Из стенограммы заседаний Первого съезда народных депутатов СССР
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
ОТДЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ:
ОТДЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
(обсуждение доклада М.С.Горбачева "Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР) :
 


 
 
     
     
     
     
     

 

 

 
 
 

ПЕРВЫЙ СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ ДЕПУТАТОВ

 

Народный депутат СССР
Н.А.Назарбаев


Кремлевский Дворец съездов. 30 мая 1989 года. Заседание шестое

Председательствует народный депутат СССР Нишанов Р.Н.

Председательствующий . Слово имеет депутат Назарбаев. Следующим будет выступать депутат Каипбергенов.

 

Назарбаев Н. А., Председатель Совета Министров Казахской ССР (Алма-Атинский — Илийский территориальный избирательный округ, Алма-Атинская область).

 

Уважаемые товарищи депутаты! В ходе нашего Съезда называли немало причин пробуксовки в ходе перестройки. Предыдущий товарищ — тоже. Я бы хотел продолжить эту мысль.

Я бы поддержал выступления товарищей Попова, Адамовича и других в той части, где они остро критикуют пустые полки, рост цен, дефицит и другие недостатки. Мы все это понимаем, ощущаем, видим, и эта критика справедлива. Плюрализм мнений поддержан еще Лениным: «Мы не претендуем на то, что Маркс или марксисты знают путь к социализму во всей его конкретности. Это вздор. Мы знаем направление этого пути, мы знаем, какие классовые силы ведут по нему, а конкретно, практически, это покажет лишь опыт миллионов, когда они возьмутся за дело».

Не кажется ли вам, уважаемые депутаты, что мы и есть представители миллионов, взявшихся за дело, ждущих от нас решений, которые преобразуют наше общество в лучшую сторону в рамках социалистического выбора. На мой взгляд, корни наших бед в решении главной задачи — в лечении болезни базиса, экономики. В этом нам нужен точный диагноз. Занимаясь по долгу службы вопросами практической экономики, могу сказать, что мы достоверного положения в экономике страны и сегодня не имеем. Я разделяю выводы майского репортажа «Правды» по итогам заседания Совета Министров. В нем, на мой взгляд, удачно показано обострение кризиса в экономике. Судите сами: по данным Госкомстата СССР, производство продукции в стране увеличилось, а полки пустые. Принятые решения по экономической реформе резко увеличили приток незаработанных денег, вымывается дешевый ассортимент. Планы выполняются, состояние экономики ухудшается. Нет необходимого роста производства продовольствия в стране, а доходы в сельском хозяйстве растут. Почему? Много накопилось таких «почему». Надо наконец-то определить всю глубину кризиса в экономике, выработать четкий путь его преодоления.

В этой связи депутаты вправе обратиться к уважаемым мною ученым, которых немало и среди депутатов. Мы знаем, что в застойный период с мнением ученых, как и с нашим, не считались. Аппарат управлял всем, делал свое дело. Но с самого начала перестройки в правительстве создана комиссия по совершенствованию хозяйственного механизма. Костяк этой комиссии, ее научная секция — цвет нашей экономической науки, генераторы научных идей реформы. Правительство, советуясь с ними, принимает решение. Но что мы имеем на деле? Сегодня есть первая, вторая, третья модели хозрасчета. Наверное, будет и четвертая. Но ведь хозрасчета самого на самом деле нет! (Аплодисменты).

Был старый регулятор — средняя заработная плата. Мы его убрали, и правильно. А новых не придумали. Этим удвоили эмиссию, расшатали без того разбалансированное финансовое положение страны. Двенадцатая пятилетка была составлена в самых худших традициях застоя. Чтобы хоть внешне подправить, во всех документах записали, что показатель товарной продукции принимается как расчетный для аналитических целей. Кто этому верит? Темпы роста остаются, зарплата, как и прежде, привязана к объему в рублях, а накручивать вал за счет повторного счета, цены и получать зарплату, не производя продукцию, не введя объекты, мы научились давно и продолжаем сейчас. И этот показатель, осужденный на XXVII съезде партии и на июньском ( 1986 г .) Пленуме ЦК, продолжает жить. Вал в рублях, а не товары, стал еще более мощным в двенадцатой пятилетке, достиг своего апогея. Удовлетворять потребности людей, а не показатели ведомств — тоже осталось призывом. А теперь вынуждены вернуться к самому архаичному показателю — соотношению производительности труда и средней зарплаты, которое внесено четырьмя уважаемыми ведомствами. Пусть они на меня не обижаются, но этот документ носит на предприятиях название «Письма банды четырех». (Аплодисменты).

