И здесь и там между рядами

Звучит один и тот же глас:

- "Кто не за нас - тот против нас.

Нет безразличных, правда - с нами".

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других

 

Максимилиан Волошин

 
 
     
     
     
     
     

 

 

 
 
 
ВЫБОРЫ "ПО ГОРБАЧЕВУ"

 

 

КОГДА ВОЗНИК ЗАМЫСЕЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ?
Коварный замысел… как считают некоторые.


В марте 1985 года М.С.Горбачев был избран Генеральном секретарем ЦК КПСС.

И, о ужас, у него не было готового плана перестройки. У него вообще не было никакого плана, расписанного до мелочей: номер пункта, содержание мероприятия, сроки, ответственные…

Зато у него было Политбюро ЦК в составе, избранном в марте 1981 г. на Пленуме ЦК после ХХУI съезда КПСС (состав, правда, к марту 1985 года претерпел некоторые изменения):

Состав Политбюро ЦК КПСС
после ХХVI съезда КПСС
( март 1981 г .)

Изменения в составе к мартовскому (1985 г.) Пленуму ЦК КПСС:

Члены Политбюро:

 

Ю. В. Андропов

скончался  9 февраля 1984 г .

Л. И. Брежнев

скончался  10 ноября 1982 г .

М. С. Горбачев

В. В. Гришин

А. А. Громыко

А. П. Кириленко

выведен 22 ноября 1982 г .

Д. А. Кунаев

А. Я. Пельше

скончался  29 мая 1983 г .

Г. В. Романов

М. А. Суслов

скончался  25 января 1982 г .

Н. А. Тихонов

Д. Ф. Устинов

скончался  20 декабря 1984 г .

К. У. Черненко

скончался  10 марта 1985 г .

В. В. Щербицкий

Кандидаты в чл. Политбюро:

 

Г. А. Алиев

член ПБ с 22 ноября 1982 г .

П. Н. Демичев

Т. Я. Киселев

скончался  11 января 1983 г .

В. В. Кузнецов

Б. Н. Пономарев

Ш. Р. Рашидов

скончался  31 октября 1983 г .

М. С. Соломенцев

член ПБ с 26 декабря 1983 г .

Э. А. Шеварднадзе

Введены в Политбюро после съезда:

В. И. Долгих

канд с 24 мая 1982 г .

В. И. Воротников

канд с 15 июня 1983 г .
член ПБ с 26 декабря 1983 г .

В.М. Чебриков

канд. с 26 декабря 1983 г .

 

В "наследстве" у М.С.Горбачева была Шестая статья Конституции СССР и "застой" в самых разных проявлениях: дефицит, коррупция, устаревшее оборудование предприятий, пьянство, война в Афганистане, участие в гонке вооружений, цензура, и общественные настроения, выражавшиеся словами "они делают вид, что нам платят, а мы делаем вмд, что работаем".

Первыми лозунгами были "ускорение", "социализм с человеческим лицом". Первыми действиями – борьба с пьянством, "разрядка" в международных отношениях, введение госприемки, ликвидация последствий Чернобыля.

И еще легкая чистка кадров. Из состава Политбюро были выведены Г.В.Романов, В.В.Гришин, Н.А.Тихонов, введены члены Политбюро Е.К.Лигачев, Н.И.Рыжков, кандидаты – Б.Н.Ельцин, Н.В.Талызин, С.Л.Соколов.

Вообще-то задача, которую хотелось решить М.С.Горбачеву, формулируется просто и даже банально: сделать жизнь людей лучше.

Но как это сделать никто не знал.

Конечно, можно было закрутить гайки, но… это уже пробовали, не один раз и не получалось. Да и вообще – что это за дикость – гайки закручивать, навести порядок – это совсем другое, но опять же какой порядок и как...

За несколько лет до перестройки Ю.В.Андропов признался, что руководство страны плохо знает страну, в которой живет. Горбачев мог бы сказать, что он знал, что ситуация плохая, но даже не догадывался до какой степени.
В книге "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", выпущенной весной 1988 года, М.С.Горбачев писал:

"Непредвзятый честный подход привел нас к неумолимому выводу: страна оказалась в предкризисном состоянии. Такой вывод был сделан на состоявшемся в апреле 1985 года Пленуме ЦК..."

Что надо делать с системой, если она вот-вот войдет в кризис? С чего начинать?

Улучшать реализацию отдельных функций – планирование, исполнение, контроль, стратегию? Менять структуру органов управления? Менять кадры?

