Как вы вероятно догадались, все вышеприведенные размышления сделаны нами уже после посещения выставки работ Александра Будаева.
А тогда… Тогда были веселье, смех, хихиканье – поначалу. Через некоторое же время нахлынули совсем другие чувства, а за ними и мысли.
Впрочем, если вы сами окажетесь на выставке работ Будаева, то улыбаться тоже скоро перестанете. И не потому, что устанете смеяться. А потому, что совокупность этих работ позволяет сделать вывод (чувствуете, как мы посерьезнели?!), что стиль этих работ – не пародия, не китч, не сатира, а самый что ни на есть голый реализм. Конечно, не социалистический, а какой-то иной. Может быть этот стиль следует определять как «политический футуризм», а может как-то иначе. Впрочем, в этом пусть разбираются компетентные искусствоведческие органы.
Нет, конечно, наши политики не ходят в тогах и лавровых венках, не обнажаются прилюдно и не участвуют в конкурсах красоты. Они занимаются политикой, реформами электроэнергетики, пенсионной системы, совершенствуют избирательное законодательство и т.д.
Впрочем, вы сами знаете, чем занимаются наши политики.
А теперь – самое главное.
Как все это понимать? Как шутку? Иронию? Фантазию? Эксперимент? Или же как пророчество или предсказание? Всем ведь известно, что не только талантливые, но и просто одаренные люди не только понимают, но еще и чувствуют глубже и тоньше. И может быть в этих работах как раз и нашли отражение слабые сигналы из ожидающего нас будущего?
Не знаю, не знаю.
Тем более, что новая серия работ в отличие от предыдущих имеет не только новое содержание, но и новое название.
Прежние работы Будаева выставлялись как «Постсоветская демократия – 10 лет пародий», потом - «Постсоветская демократия – 15 лет пародий».
Новые работы объединены новым названием – «Плутократия».
Слово это греческое, даже древнегреческое, и означает политический режим, основанный на коррупции, воровстве, взяточничестве, аморальности, бесстыдстве и демагогии. И, конечно, немного на принуждении.
Что означает это изменение названия?
Случайный каприз Мастера – надо бы какое-нибудь название новое придумать для экспозиции – вот он взял и придумал.
А может быть это фантазия, как у барона Мюнхгаузена (см. «Приключения барона Мюнхгаузена») или у Гойи (см. «Сон разума рождает чудовищ»)?
А может быть это диагноз нашей советской (точнее, российской – оговорился, извините) действительности?
Но так ли все плохо в нашей жизни? Есть, конечно, отдельные недостатки, но в целом …
А может быть это предсказание, пророчество своего рода – на жизнь сегодняшнюю ну нисколечко не похоже, но завтра…
Знаете, как пел Высоцкий – «Долго Троя в положении осадном оставалась неприступною твердыней. Но троянцы не поверили Кассандре… Троя может быть стояла б и поныне…».
И может быть чувствует своим внутренним художественным нутром, своим артистическим взглядом Мастер, что «не все ладно в датском королевстве, ой, не все…». И, значит, надо что-то делать?!
А что делать?
Мастер прямого ответа на этот вопрос не дает. Но его подсказывает календарь, подготовленный и выпущенный в начале нового 2007 года. Практически это календарь избирателя.
Титульный лист его необыкновенно праздничный, оптимистичный и радостный.