.......
 
  -----------------------------------------------------
Нобелевская лекция И.Бродского (в разделе СПЕЦХРАН)
-------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------
 
 

 

 
Ф Е Н И К С 1966 - Г Р А Н И 1967

 

МОЖЕТЕ НАЧИНАТЬ

 

В одном из «Гражданских обращений» «Движение 5-го декабря» писало:

«Долго ли еще Россия будет жить по сталинской Конституции? И будет ли новая Конституция чем-либо отличаться от сталинской?
Требуйте принятия новой демократической Конституции после предварительного референдума!».

Пока трудно что-либо сказать по существу поставленных вопросов. Однако, уже теперь, после принятия Верховным Советом РСФСР Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1966 года, становится ясно, что власть упорно стремится создать правовую базу для обуздания «стихийно развивающегося демократизма».

Еще в 1964 году в своей предсмертной «Записке» Пальмиро Тольятти писал:

«Проблемой, привлекающей наибольшее внимание, — это относится и к Советскому Союзу и к другим социалистическим странам — является, однако, проблема преодоления режима ограничения и подавления демократических и личных свобод, который был введен Сталиным... Создается общее впечатление медлительности и противодействия в деле возвращения к ленинским нормам, которые обеспечивали, как внутри партии, так и вне ее, большую свободу высказываний и дискуссий по всем вопросам культуры, искусства, а также и политики. Нам трудно объяснить эту медлительность и это противодействие...».

В декабре 1966 года ряд деятелей науки и культуры обратились на сессию Верховного Совета РСФСР с письмом, в котором говорилось, что в настоящее время нет необходимости принятия Указа от 16 сентября 1966 года. В письме отмечалось также, что данный указ может стать орудием произвола и насилия. В числе подписавших письмо — имена крупнейших физиков М. Леонтовича, А. Сахарова, Тамма, композитора Д. Шостаковича, кинорежиссера М. Ромма, писателя В. Некрасова, историка П. Якира.

Однако, несмотря на негативное отношение общественности, Указ был принят. Власть сделала еще один преступный шаг в направлении сохранения «режима ограничения и подавления демократических и личных свобод». Теперь остается ждать этих «ограничений» и «подавлений».

Например, в номере нашего журнала помещена «криминальная статья» недавно осужденного писателя А. Синявского «Что такое социалистический реализм?» Здесь же можно найти и ряд других нежелательных для власти материалов. Да и сам факт издания настоящего журнала уж, конечно, является достаточным поводом для применения какого-нибудь антидемократического закона или указа.

Можете начинать...

Вы можете выиграть этот бой, но все равно вы проиграете эту войну.

Войну за демократию в России.

Войну, которая уже началась и в которой справедливость победит неотвратимо, и никакие заведомо ложные измышления законов и указов не спасут предателей и мошенников.

«Ф е н и к с 1966»


ФЕНИКС 1966

- так назывался самиздатовский машинописный альманах, выпущенный в 1966 году, который начинался обращением к читателям, которое вы только что прочитали.

Феникс был не журналом, а именно альманахом, сборником литературоведческих статей, философской и политической публицистики объемом 348 машинописных страниц.

Составитель «Феникса» Юрий Галансков был арестован в Москве органами госбезопасности в январе 1967 года. В январе 1968 года он стал одним из участников так называемого «процесса четырех» (А.Гинзбург, Ю.Галансков, А.Добровольский, В.Лашкова). Всем им было предъявлено обвинение в “антисоветской агитации и пропаганде” (Галанскову также в незаконных валютных операциях), а также в связях с НТС - Народно-трудовым союзом.

В чем конкретно заключалась «антисоветчина»?

Гинзбург - составил т.н. “Белую книгу” — документальный сборник материалов о деле А.Синявского и Ю.Даниэля.
Галансков - составил машинописный общественно-политический и литературно-философский альманах “Феникс-66” и написал две статьи
Добровольский – автор статьи "Взаимоотношения знания и веры" в "Фениксе-66"
Лашкова — оказывала техническую помощь в перепечатке обоих сборников.

