Георг Гросс

МАЛЕНЬКОЕ ДА
и
БОЛЬШОЕ НЕТ

     
     
Не какой-нибудь размазня!

 

В Германии Гросса все и каждый продаются.
Все человеческие отношения за исключением солидарности класса рабочих, отравлены.
Мир принадлежит четырем породам свиней: капиталист, чиновник, священник и жулик...
Он был одним из беспощаднейших судей искусства.

Роберт Хьюг


В ответ на просьбу написать автобиографию для сборника "Молодое искусство" Георг Гросс прислал статью с изложением своих взглядов.
Он считал это более важным. Однако прежде чем появились взгляды...

Георг Эренфрид Гросс родился 26 июля 1893 года в Берлине в семье Карла Эренфрида Гросса и Марии Вильгельмины Луизы. Когда мальчику было 7 лет, его отец умер. Мать работала швеей, заработка не хватало и семья перехала в Померанию, где мать стала работать в офицерском казино. Георг ходил в школу, но оставил учебу в 15 лет после того как дал пощечину учителю.

В 1909 году Георг поступил в Королевскую академию искусств в Дрездене и специализировался в графике, с 1910 года начал сотрудничать с сатирическими журналами.

В 1913 году Георг приехал в Париж, где провел семь месяцев в студии Коларосси. После возвращения Гросса в Германию его карикатуры стали публиковать в журналах «Ульк», «Веселые листки» и других. Георг также занялся созданием иллюстраций к книгам и начал писать маслом.

Первые работы Георга показали, что у него есть как минимум способности. Как максимум талант.
Он рисовал то, что видел - на улицах, в кабаре, в кафе, в подворотнях. Иногда это получалось смешно, иногда не смешно, но правдиво.
Иногда это раздражало и возмущало - разве можно рисовать ТАКОЕ!
А что значит "ТАКОЕ"? Разве то, о чем не всегда принято говорить в "приличном обществе" не существует в жизни и в этом самом обществе не делается?
Тогда почему бы не нарисовать ЭТО?

В августе 1914 года началась I мировая война и Георг добровольцем пошел в армию. Ему был 21 год.
Был ли он патриотом (хотя, что значит "быть патриотом"?)? Наивным юнцом? Юношей, искавшим приключений? Мечтателем, грезящем о свершении "героического подвига"?

Ему повезло и он не попал на фронт. После заболевания (воспаление ушной раковины) в марте 1915 года Георг был комиссован и остался в Берлине. Там он познакомился со многими художниками, артистами, литераторами, в их числе были братья Виланд и Хельмут Херцфельде - исключительно важное знакомство, переросшее в дружбу. Более того, в совместное творчество, основанное на общих взглядах и на войну, и на жизнь, и на искусство.

Георг Гросс и Джон Хартфилд с плакатом "Искусство мертво. Да здравствует новое искусство..."

 

В 1915 году в знак протеста против развязанной в Германии антианглийской истерии Георг Гросс (Georg Gross) начинает подписывать свои работы как Джордж Гроc (George Grosz), а Хельмут Херцфельде (Helmut Herzfelde) становится Джоном Хартфильдом (John Heartfield).
Заметим, что национальный шовинизм, антигерманская, антианглийская, антирусская истерия пышно цвели во всех странах, участвовавших в войне.
(см. - примеры плакатов времен I мировой войны).

В начале 1917 года Георг вторично был призван в армию, но после «оскорбления действием» одного из офицеров был арестован и помещен в лечебницу для психически больных, а в мае 1917 года окончательно комиссован.

В 1917 году был издан «Первый альбом Георга Гроша», а чуть позже «Маленький альбом Гроша».


Итогом Первой мировой войны для Германии стали 5 миллионов убитых и раненых, сотни тысяч инвалидов, вдов, сирот, массовая безработица, инфляция… Но, как обычно бывает, на войне кто-то теряет жизнь, а кто-то и наживает состояние на поставках в армию.
В стране зрела революция, а в искусстве рождалось новое направление, которое отвергало все виды и жанры "святого искусства", рассуждавшего о прекрасном и вечном - рождалось DADA - дадаизм.

