ВЫБОРЫ в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
АГИТКЛУБ поможет вам сделать правильный выбор
 

 

2009 год
 
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ:
 
 
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ:
 
   
 

 

ЧТО ВАМ НАДО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ДЕПУТАТОВ
 

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ И ОПЫТНЫМ ИЗБИРАТЕЛЯМ

Читая этот материал сразу, пожалуйста, определитесь: вы – избиратель или так, мимо проходили.

Если мимо проходили – идите дальше.

Если избиратель – вспомните, чем отличаются ВЫБОРЫ и ГОЛОСОВАНИЕ.
Выборы – это процесс, когда вы сравниваете несколько кандидатов и решаете за кого-то из них проголосовать. А голосование – это процедура заполнения бюллетеня и опускания его в избирательную урну.

КАК ВЫ МОЖЕТЕ ВЫБРАТЬ И ПРОГОЛОСОВАТЬ

Есть несколько моделей поведения:

ГОЛОСОВАНИЕ СЕРДЦЕМ (или по зову сердца и велению души) – это ситуация непростая, потому что сердцу не прикажешь, а чужая душа потемки. Однако велению души и порывам сердца лучше следовать во взаимоотношениях с противоположным полом, а не на выборах депутата муниципального совета.

ГОЛОСОВАНИЕ ПО НАИТИЮ (случайный выбор) – осуществляется с закрытыми глазами методом тыка в любой квадратик бюллетеня. Похожие методы голосования использовали древние греки (бросали жребий, тянули палочку и т.д.). Разумеется, вы можете голосовать и так, но тогда вам стоит и во всем остальном опуститься до уровня древних (отказаться от телевизора, автомобиля, Интернета, ходить в рубище, босиком, молиться Зевсу и прочим богам и т.п.)

ГОЛОСОВАНИЕ НА ДОВЕРИИ (совет за кого голосовать вам могут дать более грамотные люди – но вам надо убедиться в том, что они действительно грамотные и желают вам блага, а не пытаются охмурить как лохотронщики какие-нибудь). Опираться на рекомендации каких-либо актеров, спортсменов или даже политиков не стоит. Актеры и спортсмены в политике разбираются плохо, а политики бескорыстного совета не дадут.

ГОЛОСОВАНИЕ ИЗ ЧУВСТВА БЛАГОДАРНОСТИ (это чувство может возникнуть по отношению к действующим депутатам). Однако надо понимать, что все свои депутатские добрые дела они совершают за счет средств муниципального бюджета и в силу депутатских обязанностей. Если же вы получили какое-нибудь пособие от муниципалитета, то выдавать вам его – их прямая обязанность.

ГОЛОСОВАНИЕ ЗА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (за подарок какой-нибудь или за календарик) – тут самое главное во-первых не продешевить, а во-вторых урвать как можно больше. И главное – не забывайте, что получение подарка вас ни к чему не обязывает.

ГОЛОСОВАНИЕ УМОМ – самый сложный вид голосования, который доступен только лицам, имеющим интеллект (надеемся, большинство ИЗ ВАС именно таково). Если вы выберете этот способ, то заодно проверите свои умственные способности, а может быть и некоторые качества кандидатов в депутаты.

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДУМАТЬ

Прежде всего вам надо узнать, в каком муниципальном образовании вы живете и проходят ли в нем выборы. Если выборы проходят, то будут ли они по одномандатным округам или многомандатным. В первом случае вам надо отметить в бюллетене только одну фамилию, во втором – несколько.

Разумеется, чтобы выбирать, вам надо знать, кто баллотируется и иметь минимальную информацию:

Кто из кандидатов баллотируется впервые, а кто является действующим депутатом.

Кто из кандидатов выдвинут или поддержан какой-то партией (какой именно) и членом какой партии является.

В отношении действующих депутатов

Если баллотируется действующий депутат, вам надо обязательно ознакомиться с его отчетом о работе. И, естественно, с отчетом о работе всего муниципального совета.

Что вам надо знать при оценке отчета:

1. Общую сумму доходов и расходов муниципального бюджета.
2. Расходы по отдельным направлениям работы. (И не только какое количество денег потрачено на благоустройство или организацию праздников, но и то, какие работы в каких местах и почему именно в этих проведены).
3. Вам надо знать, какие решения принимал муниципальный совет и какие предложения кто вносил.

Хороший муниципалитет сообщал избирателям обо всем этом в течение года. А плохо работающий – обо всем этом умалчивал.

Знаете ли ВЫ, какими деньгами распоряжались муниципальные депутаты? На что их тратили? И главное – насколько эффективно их использовали?

Вот бюджет МО «Красненькая речка» на 2009 год (берем его просто для примера) и в нем несколько расходных статей (выбираем произвольно).

Содержание главы муниципального образования – 737 000 руб
Установка, содержание и ремонт ограждений газонов – 7 млн 326 000 руб
Проведение субботников – 200 000 руб
Оплата труда приемных родителей – 413 000 руб
Периодические издания, учрежденные представительными органами МСУ – 413 000 руб
Установка лежачих полицейских – 293 000 руб

И т.д., и т.п.

А другое муниципальное образование (МО «Балканский») решило потратить «на выполнение работ по уборке, посыпке песком подходов к избирательным участкам, ремонту и покраске агитационных стендов» 199 196 рублей 00 копеек.

Резюме будет таким: Глядя на цифры в муниципальном бюджете вы сможете только поохать, но оценить, насколько эффективно эти средства используются, вам вряд ли удастся. Беда в том, что муниципалитет не удосужился к этому фактически балансовому бухгалтерскому отчету, понятному только специалисту, добавить какие-нибудь внятные пояснения.

Но кроме бюджета на будущий год вам ведь надо получить и отчет об использовании средств за год прошедший. Как минимум.

И еще надо знать о результатах проверок работы контрольно-счетной палаты, прокуратурой, самими депутатами. А как иначе? Ведь если вам эту информацию не предоставляют, то вы можете сделать простой вывод, что ее от вас утаивают. А зачем? А не хотят они, эти муниципалы, чтобы вы вникали в их дела. А почему не хотят? Наверно, берегут от излишних волнений. Спасибо им за это!

Еще один вопрос – о муниципальном заказе – это должно быть особенно интересно предпринимателям. Проводятся ли конкурсы, торги, кто в них участвует, как распространяется информация, как принять в них участие…

К слову о проверках.

В отчете Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга за первое полугодие 2008 года сообщается, что по результатам проверок выявлено «Незаконное использование бюджетных средств» - 2 миллиона 904 тысячи рублей. Проверено было полтора десятка муниципалитетов из 111.

Но это все о действующих депутатах, о работе которых у вас минимальное представление возможно и есть.

А как быть с претендентами?

И вот тут-то они и должны проявить себя. Показать, что они лучше действующих депутатов. И не внешне, по возрасту, а по своему подходу к работе. Короче говоря, претенденты должны вам сообщить, чего они хотят: чтобы все в работе муниципалитета оставалось как есть или же они хотят изменить систему и стиль работы муниципалитета. И пояснить, каким именно образом.

И когда вы получите немного больше информации, чем та, которая у вас есть, вы должны посмотреть на весь депутатский список и спросить себя: кому из этих ребят я доверю сумму в 70 миллионов рублей? (А это размер бюджета не самого крупного муниципального образования). Потому что главный вопрос – это не то, кто из кандидатов самый обаятельный и привлекательный, а кто хочет повысить эффективность работы.

О партийной принадлежности.

Так получилось, что подавляющее большинство кандидатов – либо выдвинуты партиями, либо ими поддержаны. Конечно, у вас есть свои симпатии по отношению к партиям. И вообще-то хотелось бы, чтобы партии, выдвигая кого-то или поддерживая дали свою партийную оценку положения дел в местном самоуправлении.
Но попадалась ли вам на глаза «партийная оценка» работы действующих депутатов и оценка положения дел в местном самоуправлении Санкт-Петербурга?