Юрий Галансков был приговорен к 7 годам лагеря, Александр Гинзбург — к 5 годам, Алексей Добровольский, активно сотрудничавший со следствием и обвинением, — к 2 годам. Вера Лашкова получила 1 год лишения свободы и была освобождена из-под стражи через несколько дней после суда.

Основание? Статья 70-я - "антисоветская агитация и пропаганда"

Впоследствии А.Добровольский стал активистом русского "национально-патриотического" движения, а потом одним из идеологов славянского неозычества (волхвы).

Юрий Галансков отбывал срок в лагере в Мордовии, умер в 1972 году в тюремной больнице от заражения крови после операции.

«Феникс-66» был передан на Запад и часть материалов была опубликована в журнале «Грани» (издавательство "Посев").

Предваряя публикацию материалов из «Феникса» редакция «Граней» сообщала:


АРЕСТЫ В МОСКВЕ — ОТВЕТ ВЛАСТИ НА ВЫХОД «ФЕНИКСА»

Из Москвы сообщают (АФП): на прошлой неделе были арестованы Юрий Галансков, Алексей Добровольский, Вера Дашкова и Петр Родзиевский. Это — ответ власти на издание «Феникса». Галансков — его редактор и автор нескольких статей; Добровольский — автор статьи на научно-религиозную тему «Взаимоотношение знания и веры». Есть основания предполагать, что В. Лашкова и П. Родзиевский или тоже участвовали в журнале под псевдонимами, или были связаны с его распространением.

Сразу после арестов (в воскресенье 22 января у памятника Пушкину) московские студенты организовали демонстрацию протеста, разогнанную милицией, что свидетельствует о популярности борьбы за свободу творчества, за решительные меры в этой культурной борьбе.

Власть не находит других мер борьбы со свободной общественностью, как аресты и милицейские дубинки. После Синявского и Даниэля она расправляется с Галансковым и его сотрудниками.

СПРАВКА О РЕДАКТОРЕ «ФЕНИКС 1966»

Юрий Тимофеевич ГАЛАНСКОВ
Адрес: Москва Ж-180, 3-ий Голутвинский пер.
дом 7/9, кв. 4.

Бывший студент МГУ. По-видимому, исключен за участие в «Фениксе № 1» (1961). В шестидесятые годы Ю. Галансков активно участвует в выступлениях у памятника Маяковского, в вольных журналах «Синтаксис» и «Феникс» (1961), где опубликованы его поэмы «Человеческий манифест» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

Советская пресса обрушивается на него в статьях «Бездарности карабкаются на Парнас» («Известия» 2. 9. 1960 — Ю. Иващенко), «Кубарем с Парнаса» («Комсомольская правда» 14.1.1962 — А. Елкин) и «Обнаглевший нуль» («Молодой коммунист» № 2 1962 — Л. Лавлинский). По-видимому после этих нападок он был репрессирован.

На Западе о Ю. Галанскове затем услышали 12.6.65, когда газета «Вашингтон пост» опубликовала корреспонденцию из Москвы о том, как он, накануне, в течение 4 часов один демонстрировал перед американским посольством в Москве против американской политики в Доминиканской Республике. На вопросы корреспондента Ю. Галансков заявил, что он выражает свое личное мнение, не имея доступа к печати. Он сказал, что принадлежит к группе левой молодежи.

Ю. Галансков известен как убежденный демократ и пацифист, о чем свидетельствует и его статья в сборнике «Феникс 1966» («Организационные проблемы движения за полное и всеобщее разоружение и мир во всем мире»).

ОТ РЕДАКЦИИ

С чувством глубокого удовлетворения, мы отмечаем выход журнала «Феникс 1966». Стремление к свободному слову преодолевает все преграды. Террористические действия власти, кагебистские дубинки, Шемякины суды не остановят утверждения свободы в России. Удушенная в одном месте, она, подобно Фениксу, воспылает в другом. И в её пламени погибнет диктатура. «Вы можете выиграть этот бой, но всё равно вы проиграете эту войну. Войну за демократию в России». Этими словами заканчивается редакционная статья «Феникса 1966», проникнутая глубокой верой в победу свободы.


