Из стенограммы заседаний Первого съезда народных депутатов СССР
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
ОТДЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ:
ОТДЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
(обсуждение доклада М.С.Горбачева "Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР) :
 



 
 
     
     
     
     
     

 

 

 
 
 

ПЕРВЫЙ СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ ДЕПУТАТОВ

 

Народный депутат СССР
С.С.Алексеев


Кремлевский Дворец съездов. 1 июня 1989 года. Заседание десятое

Председательствует народный депутат СССР Горбунов А.В.

Председательствующий . Предоставляем слово депутату Алексееву. Следующим выступит депутат Распутин.

Алексеев С. С., члён-корреспондент Академии наук СССР, директор Института философии и права Уральского отделения Академии наук СССР, г. Свердловск. (От Академии наук СССР).

Уважаемый товарищ председатель! Уважаемые товарищи депутаты! Разрешите мне поделиться с вами некоторыми соображениями о том главном, чем мы призваны заниматься, — о законодательстве.

Первое соображение — это соображение решающее, о стратегии законодательства. С тем, чтобы наше законодательство осуществлялось по научно продуманной, четкой, выверенной линии. Ведь перед нами задача стоит грандиознейшая. Мы должны создать передовую, совершенную, высококлассную правовую систему, которая бы отвечала стандартам правового государства. Как к этому приступить?

В портфеле Верховного Совета уже имеется свыше 40 законопроектов. Да мы в своих обещаниях, в своих платформах наобещали, наверное, не меньше. На заседаниях наших прозвучало 10—15 предложений об издании законов. Как разобраться в этой громадине? Что, сразу поставить их все на рассмотрение? Или установить любимую нами очередь? А может быть, мы какой-то крупный акт, акт крупнейшего, глобального значения упустим? Не получилось бы так, как случилось, извините, с нашей экономической реформой, когда при ясности общего замысла мы с самого начала не отработали ее формулу и только сейчас начинаем постигать, что этой формулой является переход от бюрократического хозяйства к социалистически многоукладной, товарно-рыночной экономике.

Для этого нужна выверенная законодательная политика, нужна четкая, строгая законодательная стратегия. Важны все законы, и каждый выступающий, конечно же, скажет, что его закон нужно поставить на первое место. Но мы, думаю, должны трезво и объективно определить приоритеты.

Со своей стороны, я бы указал на три таких приоритета — это самое главное, о чем мне хотелось сказать. Первый приоритет под знаком «срочно» и «неотложно» — это те законодательные меры, которые нужно немедленно принять на ближайшей сессии Верховного Совета. Это — о статусе депутата, это — о регламенте, обязательно о референдуме. Может быть, еще ряд законов. Я считаю, что можно было бы принять закон о забастовках, чтобы подвести под это дело нормативную основу, об общественных объединениях; отменить или уточнить те указы, те нормативные акты, которые не встретили у нашей общественности, в нашем народе поддержки.

Второй приоритет, под знаком «высшей степени важности», это — подготовка Конституции. Я сделал паузу, чтобы вы обратили внимание, что я не сказал новая Конституция. Я считаю, что все четыре предшествующие конституции — четыре! — это не украшение нашего общества. В основном это были политико-декларативные документы. Такого рода документы были, несомненно, нужны в восемнадцатом и двадцать четвертом году, когда конституировалось наше государство. Но вот Конституции 1936 и 1977 годов... Их декларативный характер уже стал во многом фарсом и, извините, в какой-то степени ложью.

Я думаю, мы должны создать первую настоящую юридическую Конституцию, которая бы в сжатых, четких, может быть, афористичных формулах закрепила существование нашего государства как свободного, которая бы закрепила свободное, безопасное существование каждого человека.

Мне кажется, что дальнейшие меры по углублению нашей политической реформы должны осуществляться в контексте подготовки этой Конституции. Чтобы не было разброса: то мы решаем один, то другой вопрос, теряя самое главное — стержень нашего конституционного развития.

Третий приоритет под знаком «самая кричащая проблема». Я считаю, что после того, как мы примем неотложные законодательные меры и вынесем решение о подготовке Конституции, мы должны все силы обратить на подготовку законов о нашей хозяйственной системе с тем, чтобы в ближайшее время, пусть это не покажется фантастикой, к первому января следующего года подготовить пакет актов или комплекс актов, систему актов с тем, чтобы превратить нашу экономику в эффективную, хорошо работающую.

