ЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ
ИСТОРИИ СВОБОДОМЫСЛИЯ
:
 

АНОНИМНЫЕ АТЕИСТИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ:
О трех обманщиках
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

ЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ
ИСТОРИИ СВОБОДОМЫСЛИЯ

 

Поль Лафарг

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДУШЕ
И О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ
У ХРИСТИАН ПЕРВЫХ ВЕКОВ


(Отрывки из книги П. Лафарга „Экономический детерминизм Карла Маркса*)

 

Представление о душе и вытекающие из него следствия, учение о загробном воздаянии и представления о рае и аде существовали уже в течение ряда веков во всех: слоях античного общества, когда за них ухватились христиане, чтобы построить из них новую религию.

...Апостолы обратились прежде всего к мелкому люду, к ремесленникам и неимущим, которым больше, нежели богатым, нужна, была надежда на загробное существование, чтобы утешать их от несправедливости и страданий земного существования, и которые не понимали, что положить им предел можно мятежом и восстанием...

...А для полноты радости эти избранники увидят, как их враги, имущие, «горят на огне неугасимом»». (Исайя, XXVI, 19; XVI, 24).

Будущая жизнь, обещанная всем приверженцам новой религии, с непреодолимой силой  привлекала к себе неофитов *. К ней присоединялись очень охотно: апостолы всем раздавали загробное блаженство, не требуя никаких формальностей посвящения, закрывавших посторонним доступ к тайным вероучениям.

*) Неофит — обращенный в новое учение.

Представление христиан первых веков о душе породило на представление о ней дикарей. Душа была своего рода двойником, который сон и смерть высвобождали из телесной оболочки. «Мертвые, это — те, что спят», — говорил св. Павел («Первое послание к коринфянам», XV, 20). Чтобы разбудить их, достаточно водворить двойник в тело, Богатые христиане, — сообщает Тертуллиан («Апология», §42), — бальзамировали умерших, чтобы сохранить для души ее жилище, и поэтому же христианство запретило сжигание трупов и предписывало их погребение...

Но учение о воскресении тела вызывало трудности, которых не испытывали дикари с их представлением о бестелесности души и которые беспокоили учителей церкви, пытавшихся их разрушить. Блаженный Августин сохранил для поучения верным некоторые результаты их глубоких размышлений. Спрашивалось: в каком  виде воскреснут тела? Будут ли они молодыми или старыми, красивыми или безобразными? Так как нa небе должно царствовать равенство, то решили, что воскресшие тела будут равны по возрасту, красоте и росту. Уродливые тела будут выправлены, и так как Христос умер в цветущем возрасте, то блаженные на небе будут в том же возрасте. Старики помолодеют, чтобы не быть старше этого возраста, а молодые люди пocтapeют, чтобы достигнуть его. Будут ли допускаться в рай женщины? Этот головоломный вопрос вызывал бесконечные споры. При всем желании нельзя было грубо закрыть дверь в рай перед самым носом, женщин. Они были слишком многочисленны в церквах и занимали в них очень много места. Богатые женщины жертвовали без счета, и все они были смелыми, полными энтузиазма пропагандистками. Пришлось согласиться на допущение их в рай, ибо на земле нуждались в их деньгах и их преданности. Но они могли попасть на небо, лишь сбросив с себя свой пол у входа в него. Было решено, что они воскреснут мужчинами, конечно, из опасения, чтобы избранные не стали развратничать в раю так же, как святые, судя по жалобам апостолов Петра и Павла, развратничали в церквах. Дикари, не видевшие ничего зазорного и безнравственного в половых сношениях, решали вопрос иначе: они считали, что половые сношения будут продолжаться в загробном мире, где к тому же они не будут сопровождаться зачатием, ибо, женщины, будучи тенями, не будут способны к деторождению. Другие учителя церкви утверждали, что женщины воскреснут, сохранив свой пол, но на небе это не будет иметь никакого значения, ибо единственным занятием и единственным наслаждением избранных будет созерцание бога. Эта важная и серьёзная проблема не была решена во времена блаженного Августина. Решена ли она. в наше время? Св. епископ Гиппионский склонялся ко второму мнению. Другие, столь же важные вопросы беспокоили его мощный «гений». Так как набранные должны будут постоянно созерцать бога, они, значит, никогда не смогут закрывать глаза. «Было бы очень неприятно никогда не смыкать веки, — правильно замечает он, — но было бы еще неприятнее потерять из вида господа, хотя бы на одно мгновение». И этот «светящий светоч» церкви пытается выйти из затруднения, уверяя, что избранные будут продолжать видеть лик божий, даже когда веки их будут сомкнуты.

