ЭПИЛОГ, а также примечания и ссылки


Э П И Л О Г


Три столетия кровопролитной и ожесточенной борьбы — начиная с первых манифестов левеллеров в XVII в. — потребовались английскому народу, чтобы добиться современной парламентской демократии со всеобщим избирательным правом для каждого гражданина, невзирая на его социальную принадлежность, пол или цвет кожи.

Но хотя достигнутые успехи послужили основанием для типичного для нашего времени утверждения о том, что все крупнейшие политические битвы уже выиграны (а значит, бороться, собственно говоря, сегодня уже не за что), "золотое тысячелетие" социальной гармонии, стабильности и всеобщей справедливости, о котором мечтали пионеры борьбы за свободу, равенство и братство, пока так и не наступило. Для нашего общества по-прежнему характерно колоссальное неравноправие в области образования, жилья и здравоохранения; богатые, как и прежде, слишком богаты, а бедные слишком бедны. Да, мы добились осуществления целого ряда ценных реформ (особенно в период после окончания второй мировой войны), но ведь не меньше важнейших проблем еще только ждут своего решения, и среди них такие основополагающие, как право на труд, право на работу по специальности, право на справедливую оплату труда, которая позволила бы рабочему, с одной стороны, адекватно обеспечивать себя и свою семью, а с другой — вносить свою лепту в благосостояние страны. Пока же рабочим нередко приходится бастовать, чтобы вырвать у предпринимателей элементарное право на членство в профсоюзе — право, кстати, полностью признаваемое законом! До сих пор мало кто из англичан может с надеждой и уверенностью ожидать грядущую старость! До сих пор лидеры многих стран полагаются на войну и насилие в качестве конечных средств решения своих внутренних и внешних проблем!

В ходе долгой и упорной борьбы за свободу и демократию английский народ постепенно приходил к пониманию необходимости новой, революционной формы государственного устройства, основу которого составляла бы не власть и богатство отдельных лиц, а то, что Библия называет "любовью", тред-юнионисты — "солидарностью", а социалисты — "братством".

Английский народ веками мечтал о таком обществе, называя его в зависимости от конкретного исторического периода "небесным царством на земле", "новым Иерусалимом", "правлением святых", "республикой диггеров" и т.п.; все это, как правило связываемое с различными религиозными движениями, так и осталось недостижимым идеалом, нереализованной мечтой. Но сейчас принципиально иное время. Мы стремительно совершенствуем свое понимание не только природы и вселенной, но также самих себя, своего ума и тела. У нас есть знания и средства, чтобы заставить плодоносить пустыни, чтобы с помощью современной технологии компенсировать нехватку большинства природных ресурсов, чтобы создать практически неограниченное промышленное производство, чтобы сократить разумно необходимый человеческий труд до нескольких часов в неделю и обеспечить всему народу материальное и духовное процветание. Иными словами, у нас есть все возможности для создания идеального общества здесь, на нашей земле.

Но достичь этого можно только в результате радикального изменения нынешних экономических и социальных условий существования. Причем не следует надеяться, что альтернативой такому решению может быть мирное развитие нашего общества в его прежнем виде. Англия неотвратимо превращается в страну, раздираемую гражданскими потрясениями, классовой борьбой и нищетой, беспрерывной борьбой трудового народа за право на элементарное человеческое существование; не в меньшей мере ей грозит реальная перспектива оказаться втянутой в ядерный конфликт, который превратит страну в бесплодную радиоактивную пустыню.

Перед нашим поколением стоит величайшая задача — довести до логического конца вековую борьбу английского народа за идеалы свободы и демократии. Нам есть за что бороться, есть ради чего побеждать!

Ч.Поулсен


От редакции сайта

Хорошая книга, правда?

К отдельным главам сделаны некоторые дополнения и комментарии.

Однако не ко всем.

Поскольку данный период (ничего себе период - несколько веков !!!) не только интересен для историков, но и полезен для практиков политической жизни (а практиками в России вообще-то являются все у кого есть избирательное право), то в скором будущем мы дополним темы о промышленной революции, луддитах, толпаддских мучениках и особенно о чартизме материалами из "Очерков по истории революционного движения", изданным в 1933 году (ничего себе !!!) и некоторыми документами.

Будет ли это в этом разделе или каком-нибудь другом пока не решили.

Следите за новостями.