Bob Marley-John Lennon-Victor Jara-Billi Bragg-Bob Dylan-Joan Baez-Joe Hill-Pete Seeger-Woody Guthrie-Bruce Springcteen-Bob Geldof-Bono-Michael Franti
 
.
Без песен политики не бывает

ч. I - Это просто гремучая смесь
ч. II - Везде, где есть политика

Великая Французская революция 1789 г. в песнях

ч. I - Они появляются сами собой, мон сир
ч. II - Королевская власть рухнула среди песен
ч. III - Присоединяя песни к пушкам

 
 
О КАРТИНЕ
НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ
Она называется "Последний протест" - "The Last Protest".

Изображены (слева направо):
Bob Marley, John Lennon, Victor Jara, Billy Bragg, Bob Dylan, Joan Baez, Joe Hill, Woody Guthrie, Pete Seeger, Bruce Springsteen, Bob Geldof, Bono, Michael Franti

Автор -
Kris Ralph

Оригинал находится в GIG Gallery, Sydney www.giggallery.com


ЭТО ПРОСТО ГРЕМУЧАЯ СМЕСЬ



Сразу скажу, что не хочу заниматься тем, что у нас в Чехии называют словом «шкатулкование», то есть раскладывание по коробочкам и наклеивание бумажек с названиями – это рок, это софт-рок, это барокко-рок, это глэм-рок, это протест-рок, это фолк-рок, это кантрифолк, это симфоджаз…

А вот это - такой большой комод, на котором написано «политическая песня». А рядом – другой с этикеткой «песни протеста». А рядом еще один – «песни борьбы». А рядом – «революционные песни». А рядом – «патриотические», а дальше…

Поэтому определять – вот это песня политическая, а эта – не политическая не буду. Но все же некоторыми размышлениями поделюсь.

О чем эти песни, кто их сочиняет, кто их поет, когда их поют. Не буду пока говорить о подделках.

Что такое политическая песня?

Самое простое, сказать, что это песня о политике.

Но только я не стал бы каждую песню, в которой упоминаются слова «свобода», «равенство», «президент», «родина», «власть», «война», «мир», «долой», «ура», «позор», «Россия», «Кремль», «Америка», «справедливость» и т.д. и т.п. называть политической.

Политика (как я понимаю), это определенные взаимотношения между властями (президентами, мэрами, партиями, парламентами, депутатами) и гражданами. Эти взаимоотношения и граждане, и представители власти как оценивают, так и выстраивают. Иногда перестраивают. Иногда при этом конфликтуют.

В этих взаимоотношениях стороны могут испытывать и демонстрировать друг к другу уважение, любовь, неприятие, ненависть, безразличие, вражду, игнорирование, презрение, грубость, пренебрежение, ложь.

Кроме того, политика – это те решения, которые принимаются властями и политиками, и которые гражданами либо поддерживаются, либо не поддерживаются.

И, конечно, политика – это те события, которые происходят и связаны с властями и гражданами.

В реальной жизни политика – это область проблем, конфликтов, противоречий и очень часто несогласия, осуждения, противостояния или борьбы.

Если в песне поется, что все хорошо (или все плохо) – это не политика. Это эмоции и настроение автора (независимо от того, какие слова употребляются).

Вот, например, советская частушка:

А страна моя родная
расцветает каждый год,
расцветает, расцветает,
да никак не расцветет.

 

Первые две строки - официальная позиция. Вторые две - неофициальная. Народная.
Это хорошо, когда у людей есть чувство юмора и понимание реальности, правда?

Еще несколько соображений.

Авторы и исполнители политической песни очень часто являются одними и теми же лицами (реже коллективом), то есть политическая песня часто является авторской..

Сочиняют и поют эти песни не потому, что кто-то получил заказ на написание песни или подписал контракт на концерт. Люди сочиняют и поют эти песни потому, что считают необходимым выразить в песне или песней свое (!) отношение к тому, что происходит, свое (!) личное мнение, свою (!) позицию.
А власть, когда заказывает музыку говорит автору: "Напиши-ка нам восхваляющую нас песню. А ты певец, воспой нас и нашу славную и правильную политическую линию". А мы тебе заплатим или дадим награду.

Политическая песня – песня некоммерческая. Поэтому сочинители и исполнители этих песен постоянно имеют проблемы – не только с властями, но и с продюсерами, с радио и телевидением.

И еще одно. Авторы и исполнители политической песни часто не только сочиняют и поют, но и сами участвуют в политической борьбе – выступают на митингах, собраниях, причем не только с песнями, а с заявлениями, комментариями, оценками в интервью. И естественно в песнях.
Стать политиками, кстати, они, как правило, не стремятся.

О чем эти песни, которые можно назвать политическими?

