Из стенограммы заседаний Первого съезда народных депутатов СССР
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
ОТДЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ:
ОТДЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
(обсуждение доклада М.С.Горбачева "Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР) :
 



 
 
     
     
     
     
     

 

 

 
 
 

ПЕРВЫЙ СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ ДЕПУТАТОВ

 

Народный депутат СССР
А.М.Масалиев


Кремлевский Дворец съездов. 31 мая 1989 года. Заседание седьмое

Председательствует Первый заместитель председателя Верховного Совета СССР А.И.Лукьянов

Председательствующий . Выступает депутат Масалиев.

 

Масалиев А. М., первый секретарь ЦК Компартии Киргизии (Иссык-Кульский территориальный избирательный округ, Киргизская ССР).

Уважаемые народные депутаты! Наши избиратели ждут от нас с вами разумных подходов к решению наболевших вопросов, которых накопилось предостаточно во всех сферах жизни. Эмоциями, митингами, злобными выступлениями здесь дела не поправить. Нужны практические действия. Об этом говорилось в докладе Михаила Сергеевича Горбачева и в выступлениях многих депутатов. Я с ними полностью солидарен.

Поскольку вся власть переходит Советам, то, естественно, повысится роль и ответственность Верховного Совета СССР, его постоянных органов. Как сделать, чтобы Верховный Совет оказывал реальное влияние на улучшение общественной атмосферы и ускорение решения социально-экономических задач? Над этим всем нам надо подумать. Собственно говоря, смысл реформы политической системы в этом и заключается.

Хочу высказать свои соображения. Учитывая, что Съезд народных депутатов будет собираться дважды в год, следует пересмотреть и характер, и длительность работы Верховного Совета, Съездов, уточнить сроки и продолжительность проведения весенних и осенних сессий. Что касается постоянных комиссий и комитетов, то они могут работать столько, сколько это необходимо для основательной подготовки вопросов до внесения их в Верховный Совет.

По моему мнению, два Съезда и две сессии в год — многовато. Главное в работе высшего органа власти, так же как и Съезда, должно быть больше деловитости, конкретности, здравого смысла. Здесь многое зависит от нас, депутатов. Пока же преобладают эмоциональные разговоры, нежели дельные мысли.

Еще один вопрос, связанный с авторитетом депутатов и деятельностью Верховного Совета. Он касается работы с предложениями и критическими замечаниями депутатов. Нам нужен эффективный механизм их обобщения, оценки и учета, гарантирующий, что ни одно из предложений народных депутатов не останется без внимания. Таким механизмом могла бы стать, например, специально созданная комиссия Верховного Совета, а. может быть, и Съезда, которая изучала бы все поступившие от депутатов предложения, давала соответствующие поручения по их проработке и реализации, осуществляла контроль за их претворением в жизнь. Такой подход во многом предотвратит факты отписок, как это случалось в прежние времена. Люди хотят видеть своих депутатов не только критикующими все и вся, но и активно работающими, вносящими личный вклад в дело перестройки, решение продовольственного снабжения населения, в организацию выполнения решений и законов, которые нам доверено принимать.

Несколько слов о межнациональных отношениях. Этот вопрос, пожалуй, наиболее сложный, щепетильный и, прямо скажем, недостаточно изученный. Как уже говорилось, он будет рассмотрен на Пленуме ЦК. Закономерно, что этой проблеме большое внимание уделяется и на Съезде. Как известно, по инициативе Центрального Комитета партии и при активном участии всех регионов идет поиск конструктивных подходов, направленных на сплочение общества, расширение суверенитета и самостоятельности республик. Мы, депутаты от Киргизской ССР, поддерживаем эти меры и надеемся, что они воплотятся в конкретные правовые акты. Прежде всего необходимо на справедливой основе отрегулировать взаимоотношения в сфере экономики как между республиками и центром, так и между союзными республиками. Здесь немало деформаций. В Киргизии, например, сложилось однобокое развитие экономики с упором на добывающие и сырьевые отрасли, что отрицательно сказывается на формировании бюджета и решении социальных проблем. В связи с подготовкой республики к переводу на хозрасчет и самоуправление предстоит тщательно рассмотреть и решить все эти вопросы. По нашему глубокому убеждению, путь дальнейшего развития наций и народностей лежит не в изоляции, а в органическом сочетании самостоятельности республик, с учетом общегосударственных интересов. Действительно, прочный союз — это сильные республики и сильный центр, искреннее доверие и взаимное уважение наших народов друг к другу. Поэтому, решая свои региональные проблемы, нам, народным депутатам, все же надо помнить об огромной ответственности перед потомками за сохранение сплоченности многонациональной Страны Советов. Иные подходы нанесут в конечном счете серьезный ущерб каждому региону и его народностям. Ленин учил подходить к любому явлению конкретно, исторически. С учетом этого мы считаем, что на нынешнем сложном этапе развития страны важно сосредоточить усилия не на пересмотре сложившихся национально-государственных форм, не на перекраивании территорий тех или иных республик, ибо это разрушит существующие хозяйственные связи и обернется новыми экономическими трудностями, которых у нас и без того достаточно. Конечно, имеющиеся в республиках вопросы следует рассматривать и решать. Сегодня нам самим надо наладить порядок на местах. Москва за нас этого не сделает. У каждой республики немало возможностей и прав для преодоления многих проявлений национальной несправедливости, устранения перекосов в языковой политике, в развитии культуры, образовании и других сферах.

