.......
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Новая техника. Новое искусство.


Политические взгляды для художника, поэта, композитора (устойчивые, стабильные, четкие, выверенные взгляды) вообще, возможно, дело редкое. Статистики, правда, нет.

А горизонт богемы глубок, но узок. Или широк, но мелок. Красиво звучит. И похоже, правильно.

 

В 16-м году Джон стал создателем фотомонтажа (одним из), в 17-м - дадаистом. В 1918 вступил в компартию. В 1919-м вылетел с работы за призыв к забастовке. Вместе с братом Виландом и другом Георгом Гроссом занимался работой то для одного журнала, то для другого.

Удалось найти работу (скорее приработок) в кабаре «Schall und Rauch» («Шаль унд Раух» - «Шум и дым»). Хартфилд и Гросс оформляли программки, декорации и сделали несколько кукол для представлений.

А когда Хартфилд стал художником-декоратором в театре Рейнхардта, то, взял к себе и Гросса.

На этой фотографии Хартфилд с куклой изображающей "консервативного господина".

 

В 1920-м дадаизм стал иссякать. С точки зрения художественной это понятно. Появилось нечто совсем новое – сюрреализм, а еще позже "новая реальность". А как с точки зрения политической?

Была ли необходимость по-прежнему бросать вызов буржуазному искусству и обществу?

Что там, кстати, происходило с обществом?

Германия проиграла войну. Это был факт. Оказалась слабее? Но так считали не все. Некоторые полагали, что Германию предали. Кто предал? Те, кто призывал к организации антивоенных демонстраций и забастовок. Те, кто заключил позорный Версальский мир. Военные (а в их числе были и фельдмаршал Гинденбург, и генерал Людендорф и, кстати, ефрейтор Шикльгрубер) в поражении были склонны обвинять внутренних врагов. А как иначе? Ведь германские пушки уже обстреливали Париж.

А ноябрь 1918 года… Революция, бегство кайзера, главой государства становится социал-демократ Эберт. А ведь было наступление на восток, захват Украины и Прибалтики, что и вынудило большевиков заключить мир. И если бы не эти пацифисты и красные, то армия смогла бы…

 

Кайзер свергнут, революция победила, демократия установлена – полагали одни.

Кайзер свергнут, но порядки остались те же. Революция проиграла – полагали другие.

Сходились в том, что надо создавать новую Германию и расходились в том, какую.


Депутат бундестага и социал-демократ К.Либкнехт, арестованный в 1916 году за призывы к свержению правительства, ведущего империалистическую войну, был приговорен военным судом к 4 годам тюремного заключения, в конце октября 1918 года был выпущен из тюрьмы и призвал идти по пути Советской России. Это в его партию вступил Джон Хартфилд с друзьями. А в январе 1919-го после неудачной попытки начать революцию Либкнехт вместе с Розой Люксембург были арестованы и без всякого суда убиты. А за рабочими Берлина охотились «добровольцы», подчинявшиеся рейхс-министру обороны социал-демократу Носке. И Георг Гросс был задержан, но сумел сбежать из полицейского участка.

Если кто и предал Германию, так это кайзер, генералы, капиталисты и аристократическое юнкерство – считали коммунисты.

Генералы считали иначе. Надо восстановить монархию (во всяком случае такой же порядок как при кайзере) и очистить имя Германии от позора поражения, вернуть прежнее могущество. И, конечно, не допустить повторения в Германии российского варианта. Если кто и предал Германию, так это агенты большевиков – коммунисты и социал-демократы, заключившие позорный Версальский мир, по которому Германия лишалась части территории, колоний в Африке и Азии, сокращала армию до 100 тысяч человек и должна была выплачивать странам-победителям репарации – финансовую компенсацию за нанесенный ущерб. И это позор – так считали генералы.

И никаких революций! – в этом сходились и генералы, и промышленники, и социал-демократы, находившиеся у власти.