Товарищи! Данный показатель работать не может, потому что производительность труда существенно влияет на уровень цен, то есть чем больше цена, тем выше производительность труда. Ведь согласно азам марксистско-ленинской политэкономии повышение производительности труда снижает цены, а у нас пока наоборот — рост цен повышает производительность труда и заработную плату. Вся экономика перешла на самофинансирование, оптовые цены не пересмотрели. Сейчас закладывается низкая рентабельность на мясо и молоко, в чем мы сейчас острее всего нуждаемся, а на шею арендатора хотим повесить старые долги села. Оптовая торговля не развернута, нет ресурсов. Мы знаем из средств массовой информации о том, что во всем мире принято: если кто-то вносит предложение и добивается его принятия и если оно оказывается на деле несостоятельным, проваливается, то авторы уходят в отставку. Вот так и нам бы, депутатам, знать, кто же составил такую пятилетку и чьи идеи осуществляются в ходе нашей перестройки?

Анонимность у нас отменена. Так давайте покончим с анонимностью авторов различных моделей хозрасчета, реформ на селе. Нам нужно знать своих «героев», кто есть кто. (Аплодисменты). Необходимо отработать вместе с учеными различные альтернативные варианты управления в отраслях и республиках, конечно, при единых принципах и с учетом специфики каждого региона. Это создает основу республиканского научного хозрасчета. При этом надо учесть, что при нынешних ценах это все равно, что строить экономику на песчаном фундаменте. Сначала все республики согласовали этот хозрасчет, а потом некоторые из них отказались. Думается, что стоит внимательно отнестись ко всем без исключения предложениям, в том числе московской группы депутатов.

Ведомственный диктат привел к тому, что богатейшая сырьевыми ресурсами, пользующимися на мировом рынке повышенным спросом, наша республика оказалась в тяжелейшем положении в своем социальном развитии и на грани экологического кризиса. Действуя методом слона в посудной лавке, министерства уничтожили Арал. Экибастуз засыпает золой степь. Нефть не служит тем, кто ее добывает. Для различных полигонов отчуждены земли животноводов, о компенсации и речи нет.

Особо хочу сказать о семипалатинском ядерном полигоне, действующем с 1949 года и начавшем взрывы сначала в атмосфере. Население вокруг с тех пор возросло в четыре раза. Но военные готовы убедить нас чуть ли не в полезности испытаний для здоровья людей. Мы понимаем, что это сегодня государственная необходимость. Но надо же провести настоящий глубокий анализ влияния атомных взрывов на окружающую среду и рассказать об этом людям. Не говоря уже о некоторых затратах на улучшение жизни там живущих.

Прошло четыре года перестройки, а союзные министерства не позволяют еще предприятиям пользоваться даже сверхплановой продукцией, даже отходами и вторичными ресурсами, нефтью и углем. Все остальное, чем позволено владеть Казахстану, составляет лишь семь процентов объема промышленности, а 93 процента предприятий отчисляют от своих прибылей республике лишь один процент. Доколе республики будут ходить с протянутой рукой в московских кабинетах? (Аплодисменты).

Товарищи депутаты! Творческий гений человека создал Байконур, прекрасный город Ленинск. Но мало кто из вас знает, что ворота космической гавани страны, станция Тюратам, остается убогим прибежищем местного населения, которое не пускают, как с горечью писал в «Буранном полустанке» Чингиз Айтматов, даже к местам захоронения предков. Месторождение Майкаин дало стране золото на миллиарды рублей, но жизнь населения этого поселка так и осталась необустроенной. Таких примеров я мог бы привести много. Наше правительство с помощью ученых должно предложить меры по сбалансированию экономики. Все что угодно, но нам надо начинать жить по средствам. Есть постановление: несбалансированных планов в стране не принимать. Надо же это постановление выполнять. Сократить потери продовольствия в стране, происходящие из-за отсутствия оборудования для переработки.

Оборонные отрасли, которым поручено создавать новейшую технику для переработки и хранения, проваливают решения. Опять виновных нет. Должен заявить, что только в Казахстане мяса, молока, овощей теряем ежегодно из-за этого 20 — 30 процентов, примерно так же и в стране. Вот где продовольственные ресурсы у нас! По министерствам, товарищи. Мы сегодня с вами не знаем, что будет вместо министерств. Я хочу, зная многих министров лично, сказать вам, что многие сегодняшние министры — это не то, что было в 1984 году. Поменялось их много. Это вчерашние хорошие руководители крупных предприятий и специалисты. Думаю, не надо бросаться нам из одной крайности в другую. Но и эти новые не смогли все же разбить монополизм, изменить роль ведомств. Нам надо создавать крупные фирмы, ассоциации, концерны, которые сами изберут свои органы в Москве для координации перспективы. Преодолеть нашу болезнь не выполнять и никак не отвечать за невыполнение хороших решений.