Конечно, есть замечательный анекдот о том, что систему менять надо, но это все-таки о водопроводе.

Еще можно было бы сказать, что надо срочно, решительно, радикально вводить рыночную экономику. Это было бы яркое, смелое предложение. Но при этом надо еще понимать, каким образом удержать от революционных выступлений массы работников разом обанкротившихся предприятий. Диктатурой?

«Ускорение» стало нащупыванием, поиском новых методов хозяйствования, которое показало, что надо менять принципы планирования, вводить самоокупаемость, хозрасчет с сопутствующими социальными последствиями, а значит надо менять систему управления народным хозяйством.
После Чернобыля, падения мировых цен на нефть, снижения поступлений в бюджет от продажи алкоголя ситуация в экономике стала ухудшаться еще быстрее. Что делать?

После октября 1917 года политику большевиков проводили в жизнь комиссары. В Китае культурную революцию проводили через «хунвэйбинов» под лозунгом «Огонь по штабам».

В СССР не было ни революции, ни гражданской войны и реформы должны были проводить мирными средствами вполне мирные люди, которых в то время иногда называли «прорабы перестройки». Этими прорабами должны были бы быть прежде всего партийные работники – авангард советского общества. Были бы должны…

Однако они были авангардом, не избранным демократически и свободно в качестве признанных, уважаемых и авторитетных лидеров, а авангардом назначенным, номенклатурным.

А для номенклатурного работника главные качества - исполнительность, дисциплинированность, энергичность в выполнении указаний, преданность, карьеризм, конечно.

Надо было менять систему номенклатурной, бюрократической власти в СССР , а это и означало политическую реформу.

К пониманию необходимости изменений в политической системе Горбачев пришел… впрочем, точная дата этого осознания неизвестна.

А вот появление возможностей для реализации этого понимания можно проследить.

В воспоминаниях А.Н.Яковлева («Сумерки») упоминается, что еще в декабре 1985 года он подготовил для М.С.Горбачева записку, в которой, в частности, упоминал о необходимости проведения выборов депутатов на альтернативной основе, свободных и демократичных, с количеством кандидатов не менее двух... И будто бы М.С.Горбачев заметил по этому поводу, что это еще «преждевременно».

Можно предположить, что М.С. уже думал об этом, раз оценил, что «не время».
Можно не предположить, а уверенно утверждать, что в 1986 году ЦК КПСС своего генсека не поддержал бы с такой идеей. Такой был состав ЦК, таким было Политбюро.


1986

18 февраля 1986 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором рассматривался проект новой Программы КПСС. В ней содержались отдельные положения, связанные как с избирательной системой, так и с общей демократизацией общественной жизни.

Но как бы вы интерпретировали, например, слова о "все более полном вовлечении граждан в управление государственными и общественными делами" – как повторяющийся из года в год штамп или заявку на что-то конкретное? А есть ли для вас разница между «развитием» и «совершенствованием» избирательной системы?

О смысле и предстоящем конкретном наполнении этих слов знали немногие. Да что там "знали", и думали-то об этом немногие. А простым избирателям вообще было не слишком ясно, что, как и будет ли вообще. Была (а может только появлялась) надежда...

Гораздо интереснее и понятнее были слова о том, что "Будет подниматься роль общих собраний и советов трудовых коллективов... осуществляться переход к выборности мастеров, начальников участков и руководителей других производственных подразделений".

На XXVII съезде партии в феврале 1986 года М.С.Горбачев сказал:

"Партия будет и впредь заботиться о том, чтобы депутатами избирались наиболее достойные люди, способные на высоком уровне вести государственные дела, чтобы состав Советов систематически обновлялся...»

Ничего удивительного, партия всегда заботилась об этом.

«Демократия - это тот здоровый и чистый воздух, в котором только и может раскрыть свои возможности социалистическое общество»

Но кто бы знал, что все-таки имеется в виду...

Кстати, после ХХУII съезда КПСС (в марте 1986 года) состав Политбюро был все равно не вполне (как нам представляется сейчас) "перестроечным":

Члены Политбюро:  Г. А. Алиев, В. И. Воротников, М. С. Горбачев, А. А. Громыко, Л. Н. Зайков, Д. А. Кунаев, Е. К. Лигачев, Н. И. Рыжков, М. С. Соломенцев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе, В. В. Щербицкий

кандидаты в члены Политбюро:
 П. Н. Демичев, В. И. Долгих, Б. Н. Ельцин, Н. Н. Слюньков, С. Л. Соколов, Ю. Ф. Соловьев, Н. В. Талызин

Таким был "авангард" перестройки.



Переломным стал 1987 год.

На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС был одобрен проект Закона о государственном предприятии для вынесения его на всенародное обсуждение, а в июне на Пленуме ЦК обсуждалась комплексная программа экономических преобразований.

C январского Пленума ЦК началось и политическое реформирование страны М.С.Горбачев предложил внести изменения в избирательное законодательство и при этом вынести и этот проект закона на всенародное обсуждение.

Вот это было уже сенсацией!

Выносить проект закона на обсуждение гражданами страны – такого за семьдесят лет Советской власти, кажется, не было?!

Хотя нет, в 1936 году был опубликован проект «сталинской» конституции и он широко обсуждался (но естественно с точки зрения полной поддержки и восхищения – если судить по публикациям в советской печати), в том же году в прессе обсуждали закон об абортах, да и в более поздние годы, насколько помнится, сначала ЦК КПСС (кажется, с Советом Министров) утверждал документ под названием проект «Основных направлений развития народного хозяйства на период…», его публиковали в газетах, а потом Верховный Совет его утверждал.

Так что строго говоря, Горбачев был не первым руководителем страны, который интересовался мнением народа.
Но он был первым, кто собирался делать это искренне, поскольку до него все выносимые для народного «обсуждения» проекты предполагали исключительно их одобрение, то есть все "обсуждения" имели исключительно пропагандистское значение.

Главные изменения, о которых говорилось на январском пленуме ЦК, должны были касаться того, что на один депутатский мандат смогут претендовать несколько кандидатов. При этом говорилось и о необходимости альтернативности во внутрипартийной жизни - о выборах партийных руководителей из нескольких кандидатур.

Вот это уже сенсация!

Конечно, специалисты по избирательному законодательству скажут, что еще Сталин хотел сделать выборами альтернативными, но пусть эти специалисты расскажут вам, что из этого вышло. Никакой альтернативности, а сплошной «большой террор».

В феврале 1987 года Президиум ВС РСФСР принимает Указ "О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР" и выпускает Постановление "О проведении в порядке эксперимента выборов в местные Советы народных депутатов РСФСР по многомандатным избирательным округам".

На собраниях по выдвижению кандидатов в депутаты могло рассматриваться несколько кандидатур, право выдвижения получили первичные общественные организации - сельские, уличные, домовые комитеты, советы женщин, ветеранов войны и труда, районные потребительские общества, общество "Знание" и т.д.

Вносились изменения в содержание данных о кандидате в бюллетене, расширялись права избирательных комиссий.

Экспериментальные выборы проводились по многомандатным округам и стоит обратить внимание еще на две особенности этого эксперимента.

Во-первых, проводилось окружное совещание, которое рассматривало выдвинутые кандидатуры и могло внести изменения в список кандидатов, а потом уже список утвержденных этим совещанием кандидатур кандидатов передавался на окончательное утверждение в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидатов в депутаты.

Во-вторых (поскольку округа были многомандатными) избранным считался кандидат, который набирал наибольшее количество голосов (при превышении необходимого минимума 50% + 1 голос), а другие кандидаты, получившие больше половины голосов, становились так называемыми «резервными депутатами», которые могли участвовать в работе совета с правом совещательного голоса, а в случае выбытия «основного» кандидата становились депутатами без всяких выборов.

Эксперимент касался выборов только в местные советы - районные, городские (городов районного подчинения), поселковые и сельские советы и охватил около 4-5% районов страны, в целом на 94 тыс. мандатов было выдвинуто свыше 120 тыс. кандидатов

Эксперимент оригинальный (особенно в части №резервных" депутатов), спорный, конечно, но немного приучавший и кандидатов, и избирателей к тому, что на выборах может быть конкуренция.

Этот механизм – проведение отбора выдвинутых на собраниях трудовых коллективов кандидатов перед их регистрацией был использован и при подготовке закона о выборах народных депутатов СССР и вызывал недовольство и незарегистрированных кандидатов, и избирателей.


1988 год - ХIХ Всесоюзная партконференция

Один из соратников М.С.Горбачева - В.А. Медведев в своих воспоминаниях ("В команде Горбачева: взгляд изнутри") рассказывает:

"Все мы были единодушны в том, что в политической системе нужны коренные перемены в направлении правового государства. В существующем порядке отсутствовало главное - контроль снизу за органами государственной власти и управления, их руководителями.