В 1920-м году, том самом, когда была проведена первая международная дада-ярмарка, произошел "капповский путч" – попытка части армейских офицеров во главе захватить власть (Капповский путч), и многомиллионные забастовки, митинги и демонстрации протестов против путчистов, и были столкновения рабочих отрядов с мятежниками, а потом правительственных отрядов с рабочими отрядами. И в том же 1920-м году осведомитель армейской контрразведки, докладывавший о настроениях в армии, Адольф Шикльгрубер внедрившийся в группу, именовавшую себя Немецкой рабочей партией, в марте на массовом собрании-митинге в мюнхенской пивной обнародовал 25 пунктов своей будущей партийной программы.

При этом все – и коммунисты, и капиталисты, и зарождавшиеся фашисты были возмущены условиями Версальского договора, все говорили о новой Германии и все видели ее разной.

Все признавали поражение Германии, но для одних падение кайзеровского режима было катастрофой и результатом измены, для других – возможностью для создания лучшего справедливого будущего.

Для полноты характеристики политической жизни в Германии в начале 20-х годов прошлого века следует добавить, что в 1922 году к власти в Италии пришел бывший член социалистической партии (исключенный из нее) Б.Муссолини, что Коминтерн (Коммунистический интернационал – организация коммунистических партий и групп) призывал к мировой революции и созданию единого рабочего фронта, что гитлеровцами в 1922 году был создан «Национальный единый фронт», что коммунисты создавали рабочие дружины, а фашисты штурмовые отряды, что в январе 1923 года франко-бельгийские войска оккупировали Рурскую область Германии (ссылаясь на невыплату репараций)… После оккупации Рура социал-демократы в правительстве призывали к «пассивному сопротивлению», коммунисты призывали к борьбе… И в Саксонии и Тюрингии были созданы рабочие правительства, а 23 октября началось плохо подготовленное и нескоординированное с другими городами восстание коммунистов в Гамбурге, которое было жестоко подавлено. А еще через несколько недель Гитлер, мечтавший повторить поход Б.Муссолини на Рим, в результате которого тот захватил власть, организовал так называемый «пивной путч» в Мюнхене и объявил декреты об учреждении национальных трибуналов, аресте предателей социал-демократов и даже состряпал проект конституции, предполагавший наказания смертной казнью через расстрел, повешение, четвертование… Выступление национал-социалистов также было плохо организовано и относительно легко подавлено.

Деятельность нацистской партии была запрещена. Коммунистической тоже.

А что же Хартфилд?


Что должен делать настоящий современный художник? По-прежнему отвергать буржуазное искусство? Бросать вызов буржуазному обществу?

Это общество, пожалуй, само бросало такие вызовы, на которые было трудно ответить.

Вскоре после ноябрьской революции появляются новые творческо-политические объединения - "Novembergruppe" (группа «Ноябрь» - названная по месяцу германской революции), "Arbeitsrat fur Kunst" (Рабочий совет по искусству) в Берлине и "Gruppe 19" ("Группа 19"), в Дрездене.

Известная художница Кетэ Кольвиц приветствовала революцию, и даже по просьбе семьи Либкнехта нарисовала убитого лидера – известны несколько вариантов – рисунок, офорт, гравюра. Некоторые из них тиражировались и продавались с благотворительными целями, сборы шли в фонд помощи рабочим. Однако она же говорила, что коммунизм не может быть построен на насилии. И не должен на нем строиться.

В 1921 году Вилли Мюнценберг по просьбе Ленина организует международный комитет помощи рабочим России – сначала речь идет только о продовольственной помощи (в связи со страшным голодом в районах Поволжья), потом создаются комитеты помощи и комитеты солидарности с Советской Россией и в других странах. Деятельность этих своеобразных «обществ дружбы» поддерживали и Альберт Эйнштейн, и Бернард Шоу. В этой работе в Германии участвуют и Хартфилд, и Гросс. Немецкий «Межрабпом» спонсирует выставку современного немецкого искусства в Москве и Ленинграде. Благодаря этому Георг Гросс даже смог съездить в Россию и увидеть там и Ленина, и Троцкого. Однако увиденное его не слишком впечатлило и несколько разочарованный он в 1923 году вышел из компартии.