Дадаизм (особенно в Германии) был направлением в живописи, литературе, театре, которое выражало несогласие. недовольство, стремилось шокировать, удивлять, бросать вызов и... говорить правду о мире, который, казалось, сошел с ума.

"В те дни (после I мировой войны) мы все были дадаистами. Если слово DADA и означало что-нибудь вообще, то это означало кипеть недовольством, неудовлетворенностью и цинизмом. Поражение и политический фермент всегда дают начало движениям такого рода". (Г.Гросс)



На выставке DADA

 

Во многом вдохновляясь вестями из России, совершившей революцию, а также революционными событиями на своей родине, Георг Гросс вступил в созданную в 1918 году «Группу Ноябрь», а чуть позже и в Коммунистическую партию Германии.
Во время восстания спартаковцев в Берлине Гросс был арестован, но благодаря подложным документам ему удалось оказаться на свободе.

В 1919 году вместе с Виландом Херцфельде (издательство "МАЛИК") он начал издавать журнал «Пляйте». Рисунки Гросса печатаются во многих выпусках брошюр из серии "Маленькая революционная библиотека", которую выпускает издательство "МАЛИК".

В 1920 Георг женился на своей бывшей соученице Еве Петер.

В 1921 году Гросс выпускает альбом «С нами бог» и за рисунки, «оскорбляющие честь германской армии», был оштрафован на 300 марок. Эта история - "ДАДА перед судом" в деталях описана Раулем Хаусманном.

В 1922 году вместе с писателем Мартином Андерсеном Нексе совершает пятимесячную поездку в СССР, во время которой встречается с В.Лениным и Л.Троцким.
Однако увиденное не вдохновляет Гроша воспевать советскую Россию, скорее подталкивает к выходу из компартии, что и происходит в 1923 году.
Критические высказывания Георга Гросса о В.И.Ленине послужили одной из причин того, что некоторые издания с его цитатами оказались в СССР в спецхране.

Он не становится «буревестником революции», а начинает свою собственную революционную борьбу с обществом, культурой и искусством эксплуатации и тоталитаризма.

Работы Гросса 1920-ых годов могут быть охарактеризованы как политическая и социальная сатира. Искусствоведы определяют их и как сатирический авангардизм, и как социальный экспрессионизм. Некоторые его работы (особенно ранние) считаются классикой дадаизма. Некоторые поздние считают предтечей такого направления как поп-арт.
Но никто не сомневается в том, что Георг Гросс вошел в историю живописи как выдающийся политический художник.

И это выбор был сделан им вполне осознанно.

Была война, была разруха, была политика официального патриотизма, которая пронизывала и печать, и литературу, и живопись. Те, кто видел войну, понимал, что правда - на стороне людей из окопов. Но власть - на стороне других. И у других.

Сам Гросс написал позже в автобиографии «Маленькое ДА и большое НЕТ»:

"Всюду начали звучать гимны ненависти. Ненавидели всех и каждого: евреев, капиталистов, прусских юнкеров, коммунистов, армию, владельцев собственности, рабочих, безработных, черный рейхсвер, контрольные комиссии, политических деятелей, универмаги, и снова евреев. Это была оргия подстрекательства, и сама республика была слабой вещью, едва заметной. Это был мир полный негатива, отрицания, увенчанный красочной мишурой и блестками, мир, который многие представляли как истинную, счастливую Германией, в то время как начиналось новое варварство".

В 1924 году выходит альбом «Это человек», который был охарактеризован буржуазной прессой как «порнографическая халтура». За «оскорбление общественной морали» Гросс опять побывал перед судом и был оштрафован на 6000 рейхсмарок.

В 1924 художник стал председателем ассоциации художников "Rote Gruppe" (Красная Группа), до 1927 он был регулярным иллюстратором к публикациям в коммунистической печати. В 1928 он стал одним из учредителей «Ассоциации Революционных Художников Германии».

В 1926 году вместе с М.Харденом, М.Пехстейном и режиссером Э.Пискатором основывает «Клуб 1926» - общество политики, науки и искусств.

В 1928 году готовит около 300 набросков к фильму «Похождения бравого солдата Швейка» по Ярославу Гашеку. Отдельные рисунки, вышедшие в альбоме «Основа», вызывают новые обвинения Гросса в богохульстве и оскорблении церкви. Особенно изображение распятого Иисуса Христа в проивогазе и армейских сапогах.


