Идея,
которая преобразила мир

 

"То было время, когда народ восстал, чтобы разрушить Бастилию, чтобы защищать границы Франции против иноземных монархов и поразить их тем же самым ужасом, которым они грозили Франции в своих манифестах. То было время, когда с трибуны Учредительного и Законодательного собраний и Конвента раздавались слова, которые формулировали принципы нового права.

Для спасения республики и свободы сошлись тогда в необычайном соревновании государственные люди и ораторы, депутаты и генералы, народ и его представители, солдаты и их командиры. Солдаты тогда относились с таким уважением к закону, будто они были законоведы, а адвокаты на полях битвы были так же храбры, как солдаты. Казалось античные добродетели снова воскресли в этих людях. Они умирали как римляне. Героическую смерть жирондистов, дантонистов и последних монтаньяров можно сравнить только с наиболее славными примерами из истории античного мира. Перед глазами этого поколения, обреченного на преждевременную смерть, носилось только бесконечное будущее, бессмертная жизнь человечества".

А.Рамбо,
профессор истории (Франция)


"… распространившиеся в то время новые идеи, которые высказывались в салонах, кафе и на страницах газет, приобрели решающее влияние. Они стали не только оружием критики: в обществе, скованном путами наследственных привилегий и абсолютизма, они как бы заранее узаконили переход к действию.
… Свобода, равенство и братство относятся к числу ценностей, которые выдержали испытание временем и в достаточной степени акклиматизировались на всех широтах, продолжая вдохновлять на борьбу за них".

Франсуа Миттеран,
Президент Французской республики


"Большая часть коренных постановлений, введенных Революциею, были при Реставрации монархии сохранены и за благие вещи признаны… От сего суждения породилась мысль, что Революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может быть даже весьма полезна, в каковой мысли я укреплялся тем еще суждением, что те государства, в коих не было Революции, продолжали быть лишенными подобных преимуществ и учреждений".

А.Пестель

В этом разделе мы предлагаем вашему вниманию (и творческому изучению и осмысливанию)

- несколько фрагментов из книги профессора А.Рамбо "История французской революции", небольшой (но весьма редкой), изданной в 1914 году в России (и с тех пор не переиздававшейся), в которой необычайно просто и ярко рассказывается о сути революции и ее причинах, о том "старом порядке", который был уничтожен во Франции.

На обложке - аббат Сийес На обложке - Марат На обложке - Мирабо

- тексты нескольких наказов, с которыми выступали представители "трех сословий", направляя своих депутатов на заседание Генеральных штатов в 1789 году. Какие из них Вы "наказали" бы нашим кандидатам? В Государственную Думу, например.

- текст "Декларации прав человека и гражданина" (в переводе и оригинальном (!) исполнении).

- несколько великолепных иллюстраций к немецкому изданию не менее великолепной (однако значительно более объемистой) книге "Французская революция. История", написанной А.Карлейлем.

- несколько статей из журнала "Курьер Юнеско" (в том числе интервью с президентом Франсуа Миттераном) о значении событий 1789 года и их влиянии на историю человечества

- а также некоторые другие материалы и, конечно, ссылки на сайты, где вы найдете дополнительную (и подробную) информацию как о самой Великой французской революции, так и об ее участниках - Мирабо, Сийесе, Дантоне, Марате, Робеспьере, Демулене, Лафайете и других.

- хотим также обратить внимание, что в разделе Sing Out Агитклуба вы найдете удивительно интересные материалы о песнях Великой французской революции.

И предваряя Ваше знакомство с великой историей Великой революции - фрагмент из предисловия к книге профессора А.Рамбо:


"Французская революция 1789-1799 г.г., истории которой посвящено настоящее издание, называется обыкновенно «Великою французской революцией». Но несмотря на столь пышный титул, самое понятие о «великой французской революции» отличается некоторой двусмысленностью, вызывающей в свою очередь подчас довольно жаркие, но по большей части бесплодные споры.

Эта двусмысленность заключается в том, что обычно в понятии о «Великой французской революции» происходит неправильное обобщение внутренней и внешней стороны явления.
В обычном употреблении, в понятие «Великой французской революции» входит представление о целях революционного движения и его основных принципах и, в то же время о внешних сторонах явлениях этого движения, о действиях, направленных и к осуществлению, и к разрушению этих основных принципов, об актах революционных и противо-революционных. «Незаконный способ выражения: революция сделала то-то или не сделала того-то, заставляет смотреть на революцию, как на какую-то непоследовательную, капризную, разнузданную и кровожадную силу», справедливо замечает А.Олар в своей «Политической истории французской революции».

Вследствие этого, первою задачей историка является установление правильного, вполне определенного понимания слов «великая французская революция». Это конечно, не легкая задача, которая, однако, довольно удачно разрешена тем же Оларом, слова которого только что приведены нами.

Чтобы избавиться от извращающей понятие двусмысленности надо твердо усвоить, что «великая французская революция состояла в декларации прав, редактированной в 1789 году и дополненной в 1793 г. и во всех попытках, делавшихся с целью осуществления этой декларации».

Все же остальное, входящее в историю революции и хотя бы совершавшееся во имя осуществления декларации прав, но фактически не отвечавшее этой задаче, - следует считать контрреволюцией, «попытками отвратить французов от поведения, согласного с основными принципами декларации прав»".

С такой именно точки зрения – очищения и восстановления истинного смысла понятия о «великой французской революции» - избранный нами для переводы труд А.Рамбо является наиболее соответствующим из ряда подобных изданий.
Этот труд разделен на две части. Первая из них, характеризующая «дело революции» и как бы дающая ответ на вопрос: к чему именно стремилась и чего достигла революция, выясняет цели революционного движения и его результаты. Вторая часть, заключающая собственно «историю революции» отвечает на вопросы: каким путем совершалась революция, как осуществлялись ее принципы. <…>

В истории великой французской революции блестяще подтвердились слова одного из великих поэтов Франции – Виктора Гюго:

Повсюду знание предшествует свободе,
Без знанья самая свобода не прочна.
Укореняется ль когда-нибудь она
В подавленном невежеством народе?…