Однако и партия, которая несмотря на все поражения революционных выступлений крепла, смогла немного покритиковать Хартфилда и Гросса на страницах партийной газеты «Роте Фане» за излишнее увлечение поисками новых форм. Компартия крепла и организационно, и финансово (возможно, благодаря поддержке Коминтерна) и с 1923-го года Джон Хартфилд начинает работать в журнале "Der Knuppel" (Кнюппель - дубинка) и газете Die Rote Fahne (Красное знамя), которые издаются коммунистической партией Германии. Но и Гросс несмотря на свой выход из партии также сотрудничает с ними. В создании "Дубинки" участвую также отто Дикс, Алоис Эрбах, Йомар Ферст, Эрих Вайнерт и другие художники и литераторы.

Новое еженедельное издание было сатирическим и, естественно, веселым. В дизайне иногда были заметны признаки дадаистского прошлого некоторых сотрудников редакции. Как, например, в этой обложке:

 

 

Для печатания фотомонтажей издание не слишком подходило, но зато рисунков в нем было много.

Карикатура на Хартфилда, сделанная Гроссом. 1924 год.

 

В январе 1924 года Джон Хартфилд, Георг Гросс, Рудольф Шлихтер создают «Красную группу» - своего рода творческий коммунистический союз. Председателем становится Георг Гросс, Джон Хартфилд – секретарь, а Рудольф Шлихтер – Schriftfuhrer (перевести, наверно, можно как литературный руководитель). В работе группы участвовали также Отто Дикс, Нагель, Отто Грибель. Группа выдвинула свою программу из десяти пунктов, а в начале 1925 года Виланд Херцфельде и Георг Гросс написали программную статью «Искусство в опасности».


В. Херцфельде, Ева и Г. Гросс, Р.Шлихтер, Д.Хартфилд
Берлин, 1922

В 1924 году была создана организация "Союз красных фронтовиков" и Хартфилд использовал идею Гросса для создания эмблемы "Ротфронта" - сжатый кулак.

В том же 1924-м году Джон начинает сотрудничать и с «Рабочей иллюстрированной газетой» ("Arbeiter Illustrierte Zeitung"), организованной Вилли Мюнценбергом. А с конца 20-х становится ее постоянным сотрудником. Это издание по своим полиграфическим возможностям превосходило "Кнюппель" и там публиковались многие работы Хартфилда в технике фотомонтажа.

Культурная политика тоже стала предметом внимания коммунистов в России и других странах и среди партийных функционеров все больше ценились не творческие поиски, а утилитарная полезность для дела мировой революции. А если пропаганда и агитация важнее, чем живопись, литература, то Хартфилд для организаторов мировой революции был просто функционально востребованнее, чем Гросс. "Кнюппель" прекратил свое существование в 1927 году, вместо него КПГ стала издавать «Уленшпигель», но в его редакции уже не было ни Гросса, ни Шлихтера.

Но все-таки одним из главных «работодателей» для Джона остается его брат Виланд – руководитель издательства «Малик», которое переходит от выпуска журнальной продукции к изданию книг. Джон занимается оформлением книжных обложек. «Заказчик» этих работ – Виланд, отмечал, что Джон стремился не просто проиллюстрировать или отрекламировать книгу – подобрать наиболее броское, кричаще рекламное изображение, но и выразить основную идею произведения.

В какой степени помогало Джону то, что он был одним из членов группы ДАДА? Как он использовал приемы фотомонтажа? Все это можно заметить, просмотрев обложки книг, сделанные Джоном.

В 1920-21 года Хартфилд зарабатывает на жизнь тем, что работает как художник-сценограф и декоратор в театрах Макса Рейнхардта и Эрвина Пискатора, занимается оформлением книг из серии «Маленькая революционная библиотека» (издательство «Малик». В 1920-м году он познакомился с художником Отто Диксом. В 1924-м году Джон познакомится с Бертольдом Брехтом.

А еще в 1920-м у него родилась дочь – Ева. А чуть раньше - сын Том.

Дебютом Джона Хартфилда как плакатиста можно считать работу 1924 года «Отцы и сыновья». Но активно созданием плакатов он занялся только в конце 20-х годов.

Для понимания его работ (особенно плакатов) еще раз напомним, что он выступал как автор, во-первых, прикладных работ, а во-вторых, работ которые являются «заказными». Художник-иллюстратор в журнале или газете работает по заданию редактора. "Свободный" художник работает "по заданию" самого себя (по зову сердца или в порыве вдохновения), но иногда, а то и часто тоже «на заказ».

Работа «прикладника», конечно, менее свободна.

Удавалось ли Хартфилду творить «для души»? Трудно сказать. Во-первых, потому что его архив оказался захваченным нацистами в 1933 году и пропал, а сам Хартфилд чудом спасся от ареста.

Во-вторых, работа требовала много времени и сил – его дом был полон вырезок из газет и журналов, которые Джон тащил отовсюду – ведь никогда не знаешь, что может пригодиться. Однажды его даже не пустили в кафе, приняв за уличного торговца газетами, который собирается торговать в кафе. А на самом деле Хартфилд возвращался с кучей очередной "добычи".

Создание фотомонтажа особенно в те времена было достаточно сложным технически – надо и придумать сюжет, и подобрать исходный материал, и скомпоновать, и сфотографировать, и смонтировать. Позже у него появились сотрудники и сам Джон мог выступать уже не как фотограф, а как режиссер или постановщик снимков для последующей компоновки и подрисовки. А поначалу Джон все делал сам.

И, конечно, работать приходилось много еще и потому, что была семья – жена и двое детей. Жизнь была и материально трудной, и не слишком «уютной». Одна комната на четвертом этаже с окнами во двор – и жилище, и архив, и мастерская. В 1926-м году Джон и Лена развелись. Второй женой Джона стала Барбара – журналистка и переводчица, дочь эмигрантов из Венгрии. Новое жилище оказалось более просторным, там можно было и принимать гостей, и разместить весь творческий архив.

Фотомонтаж мог считаться пролетарским искусством – живописная картина в единичном экземпляре слишком индивидуалистна, слишком дорога, а фотомонтаж подлежит массовому тиражированию и распространению. Правда, изменения в подходах к пролетарской культуре в СССР – появление социалистического реализма с одной стороны помогали развитию искусству фото (что может быть реалистичнее, чем фотография?), но с другой стороны истинно пролетарские искусствоведы находили в фотомонтажах Хартфилда отзвуки дадаистского декаденства.

Политический «заказ» на содержание работ менялся в зависимости от политики компартии, которая в свою очередь в 20-е годы менялась в соответствии с политикой Коминтерна и Сталина. Из советского партийного руководства были в 20-е годы «выведены» и Зиновьев, и Троцкий, а в конце 20-х годов главным врагом был объявлен «социал-фашизм», то есть социал-демократия.

Менялась и обстановка в Германии. Фашисты были не списаны со счетов их покровителями, но отправлены «в запас» и на несколько лет оказались невостребованными. После принятия американского плана Дауэса Германии была оказана помощь, предоставлены кредиты, экономическое положение стало улучшаться и волна революционных настроений несколько спала. Уменьшилась и потребность в национал-социалистах. Канцлером Германии был в 1925 году избран Гинденбург, начала возрождаться военная промышленность. А вот когда в конце 20-х начался новый экономический кризис, то резко выросло и число безработных, и количество бастующих да и вообще недовольных и когда активизировались коммунисты, тогда оказался востребованным и Адольф. Кем востребован? Очень доходчивый ответ на этот вопрос дал Джон Хартфилд в плакате "За ним стоят миллионы".