"Держите свой рот закрытым
и выполняйте свой долг"


В 1932 году Гросс по приглашению Студенческой Лиги Искусств в Нью-Йорке посетил США для чтения лекций, а в следующем году эмигрировал туда вместе с женой и двумя сыновьями.
Выезд ускорило известие об обыске в квартире, проведенном гитлеровскими штурмовиками.

В США и его работы, и поведение изменились, ушли нападки на общество, но не исчезли принятые художником обязательства участвовать в классовой борьбе.
О периоде своей американской жизни Гросс написал, что он пытался "не нанести обиду никому и нравиться всем», однако "для того, чтобы сделать карьеру и заработать, лучше всего вообще не иметь характера". Еще одно правило приспособленчества – «…думать, что все прекрасно! Все, включая вещи, которые в действительности не красивы».

Гросс потерял смирение и проявил характер, когда узнал о смерти друга в концентрационном лагере. Он выпустил антифашистский альбом "Междуцарствие", который однако не только не имел в США успеха, но, напротив, был подвергнут критике.
Американцы в это время не видели особой опасности в фашизме и картины художника казались абсурдным преувеличением.

Гросс вспоминал:

“Я начинаю изображать наготу, солнце, дюны, Аркадию, и траву, хорошее прекрасное воображение..., но увы, чем больше я продолжаю свою работу, тем больше она изменяется и внезапно возникают огонь и разрушение, грязь и мрачные развалины повсюду..., как будто меня ведет кто - то больше знающий и совершенно разрушительный.”

В 1937 году работы Георга Гросса (а также Макса Эрнста, Поля Клее, Эрнста Барлаха, Марка Шагала, Василия Кандинского и некоторых других художников) - 650 работ изъятых из 32 музеев были представлены на выставке "Выродившееся искусство", организованной по инициативе Геббельса. До апреля 1941 года выставка была показана в 12 городах и ее посмотрело с целью "очищения германского духа" более 3 миллионов немцев, испытавших "праведное возмущение" под присмотром нацистских "экскурсоводов".

Кроме Георга Гросса из гитлеровской Германии эмигрировали Д.Хартфилд, Б.Брехт, Л.Фейхтвангер, Э.Пискатор, М.Дитрих, Г. Эйслер, Т.Манн и многие многие другие.

В 1938 Гросс был лишен немецкого гражданства.

В Америке Гросс преподавал, открыл частную художественную школу. В 1937 году он получил финансовую поддержку фонда Гуггенхайма, что позволило ему посвятить большее время своим собственным работам. Он не был богат, но жил достаточно комфортно. Выставки его работ (особенно в послевоенные годы) пользовались успехом и признанием критиков и зрителей.

В 1946 году в США издана автобиография Гросса "Маленькое ДА и большое НЕТ".

В 1954 Гросс был избран в американскую Академию Литературы и Искусств, в 1958 году - в Академию Искусств Германии.
Его последние работы в Америке были коллажами, которые напоминают о его периоде дадаизма и считаются предвестниками художественного направления известного как поп-арт.
В 1959 Гросс вернулся в Берлин и спустя месяц после возвращения 5 июля умер в своем доме.


Вернувшись с первой мировой войны Гросс рисовал то, что увидел в Берлине – кабаре, спекулянтов, нищих, проституток, банкиров, прусских военных, аристократов, наркоманов, инвалидов, полицейских, бюргеров.
Позже в число персонажей его рисунков вошли чернорубашечники и, разумеется, их вождь – Адольф Гитлер.

Его постоянно обвиняли - в «порнографичности», «оскорблении общественной морали», «антипатриотизме».

Все признавали мастерство Гросса как художника. Но его работы - и рисунки, и живописные картины - жесткие, беспощадные, злые, будоражащие, провоцирующие...
Большую часть из них не повесишь в гостиной или спальне, они не для офисов или залов заседаний.
Они не являются предметом украшения. И в этом их сила.

