ на царское место, у клироса.
Становился и началъ молитися
Передъ образомъ светлымъ угодника;
Да какъ глянулъ на ликъ преподобнаго —
Такъ и палъ на чело свое царское:
Понялъ, кто былъ его избавителемъ.
На другой день, за ранней обеднею,
Отслужилъ онъ молебенъ угоднику
И вернулся къ Москве белокаменной.
А вернувшись къ Москве белокаменной,
Ко двору своему златоверхому,
Приходилъ государь — не откладывалъ
Въ терема къ государыне ласковой,
Что своей ли Наталье, Кирилловне,
Слезно съ ней обнимался-здоровался,
И сажалъ государь, ухмыляючись,
На колени меньшого царевича,
Государя Петра Алексеевича —
Целовалъ-миловалъ, приговаривалъ:
«Охъ ты, дитятко, сердце строптивое,
Спозаранокъ въ тебе, мое дитятко,
Расходилася кровь богатырская —
На румяныхъ щекахъ заалелася,
Въ соколиныхъ очахъ загорелася...
Подрастешь ты, случится безвременье —
Разобидятъ завистники-недруги,
Аль наступятъ на Русь, на кормилицу,
И пойдешь ты войною на вороговъ —
Не надейся на силу могучую,
А надейся на милость Господнюю,
Да попомни ты слово отцовское:
Охраняютъ святые угодники
И Господь благодатью пожаловалъ
Домъ честной Пресвятой Богородицы,
Вседержавную Русь православную».

Мей.

 

Присоединение Малороссiи


Предо мною — светлый градь
Со кремлемъ престольнымъ.
Чудно улицы гудятъ
Гуломъ колокольнымъ.
И на площади народъ,
Въ шумномъ ожиданьи,
Видитъ: съ Запада идетъ
Свътлое посланье.
Въ кунтушахъ и въ чекменяхъ
Съ чубами, съ усами,
Гости едутъ на коняхъ,
Машутъ булавами,
Подбочась, за строемъ строй
Чинно выступаетъ,
Рукава ихъ за спиной
Ветеръ раздуваетъ.
И хозяинъ на крыльцо
Вышелъ величавый:
Его светлое лицо
Блещетъ новой славой;
Всехъ его исполнилъ видъ
И любви и страха,
На челе его горитъ
Шапка Мономаха.
«Хлебъ да соль! И въ добрый часъ! —
Говорить державный.
Долго. дети, ждалъ я васъ
Въ городъ православный!»
И они ему въ ответъ:
«Наша кровь едина,
И въ тебъ мы съ давнихъ летъ
Чаемъ господина!»
Громче звонъ колоколовъ,
Гусли раздаются,
Гости сели вкругъ столовъ,
Медъ и брага льются,
Шумъ летитъ на дальнiй югь
Къ турке и къ венгерцу—
И ковшей славянскихъ звукъ
Немцамъ не по-сердцу!..

Гр. Ал.Толстой

ИЗ "ХРЕСТОМАТИИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
РОМАНОВЫ (1613-1913)",
изданной в 1913 году книгоиздательством Сытина


ОБ АВТОРАХ
( От редакции сайта).

О "народной" песне "О Козьме Минине..."

Хотим обратить внимание на последнюю строку этой народной песни, в которой говорится о составе "выборщиков" - "бояре", а также о смысле избрания: "выбрали себе" (!) в цари.

Об авторе "Ивана Сусанина"

Это стихотворение было написано в 1822 году Кондратием Рылеевым, который известен гораздо больше не как поэт, а как один из руководителей "Северного общества декабристов". Автор был повешен 13 (25) июля 1825 года. Находясь под следствием в тюрьме он написал свои последние строки:

« Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну !»

А еще раньше в одном из своих стихотворений (которое, конечно, ни в какие хрестоматии не включалось) Рылеев писал:

Ах, тошно мне
И в родной стороне:
Всё в неволе,
В тяжкой доле,
Видно, век вековать.

Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?

Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил,
И над нами,
Бедняками,
Будто с плетью посадил?

Подробнее - ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

 

Об авторе "Спасителя"

Это - Лев Александрович Мей, который написал, в частности, такое:

О Господи, пошли долготерпенье!
Ночь целую сижу я напролет,
Неволю мысль цензуре в угожденье,
Неволю дух - напрасно! Не сойдет
Ко мне твое святое вдохновенье.

Нет, на кого житейская нужда
Тяжелые вериги наложила,
Тот - вечный раб поденного труда,
И творчества живительная сила
Ему в удел не дастся никогда.

Но, Господи, ты первенцев природы
Людьми, а не рабами создавал.
Завет любви, и братства, и свободы
Ты в их душе бессмертной начертал,
А Твой завет нарушен в род и роды.

Суди же тех всеправедным судом,
Кто губит мысль людскую без возврата,
Кощунствует над сердцем и умом -
И ближнего, и кровного, и брата
Признал своим бессмысленным рабом.


Об авторе "Присоединения Малороссии"

Это, конечно граф Алексей Толстой, автор совсем другой истории - "Истории государства Российского от Гостомысла до наших дней", которая была вскоре после революции 1917 года напечатана в журнале "Пламя", да еще с иллюстрациями!


ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ - ЗДЕСЬ!


Стихотворения Рылеева, Мея, Толстого и многих других авторов вы найдете на сайте РУССКАЯ ПОЭЗИЯ.РУ

 

ДОПОЛНЕНИЕ 3 - СЦЕНЫ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА