Из стенограммы заседаний Первого съезда народных депутатов СССР
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
ОТДЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ:
ОТДЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
(обсуждение доклада М.С.Горбачева "Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР) :
 


 
 
     
     
     
     
     

 

 

 
 
 

ПЕРВЫЙ СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ заседание второе
доклад мандатной комиссии (Б.Гидаспов)

 

Заседание второе

Кремлевский Дворец съездов. 25 мая 1989 года. 16 часов.

Председательствует Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР В. И. Воротников.


Председательствующий
. Товарищи депутаты, продолжим нашу работу. Слово для доклада Мандатной комиссии Съезда предоставляется председателю комиссии депутату Гидаспову.

Гидаспов Б. В. (Петроградский территориальный избирательный округ, г. Ленинград).


ДОКЛАД МАНДАТНОЙ КОМИССИИ

Товарищи депутаты! Состоявшиеся выборы народных депутатов СССР завершают один из важных этапов реформы политической системы СССР. Впервые за многие десятилетия у нас в стране проведены подлинно демократические выборы. Миллионы людей по всей стране приняли самое заинтересованное участие в выдвижении кандидатов, в предвыборных дискуссиях.

Прошедшая избирательная кампания затронула сложные, глубинные процессы нашей жизни, способствовала выявлению общего мнения по широкому кругу вопросов внутренней и внешней политики. Избирателями и общественными организациями даны народным депутатам тысячи наказов и предложений. Выборы органично влились процесс перестройки, стали всенародным референдумом в ее поддержку. Мандатная комиссия Съезда, избранная в количестве 47 человек, руководствуясь статьей 110 Конституции СССР, проверила полномочия народных депутатов СССР, избранных в марте, в апреле и в мае 1989 года, и представляет на ваше рассмотрение результаты этой работы.

В соответствии с Конституцией СССР, избирательным законом выборы народных депутатов проводились по 750 территориальным, 750 национально-территориальным округам и впервые, подчеркиваю, впервые от общесоюзных общественных организаций, которым было предоставлено также 750 мандатов. По сообщению Центральной избирательной комиссии, с которым выступил ее председатель тов. Орлов, в избирательных округах и общественных организациях были созданы необходимые условия для проведения выборов в соответствии с Конституцией СССР и Законом о выборах.

Как известно, избирательным законом расширены возможности трудовых коллективов и общественных организаций по выдвижению кандидатов в депутаты. Это право впервые было предоставлено собранию избирателей по месту жительства. Для обсуждения выдвинутых кандидатов, их предвыборных программ и принятия решения о представлении кандидатов к регистрации в 836 избирательных округах были проведены окружные предвыборные собрания. Предвыборные мероприятия, как правило, проходили в обстановке открытости и гласности. В день выборов на избирательных участках, заседаниях избирательных комиссий при подсчете голосов и установлении результатов выборов присутствовали доверенные лица кандидатов в депутаты, представители трудовых коллективов, общественных организаций, работники средств массовой информации. Всего на 2250 мандатов кандидатами в народные депутаты было выдвинуто 9505 человек. Причем 282 кандидата в депутаты были выдвинуты собранием избирателей по месту жительства. Из десятков тысяч кандидатур, предложенных низовыми коллективами, было выдвинуто 923 кандидата в депутаты от общественных организаций.

Тем самым было положено начало практике реальных альтернативных выборов.

Кандидатами в народные Депутаты СССР были зарегистрированы 5074 человека, из них 2195 по территориальным округам, 1967 — по национально-территориальным округам, 912 — от союзных общественных организаций. В 399 округах баллотировалось по одному кандидату в депутаты. Мандатная комиссия Съезда, проверив представленные ей протоколы избирательных комиссий о регистрации кандидатов в депутаты, их заявления о согласии баллотироваться от соответствующих округов и общественных организаций, считает законной регистрацию всех кандидатов. В выборах народных депутатов СССР, состоявшихся 26 марта с. г., приняли участие 172 миллиона 800 тысяч избирателей, или 89,8 процента от числа включенных в списки. Впервые в нашей избирательной практике в рамках единой избирательной кампании проводилось повторное голосование и повторные выборы соответственно в 76 и 198 округах. В территориальном избирательном округе № 619 Казахской ССР проведены выборы вместо умершего депутата. В ходе выборов от общесоюзных общественных организаций в голосовании приняло участие 16,2 тысячи, или 84,2 процента от общего числа включенных в списки голосующих. В пяти общественных организациях проводились повторные выборы. В Центральной избирательной комиссии на основании протоколов избирательных комиссий зарегистрировано 2249 избранных депутатов.

Подводя итоги выборов, необходимо отметить, что Центральная избирательная комиссия, окружные участковые избирательные комиссии, избирательные комиссии общественных организаций в целом обеспечили проведение выборов в соответствии с требованиями Конституции и Закона о выборах. В то же время Мандатная комиссия считает необходимым доложить Съезду о том, что в Центральную избирательную комиссию за время ее деятельности поступило более 8 тысяч писем и телеграмм и около тысячи граждан побывали на приеме по вопросам организации выборов. Граждане высказывали неудовлетворение работой избирательных комиссий, организацией выдвижения кандидатов, а также проведением окружных избирательных собраний. Имелись критические замечания и в адрес Центральной избирательной комиссии. Указывалось на единообразное применение в ряде мест некоторых положений избирательного закона, поступали жалобы на необоснованный отказ в регистрации кандидатов в депутаты.

Центризбирком рассматривал также жалобы о неравных условиях участия кандидатов в предвыборных мероприятиях, в частности о том, что одни из них имели более широкие возможности в использовании средств массовой информации. Сообщалось о фактах некорректного отношения кандидатов, их доверенных лиц друг к другу, о попытках оказать давление на избирателей. Обращалось внимание на тенденциозность освещения подготовки к выборам в отдельных избирательных округах.

Мандатная комиссия рассмотрела информацию Центральной избирательной комиссии о результатах проверки заявлений и жалоб, поступивших в ее адрес, по вопросам правомочности выборов отдельных депутатов. В ряде из них ставились под сомнение результаты выборов народных депутатов СССР. Все эти обращения рассмотрены Центральной избирательной комиссией. Нарушений закона, ставящих под сомнение результаты выборов, Центральная избирательная комиссия не установила.

Мандатная комиссия считает возможным согласиться с таким выводом. Вместе с тем члены Мандатной комиссии отмечали, что имевшиеся недостатки в подготовке и проведении выборов в определенной мере обусловлены несовершенством отдельных норм Закона о выборах.

Рассмотрены также письма и заявления, поступившие в Мандатную комиссию. В них выражается несогласие отдельных граждан с результатами выборов. Высказываются негативные оценки политических, деловых и моральных качеств избранных депутатов. В некоторых письмах предлагается не признавать полномочия депутатов, в выступлениях которых содержались, по мнению граждан, положения, не соответствующие Конституции СССР, советским законам, и по другим причинам. Проверив эти обращения, комиссия не установила нарушений законодательства о выборах. Другие же вопросы не входят в ее компетенцию.

Комиссия считает возможным признать полномочия всех народных депутатов СССР, а указанные письма и заявления передать во вновь избираемый Верховный Совет СССР. В итоге Мандатная комиссия вносит предложение признать полномочия всех 2249 избранных народных депутатов. Они получили на выборах, как это и требуется, необходимое число голосов избирателей, участников съездов, конференций, пленумов общесоюзных органов и общественных организаций, принявших участие в голосовании.

Таким образом, если будет принято предложение комиссии, на сегодняшний день депутат не избран только в одном избирательном округе.

Товарищи! В союзных республиках с учетом итогов выборов от общественных организаций сложились следующие группы народных депутатов СССР. В РСФСР —1099, Украинской ССР — 262, Белорусской ССР — 94, Узбекской ССР — 108, Казахской ССР — 99, Грузинской ССР — 91, Азербайджанской ССР — 72, Литовской ССР — 58, Молдавской ССР — 55, Латвийской ССР — 52, Киргизской ССР — 53, Таджикской ССР — 57, Армянской ССР — 53, Туркменской ССР — 48, Эстонской ССР — 48 народных депутатов.

На Съезде представлены также все автономные республики, автономные области, автономные округа. Народными депутатами СССР избраны представители 65 национальностей. Из числа всех народных депутатов 88 процентов впервые избраны в высший представительный орган государственной власти страны; 1957 народных депутатов, или 87 процентов, являются членами и кандидатами в члены КПСС.