Затянулась реализация лозунга «Вся власть Советам!». Фактически сегодня Советы пока не имеют возможности самостоятельно решать вопросы комплексного развития своей территории, у них для этого нет ни правовой, ни материально-технической, ни финансовой, ни кадровой базы. Необходимо ускорить принятие Закона о местном самоуправлении. О какой власти сегодня можно говорить, хотя говорим уже четыре года! Ее нет на самом деле! Надо также законодательно разрешить местным Советам от уровня района до республики приостанавливать решения любых ведомств любого ранга в случае, если они приводят к экологическим осложнениям, угрожают безопасности и здоровью населения в данном регионе. (Аплодисменты).

Необходимо по-настоящему поднять ответственность руководителей в областях, республиках, министерствах за улучшение жизни населения на местах. К сожалению, мы мало говорили о том, что именно на месте, именно в районе, в области, в республике, колхозе, совхозе, на предприятии тормозится сегодня ход перестройки. Перестройка дала уже много возможностей, надо их умело использовать. Люди, наконец, должны понять, что не правительство их кормит, а, наоборот — они кормят всех. Поддерживаю положение доклада Михаила Сергеевича Горбачева о том, что сейчас нужны конкретные дела. Для этого нужна дисциплина на производстве и в обществе. Считаю, что дестабилизация выгодна только антиперестроечным силам. Надо укреплять законность, поднять роль административных органов, выполнять советские законы.

В бурных процессах этих дней мы не должны забывать о том, что 70 прошедших лет не состояли из одних промахов, имеющийся экономический потенциал не свалился с неба, а есть результат труда старших поколений, усилий всех народов. Нам не нужна автаркия, нам надо крепить наш экономический конвейер, а интеграцией сейчас занимается весь мир.

Депутаты образно говорили об опасности разрушения корабля в океане. Я бы применил это и к дружбе народов нашей страны. Верховный Совет должен найти механизм целостности государства на новой, ленинской основе. Диктат, идущий от ведомств, которые находятся в Москве, в сознании некоторых людей ассоциируется с Россией, с русским народом. Я не согласен с этим. Россия сама пострадала от этого немало. Разве не говорят об этом Нечерноземье, экологические проблемы, даже более острые, чем в других республиках. Но ведь никто не может сказать, что Россия когда-то тянула одеяло только на себя. Думаю, что престиж России тоже надо поднимать. (Аплодисменты).

В то же время, товарищи, только сильная республика — основа сильного центра. Надо на деле расширить права всех республик как равноправных, суверенных членов федеративного союза в его ленинском понимании. Должен быть разработан эффективный механизм реализации полномочий республик; монополия на недра как исключительную собственность Союза должна быть в разумных пределах, переработка их должна быть выгодной и для республики. Необходимо гарантировать достойное представительство национальных республик в руководстве во всех федеральных органах, включая правовые, оборонные, внешнеполитические. (Аплодисменты).

Уважаемый Михаил Сергеевич, не могу не сказать еще об одной боли казахстанцев. Цитирую по своим записям Ваше выступление на Политбюро в мае 1987 года: «Хочу высказаться принципиально, и в декабре 1986 года Казахстан был на высоте. Политического кризиса в Казахстане не было. Не ставлю под сомнение интернационализм в Казахстане».

Эти слова были моим главным ответом на многочисленные вопросы моих избирателей, которые вызывали бурное одобрение всех. Об интернационализме казахского народа могли бы сказать и те 34 академика, а также писатели и кинематографисты, весь цвет советской интеллигенции, которым в годы войны пришлось трудиться в Казахстане. Об этом могут сказать целинники и сегодняшние народные депутаты, представляющие весь многонациональный Казахстан. Сейчас в республике делается все, чтобы полнее учитывать интересы всех народов, проживающих в Казахстане, в целях укрепления традиционной дружбы.

У каждого депутата, выступившего на Съезде, свое отношение к тому, что происходит в стране. Думается, что это не разъединяет, а объединяет нас всех. Я за формулу, высказанную в докладе Михаила Сергеевича Горбачева: мнения могут быть разные, а политика у нас одна, это — перестройка. Спасибо за внимание. (Аплодисменты).

 

 

вернуться

 

 
 
AGITCLUB.RU : ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР В 1989 ГОДУ