В "Фениксе 1966" были напечатаны, в частности, две статьи Андрея Синявского («Что такое социалистический реализм» и «В защиту пирамиды»), несколько распространявшихся в самиздате текстов: открытое письмо журналиста Эрнста Генри к писателю Илье Эренбургу с резкой оценкой личности Сталина, философское эссе Григория Померанца «Квадрильон», статья профессора МГУ Г.Н.Поспелова о политико-экономическом развитии СССР в 1924-1964 «Завещание академика Варги», две статьи самого Галанскова - «Организационные проблемы движения за полное и всеобщее разоружение и мир во всем мире» и «Открытое письмо Михаилу Шолохову», а также стихи молодых московских поэтов - от «маяковцев» до СМОГистов.

Мы приводим несколько текстов из альманаха "Феникс 1966" (а заодно из пару рассказов из журнала "Грани") - самый настоящий самиздат.


Ф Е Н И К С 1966 - Г Р А Н И 1967


Судьба поэта

За что сослан Батшев?


В № 61 нашего журнала мы сообщали о том, что поэт Владимир Батшев сослан на 5 лет. Место его ссылки: Красноярский край, Больше-Улуйский р-н, село Большой Улуй.

Владимир Батшев известен как талантливый поэт и один из активных участников творческого объединения молодежи — СМОГ.
Нам удалось получить текст приговора «Народного суда» Первомайского р-на г. Москвы. Несмотря на содержащиеся в нем пропагандные передергивания, видно, что Владимир Батшев не только поэт, но и гражданин, мужественно отстаивающий свободу творчества и право каждого открыто высказывать свое мнение.

ТЕКСТ ПРИГОВОРА

Именем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Народный суд Первомайского района под председательством судьи Бахрадзе, заседателей Рогачева и Иванова, заслушал 25 апреля 1966 года в открытом судебном заседании дело Батшева Владимира Семеновича, 1947 года рождения, образование 10 классов, не работает, проживал в Москве по адресу: 9 Парковая ул., дом 25, кв. 13. Из дела явствует:
Батшев В. С. в 1963 году бросил школу и при содействии родственников поступил учеником шлифовщика на завод шлифовальных станков, где проработал около 5 месяцев. В сентябре 1963 года Батшев поступил в 59-ю школу, откуда за политические выпады против Советской власти был исключён в марте 1964 года. С марта по май Батшев работал рабочим спортплощадки Фрунзенского района Дома пионеров, а с мая по октябрь — внештатным корреспондентом газеты. «Московский комсомолец», откуда был уволен за чтение на вечере поэзии стихов тенденциозного содержания. В течение последних полутора лет Батшев не работал, а занимался так называемой литературной деятельностью, не являясь членом Союза писателей. В течение последних полутора лет Батшев вёл паразитический образ жизни, занимался враждебной деятельностью, устраивал хулиганские выходки; 14 апреля 1965 года на площади Маяковского Батшев собрал толпу, читал свои антисоветские стихи, а затем во главе толпы направился к Центральному дому литераторов, где был задержан, и на основании Указа об ответственности за мелкое хулиганство отбывал 5 суток. 19 июля, 2, 9 и 23 августа Батшев читал на площади Маяковского свои упаднические произведения. 28 сентября собрал у памятника Маяковского большую толпу, читал порнографические и антисоветские стихи, во время чтения которых был задержан и на него был составлен материал. Работники милиции и КГБ неоднократно беседовали с Батшевым. Но тот не прекратил своей враждебной деятельности, не изменил паразитический образ жизни. 5 декабря 1965 года Батшев участвовал в массовых беспорядках на площади Пушкина в Москве, о чём был предупреждён. Работниками КГБ у Батшева была взята подписка об устройстве на работу, но на работу Батшев не устроился. На основании расследования дела, суд приговорил Батшева Владимира Семеновича, 1947 года рождения, русского, образование 10 классов, не работает, проживающего: 9 Парковая улица, дом 25, кв. 13, на основании Указа от 4 мая 1961 года: выселить за пределы Москвы в специально отведенные местности сроком на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.


В этом номере «Граней» мы печатаем новые стихи Владимира Батшева, среди них одно стихотворение, написанное уже в ссылке.

 

Н.