Бесконтрольность власти развращает тех, кто стоит у ее кормила, не говоря уже о том, что она неспособна обеспечить высокое качество управления. Оказалась приниженной роль Советов. Состав депутатов вроде бы отличался достаточной представительностью, но он не был результатом демократического волеизъявления, а просто заранее подгонялся под заданные параметры посредством "выборов без выбора". Работа Советов носит формальный характер и сводится к штамповке законов и постановлений, подготовленных аппаратом, без глубокого проникновения в их содержание. В этих условиях не могло быть и речи о сколько-нибудь действенном контроле за исполнительной властью со стороны Советов.

Мы полностью отдавали себе отчет в том, что корень дела - во взаимоотношениях государства и партии. Власть и управление в стране принадлежат по существу партии, осуществляются партийными органами, в избрании которых не участвуют 4/5 населения страны. В решениях партийных органов даются прямые указания по тем или иным вопросам государственной, хозяйственной и культурной жизни.

Ведомства центрального государственного управления - по иностранным делам, обороне, госбезопасности, внутренним делам, культуре, телевидению и радиовещанию, издательствам -- и многие другие лишь номинально входят в правительство, а фактически работают под руководством ЦК. В рамках ЦК в виде отраслевых отделов сформировался и аппарат хозяйственного управления.

Аналогичная картина и на местах. В противоречие даже с действующей Конституцией, первичные партийные организации наделены Уставом КПСС правом контроля деятельности администрации всех предприятий и организаций.

Замысел Горбачева оказался иным: превратить Советы в постоянно действующие органы, учредить посты председателей Советов всех уровней, как высших должностных лиц, имея в виду, что руководитель партийной организации соответствующего уровня, а в стране - лидер партии, избирается председателем соответствующего Совета. Все это теперь хорошо известно и уже в значительной мере ушло в историю.

Насколько я мог уловить, вариант Горбачева был продиктован стремлением поднять роль Советов, превратить их в действительно работающие органы народной власти".

 

На XIX Всесоюзной конференции КПСС (28 июня - 1 июля 1988 года) была принята резолюция "О демократизации советского общества и реформе политической системы", в которой, в частности, говорилось о том, что должно быть обеспечено право неограниченного выдвижения кандидатур, широкое и свободное их обсуждение, включение в избирательные бюллетени большего числа кандидатов, чем имеется мандатов, строгое соблюдение процедуры выборов, регулярная отчетность депутатов и возможность их отзыва.

Это уже была конкретика.

Необходимо сказать о том, что в советские времена на всех предприятиях, в организациях и учреждениях была развита система политпросвещения, проведения лекций, политинформаций, собраний для разъяснения решений партии и правительства, международной обстановки. Партийные организации практически все и в обязательном порядке проводили партийные собрания по итогам пленумов и съездов партии, готовили партийных пропагандистов для разъяснения и т.д. Было еще и общество «Знание», лектора которого читали лекции на самые разные темы.

В перестроечные годы (особенно после 1987 г .) разъяснение решений партии стало переходить в их обсуждения – все более живые, непосредственные и дискуссионные. А как иначе? Ведь партия начала политику гласности и демократизации!

В 1987 году стали возникать первые дискуссионные общественно-политические клубы, а в 1988 году появляться и народные фронты, а некоторые группы стали даже называть себя партиями ("Демократический союз"). Впрочем, подробнее обо всем этом в разделе Народный фронт.


В конце сентября 1988 г. на Политбюро ЦК КПСС были обсуждены предложения об изменениях и дополнениях Конституции, а также по выборам народных депутатов СССР. После рассмотрения в Верховном Совете СССР они были опубликованы для всенародного обсуждения.

Это было действительно обсуждение – с резолюциями собраний, с письмами в газеты и журналы. И не было сплошного «одобрямс» - от граждан, трудовых коллективов, общественных организаций, научных и учебных заведений, средств массовой информации поступило более 120 тысяч предложений и замечаний.

1 декабря 1988 г. внеочередная 12-я сессия Верховного Совета СССР приняла Законы "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР" и "О выборах народных депутатов СССР", а также постановление "О дальнейших шагах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства".

Менялось не просто выборное законодательство, менялась система органов власти в стране.

