.......
 
 

 

 

БРЮХАТЫЙ ПОП


Был у нас — ну, скажем, как вы больше знакомы, в Шуньге — жадный поп. Уж, знаете, по-крестьянски любят брюхо набить. А он так по-поповски. И то все дивовали. Кто к нему придет, корочки не даст, а сам за щеку прячет.

Ну, вот. Праздновали в Шуньге. Он и пошел с крестом. (Это так у нас попы ходят). Придет, лошадиным хвостом побрызжет — и гони ему чёле.

Ну, он куда придет:

— Бла-а-гослови бог! (А хорош ли пирог?)

Все сам на стол заглядывает, помашет хвостом со святой водичкой. Кому в глаз, кому в лоб. А сам ногою топ-топ. К столу, значит, ближе.

— Православные, живите дру-ужно! (А к киселю молока нужно.)

— Во имя отца, и сына, и святого духа! (А в рыбнике запеклась муха.)

— Бойтеся греха и ада-а! (Покормить попа надо.)

Да и насядет. Только скулы потрескивают. Рыбник — так с костями, кисель — с блюда слизом. Нажрется так — пузо вздует. Ряса торчком стоит.

— Мир дому сему, отныне и до века-а! (Накормили человека.)

Да в новую избу.

Ходил это он до вечера. Нажрался зело, к душе подвезло. Он за брюхо схватился. Глаза закативши. А сам рукавом машет:

— Нет бога святе-ей! (Запрягайте лошадей.)

Его на дровни. Свалили и повезли. У нас какие дороги... Короста. Его и подпрыгивает.

— Ох-ох-ох! Помогите, родимые! Помираю!

А у него брюхо вспучило, ну не хуже, как у тяжелой бабы.

А уж мать-попадья у тына стоит.

— Что с тобой, батюшка?

— Обрюхател, матушка.

— Ох-ох-ох! Надо за бабкой Маланьей бежать, обабит.

Бабка Маланья пришла попа направлять:

— Здравствуй, батюшка, обрюхател?

— Обрюхател. Не направишь ли? Она его и так, и сяк, и в бане парила.

— Ничего, — говорит, — веретешком не поможет, рожать будешь.

Тут поп завыл:

— Куда я рожать?! Засмеют! Прогонят! Архиерей в синоде судить будет.

— Надо потихоньку, из села долой.

— Куды-ы я пойду?

Ну, ночь пала. У попа воют. Собрала ему попадья шанежек, да еще и говорит:

— Иди, батюшка, из села. Сраму примешь.

Он и пойди. Идет да на брюхо косится. Шел это он леском-лединой. Лежит человек убитый. Он и говорит:

— Господи, помилуй и помоги-и! (А на нем хорошие сапоги.)

Да давай с мертвяка сапоги тащить. А тот уж заколел. Сапоги нейдут. Поп взял да сапоги-те с ногами отрезал. В сумку сложил, дале идет.

Ну, уж время на полночь. Стоит изба. Он и попросись ночевать.

Его запустили, он и лег на печь, сапоги под голову. И заспал.

А у хозяев тех корова тельна была. Да в ту ночь отелилась. Они и взяли теленочка, чтоб не замерз, на печь положили. Подле попа. Он ночью проснись — меж ногами мокро. Кто-то помыкивает.

— Свят, свят, свят, да я родил.

От сраму скорей с печи да вон из избы. И котомку призабыл, и сапоги-те. Утром хозяева встали.

— Иди, батюшка, щей хлебать. Ответу нет.

Они на печь полезли, а там два сапога, да с ногами. Они и вопят:

— Беда, наш теленок попа съел!

Созвали деревню, да того теленка и порешили. А ноги с сапогами зарыли, ведь батюшкины, священнейшего.

А поп и сейчас ходит. Может, брюхо-то сбавил.

 

ЗАВЕЩАНИЕ КОЗЛА


Пошел мужик лыко драть. Козла взял с собой. Козел холомок нашел, стал бороть, нашел котелок золота. Раньше золото в землю клали старики. Козел стал блекотать, хозяина подзывать.

— Что это козел блекочет?.. Подошел — котелок золота.

— Ай да козел, ну и козел у меня!

Пошел с этим золотом домой, а козел сзади. Принос сит котелок золота.

— Вот, жена,— говорит,— козел-то у нас. Нашел холомок, стал бороть и выбрал котелок золота.

Мужичок стал богатеть, стал козла беречь. Года три прошло, козел околел. А хозяин очень разбогател.

Хозяин и говорит:

— Пойду козла зарою, отвезу в болото.

— Нет, козла надо похоронить. Ступай возьми денег, подкупи дьякона, псаломщика — я козла зарывать не дам, — вот, баба, как!


Приходит мужик к псаломщику:

— Вот я с похоронами.

— С какими?

— Козла хоронить.

— Дурак мужик!

— Как козел околевал, вам двадцать пять рубличков давал.

Псаломщик говорит:

— Иди к дьякону!

Пришел.

— Здравствуйте.

— За чем?

— За похоронами.

— Кого?

— Козла хоронить.

— Дурак ты, мужик. Нешто козла можно?

— А как козел околевал, вам пятьдесят рублей давал.

— Ах, можно. Ступай к попу.


— Батюшка, здравствуй!

— За чем?

— За похоронами.

— Кого?

— Козла хоронить.

— Дурак, нешто козла можно?

— Как козел околевал, сто рублей вам давал.

— Ходи за дьяконом и псаломщиком.


Козла привезли. Мужик зарыл его. Баба рада.

— Вот так и надо. Мы чем разбогатели?..

Через несколько времени архиерею доложил кто-то, помещик, что мужик козла хоронил. Сейчас владыко посылает к попу весть:

— Явиться туды — и мужичку, и попу.

— Смотри,— говорит баба,— дед, бери больше! Архиерею дай тысячу рублей, чтобы покрыть это дело.

Мужик взял денег много, поехали с попом. Так, сейчас, значит, требует владыко всех.

— Ты, — говорит, — козла привозил хоронить?

— Я, владыко. Как козел околевал, вам тысячу рублей давал.

Владыко сказал:

— Я, — говорит, — за то беспокоен, что мало трезвонили.

И правда, богатые вывернутся!..

 

АРХИЕРЕЙ

Богатый поп заспорил с бедным попом об одном селе. Они принуждены были жаловаться правосвященному. Вызывает лично к себе бедного и богатого архиерей. Те приезжают в Смоленск. Так что архиерей был в то время в соборе. Они подходят к нему. Архиерей и говорит:

— Из попов-то есть дураки! Нашли о чем спорить! Спрашивает у богатого:

— Какой час?

Тот вытаскивает часы из кармана. Архиерей говорит:

— Двадцать лет ты учен, а оказываешься дураком!

— А в чем дело?

— Должен был посмотреть на сегодняшнее число и это время, что нужно начинать петь, что в какой час поется: глас первый или глас восьмой! Ну-ка ты, — на бедного попа говорит архиерей, — отвечай, голубчик, когда умеешь с богатыми судиться!

— Говорите, ваше правосвященное владыко!

— А что сегодня бог делает?

— А мне сказали, что его дома нет, когда я был у него!

— А где же он сегодня?

— Поехал в степь!

— Зачем?

— Пеньку скупать!

— На что ж ему пенька?

— А кнут вить!

— На что?

— А вас, долгогривых дураков, бить, зачем небыли спрашивать!

— Молодец! — сказал архиерей. — Село остается за тобой!

И сейчас служит в селе Бизюкове. Значит, дело тем кончилось, живет богато.

 

ДВЕ СТАРУХИ И АРХИЕРЕЙ

Однажды в один приход приезжает архиерей. В деревне, где был приход, жили две старухи, которые никогда не видали архиерея. Старухи стали говорить своим сыновьям, чтобы им сходить в церковь и увидеть архиерея. Сыновья стали готовить своих матерей, чтобы подойти старухам на благословение: тогда только тщательно могут увидеть архиерея.

— Чтобы подойти на благословение к архиерею, нужно правую руку положить на левую и приблизиться к нему, а он положит на ваши руки свою, тогда поцелуйте его руку и придете домой,— сказали сыновья своим матерям.

Вот пошли эти старухи. Подходят к церкви, увидали— стоит карета у церкви. Они думали, что архиерей сидит в карете. А на самом деле архиерей был в церкви, а в карете у него оставалась любимая собака. Старухи стали между собой толковать: «Заглянуть в карету или ждать выхода?» И решили заглянуть. Одна из них говорит:

— Я карету отворю, а ты правую руку на левую сложь, подойди ближе к двери и подставляй; а когда архиерей положит правую руку, ты тогда целуй его руку.

Одна старуха отворяет, а другая сложила свои руки, и подошла к дверцам кареты, и просунула их туда.

А в карете любимая архиерейская собака, увидя старуху со сложенными руками, подумала, что лапку просит. Собака дала лапку — положила старухе на ладонь. Старуха поцеловала эту лапку, стала придерживать дверцу, чтобы другая старушка подошла. Та тоже сложила так руки, просунула в карету,— собака и ей положила лапку на ладонь, и она поцеловала лапку. И веселые пошли домой.

Когда пришли домой, то дети стали спрашивать старух,— как, видели они архиерея или нет? А старушки говорят:

— Да, видели.

— Ну, кого он из себя представляет?

— Ой, батюшки! – говорят старухи. – Весь на нашего барбоса походит.
сыновья удивились и подумали: «Видно все архиереи – псы».


ПОП ПАХОМ

Приходит мужичок в одно селенье и видит — толпа, и спрашивает:

— Что это у вас за толпа?

— А нет, — говорят, — у нас в приходе попа! Был отец Пахом, да унесло прахом.

— Так я, — говорит, — братцы, Пахом!

— Коли ты Пахом, так будь же у нас попом!

Приняли в священники. Служил пятнадцать лет у них.

Он был неграмотный; за молебны, за обедни брал дорого. Из мирян один подал прошение преосвященному за то, что дорого берет: за молебны двадцать пять рублей. Архиерей в объезд приезжает в приход, заставляет его обедню служить. Начинает:

— Благословен бог наш...

Доходит дело до евангелия, он нараспев и станет:

— Шел мимо этого места, и увидел я народу толпа, и спросил: «Что же, братцы, у вас за толпа?» — «А вот У нас — толпа, нет у нас в приходе попа. Был отец Пахом, да унесло прахом». — «Так я, братцы, Пахом». — «Если ты Пахом, так будь же у нас попом!» Служил у них пятнадцать лет, ну и накопил денег три тысячи рублен. Первая тысяча архиерею, вторая тысяча мне, а третья тысяча певчим.

А певчие:

— Слава тебе, господи, слава тебе!

Евангелие кончено.

Преосвященный и говорит:

— Я, миряне, не нахожу в священнике дурного ничего, может он служить до скончания, покуда в силах!

 

ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА


Выходит дьякон, становится на амвон, а поп и говорит:

— Дьякон, дьякон, посмотри-ка в окошко, нейдет ли кто, не несет ли чего?

Дьякон отвечает:

— Старуха идет, пёхтус масла несет! А дьячок поет:

— Подай, господи!

Поп опять:

— Дьякон, дьякон, посмотри-ка в окошко, нейдет ли кто, не несет ли чего?

Дьякон отвечает:

— Старуха идет, четверть ржи несет!

Дьячок опять поет:

— Подай, господи! Поп опять говорит:

— Дьякон, дьякон, посмотри-ка в окошко, нейдет ли кто, не несет ли чего?

Дьякон отвечает:

— Идет мужик, несет дубину на поповскую спину! Поп и дьячок поют:

— Тебе, господи!

 

ПОПОВСКИЕ УВЕРТКИ

Однажды были именины у одного богатого человека, и среди гостей был священник. А дело было в великий пост. Среди разнообразных кушаний был подан хорошо зажаренный поросенок. Хозяева извиняются и говорят попу:

— Уж извините, батюшка! Вы ведь поросенка-то не будете есть!

Поглядел он на поросенка — вкусно! Поправил он рукава рясы, поднял руку с крестом - и перекрестил поросенка, говоря:

— Господи, господи! Обрати порося в карася! — и стал спокойно кушать.

 

 

"Что за прелесть, эти сказки!"

- говаривал бывало Александр Сергеевич Пушкин.
И как всегда был прав.

ЧИТАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ СКАЗКУ