Наш Съезд достаточно полно отражает социально-профессиональную структуру советского общества. В составе Съезда 557 народных депутатов, или 24,8 процента, работники промышленности, строительства, транспорта и связи. 425 народных депутатов, или 18,9 процента,— труженики сельского хозяйства. Среди нас 532, или 23,7 процента,— это рабочие и рядовые колхозники, то есть те, кто своим трудом, конкретными делами претворяет в жизнь программу обновления нашего общества.

Значительное количество депутатских мандатов — 616, или 27,4 процента, избиратели вручили представителям научной и творческой интеллигенции. Среди депутатов ,1806 ' человек, или 80,3 процента, в возрасте от 30 до 60 лет, 187 депутатов — моложе 30 лет, причем девяти из них —- 21 год, 133 народных депутата являются членами ВЛКСМ, народными депутатами избраны 352 женщины.

Образовательный уровень депутатов, избранных в высший орган государственной власти, характеризуется следующими данными. 1702 народных депутата, или 75,7 процента, имеют высшее и незаконченное высшее образование, каждый пятый — ученую степень или ученое звание, в том числе 140 — это академики, члены-корреспонденты Академий наук СССР и союзных республик, 528 депутатов, или 23,5 процента, имеют среднее общее и среднее специальное образование.

В числе народных депутатов 152, или 6,8 процента,— руководители объединений, предприятий промышленности, 192, или 8,5 процента,— руководители колхозов, совхозов, агропромышленных объединений. Среди депутатов 316 работников науки, высшей школы, просвещения, 96 — народного здравоохранения, 146 — культуры и искусства, 58 — средств массовой информации. В числе народных депутатов — 237 партийных работников. Это секретари ЦК КПСС и ЦК компартий союзных республик, секретари крайкомов, обкомов, окружкомов, горкомов и райкомов партии, а также первичных партийных организаций. Каждый второй депутат имеет опыт работы в Советах народных депутатов. Вооруженные Силы СССР представляют 80 народных депутатов. Впервые народными депутатами избраны 7 религиозных деятелей. I Как видно из приведенных данных, состав народных депутатов СССР обеспечивает возможность эффективной работы новых высших органов государственной власти. Товарищи!

Мандатная комиссия Съезда выражает уверенность, что народные депутаты СССР будут с честью оправдывать это высокое звание, всегда будут на уровне требований, предъявляемых к депутатам народом. Комиссия вносит на рассмотрение Съезда следующий проект Постановления:

«Съезд народных депутатов СССР, рассмотрев представление Мандатной комиссии, в соответствии со статьей 110 Конституции СССР, постановляет:

Признать полномочия 749 народных депутатов СССР, избранных от территориальных избирательных округов, 750 народных депутатов СССР, избранных от национально-территориальных избирательных округов, и 750 народных депутатов СССР, избранных от общесоюзных общественных организаций».

 

Председательствующий . Товарищи депутаты! Есть ли вопросы к докладчику?

Голос с места. Я подал в Мандатную комиссию Съезда позавчера депутатский запрос по поводу нарушений Закона о выборах в Латвийской ССР.

Гидаспов Б. В. Центральная избирательная комиссия рассмотрела все поступившие в нее запросы, их поступило большое количество. Мы рассмотрели результаты работы Центральной избирательной комиссии и согласились с этими результатами. В Центральную избирательную комиссию и в Мандатную комиссию поступило 60 писем и обращений трудящихся, в том числе и с многими подписями, в адрес 43 народных депутатов. Избирательная комиссия не имеет возможности рассмотреть их все и считает целесообразным передать их в Верховный Совет СССР. Мы занесли в протокол, что в ряде случаев мы считали бы целесообразным создание специальных депутатских групп для того, чтобы рассмотреть указанные вопросы. Поскольку в письмах не содержится никаких сведений о нарушении Закона о выборах, а приложенные документы свидетельствуют о том, что он тоже никак не нарушен, эти вопросы выходят за пределы компетенции Мандатной комиссии.

Председательствующий . Может быть, мы аналогичные вопросы рассмотрим после того, как решим вопрос, касающийся конкретно функций Мандатной комиссии. А вот те вопросы, которые возникают,— здесь есть записка товарища Шенгелая, который просит дать слово для заявления,— и другие мы рассмотрим и по ним определимся и примем соответствующие решения. Если эти вопросы требуют участия Съезда и рассмотрения Съездом, создания каких-то комиссий Съезда, которые бы рассмотрели и решили эти вопросы или внесли на рассмотрение эти вопросы, то, наверное, следует нам так и поступить.

А сейчас давайте рассмотрим конкретные вопросы, относящиеся к компетенции Мандатной комиссии.

Товарищи, депутат Гидаспов огласил проект Постановления Съезда о признании полномочий народных депутатов СССР.

Есть ли по данному проекту какие-то замечания и предложения?

Голоса с мест . Нет.

Председательствующий . Позвольте тогда поставить этот вопрос на голосование. Прошу приготовить удостоверения. Кто за то, чтобы принять Постановление, представленное Мандатной комиссией, прошу поднять удостоверения. Прошу опустить. Кто против? Посчитайте, товарищи.

Костенюк А. Г . Против проголосовал 21 человек.

Председательствующий . Двадцать один. Кто воздержался, товарищи? Не вижу. Прошу счетчиков сосчитать. Воздержались 11 депутатов.

Постановление Съезда о признании полномочий народных депутатов СССР принято. (Аплодисменты).

Позвольте, товарищи, сердечно поздравить всех нас с утверждением полномочий народных депутатов СССР. (Аплодисменты).

Есть несколько заявлений. Слово имеет товарищ Куценко.

Куценко Н. А., юрисконсульт Кременчугского домостроительного комбината №3 (Полтавский национально-территориальный избирательный округ, Украинская ССР).

В мой адрес поступила вчера телеграмма из Миргорода Полтавской области для оглашения Съезду. «Сообщите Съезду. Секретарь Полтавского обкома партии Мякота не имел права баллотироваться на выборах, ибо он является депутатом двух Советов. Это грубое нарушение статьи 96 нового конституционного Закона о выборах. Съезд не имеет права утвердить его депутатом Верховного Совета, а скрытая от народа инструкция, разосланная окружным комиссиям, является антиконституционной, она рождена бюрократическим аппаратом в интересах бюрократов, как рождены сотни антинародных инструкций. Получение телеграммы прошу сообщить в Миргород». Подписал Куликов — преподаватель истории, пенсионер.

Таков вопрос. Действительно, товарищ Мякота является депутатом областного Совета народных депутатов и Верховного Совета Украинской ССР и теперь народный депутат СССР. В связи с этим необходимо решение Съезда для того, чтобы он мог избирателям дать четкий и ясный ответ.

Председательствующий . Вы закончили?

Куценко Н. А. Да.

Председательствующий . Спасибо. Слово для разъяснения имеет товарищ Лукьянов.

Лукьянов А. И. Товарищи! В соответствии со статьей 96 Конституции СССР «... гражданин СССР не может быть одновременно народным депутатом более чем в двух Советах народных депутатов». Вопрос поставлен правильно. Но это до тех пор, пока его полномочия не утверждены. Вот сейчас утверждены полномочия товарища Мякоты в третьем Совете народных депутатов, и он должен будет сложить полномочия в одном из двух других Советов. Вот и вся история. Так что можно признать его полномочия. (Аплодисменты).

Председательствующий . Ясно, товарищи? Слово для заявления имеет депутат Шенгелая.

Шенгелая Э. Н., режиссер-постановщик киностудии «Грузия-фильм», г. Тбилиси. (От Союза кинематографистов СССР).

Товарищи депутаты! Хочу обсудить вопрос, связанный с происшествием, которое было в Тбилиси. В связи с этим сделаю следующее заявление. Работала комиссия Верховного Совета Грузинской ССР с того момента, как это происшествие произошло. Имеются материалы этой комиссии. Я прошу вашего согласия распространить эти материалы, в них обращение к вам, заключение медицинской комиссии, заключение химико-токсикологической комиссии и рассмотрение условий, при которых был объявлен комендантский час. Эти документы во многом вам помогут понять ту ситуацию и те последствия, которые сложились после этой акции. Поэтому прошу у вас разрешения распространить этот документ. Это — первое.

Второе. Мы делаем три депутатских запроса: Министру обороны — Язову, первому заместителю Министра обороны — Кочетову, Министру внутренних дел СССР — Бакатину. Просим их к тому моменту, когда будет обсуждаться этот вопрос, дать нам официальный ответ на запросы.

Третье. Нами сделан видеофильм, который, я считаю, вы должны обязательно посмотреть, чтобы воочию понять, что же произошло. Ввиду того, и, к сожалению, мы это констатируем, что центральная пресса, телепередача «Время» во многом дезинформировали общественность страны, мне кажется, было бы правильным, если бы в полной мере вы это увидели, и организаторы Съезда помогли бы нам показать вам эту кассету. Она идет один час. Дезинформация общественности — это плохо, плохо, когда президент страны получает не совсем верную информацию и поэтому в его выступлениях бывают неточности. Я бы просил Михаила Сергеевича и Президиум Съезда эту кассету тоже просмотреть. Это очень важно.

И последнее. Вследствие этой — другого слова я не нахожу — военной карательной акции погиб к сегодняшнему дню 21 человек, более 4 тысяч человек обратились за врачебной помощью, более 3 тысяч человек отравлены, сотни покалечены и ранены. Этой акцией руководил генерал Родионов. Я не думаю, что к лицу нашему Съезду такой депутат в наших рядах. Вот что я хотел заявить. И это передаю в Президиум Съезда. Спасибо. (Аплодисменты).

Председательствующий . Уважаемые товарищи! Товарищ Шенгелая поднял действительно очень важный вопрос, который волнует не только народ Грузии, но и весь советский народ. Поэтому возникает предложение в этой связи — от имени Съезда поручить Президиуму образовать специальную комиссию, которая рассмотрела бы весь комплекс вопросов, поднятых здесь и возникающих вновь в связи с событиями в Тбилиси, с тем чтобы эта комиссия, которую следует утвердить решением Съезда, подработала их в период работы Съезда, и поручить ей досконально и обстоятельно разобраться во всех аспектах этой трагедии и доложить Съезду. Не будет возражений против такого предложения?

Горбачев М. С. Если успеет — Съезду, если не успеет — Верховному Совету. Документы, я думаю, надо разослать, и пусть товарищи их посмотрят.

Председательствующий . Так как вопросов поставлено несколько, их надо обстоятельно и досконально изучить и доложить Съезду.

Согласны с таким предложением? Проголосуем. Кто за это предложение, прошу поднять удостоверения. Прошу опустить. Кто против? Нет. Воздержавшиеся? Нет.

Горбачев М. С. Товарищи, это настолько больной вопрос, он затронул всех нас. Пусть Президиум подработает персональный состав комиссии и вынесет его на утверждение Съезда. Надо, чтобы была создана комиссия, которой мы будем все доверять. Надо это все довести до конца.

Председательствующий . Считаем, что мы решили этот вопрос. Слово депутату Игитяну.

Игитян Г. С., генеральный директор Республиканского центра эстетического воспитания, директор Музея современного искусства Армении, г. Ереван. (От Союза художников СССР).

Я целиком солидарен с тем, что сказал депутат Шенгелая. Как депутат я был в Тбилиси, ознакомился со всеми материалами. Это действительно чудовищная трагедия, насилие, жестокость. Я не хочу называть следующее слово, которое идет после этого. Но я хочу обратить внимание Съезда, впервые с этой трибуны, на тот серьезный факт, который имел место в Сумгаите. Когда после обращения Михаила Сергеевича Горбачева к народам Азербайджана и Армении армянский народ вышел с лозунгами «Ленин. Партия. Горбачев», в ответ последовала чудовищная, жесточайшая реакция в Сумгаите, которая унесла многие жизни. Такого на территории нашей страны никогда еще не было, разве что в годы вражеского нашествия. В Сумгаите были многочисленные насилия, убийства, выжигания крестов, погромы. И я считаю, что Съезд должен этот вопрос очень серьезно рассмотреть. Ведь это происходило в тридцати минутах езды от Баку, столицы союзной республики, в течение нескольких дней. До сих пор политической оценки Сумгаит не получил. Я считаю, что это начало того варварства, которое — если мы не прекратим, не пресечем — пойдет очень далеко.

Мы пережили Великую Отечественную войну, и в той войне все мы были братьями. Мы не можем позволить, чтобы во время перестройки, когда партия обращается к нашим народам, этот вандализм, который был проявлен, не получил должной политической оценки. И мы считаем, что трагедия в Тбилиси, так же как и трагедия в Сумгаите, должна быть осуждена, чтобы никогда впредь, никогда в нашей Советской стране не было проявления таких фактов. Я считаю, что нас поддержат все союзные республики. Но я должен сказать, мы не почувствовали, что прогрессивная часть Азербайджана, ее интеллигенция осудили этот акт насилия. Если бы это совершили армяне, я бы встал и попросил извинения перед всем советским народом и перед всем миром. Но мы почему-то этого не слышали. Мы только слышали во время обсуждения этой проблемы, как секретарь ЦК Компартии Азербайджана Везиров говорил о намусе. Намус, товарищи, это совесть. Так вот, можно ли говорить о совести после проявления такого жестокого насилия. Я прошу всех вас, все братские республики Советского Союза, я прошу и честных азербайджанцев присоединиться к моему голосу.

Председательствующий . Давайте закончим с одним вопросом, который обсуждается в соответствии с утвержденной повесткой дня. У нас может возникнуть немало заявлений, объективно правильных, которые в соответствии с повесткой мы по ходу дела будем рассматривать. Имеется в виду, и об этом шла речь вчера на собрании представителей групп, целый ряд вопросов, которые мы обсудим в конце заседания. Возникает необходимость обсудить целый ряд вопросов, которые могут быть решены на Съезде или по ним будут даны поручения Верховному Совету, правительству или другим каким-то организациям. Поэтому просьба действовать таким образом, чтобы мы шли в соответствии с тем Временным регламентом и с той повесткой, которые приняты. Если у вас есть замечания по докладу Мандатной комиссии, пожалуйста.

Алкснис В. И., подполковник, старший инженер-инспектор войсковой части, Прибалтийский военный округ (Югльский национально-территориальный избирательный округ, Латвийская ССР).

Председатель Мандатной комиссии ввел Съезд в заблуждение. Позавчера мной был подан депутатский запрос в Мандатную комиссию Съезда народных депутатов СССР. Разрешите зачитать его. «В ходе проведения выборов народных депутатов СССР по национально-территориальным округам Латвийской ССР была грубо нарушена статья 17 Закона о выборах народных депутатов СССР. В нарушение положения статьи 17, которая гласит, что национально-территориальные округа образуются с равной численностью избирателей на всей территории соответствующей союзной республики, в Латвийской ССР были созданы округа с разной численностью избирателей: от 28,8 тысячи человек в 308-м округе до 127,3 тысячи человек в 290-м округе. То есть разница была в четыре раза. Средняя расчетная численность избирателей в каждом национально-территориальном избирательном округе республики, исходя из общего числа, должна была составлять примерно 62 тысячи человек. Малочисленные национально-территориальные избирательные округа были образованы в основном в сельских районах республики, что обеспечило большинство депутатских мандатов именно от этих районов, несмотря на то, что большинство населения (71 процент) проживает в городах. Это существенно ограничило возможности рабочего класса, а также русскоязычного населения республики быть избранными в народные депутаты СССР. Характерно, что именно по этим малочисленным округам баллотировались и были избраны многие ведущие руководители Народного фронта Латвии, что в определенной мере свидетельствует о возможном умышленном нарушении статьи 17 Закона о выборах народных депутатов СССР в пользу представителей Народного фронта Латвии. Из одиннадцати членов думы Народного фронта Латвии, избранных депутатами, десять баллотировались по этим малочисленным округам.

14 апреля с. г. на встрече избранных депутатов в ЦК Компартии Латвии я предложил создать депутатскую комиссию для расследования данного нарушения Закона. Однако это предложение поддержки не нашло. 4 мая я подал депутатский запрос Генеральному прокурору СССР по данному вопросу. Ответа не получено. 11 мая письмо аналогичного содержания мной было передано в Приемную Президиума Верховного Совета СССР. Президиум Верховного Совета СССР в духе старых застойных времен передал это письмо тому, на кого я жаловался,— в Президиум Верховного Совета Латвийской ССР, и я оттуда получил «отписку».

Я обращаюсь с предложением создать депутатскую комиссию для того, чтобы разобраться в данной ситуации и выяснить, что же произошло.