О людях, событиях, ситуациях, но, как правило, с авторскими оценками этих людей, событий, ситуаций.

Это может касаться работы, войны, зарплаты, прав человека, работы госучреждений и ведомств (полиция, общественный транспорт), пособий, абортов (если они запрещены), доходов, прав отдельных групп населения, свободы слова и так далее.

Песня - это часто история в стихах, положенная на музыку. Но обращу ваше внимание, что истории, которые рассказываются в песнях, часто не истории «вообще», а очень часто конкретные истории – о броненосце «Потемкин» (Жан Ферра), убийстве Хэтти Кэррол (Боб Дилан), расстреле шахтеров в Пуэрто-Монте (Виктор Хара), расстреле демонстрантов в Белфасте (Джон Леннон).
Но необязательно петь о трагическом. Вот, например, песня “Lindon Johnson told the nation” – «Линдон Джонсон говорит Америке» - об одном из выступлений президента США.

Но, разумеется, некоторые песни являются «вневременными» и «внесобытийными» - «На крыльях ветра», «Все преодолеем», «Где цветы минувших дней» и т.д.

Очень часто в песнях рассказывается о конкретных политических деятелях (или политики упоминаются). Множество песен об Эрнесто Че Геваре, есть песни о Нельсоне Манделе, Стивене Бико. «Популярным» персонажем для песенной критики является сейчас Джордж Буш.

Особенности исполнения? Эти песни часто не для камерного слушания в концертном зале и не для исполнения с симфоническим оркестром, а для простого инструмента (гитара, конечно, прежде всего) и часто для коллективного исполнения, причем во время движения («Марш единого фронта», например).
Мне довелось сравнить записи "Интернационала" 30-х годов и в 60-х. Темп, ритм песни, мне так показалось во всяком случае, изменился. Раньше ее можно было петь "на ходу" - в колонне демонстрантов, например. Сейчас - нет.

И скажу еще, что политическая песня – это песня «по делу». Это не стеб, не самовыражение (смотрите, дескать, какой я революционный и прогрессивный), а выражение своего мнения. Если мнения нет - тогда это просто набор слов, пусть даже и "политических".

Особая история – песенная сатира. Но надо обращать внимание на то, что или кто высмеиваются. Абстрактная тупость власти "вообще" или тупость конкретного политика? Недостатки вообще или конкретные проблемы? Недостатки, устранение которых зависит от дворника или от губернатора.
И еще: те проблемы, о которых поется, которые существуют – это частные случаи или закономерность? Являются они следствием "злого рока", "темных сил", "национальной судьбы" или являются результатом политического устройства? Каков уровень обобщения, осмысления события или явления?

Попробую привести пример.

Погибли люди. Да, это неприятно. Это горько и обидно.
И можно написать о своей скорби и печали. Но можно и сказать о том, почему это произошло и кто виноват (или причастен к этому, или имеет отношение к этому).
Это будет уже другая история – если не только скорбеть о заваленных в забое шахтерах, но вспомнить и о тех, кто распорядился отключить систему обнаружения газа.
Понимаете, можно петь о том, что они там утонули, и мы все скорбим и все виноваты. Но, может быть, не мы все виноваты? Все-таки часто есть люди, которые отдают приказы или нажимают на курок - почему о них не спеть?. Послушайте "Последний поезд в Нюрнберг" - там названы все.

Еще одно. Некоторые политические песни не просто описывают или оценивают, а и призывают к действиям. Например старинная негритянская "Восстань, восстань, порви оковы!" или российская "Смело мы в бой пойдем...".

И теперь самое последнее – является ли песня «Широка страна моя родная, много в ней лесов полей и рек, я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…» политической?
А «Марш коммунистических бригад»?
А «Охота на волков»?
А «Такого как Путин»?
А «Петербургский романс»?

Это мы можем обсудить.

Для меня важнее не то, как я определю ту или иную песню – как политическую или неполитическую, а какие песни я буду слушать, какие петь, какие писать.
Для человека, который немного занимается политикой важно знать, что песня – это верный спутник политической борьбы и вообще политической жизни. Есть политическая борьба – значит, есть и песни в этой борьбе. Нет политики – и песен нет.

С другой стороны, если нет песен – и политики не будет.

Это мы сможем обсудить потом.

Я.Словачек
(из выступления в клубе
«PRO ET CONTRA»)
текст приводится в сокращении

Из ответов на вопросы

- Как рождаются авторы и исполнители политической песни?

- Чтобы ответить на ваш вопрос надо просто почитать биографии некоторых из них и обратить внимание на то, когда и в какой форме в их жизнь вошла политика.

Джоан Баэз. В 14 лет купила гитару, в этом же году оказалась на трехдневном семинаре, который проводил молодой негритянский проповедник Мартин Лютер Кинг. Слушала, выступала, участвовала в дискуссиях… Личное знакомство с какими-то политическими проблемами? Джоан была девочка со смуглой кожей… А для некоторых американцев «цветные» - люди второго сорта. Отец – ирландец, мать – мексиканка. И потом, когда ребенок видит некоторые вещи, он спрашивает. А если ему не объясняют, он пытается понять сам. И если он спрашивает, почему так много бедных, то рано или поздно, он поймет почему.

Пит Сигер. Родился в музыкальнейшей семье. И к тому же отец занимался политикой. Главным увлечением Пита стали народные песни. А народная песня в Америке – это такая история борьбы, протеста, восстаний, бунтов… Добавлю, что и Джоан, и Пит Сигер – из высокообразованных интеллигентских семей.

Боб Дилан. Вот у него родители были попроще. В школе мечтал стать гитаристом в группе Литтл Ричарда. Политикой не занимался (и родители тоже). Правда, сам Боб вспоминает, как в школе их заставляли по команде прятаться под парты – репетировали поведение в случае ядерного удара русских. Глупость, конечно, разве парта защитит? А учителя говорят, что надо тренироваться. Когда Дилан попал в Нью-Йорк, то во-первых он вошел в музыкальную «тусовку» фолкников и во-вторых встретился со своим кумиром Вуди Гатри… А когда Пит Сигер приглашает попеть перед забастовщиками… как откажешь? В общем, компания, в которой оказался Дилан занималась политикой. И… как бы это сказать по-русски? Бес попутал!

Сам Вуди Гатри. Ему пришлось жить в такое время – время экономического кризиса - Великой Депрессии. И если человек поет о том, что вокруг, а вокруг бездомные бродяги, безработные, пикетчики… Правда сам Вуди признается, что он не сразу разглядел за частными случаями – систему.

То есть все, кого я назвал, они фактически с детства оказались так или иначе включеченными в политические события. И когда осознали, что эти события -политические (а не какие-то там бытовые неурядицы), то и … И произошло это с ними в достаточно юном возрасте. Правда, это не обязательно должно начаться в юности.

Вот, скажем Дитер Зюверкрюпп в Германии или Александр Галич в России – они включили политическую составляющую в свое творчество уже в достаточно зрелом возрасте.

- Могли ли все эти люди состояться как авторы и певцы, не занимаясь политикой?

- Ответ прост: Эти – да, могли. Все кого я назвал записали много дисков, их песни передавали по радио, то есть их профессиональное мастерство на высоком уровне. Многие стали обладателями премий "Грэмми", Зюверкрюпп был признан лучшим блюзовым гитаристом года. Другое дело, что тематика их песен нравится не всем продюсерам.
Но, что значит "состояться"? Когда люди поют твои песни.
Это не высшая степень признания и показатель мастерства?

- Почему они занялись политикой и тем самым, кстати, сократили свою коммерческую значимость?

- Неужели на этот вопрос надо отвечать?...

Я скажу только, что политика – это часть жизнь. Дилан очень точно сказал, что «мы живем в политическом мире». Нравится этот мир нам или нет, но он – политический. И для человека творческого, креативного – это имеет большое значение.
Можете со мной спорить, но все выдающиеся мастера искусства и культуры аполитичными не были. Зачем же сознательно обеднять свою творческую жизнь, заявляя, что политика меня не интересует и отказываться от какой-то части жизни.
Надо, как минимум, быть в курсе. А чтобы обогатиться (творчески я имею в виду) можно и нужно в этом и участвовать. Только искренне. И честно.

- политическая песня – это песня бардовская?

- Петь эти песни под гитару, конечно, проще. Гитара – самый демократичный музыкальный инструмент. Но сейчас очень много рок-исполнителей, которые тоже поют о разных политических вопросах. Очень много.
Тут, конечно, не повезло «металлу» - попробуйте спеть какую-нибудь из их песен "протеста" без соответствующего сопровождения, вряд ли получится. Некоторые говорят, что весь их протест – в громкости.
Но если кто-нибудь здесь думает, что политическая песня – это специфическое направление или особый жанр в песне, то я сразу скажу, что, по-моему, это и не жанр, и не направление, и не течение. Это наверно «пласт». Или течение. Или направление. Причем даже не чисто песенное.
Возможно, вы знаете такие фамилия как Теодоракис или Пендерецкий или Ван де Вейт, которые писали симфонические произведения на политическую тематику? Ван де Вейт, например, написал ораторию о Чернобыле. А то, что сделал Роджер Уотерс? А мюзиклы или рок-оперы – и «Волосы», и «Кабаре», и «Трехгрошовая опера», и «Колыбель будет качаться»? Там политика не просто сюжетный фон.