Но война маленького человека против Гитлера – это отдельная страница биографии Хартфилда.


В 1927-м году 28 работ Джона были представлены на выставке прикладной графики и рекламы (главным образом обложки для книг), там же был и его автопортрет.


А еще через пару лет эта фотография чудесным образом изменилась.

В 1929 году на международной выставке кино и фото работ в Штутгарте Хартфилду был выделен целый зал. По всей стене были растянуты транспаранты с надписями: “Male mit foto”, “Dichte mit Foto ” – "Рисуйте с фото", "Пишите с фото". А на одном из стендов под заголовком «Используйте фото как оружие» Хартфилд разрезал уже не картинку, а отрезал ножницами голову начальнику полиции Цергибелю.

Показы работ Хартфилда проводились и в других городах. Иногда сопровождались протестами властей и требованиями убрать ту или иную работу. После снятия одного из плакатов в Баден-Бадене с письмом протеста выступили Брехт, Гросс, Дикс, Кельвиц, Фейхтвангер, Толлер, Зегерс – работа была возвращена в экспозицию.

 

Неприятности доставляли власти и иным образом – Виланд и Гросс оказались вынуждены объяснять суду почему на опубликованных рисунках к похождениям бравого солдата Швейка (автор рисунков, естественно, был Гросс) священник поставил себе на нос крест и жонглирует им. Это же оскорбление церкви!

А обложка к книге «Эротика и шпионаж», созданная Джоном Хартфилдом, вызвала обвинения в оскорблении армии – как это военный лезет под юбку к какой-то девице? Пришлось обложку немного изменить.


Так выглядела обложка книги на выходе из типографии.
Конечно непристойно. Тем более, что если присмотреться, то на мундире можно разглядеть "Железный крест" - знак высшей воинской доблести.


А это обложки второго и третьего изданий.

На левой обложке появилась надпись: "Здесь вмешалась цензура".

А на правой обложке появился и сам цензор с комментарием: "Здесь надо подправить".


"Красная группа" распалась в 1927 году – вместе с прекращением издания «Кнюппеля». Гросс занялся живописью и участием в выставках и стал меньше рисовать графики, Виланд был занят книгоиздательством. Однако в 1928-м по иницитиве компартии Германии создается Ассоциация немецких Революционных Художников (ARBKD). В ней участвуют и Гросс, и Хартфилд, а также Грибель, Дикс, Леа Грундиг.

А в 1929 году один из нацистских лидеров Альфред Розенберг создает Kampfbund fur немецкий Kultur («Союз борьбы за немецкую культур»), чтобы "очистить" искусство Германии от коммунистов и их работ. Книги на площадях еще не жгут, но в витрины издательства «Малик» банки с краской бросают.

В 1929 году Хартфилд проиллюстрировал множеством фотографий и фотомонтажей книгу Курта Тухольского – немецкого поэта-сатирика “ Deutschland , Deutschland uber alles ” – «Германия, Германия, превыше всего». Язвительные тексты и едкие фотографии.

А в 1931 году выставка работ Хартфилда была организована в Москве и он впервые съездил в СССР, провел там несколько месяцев, участвовал в подготовке первого номера журнала «СССР на стройке» - большой иллюстрированный почти газетного формата (А3) журнал, состоящий практически из одних фотографий с короткими подписями. Участвовал в нескольких издательских проектах, а еще проводил занятия с красноармейцами, обучая их искусству фотомонтажа.


К концу 20-х Джон Хартфилд научился тому, как делать фото своим оружием.

продолжение - КНИЖНАЯ ГРАФИКА ДЖОНА ХАРТФИЛДА - ЧАСТЬ 1.