Не могу не остановиться на демократизации нашей общественной жизни. Бесспорно, происходящие демократические процессы — это важные завоевания перестройки. Их следует приветствовать и закреплять. В то же время ни на минуту нельзя забывать о необходимости укрепления сознательной дисциплины. К сожалению, эту важную работу мы необоснованно ослабили. И не случайно на волне демократии всплыли экстремистские

элементы, разжигающие националистические настроения, сознательно подрывающие авторитет Советского государства, Коммунистической партии, ее политику и идеологию. Как свидетельствуют факты, кое-где дело доходит до кощунственных посягательств на святые для нас ценности. Звучат призывы «от Октября вернуться к февралю». Брошена тень даже на Ленина.

Да, нельзя не согласиться с товарищем Ельциным в том плане, что за годы перестройки еще не решены вопросы лучшего снабжения населения продуктами питания, не хватает квартир, товаров. Но мы все люди взрослые, понимаем, такие сложные вопросы за четыре года не решить. Это надо хорошо знать всем депутатам. Но сказать: «Ничего не сделано, нынешний состав ЦК, правительство не смогут решить проблемы», — хотя это звучит привлекательно для неискушенных, но все же несправедливо. Подвижки есть и в экономике, и в культуре, и в других сферах. Разве не об этом свидетельствуют прошедшие выборы и ход проведения сегодняшнего нашего Съезда? (Аплодисменты).

Спекулируя на демократии, отдельные лица строят свою политическую карьеру на очернительстве видных партийных и государственных деятелей, используя в этих целях прессу, телевидение, радио, которым, как говорили депутаты, не всегда хватает объективности. В определенной степени им удалось создать у общественности негативное отношение к работникам партийных комитетов как к бюрократам. Конечно, среди них есть и бюрократы, безответственные люди, а разве их нет среди интеллигенции, представителей других сфер деятельности? Много недостатков, перекосов и в работе партийного аппарата. Об этом правильно говорят депутаты. И надо делать выводы — быстрее перестраивать стиль и методы его работы, добиваться реальных результатов. Но мы видим и то, что наряду с критикой аппарата ведется прямая атака на партию, отбрасывается завет Ленина о том, что ни одна партия ни дня не просуществует без аппарата. Мы надеемся, что разрабатываемый закон о печати определит права и обязанности работников средств массовой информации, поможет тем, кто, говоря ленинскими словами, туманит себе голову свободой печати, этим блестящим болотным огоньком проповедует так называемую «чистую демократию», пытается вывести прессу из-под контроля. В нашем обществе, как не раз подчеркивал товарищ

Горбачев, все органы, общественные организации, руководящие деятели партии и государства должны быть под контролем народа. За последние годы некоторые ученые-экономисты основательно «обжили» страницы газет, журналов, регулярно выступают по телевидению, говорят о провалах в экономике, о финансовых трудностях. Об этом идет речь на Съезде. Но разумного выхода из сложившейся ситуации не предлагают. Разве они живут вне общества? (Аплодисменты).

Голос с места . Предлагают.

Масалиев А. М. Предлагаете, но мы, суверенная Киргизская республика, ни одного ученого за эти годы не видели. Ни одного предложения от вас не получили. (Аплодисменты). Пора бы всем нам объединить усилия и обрести конструктивное начало в своей деятельности, направить ее на практическое решение актуальных задач

Как мы с вами знаем, в ряде регионов складывается непростая обстановка, что серьезно влияет на общественно-политическую атмосферу в стране. Прямо скажем, появившиеся здесь разного рода группировки и объединения нередко порождают социальные конфликты, подстрекают людей на конфронтацию с партийными и советскими органами, провоцируют развитие межнациональных отношений в опасном направлении, втягивают население в «митинговую демократию», призывают к, забастовкам — все это наносит огромный урон перестройке, от этого страдает трудовой народ.

Некоторым так понравились митинги и демонстрации, что даже в дни работы Съезда их не прекращают. Для чего? С какой целью? Ясно, что не для консолидации общества, а для нагнетания политической напряженности. Похоже, что чем хуже в стране, тем им лучше. А ведь сейчас имеются все возможности рассматривать и решать любые возникающие конфликты спокойно, по-деловому на каждом предприятии, где на демократической основе созданы советы трудовых коллективов, возглавляемые авторитетными людьми. Есть для этого и другие демократические рычаги.

Мы были свидетелями, когда в этом зале прозвучали голоса о создании фракции даже среди депутатского корпуса. Это тоже преподносится как требование демократии. Люди впервые по-настоящему почувствовали демократию, но кое-кто уже хочет превратить ее в анархию, а принятые для наведения порядка указы Президиума Верховного Совета называют антидемократическими. Возможно, эти законодательные акты еще несовершенны, но в интересах подавляющего большинства народа они должны действовать, мы их поддерживаем. (Аплодисменты).

И последнее. Некоторые ораторы, как уже говорили; назвали депутатов из среднеазиатских республик «послушными, голосующими за все единогласно. Это по меньшей мере несерьезно. Давайте не будем навязывать свои неприемлемые мнения другим.

В свою очередь нам хочется, чтобы Москва — столица Союза ССР, Ленинград — колыбель Октября были в авангарде борьбы за перестройку, чтобы коммунисты, рабочий класс, интеллигенция этих крупнейших экономических, научных и культурных центров показывали пример организованности и порядка. Мы надеемся, что московская и ленинградская группы депутатов также поработают в этом направлении. Спасибо за внимание. (Аплодисменты).


 
 
AGITCLUB.RU : ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР В 1989 ГОДУ