Нарком просвещения СССР А.В.Луначарский сказал о Георге Гроссе:

«…Блестящий, своеобразный рисовальщик, злой и проницательный карикатурист буржуазного общества и убежденный коммунист… Это поистине изумительно по силе таланта и по силе злобы. Единственно, что я могу поставить в вину Гроссу, это то, что порою его рисунки чрезвычайно циничны…».

В предисловии к сборнику рисунков Георга Гросса, изданному в СССР в 1931 г., говорилось:

"Сила Гросса заключается в том, что он умеет с необыкновенной остротой дать общее выражение классовой противоположности между буржуазией и пролетариатом.
...Его внимание поглощено исключительно негативной задачей, задачей разоблачения буржуазии... отрицая капитализм, он в то же время не видит конкретного выхода для трудящихся и не показывает в своих рисунках той силы, которая призвана уничтожить капиталистический строй".

Коммунисты упрекали Гросса в мелкобуржуазности, недостатке идейности.

Нацисты называли его большевистским прихвостнем. Одна из немецких газет писала: “Среди немцев, которые имеют здоровый, естественный образ мыслей - как экспертов, так и непрофессионалов - артистические таланты господина Гроса наименее уважаемы. Грос - квалифицированный политический агитатор, который использует для пропаганды не слова, а свой карандаш. Он - на стороне не немецких художников, а с большевиками или скорее политическими нигилистами.”

Георг Гросс не был активным сторонником идей коммунизма, хотя и сотрудничал с левыми и коммунистическими изданиями.
Георг Гросс не был героем-подпольщиком, боровшимся с нацизмом.

Главным его врагом был воцарившийся в Германии тоталитаризм, опору которого составляли не только тысячи гестаповцев, но и десятки тысяч немцев, писавших в гестапо доносы на своих соседей и родственников, боявшихся доносов от своих соседей и родственников, но довольных тем, что в гитлеровской Германии наконец-то «наведен порядок», продается сыр и поезда ходят по расписанию.

Таким изобразил "вождя" новой Германии Георг Гросс

“Сегодняшний художник, если он не хочет быть бесполезным, никому не нужным старьем, может выбирать только между технологией или пропагандой классовой войны. В обоих случаях он должен бросить чистое искусство.
Или он присоединяется к разряду архитекторов, инженеров, и рекламирует людей, которые развивают индустриальную силу и кто эксплуатирует мир, или он изображает и критикует лицо нашего времени, пропагандирует и защищает революционные идеи и как их последователь, вступает в армию угнетаемых, тех, кто борется за их справедливую долю ценности мира и за разумную организацию общественной жизни.”

Георг Гросс

Нацисты изымали из музеев и галерей рисунки Георга Гросса, альбомы с его работами сжигали на площадях.

Сейчас любой музей мира гордится тем, что в его залах висят работы этого великого мастера.

В 1931 году в СССР был издан альбом рисунков Георга Гросса, в который вошло несколько десятков рисунков из серий «Das Gesicht der Herrschenden Klasse» («Лицо господствующего класса»), «Ecce Homo» («Это человек»), «Gott mit uns» («С нами бог») и некоторых других.

Прежде чем вы перейдете к просмотру рисунков Георга Гросса и другим материалам

ПОЯСНЕНИЕ:

РИСУНКИ Георга Гросса представлены в "альбомах" 1,2,3,4
ГИМН МИРУ - раннее стихотворение Георга Гросса
ДАДА перед судом - рассказ о реальном судебном процессе
ВМЕСТО БИОГРАФИИ - это то, что посчитал необходимым сказать сам Георг о своем творчестве
DADA INFO LINKS - ссылки на сайты и литература о Георге Гроссе и дадаизме, которую вы можете приобрести.

Позже материалы о Георге Гроссе будут дополнены.

Будем признательны, если вы сообщите свое мнение об увиденном и прочитанном.

И ЕЩЕ ОДНО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ
ДЕВОЧЕК и МАЛЬЧИКОВ:

ЭТО НЕ ПРИКОЛЬНО!
ЭТО ГЕОРГ ГРОСС!

Теперь можно

СМОТРЕТЬ,
ДУМАТЬ
И УЧИТЬСЯ ...

 

РИСУНКИ ГЕОРГА ГРОССА

АЛЬБОМ I