Был учрежден новый высший законодательный орган - Съезд народных депутатов СССР, который должен был собираться один раз в год. Съезд избирал из своего состава Верховный Совет СССР, Председателя и первого заместителя Председателя ВС СССР. Съезд народных депутатов был правомочен решать любой вопрос, отнесенный к ведению СССР. К исключительному ведению Съезда относилось: принятие Конституции СССР и внесение в нее изменений; принятие решений по вопросам национально-государственного устройства; установление государственной границы СССР, утверждение изменения границ между союзными республиками; определение основных направлений внутренней и внешней политики; утверждение перспективных государственных планов; избрание Верховного Совета СССР, Председателя и первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР.

Съезд состоял из 2250 депутатов и формировался из трех основных частей: 750 депутатов избирались по территориальным округам на основе равного избирательного права (численность избирателей по коругам была сопоставима), 750 отражали представительство административно-территориальных единиц и избирались по национально-территориальным округам (численность избирателей по округам различалась существеннее), 750 – избирались на пленумах и съездах общественных организаций по разной квоте представительства: например, 100 депутатов от КПСС, 1 от общества филателистов.

Были эти изменения революционными или половинчатыми, сохранявшими устойчивость власти, компромиссными, провоцирующими, стимулирующими активность, продуманными? Подходы могут быть разными. Можно оценивать их с точки зрения формальной, содержательной, лично эгоистичной (как мне или вам хотелось бы), государственной (как было бы полезно для отечества) и т.д.

Формально, измененная Конституция СССР и новый избирательный закон стали менее демократическими:

Выборы народных депутатов стали не вполне равными и прямыми, только две трети депутатов избиралось непосредственно гражданами, а треть своеобразными «выборщиками» в «общественных организациях» (а почему именно в этих и почему именно такие квоты -?), причем не членами этих организаций, а их «делегатами». В результате в округах на каждый мандат депутата пришлось по 230,4 тыс. избирателей, а в «общественных организациях» - по 21,6 избирателей (в десять с лишним тысяч раз меньше!).
На выборах не соблюдался принцип «один человек - один голос». Один и тот же избиратель мог голосовать и в своем округе, и в тех общественных организациях, членом руководящих органов которых являлся. А уж участвовать в выдвижении кандидатов можно было теоретически многократно.

Однако практика выборов по сравнению с предыдущими десятилетиями оказалась революционной.


НЕКОТОРЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ:

Число кандидатов в народные депутаты не ограничивалось, каждый участник собрания по выдвижению кандидатов в депутаты мог предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою. Также гарантировалось, что в избирательные бюллетени может быть включено неограниченное число кандидатов.

Было установлено право выдвижения кандидатов в депутаты собраниями избирателей по месту жительства, при этом собрание считалось правомочным, если на нем присутствовало 500 избирателей, проживающих на территории избирательного округа.

Было закреплено право избирателей вести агитацию как "за", так и "против" кандидатов в депутаты на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Кандидат в депутаты мог выступать с программой своей будущей деятельности.

Появились нормы закона о наблюдателях -     представителях трудовых коллективов, общественных организаций, собраний избирателей, доверенных лицах, а также представителях печати, телевидения, радио, которые могли присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в депутаты, подсчете голосов на избирательном участке, определении результатов выборов по округу и подведении общих итогов выборов.

Устанавливалось, что решения участковой комиссии могут быть обжалованы в суде, а не в местном Совете, образовывавшем избирательную комиссию, как это было прежде.

Конечно, были и «антидемократические» нормы об окружных собраниях, которые окончательно формируют список кандидатов по округу, то есть служат неким «ситом», и конечно, эти выборы от общественных организаций…

Правда было еще одно и, возможно, самое «недемократическое решение» о том, что должно быть обеспечено совмещение постов руководителя партийной организации и председателя соответствующего Совета на всех уровнях. То есть (например) председателем Моссовета мог быть только депутат Моссовета являющийся руководителем Московской парторганизации, или председателем Верховного Совета Украины мог быть только депутат съезда НД Украины, являющийся первым секретарем ЦК Компартии Украины.

А оборотной стороной этой «антидемократичной» нормы стало то, что если первый секретарь товарищ Пупкин, не становился депутатом, то он не мог стать и председателем Совета. Но тогда председателем Совета должен был стать какой-нибудь товарищ Тяпкин и он же должен стать руководителем парторганизации. Ведь совмещение постов обязательно. А товарищ Пупкин должен отправляться в отставку… Говоря проще, если секретарь горкома оказывался без депутатского мандата, то секретарем горкома партии мог и должен был стать только кто-либо из депутатов.

И это была ловушка для партработников, которая сработала.


ВЫБОРЫ "ПО ГОРБАЧЕВУ" - 1989

 
 
AGITCLUB.RU : ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР В 1989 ГОДУ