.......
 

 

Из сатирической прозы ХIХ века
 

 

Век ХIХ для сатириков российских был... как бы это сказать... Да как и вся российская жизнь достаточно богат темами и сюжетами. Но в то же время и достаточно сложен для их отображения. Ведь чем больше сатирики нравы и порядки отображают, тем большее неудовольство вызывает их творчество у лиц ими изображаемых. А уж цензоры как старались...

Хотя, конечно, надо иметь некую голову на плечах, да притом не пустую, чтобы узреть намеки не на соседа-помещика или соседа-чиновника и не вообще на чиновников или помещиков, а на себя любимого - чиновника, помещика, генерала или даже губернатора. А голова была не у каждого...

Царские персоны сатириками в легальной печати не высмеивались. А в нелегальной - не только что высмеивались, так еще и обличались.

Сатирики в давние дореволюционные времена писали не о царе, а о нравах и умонастроениях в России. Правда, в России царской, самодержавной. Писали о тех, кому власть принадлежит, кто на эту власть (то бишь на должности) поставлен. А уж догадаться, каким ветром (или чьим указом) их в эту власть занесло и кто на должности расставил - это труд читателя, как и понимание того являются ли мздоимство и дурость качествами от рождения присущими власть имеющим или же являются производными от общей системы власти и порядков в стране. Но, конечно, важно, чтобы и у читателя голова не пустая была.

Особая история - сатира времен первой русской революции и сатира 1917 года - но поскольку история особая, то и представлена будет особо.

Классиками отечественной сатиры по праву считаются Гоголь и Салтыков-Щедрин, творчество которых в школе многие "проходили".

Но есть и другие имена, которые вы сейчас и узнаете.




ИЗ ЗАПИСОК ИНОСТРАНЦА О РОССИИ

От редакции.- Помещая эти "записки", не можем не заметить, что к ним надо относиться весьма осторожно. Автор, очевидно, не был вполне знаком с русским языком и поэтому многие явления нашей жизни толкует совсем в превратном виде.

Россия разделяется на европейскую и азиятскую; но трудно, почти невозможно определить, где собственно кончается Азия (Эта мысль, сама по себе очень верная, украдена почтенным автором-иностранцем из нашего журнала! Этакая бесцеремонность!! - Примеч. ред.). В азиятской России лежит Сибирь. Там денег мало. Поэтому, когда кто-нибудь наворует много денег, его посылают жить в Сибирь. Таким образом народное богатство уравновешивается. Таких колонизаторов называют "растратившие".


В России есть совсем необитаемые земли. Их раздают всем желающим. Предлагали участок и мне ("можете сказать: для постройки дач", советовали просить), но я отказался, потому что, кажется, для этого пришлось бы принять православие. Много есть и девственных лесов, которые очень губит особая порода зверей, так называемые "хищники".

Низший класс народонаселения составляют "мужики" (les moujiks). Они ужасно дики. Занимаются они по преимуществу подделкою двугривенных и часто бунтуют против полицейских властей - особенно их жены, так называемые бабы (см. судебные процессы). Для того чтобы хотя несколько удержать баб в границах повиновения, по деревням расставлены полки "конных урядников", вооруженных "нагайками". Это очень честные и храбрые воины. Они будут опасными врагами, если Россия начнет войну. Любимым кушаньем русского мужика служат "березовая каша", "суп из осиновой корки" и "кукиш с маслом". Последнее блюдо слишком жирно и неприятного вкуса, я его испробовал в одной деревенской гостинице. Вообще у мужиков очень странный вкус: они совсем не пьют красных вин, а пьют очень крепкую жидкость, которая называется "сивуха", "водка" или "керосин".

Все мужики обязаны платить "недоимки". Что это такое, я не мог хорошенько узнать. Вероятно, особый вид налога, платимого скотом: коровами и т. п. ("доить" - "недоимка"). Когда я, в своем путешествии по деревням России, пытался через переводчика расспрашивать мужиков об этом предмете, они только чесались (преимущественно в одном месте) и просили "на чаек", т. е. денег, чтобы выпить водки.

Мужиков отличают от всех прочих тем, что каждый мужик должен иметь "паспорт". Это род фамильных бумаг. Они все пишутся по одному образцу: рост - средний, рот и нос - умеренные, подбородок - круглый, глаза - серые и т. д. Спрос на них, конечно, громадный - мужиков ведь миллионов 70, считайте потом потери и пр. И вот развелись особого рода ремесленники, которые делают эти бумаги по баснословно дешевой цене ("паспортисты").

Есть особый вид мужиков - так называемые самоеды. Они живут совсем на севере, где постоянная ночь и вечный снег. Они запрягают в сани белых медведей и называются самоедами потому, что сами себя (т. е. друг друга) едят, по жребию, за полным почти отсутствием пищи.

Впрочем, этот северный климат, должно быть, очень здоров, потому что сюда нередко посылают больных, по совету лучших докторов, и даже на казенный счет. Так меня, по крайней мере, уверял один видный администратор.

Потом замечательны еще чиновники. Это остаток феодального права. Каждый "дворянин" (т. е. благородный) имеет право сделаться чиновником.

Литературы здесь почти не существует, так как письменный русский язык очень труден и надо уметь писать как-то между строчками. Я никак не мог добиться, что это собственно такое. Наиболее распространенные русские газеты: "S.-Petersburger Zeitung" и "Journal de S.-Petersburg".

Русские вообще ужасно любопытны и очень любят интересоваться чужими делами, так что меня предостерегали не говорить слишком много и громко, когда я нахожусь в незнакомом обществе, на улице, в театре и пр.; а то сейчас выйдет так называемая "сплетня" (от глагола "плести", "сплетать", "завязывать", "связывать"). И действительно, я заметил, что русские больше молчат.

Лица более или менее зажиточные очень любят есть, и притом в компании. Поэтому здесь при всяком удобном случае устраиваются "обеды по подписке": при отставке начальника (очень частое явление), в честь новой шансонетной певицы, в годовщину нашествия Батыя с татарами, в честь десятилетнего юбилея Цетивайо1 или Араби-паши2 и пр. Пьют на этих обедах очень много, сначала "за здравие", затем, когда опьянеют, "за упокой" и потом ложатся "на покой", т. е. спать здесь же у обеденного стола.

Благотворительность здесь развита в широких размерах. Я видел в городах множество вывесок с надписями "ссуда денег". Этим делом занимаются преимущественно аристократки. О казенной благотворительности я говорил выше: переселение больных безвозмездно на север, напр. бедных литераторов и пр.

(Продолжение, может быть, будет.)


Написал эти "записки"
Виктор Викторович Билибин (1859 -1908),
писавший в журналах "Стрекоза", "Осколки"