Береженого бог бережет.
Перебежчика — ночи порог.
Корабли — колыбель берегов.
Почему же тебя не сберег?
Береженому бог — мать.
Перебежчику ночь — отец.
Кораблям их родня — май.
Ну а кто у тебя есть?
Сбережена ты мной всегда,
перебежчик мой, стала злее.
Кораблям я кричу: «Отдай!
Не плывите в страну Зрелость».
Береженый! Но пули трель...
Перебежчик. Ночами слушай...
Корабли. Но тайфун свиреп...
Нет тебя. Только луч по лужам.

ПЕРВАЯ ПЕСНЯ ПАВШИХ

Нам лечь в снегу,
в студеном лечь,
где нет ни губ,
ни книг, ни лет, где тесен мир,
как и окоп,
где нет квартир
с бельем окон...

Продолжается год неудач
продолжаются весны и лета...
Ну, ударь еще раз, ну, ударь,
может, станет от этого легче.

Продолжается год неудач,
продолжается время простоя.
Полоса нерешенных задач
пограничной легла полосою.

Перейти бы ее, перейти
через твой передуманный плач,
только снова мишенями в тир
ставит нас этот год неудач.

Я — КАК ГРАФ (песенка)

Испытайте мой характер.
Не пишите писем мне.
Я, как граф, сижу в халате
на «Матросской тишине».

Я — как граф... Мне кружку чая,
но без сахара несут.
Ни о чем я не мечтаю,
ковыряю лишь в носу.

Я — как граф... Князья, бароны,
принцы, герцоги вокруг...
С обнищавшей бородою
я хожу — без ног, без рук.

Я — как граф... А где графиня?
Ты с графиней не спеши.
Пью я воду из графина
за покой ее души.

Где же ты, моя графиня?
Избавленье посули...
На карнизах стынет иней,
словно в венах инсулин.

Пусть сегодня покарают,
как клопищу на стене...
Я ведь граф. Сижу в халате
на «Матросской тишине».

ПЕСНЯ О СЕРДЦЕ

В. Бережкову

А мне никогда не придти в этот дом.
Себя проклинать, что не сберег...
Не дотянуться сквозь двадцать шагов вдоль
и пять поперек.

Пора бы заснуть, да никак не могу.
А надо бы спать и не сетовать...
Не спите, не спите на левом боку —
Не заставляйте спать сердце.

Вот сердце уснуло, а там, за стеной
встают подлецы и тираны...
А сердце не слышит — ведь ваш часовой
забылся устало.

А кто-то украл и Угру и Оку,
и день голубой сделал серым...
Не спите, не спите на левом боку —
не заставляйте спать сердце.

И черное дело Неправда вершит.
А сами мы что натворили...
Мне, как альпинисту, не видеть вершин,
а гибнуть в лавинах

О, сердце, проснись же — молю на бегу —
швырни мне в лицо юг и север...
Не спите, не спите на левом боку —
не заставляйте спать сердце.


* * *

В. Ковшину

Замаливай грехи!
Гляди в распятье рук.
Не принимай стрихнин —
твои часы все врут.
Твои часы спешат
на вечность — пять минут.
Жива твоя душа,
твои часы все врут.
Опомнись, подожди —
пробьет холодный пот,
наступит утром штиль —
твой парус упадет.
………
………
Ты парус подними.
Забрось отраву в пруд.
Часы лишь подведи —
спешат на пять минут.
Твои часы все врут.

* * *

Л. В.

Это старый сон опять
снится,
снится...
Нам с тобой от губ до пят
воедино слиться.
Вот бежишь,
вот крикнешь мне:
«Мигом сделаю!»
Что ты делаешь во сне —
с милым бедствуешь?
Слышишь? Гости в двери звонят.
Подари
им
жалость.
Это старый сон опять
продолжается.
Словно палки в колесе.
Разлетелись спицы.
Я украл твой старый сон,
пусть он снится,
снится.
Старый сон, зачем пришел?
Уходи пожалуйста!
Ну, зачем ты, старый сон,
продолжаешься?
Год пройдет, и два, и пять.
Потускнеют лица.
Только старый сон опять
снится,
снится...

май-июнь 1966 г.
ссылка, Сибирь.