И я напомню вам еще такие понятия как культура, антикультура, субкультура, контркультура – все это надо понимать, чтобы разобраться в том, что такое «политическая песня». Поэтому, скажем, одной из песен солидарности с революционной Кубой была в свое время совершенно неполитическая по содержанию "Гуантанамера". Просто все кубинское в США некоторое время считалось антиамериканским. А автор стихов "Гуантанамеры" - Хосе Марти, который очень хотел свободы для своей родины. Знаете такого?

- Как это происходит, что человек вдруг начинает интересоваться политической песней (или песней протеста)?

- Расскажу одну историю из жизни.

Жил-был молодой октябренок. Октябренок – это член такой детской организации, в которую принимали школьников самых младших классов. Те, кто постарше, давал клятву пионера, а старшеклассники вступали в комсомол и тоже в чем-то, наверно. клялись.

Началось, пожалуй, с того, что по телевизору показали необычного певца с необычными песнями, который заинтересовал. Сильно заинтересовал. То, что он пел, то, как он пел, то, на чем он играл, было абсолютно не похоже на все, что показывали до этого и после этого.
К счастью, ребенок оказался любопытен (или любознателен) и смог получить дополнительную информацию. Этим певцом был Пит Сигер, который (так писали газеты) был «большим другом СССР». Со своим банджо.

Потом в доме появился магнитофон и бобины с пленками. Записи на одной из них оказались настолько завораживающими и встряхивающими, что это тоже вызвало желание получить дополнительную информацию. Одна из песен называлась «Облака». А другая – «Красный треугольник». Удалось узнать имя певца – Александр Галич. Газеты писали, что он выдающийся советский драматург и кносценарист. Про то, что он еще и поэт, газеты не писали. Про то, что такое «Красный треугольник» узнать было просто – надо было взглянуть на галоши. Но это был не тот «треугольник».

На другой пленке были записаны неизвестно кто, но пели они здорово: «уан-ту-сри шейк, а хиппи, хиппи шейк, ту-ру-рум шейк…».
Была немедленно получена дополнительная информации из вкладыша в жевательную резинку (а в советские времена вражеские спецслужбы закладывали в целях идеологического разложения социалистических стран в упаковки остродефицитной жвачки фотографии поп-звезд и забрасывали эту «жувачку» в соцстраны со своими подрывными целями).
После чего последовали откровенно диссидентские действия – у пиджака был отрезан воротник, на руках обметан, пришита пуговица, сделана петля (все вручную, все в тайне от родственников и секретных служб) – и то, что получилось называлась «битловка». И вызов обществу и строю был брошен..

Конечно, надо вспомнить и приемник «Спидола», принимавший на коротких волнах «Свободу», «Голос Америки», «Би-Би-Си», «Немецкую волну»…

Со всех сторон - родители, учителя, соседи, газеты и радио вовсю объясняли, что «от саксофона до финского ножа – один шаг», а тот, кто сегодня играет «джаст», тот «завтра Родину продаст». Но совсем не обязательно слушать «джаст» и играть на саксе. Достаточно заполучить магнитофон и гитару.

А потом в руки попала «настоящая» подрывная литература – журнал «Америка» с песней Боба Дилана «Времена – они меняются», в которой прямо, откровенно и нелицеприятно (можно даже сказать, что с большевистской прямотой) заявлялось, что времена меняются и кто в сторону не отойдет (всякие там сенаторы и конгрессмены), того, значит, побоку. Разумный ребенок, смекает, что сенаторы - это там, в Америке, у него-то члены ЦК…

Значит, скоро перестройка? Или революция?

В общем, что-то обязательно случится…

Так оно и произошло: «Потом его маленечко того…».

А всех вышеназванных влияний оказалось достаточно.

Сигер, Галич, Дилан и Битлз – это гремучая смесь в мозгу октябренка и будущего пионера, готовящегося к борьбе за дело Ленина, перед которой спасовали и Кристаллинская, и Пьеха, и Поющие гитары, и все остальные. Устоял, пожалуй, только Жан Татлян.

Вот такая история.

И вот что я хотел бы еще добавить. Для того, чтобы написать хорошо, не только о политике, надо быть искренним, честным. Но политика - явление непростое. Поэтому имейте в виду, что искренность и наивность - это не одно и тоже.

Кричать "Долой!", "Все прогнило!", конечно, можно, если есть ощущение того, что все прогнило. Но этого мало. Надо не просто что-то чувствовать, но еще и разбираться в том, что и почему происходит и как это изменить. Иначе получится не песня, а крик.
Кричать "Ура"? Это вопрос интеллекта и совести.

Знате, как говорил Пит Сигер - есть песни о том, что тебе плохо, есть песни о том, почему тебе плохо. И есть песни, которые... и они самые лучшие.

Я.Словачек
(из ответов на вопросы)