Я в этом усматриваю настоящий «уотергейт» — по той ситуации, которая сложилась, по тому, как затыкали мне рот. Ведь даже здесь, в Москве, мне тоже пытались заткнуть рот. Меня уговаривали в Центральной избирательной комиссии, чтобы я не поднимал этот вопрос. Но я считаю, что построить правовое государство на фундаменте беззакония и лжи невозможно. Если мы сейчас не наведем порядок в этом вопросе, то нам грозит беда в будущем. Вот что я хотел вам сказать. (Аплодисменты).

Председательствующий . Товарищи, может быть, нам принять такое решение — поручить Центральной избирательной комиссии и Мандатной комиссии еще раз рассмотреть этот вопрос, если в этом есть необходимость. Нет возражений?

Горбачев М. С. Нет, я так понимаю, что товарищи уже одной комиссии — избирательной не доверяют в том смысле, что она уже этим занималась.

Голоса с мест . Правильно!

Горбачев М. С. Но у нас есть Мандатная комиссия. Может, в этой связке они пусть посмотрят вместе и доложат. Если мы не удовлетворимся, создадим специальную депутатскую группу.

Председательствующий . Товарищи, нет возражений против такого предложения? Нет.

Голоса с мест . Есть!

Председательствующий . Есть? В чем возражение выражается?

Голоса с мест . Раньше уже разбирались.

Горбачев М. С. Но не было же Мандатной комиссии, а теперь мы ее добавляем.

Председательствующий . Товарищи, наверное, Мандатная комиссия совместно с Центральной избирательной комиссией, придя к какому-то решению, доложат Съезду. Ну, может быть, еще председателю Мандатной комиссии дадим возможность выступить?

Гидаспов Б. В. Еще раз я даю справку. Этого материала Мандатная комиссия не рассматривала. Мы рассматривали только протоколы избирательной комиссии по тем жалобам, заявлениям, которые поступили в ее адрес. Если есть такой запрос, я его не видел, но думаю, что Мандатная комиссия совместно с Центральной избирательной комиссией в состоянии разобраться.

Председательствующий . Думаю, что предложение заслуживает внимания. Мандатная комиссия на Съезде будет работать, могут возникнуть еще какие-то предложения, какие-то замечания. Она будет рассматривать эти вопросы. Потом, наверное, правильно будет, чтобы Мандатная комиссия совместно с Центральной избирательной комиссией рассмотрели этот вопрос и внесли результаты рассмотрения на Съезд. Будем голосовать за это предложение?

Предлагается сначала проголосовать за первое предложение — о создании депутатской группы, которая бы рассмотрела эти вопросы. И второе предложение — чтобы этот вопрос рассмотрела Мандатная комиссия совместно с Центральной избирательной комиссией. Два предложения. Прошу поднять удостоверения тех, кто голосует за первое предложение.

Еще раз я хочу повторить: первое предложение, которое внес депутат,— о создании депутатской группы, которая бы рассмотрела те нарушения, которые, с его точки зрения, произошли при образовании округов.

И второе предложение — поручить этот вопрос от имени Съезда рассмотреть Мандатной комиссии совместно с Центральной избирательной комиссией. Вот два предложения.

Предлагается поправка. Чтобы одна Мандатная комиссия рассмотрела. А если возникнет необходимость, она пригласит представителей Центральной избирательной комиссии с тем, чтобы заслушать соображения, по которым эта комиссия принимала решение.

Первый вопрос — это тот, что внес депутат о создании депутатской группы или депутатской комиссии. Кто за первое предложение, прошу поднять удостоверения.

Просьба посчитать, товарищи счетчики!

(Идет подсчет голосов).

Председательствующий . Разрешите доложить результаты голосования. За первое предложение проголосовало 246 депутатов. Кто за то, чтобы принять второе предложение, то есть поручить рассмотрение этого вопроса Мандатной комиссии? Прошу поднять удостоверения. Явное большинство. Думаю, нет необходимости считать. Значит, поручаем рассмотреть вопрос Мандатной комиссии.

Прежде чем предоставить слово очередному выступающему, я хотел бы сделать такое заявление. Просьба к товарищам, кто просит слово, связывать свое выступление только с работой Мандатной комиссии. Если у кого возникают другие предложения, то давайте посоветуемся, будем ли мы разворачивать в отличие от установленной повестки дня дополнительное обсуждение проблем. А теперь предоставим слово очередному выступающему, депутату Мамедову.

Мамедов М. Р., первый секретарь Бакинского горкома Компартии Азербайджана (Бакинский — Октябрьский национально-территориальный избирательный округ, Азербайджанская ССР).

Уважаемые народные депутаты! Меня заставило выйти на эту трибуну безответственное выступление народного депутата Игитяна. Дело в том, что все те выражения, которые мне не хотелось бы повторять и адресовать кому-то сидящему в этом зале или любому представителю советских народов, являются оскорблением, это обида для моего народа, пролетарского Баку, того народа, который сам дал достаточно резкую оценку тому, что произошло в Сумгаите. Все, что после этого делалось в азербайджанской партийной организации, в Азербайджанской Советской Социалистической Республике, говорит о том, что мы никогда не искали конфронтации. Мы никогда не искали причин для вражды между двумя народами. Все свидетельствует как раз о том, что мы стремимся найти компромисс. Осуждая то, что было в Сумгаите, мне бы хотелось спросить: разве Игитян не знает, что сегодня в Армении из 165 тысяч азербайджанцев никого не осталось? Разве Игитяну не известно, сколько азербайджанцев убито в Армении?..

Председательствующий . Уважаемый товарищ депутат! Я прошу Вас остановиться. Я считаю, товарищи, что здесь не место и не время для того, чтобы высказывать вот такие взаимные обвинения. Мы собрались единой семьей, представители 65 народов и национальностей Советского Союза, для того, чтобы солидаризироваться, для того, чтобы объединиться, для того, чтобы выработать программу нашего дальнейшего движения вперед, к перестройке. Поэтому, видимо, нет необходимости во взаимных упреках, обвинениях с одной, с другой, с третьей стороны. Иначе мы вообще уйдем неизвестно куда. Надо все-таки иметь выдержку, иметь ответственность. Я прошу поэтому Вас закончить выступление. (Аплодисменты).

Слово по докладу Мандатной комиссии имеет депутат Заславский. После выступления товарища Заславского я ставлю на голосование вопрос о продолжении прений по докладу Мандатной комиссии.

Заславский И. И., научный сотрудник Московского текстильного института имени А. Н. Косыгина (Октябрьский территориальный избирательный округ, г. Москва).

У нас прошли выборы на конкурентной основе. Очень важно, чтобы в дальнейшем они проходили без каких-то отклонений от закона. Сейчас много жалоб накопилось на какие-то нарушения закона, связанные с деятельностью избирательных комиссий. Я ставил вопрос по некоторым наиболее серьезным случаям. Конкретно по Пролетарскому округу г. Москвы и по Смоленскому национально-территориальному округу № 27. Там было большое количество жалоб граждан на то, что несколько бюллетеней давали одному человеку. Но в общем в этом надо разбираться. Мы тогда решили передать это дело в Верховный Совет, но раз уж Мандатная комиссия будет работать, может быть, два-три наиболее серьезных случая действительно следует рассмотреть в ходе Съезда, чтобы принять по ним соответствующее решение, выяснить, правильно ли жалуются; если правильно, то принять определенные меры, чтобы, когда будут выборы в республиканские, местные Советы, каждый знал, что отклонения от закона, давление на избирателя пользы не приносят. А если вновь произойдет что-то не так, тогда опять-таки надо разобраться. (Аплодисменты).

Председательствующий . Есть предложение принять к сведению информацию товарища Заславского.

Заславский И. И. Я соответствующее предложение приложу к протоколу комиссии.

Председательствующий . Давайте проголосуем. Кто за то, чтобы закончить на этом обсуждение вопроса, связанного с работой Мандатной комиссии, перейти к следующему вопросу повестки дня? Кто за это предложение, прошу проголосовать. Просьба опустить удостоверения. Кто против? Прошу посчитать. Три человека против. Предложение принимается.

Товарищи депутаты! Следующий вопрос повестки дня — избрание Председателя Верховного Совета СССР.

Слово по этому вопросу предоставляется депутату Айтматову.

 

День первый - продолжение (избрание Председателя Верховного Совета СССР. Выступление депутата Ч.Айтматова и обсуждение)



 
 
AGITCLUB.RU : ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР В 1989 ГОДУ