Я говорю: в ближайшее время, в полгода, в несколько месяцев, потому что время не ждет. Мы не решим ни одной проблемы — ни продовольственной, ни пенсионного обеспечения, ни библиотечного дела, никакой, если у нас не будет эффективного, хорошо работающего народнохозяйственного механизма. Мы по-прежнему будем заниматься распределением продукции печатного денежного станка. Притом мы должны принять именно комплекс законов, потому что опыт показывает: бюрократическая хозяйственная система очень быстро и ловко приспосабливается к единичным законам. Мы должны как бы навалиться законодательно разом, издать систему законов, изменить отношения собственности, ввести отношения многоукладности с тем, чтобы круто изменить ситуацию в нашем народном хозяйстве. Есть ли к таким законам заготовки? Да, есть.

Я думаю, что, конечно, лучше принять один закон — о социалистическом предприятии. Но в ближайшее время можно пока внести поправки в два закона: в Закон о государственном предприятии и в Закон о кооперации.

Дальше тоже очень важный закон (я назову всего 7 законов), номер три. Это — Закон об аренде. По моему глубокому убеждению (здесь я с Буничем на 100 процентов согласен, мы единомышленники), другого способа преобразования главного препятствия установления товарно-рыночной экономики, кроме того, как установить арендные, по-настоящему арендные, отношения, нет.

Кстати сказать, ведь уже определенные нормативные акты приняты. Мы как-то все заклинились на указах от 8 апреля, а 7 апреля приняты нормативные акты об аренде. И я вот проводил маленький опрос среди своих коллег, друзей и спрашивал: а что нового? А вы знаете, там, на мой взгляд, самые серьезные революционные меры закреплены! Там записано, что каждый трудовой коллектив может быть преобразован в организацию арендаторов. И мы, уральцы, хотим это уже в дело превратить, развернуть массовое движение. Продукция этой организации арендаторов является ее собственностью, когда она уже может наращивать свою групповую собственность. Более крутой, более серьезной революционной меры в экономике я не знаю. Прошли месяцы, но мы ни шагу не сделали, чтобы воплотить эти крупные революционные меры в жизнь.

Следующее — Закон о собственности. Закрепить все виды и формы собственности, кроме той, что связана с эксплуатацией человека человеком. Закон об управлении. Заготовки тоже есть. Установить разрешительную, строго упорядоченную работу управленческого аппарата.

Закон о рынке. Пусть он будет небольшой, но станет основой для оптовой торговли. И, наконец, важное, с чего начинался ленинский хозрасчет в начале 20-х годов, — это единая система налогов. Потому что то, что сейчас существует — и налоги, и поборы, и нормативы, и другие изъятия, — при такой системе никакое хозрасчетное, товарно-рыночное, многоукладное хозяйство принципиально невозможно.

Плюс к этому. Осуществление этих законов, по моему глубокому убеждению, явится главным ударом по административно-командной системе, которая сидит вот на этой бюрократической государственной собственности.

Мы очень увлеклись вопросами власти, кружим вокруг этих проблем, увлекаемся, страсти разгораются. А надо решить вопрос принципиально, тогда, на мой взгляд, экономическая проблема в корне будет решена. Вот эта стратегическая... (Аплодисменты).

Буквально несколько слов о реорганизации законодательства. Меня несколько покоробило, я понимаю подоплеку национальную, психологическую этого предложения, чтобы все законы принимал Съезд народных депутатов. Но, простите, я пришел в ужас: если мы осуществим, что Съезд народных депутатов будет принимать законы, вся идея законодательной системы рухнет. Мы будем штамповать законы или увязать в спорах по какому-нибудь термину или по какому-нибудь частному вопросу. И ведомства будут издавать нормативные акты. Мы вернемся на круги своя. Ведь вся идея постоянного, ну, простите, парламента, постоянного нашего Верховного Совета состоит в том, чтобы было первое чтение, обсуждение в комитетах, были бы альтернативы, было второе чтение, потом обязательное постатейное принятие законопроекта. Вот тогда будут качественные законы. И только постоянно работающий орган, отдающий все свои силы, а не с налета утверждающий законопроекты, может это сделать. Я считаю, что по этому вопросу нужно внести ясность.

И самый заключительный аккорд. Товарищи! У нас очень много праздников. Иной раз в воскресенье два или три праздника проходят. Есть праздник химиков, есть праздник мелиораторов... Но у нас нет праздника демократии и права. Быть может, сделаем двадцать пятое мая праздником демократии и права? Двадцать пятое — это знаменательная революционная дата. Спасибо. (Аплодисменты).

 


 
 
AGITCLUB.RU : ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР В 1989 ГОДУ