...Христианство, продолжавшее дело тайных вероучений, сулило бессмертие души я блаженство в загробной жизни. «Я хлеб жизни, сошедший с неба, — сказал Иисус, — кто вкусит от этого хлеба, будет жить вечно, и хлеб, который я дам, это моя плоть. Тот, кто вкушает мою плоть и пьет мою кровь, пребывает во мне, и я в нем». Новые зарождавшиеся в древнем мире вероучения воспроизводили в своих обрядах нравы первобытных времен...
Христиане с их причащением, этим своеобразным боголюдоедством, как бы воскрешали каннибальские пиры дикарей. Верным, принимающим участие в этой трапезе, , где, вместо агнца, жертвой н главным блюдом является Иисус, обещано спасение, чтобы они ни сделали, ибо, Христос, вопреки им, пребывает в них, и было бы совершенно недопустимо, чтобы бог-отец осудил на вечные муки своего сына Иисуса, Поэтому поедающие Иисуса были словно «золото, которое в грязи остается незапятнанным».

Христианство, подобно тайным вероучениям, сперва гарантировало полную безнаказанность своим последователям; вера в безнаказанность существовала еще во времена блаженного Августина, который находил ее несколько чрезмерной. Тем не менее кроткий учитель церкви, осуждающий на вечное поджаривание непосвященных в новую веру, утверждает, что «верные, впадающие в ересь и идолопоклонство — эти самые страшные для христианства преступления, — «не умрут навеки, ибо они вкусили тела спасителя. Конечно, муки их, ввиду их исключительно тяжких прегрешений, будут более длительны, но они не будут вечны».

Ад и его   вечные   муки   были придуманы   лишь   для   неверных. Католическая церковь в настоящее время исповедует этот догмат. Вне церкви нет спасения — учит она.

Апостолы призывали к новой вере всех, без различия национальности, социального положения и нравственного поведения...

Те, кто принимали веру, получали крещение и причащались плоти Иисуса, были «освященными», — они становились «членами Христа», даже если они были полны пороков и продолжали вести порочную жизнь, присоединившись к церкви, как упрекают их в этом св. Павел и св. Петр, им было обеспечено вечное блаженство. Но неверные, если бы они даже были образцами добродетели, были осуждены вечно гореть «в прудах из пылающей серы». «Тело их не умрет, и сжигающий их огонь не погаснет».

Христианство не принесло с собой «любви к ближнему»; оно воскресило древнюю месть с ее яростью и ее обрядами.

— Иисус, — говорит апостол Павел, — сам отомстит неверным; бог-отец и избранные будут вечно наслаждаться их страданиями; муки неверных представлялись ярким доказательством славы и могущества господа.

Но, когда христианство стало проникать   в   более   цивилизованные круги языческого общества, бог и его сын Иисус также должны были цивилизоваться, чтобы  стать на один уровень со своими новыми последователями; они потеряли дикий обычай мстить самим и присутствовать   при  пытках  жертвы; они   переложили   на   своих   подчиненных, на демонов,   наказание неверных, которых   стали   мучить вдали от них в аду.   Дикари  избавились от мучивших их духов, отослав их продолжать свое загробное существование в мecтe злачном. Христиане считали, что смогут избавитъ города и деревни от наводнявших их демонов, заперев их в аду и поручив им приятное занятие мучить мертвецов вместо живых.


Этот отрывок из книги П.Лафарга был напечатан в журнале "Безбожник" (№12, 1936 г.).

Об авторе в журнале сообщалось следующее:

Поль Лафарг (род. в 1842 г.— умер в 1911 г.) — один из вождей мирового рабочего движения, соратник и зять Маркса. В 1936 году исполнилось 25 лет со дня его смерти.
Лафарг, приняв учение Маркса, вошел в I Интернационал. Позднее играл также видную руль во II Интернационале. Большую борьбу провел он за революционный марксизм, против всяческих его извращений. Лафаргом написано несколько: книг по теории марксизма, а также много сатирических статей и брошюр, направленных против буржуазии и против религии. Лафарг старался показать, почему возникла вера в бога и как она меняла свои формы в зависимости от изменения общественных отношений. Несмотря на ряд недостатков, работы Лафарга являются прекрасным пособием в антирелигиозной пропаганде.


Конечно, работа Лафарга не является "забытой" страницей истории свободомыслия, но уж наверняка малоизвестной. И, конечно, она интересна и значима не только для истории марксизма (который был как революционным учением, так и определенной системой философских и общественных взглядов).

Кстати, именно в Германии был в 1859 году создан Bund Freireligioser Gemeinden Deutschlands - Союз светских сообществ Германии, а в 1891-м - Deutscher Freidenkerbund - Немецкая лига свободомыслящих. Их организаторами были соратники Иоганн Ронге, Роберт Блюм и Роберт Бюхнер.

А вообще-то еще в 40-е годы XIX века в Германии были созданы "Союз отверженных", а затем "Союз справедливых", идеологом которого был Вильгельм Вейтлинг, написавший в работе "Гарантии гармонии и свободы" о правилах перехода к коммунистическому обществу":

"... 7. Государственное и церковное имущество конфискуется в пользу общества, и ни один священник, будь то еврей, язычник, христианин или турок, не получает жалования от государства. Нуждающееся в священнике общество содержит его на свой счет".

А чуть позже он же сочинил и "Евангелие бедного грешника". Подробнее о Вейтлинге - ЗДЕСЬ.