Складывается впечатление, что главная забота «Единой России» на муниципальных выборах – это регистрация киноактера Сергея Селина. «Дукалиса зарегистрировали» радостно сообщает единороссовский сайт. А кто остальные полторы тысячи кандидатов в муниципальные депутаты деликатно (или стыдливо) умалчивает.
"Справедливая Россия", ЛДПР, независимые ("Яблоко") озабочены напротив нерегистрацией своих кандидатов, что, по всей видимости, мешает им дать оценку положения дел в местном самоуправлении «принципиально» (как говорили в советские времена) или «однозначно» (как любит говорить В.В.Жириновский.
Единственная партия, которая утвердила свою программу на муниципальных выборах – это КПРФ. Хороша она или плоха – оценивать вам. Но во всяком случае есть, что оценивать.

Напрашивается вывод, что состояние системы МСУ наши главные партии вполне устраивает. И эффективность этих органов их вполне удовлетворяет. И значит, если их кандидаты станут депутатами, то ничего принципиально меняться не будет.

Думается, что главная забота партийцев, заседающих в Госдуме и особенно в Законодательном Собрании – провести в муниципальные депутаты как можно больше своих людей, которые потом помогут на выборах депутатов более высокого уровня.

КАК ПОВЛИЯТЬ НА СИТУАЦИЮ?

Прямо сейчас вы можете позвонить в свой муниципальный совет и потребовать полный отчет о его работе или уточнить все, что касается бюджета, результатов проверок и прочего. А если вам откажут – пожалуйтесь на них либо в Смольный, либо в ЗАКС, а можно и в прокуратуру на нарушение законодательства. В крайнем случае, губернатору или в общественную приемную президента.

В конце концов именно Дмитрий Анатольевич Медведев совсем недавно сказал, что власть должна говорить народу правду. А уж власть наиболее близкая к народу должна это делать по первому требованию народа.

Много лет назад (12 декабря 1937 года) выступая на предвыборном собрании избирателей накануне выборов депутатов Верховного Совета СССР (первых выборов по «сталинской конституции» 1936 года) И.В.Сталин сказал:

«Пока идут выборы, депутаты заигрывают с избирателями, лебезят перед ними, клянутся в верности, дают кучу всяких обещаний. Выходит, что зависимость депутатов от избирателей полная. Как только выборы состоялись и кандидаты превратились в депутатов, отношения меняются в корне. Вместо зависимости депутатов от избирателей получается полная их независимость. На протяжении 4-х или 5-ти лет, то есть вплоть до новых выборов, депутат чувствует себя совершенно свободным, независимым от народа, от своих избирателей. Он может перейти из одного лагеря в другой, он может свернуть с правильной дороги на неправильную, он может запутаться в некоторых махинациях не совсем потребного характера, он может кувыркаться, как ему угодно, - он независим.

Можно ли считать такие отношения нормальными? Ни в коем случае, товарищи.» И добавил: «обязанность и право избирателей состоит в том, чтобы они все время держали под контролем своих депутатов и чтобы они внушали им ни в коем случае не спускаться до уровня политических обывателей».

Конечно, условий для реализации сталинского призыва создано не было, но мысль была в целом верная.


Но гораздо лучше сформулировал свой совет избирателям венгерский революционер и поэт Шандор Петефи в еще более далеком 1848 году.

"А вы, мои сограждане, готовьтесь к новым депутатским выборам, которые наверняка состоятся через месяц, и готовьтесь лучше, нежели к предыдущим.
Коли обстоятельства позволят мне, я приеду к вам снова, хотя бы за тем, чтобы посмотреть некоторым людям в глаза.

Изберите депутатом кого угодно, только не того, кто подкупает вас вином и угощением, ибо такой человек вам не друг, а злейший враг. Он стремится погубить вас, и вы от него еще поплачете, но будет уже поздно...

Больше нет нужды предупреждать вас, чтобы впредь вы не верили тем, кто вас одурачил - вы им все равно больше не поверите. Вместо того, чтобы обманывать вас, эти господа лучше бы отчитались о доходах города, которые они за свою службу разбазарили неведомо куда.

Заставьте их отчитаться, раз они такие уж честные люди. А потом, когда честь их будет чиста, пусть позорят других!"

Так что если вы хотите сделать правильный выбор и выбрать «лучших» или «самых достойных», позвоните в муниципальный совет и получите информацию, которая поможет вам ответить на два самых главных вопроса:

Первый: Оставлять все, как есть или что-то менять?

И второй: «Кому из кандидатов вы доверяете распоряжаться средствами муниципального бюджета?»