ВЫБОРЫ в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
АГИТКЛУБ поможет вам сделать правильный выбор
 

 

2009 год
 
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ:
 
 
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ:
 
   
 

 

ОБ ИСТОРИИ И ТРАДИЦИЯХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
 

Если Вам будут рассказывать о многовековых традициях местного самоуправления в России или Санкт-Петербурге - пожалейте этого человека. Ибо сам не понимает он о чем говорит.

Этих многовековых традиций нет.

Первые выборы органов городского самоуправления (городской Думы Санкт-Петербурга) проходили в конце позапрошлого века (Х1Х-го) и допущены к ним были в качестве избирателей всего несколько тысяч человек. Участвовать в выборах в царской России имели право далеко не все.

В годы советской власти в стране существовала система Советов - сначала рабочих и солдатских депутатов, потом после принятия в 1936 году новой конституции их стали называть просто Советами народных депутатов. Эти советы работали под контролем и руководством партийных органов и по сути были своего рода отделами партийных организаций по решению вопросов строительства, благоустройства, школьного образования, торговли и т.д..
А партия, кстати, была всего одна на всю страну (КПСС) и была не столько партией, сколько частью государственного аппарата, причем главной и руководящей поскольку основные решения совета министров или Госплана, например, сначала рассматривались на заседаниях партийных органов.
В каждом Совете была партийная депутатская группа, которая рассматривала вопросы, руководствуясь указаниями и решениями соответствующего парткома.

Участвовали ли в работе Советов граждане, обычные горожане? Участвовали.

Во-первых, голосовали на выборах с почти стопроцентной явкой.

Во-вторых, представители трудящихся избирались народными депутатами и раз в квартал (или раз в полгода) собирались на сессии (заседания Совета). Стоит добавить, что кандидатуры кандидатов в депутаты предварительно рассматривались партийными комитетами и затем рекомендовалось предприятиям и организациям кого именно выдвинуть кандидатами в депутаты. Но при этом существовала так называемая разнарядка: такой-то процент депутатов должен быть из рабочих, столько-то должно быть женщин, столько-то врачей, учителей и т.д.

В-третьих, поскольку часть депутатов представляла трудовые коллективы, то они могли вносить какие-то предложения, которые могли быть после соответствующих согласований утверждены. Стоит добавить, что многие промышленные предприятия имели свои ведомственные жилые дома, общежития, базовые профтехучилища. Выпускники ВУЗов направлялись по распределению в школы. В общем вся страна жила по планам, часть которых утверждалась органами советской власти. Порядок был стопроцентный. С точки зрения планирования. С точки зрения исполнения планов – естественно, не стопроцентный.

А вот влияли ли граждане, обычные горожане на работу советов? Это вопрос дискуссионный.

Работой совета фактически руководил исполком совета - исполнительный комитет (даже не столько Исполком, сколько его аппарат), а руководство этого самого Исполкома, естественно, утверждалось партийными органами. И все вопросы для заседаний, все планы готовились аппаратом исполкомов.

С другой стороны граждане всегда могли пожаловаться на работу поликлиники или ЖЭКа в райисполком или депутату, или в газету, или (что было самое страшное) в партком или народный контроль. И меры часто принимались. И на критические публикации в прессе обязательно была реакция. Правда, критические выступления строго контролировались – этого критиковать можно, а этого сейчас не надо.

Плохо работали Советы или хорошо, да и как они вообще работали - речь сейчас не об этом.

Речь сейчас о том, что нынешние муниципалитеты по своим правам, возможностям, обязанностям настолько существенно отличаются от тех Советов, которые были во времена СССР, что сравнивать их с теми органами власти, которые когда-то были, и говорить о каких-то традициях просто не имеет смысла.

В любой стране в любое время существовали органы власти, которые занимались местными вопросами. И единственная "традиция" нынешнего местного самоуправления в России в том, что оно должно заниматься вопросами не общегосударственными, а сугубо местными - муниципальными.

Если говорить о Ленинграде - Санкт-Петербурге, то в городе был до 1993 года Ленинградский городской Совет народных депутатов и соответственно Ленгорисполком и два десятка районных Советов и соответственно Райисполкомов.

Кстати, губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко некоторое время была председателем одного из райисполкомов (до того как стала народным депутатом СССР в 1989 году)

В 1993 году Президент РФ Б.Н.Ельцин издал Указ о конституционной реформе и роспуске всех советов и создании органов исполнительной и представительной власти. В 1994-м году в Санкт-Петербурге были с большим трудом (об этом будет рассказано в соответствующем разделе) избраны 50 депутатов Санкт-Петербургского городского Собрания (позже оно было переименовано в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга - сокращенно ЗС СПб). Главой исполнительной власти был мэр А.А.Собчак (позже должность тоже была переименована в губернатора). Все райисполкомы стали частью аппарата исполнительной власти и стали называться районными администрациями, каждую возглавлял Глава администрации. Никаких депутатов рядом с ним с 1994 по 1998 год и близко не было. Впрочем нет их и по сей день.

Руководство Российской Федерации налаживало взаимоотношения со странами Европы и для того, чтобы вступить в Совет Европы надо было создать органы местной власти. Был принят федеральный закон о местном самоуправлении, после долгих споров петербургские депутаты приняли свои местные законы, регулирующие деятельность МСУ в Санкт-Петербурге и осенью 1987 года прошли первые выборы депутатов муниципалитетов.

Напомним, что если в советские времена в городе было два десятка районов и органов районной власти (и жители как-то привыкли к такой структуре), то в 1997 году было создано 111 муниципальных образований. Но кроме них продолжали функционировать те же районные администрации (по сути дела преемники райисполкомов).

Так что в результате муниципальной реформы появилось новое и не слишком понятное горожанам звено (или уровень власти) - муниципалитеты.

Надо заметить, что районные власти подчиняются фактически только губернатору (правительству Санкт-Петербурга, которое губернатор же и возглавляет). И никакого депутатского контроля за районной властью нет.

А муниципальная власть устроена таким образом, что она не подчиняется ни районным властям, ни губернатору, ни депутатам Законодательного Собрания.

Органы местного самоуправления должны соблюдать требования законодательства и «подчиняться» своим избирателям.

Первое в целом (но не полностью обеспечивается).

Второе – даже дискуссии устраивать не надо. Избиратели слабо влияют на работу органов муниципальной власти.