ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ГОЛОСОВАТЬ,
НО
ИМЕЮТ ПРАВО ВЫБИРАТЬ

ВЫБОРЫ "ПО ПУТИНУ" (начало истории...)
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
О выборах 2000 года

 

ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ : PRO ET CONTRA

- Двуглавый орел с серпом и молотом. Избрание коммуниста президентом России не означало бы возврата в тоталитарное прошлое (А.Головков),
- Красное и желтое. Коммунисты будут удерживать власть до последней возможности (Д.Мюллер).

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ С СЕРПОМ И МОЛОТОМ

Избрание коммуниста президентом России не означало бы возврата в тоталитарное прошлое

Александр Головков

НЕПРЕДСКАЗУЕМО переменчивы настроения российского электората, поэтому нынешний, очевидный для всех лидер предвыборной гонки может внезапно проиграть на самом финише, уступив первенство сопернику, идущему следом. Такой маловероятный, но в принципе возможный исход вызвал бы на первых порах своеобразный шок массового сознания, чуть ли не ощущение конца света, и уж точно - ощушение неизбежных грядущих бедствий для России, по образу того, что страна уже испытала полной мерой в XX веке.

Однако новоизбранный российский президент (не суть важно, кто бы это ни был) вынужден будет управлять страной, сообразуясь с объективными обстоятельствами, которые ныне таковы, что оставляют минимум шансов для реализации каких-то волюнтаристских идей. Негативный и позитивный опыт последних двух лет доказывает, что при управлении страной в ее нынешнем состоянии резкие маневры в любом направлении пагубны; остается лишь один путь в узком и извилистом коридоре возможностей.

 

ЧТО РЕШАТ КАДРЫ

Нет сомнений, что в случае своего избрания на пост президента Геннадий Зюганов не станет сознательно действовать во вред России. А потому он поведет страну на свой лад, в меру собственных интеллектуальных и волевых ресурсов, по уже наметившейся колее развития ординарного буржуазного уклада (быть может, даже с определенными элементами демократии). Именно такой генеральный алгоритм действий представляется наиболее вероятным, если исходить из анализа политической ментальности и политической биографии вождя КПРФ, а также из практики нынешнего компартийного руководства.

Программная оснастка главной российской компартии, перманентно перерабатывавшаяся в течение ряда лет, в последней предвыборной редакции содержит множество популистских обещаний (например, удвоить размер зарплат и пенсий при сохранении стабильных цен), плюс соответствующий пакет политико-экономических мероприятий, якобы долженствующих обеспечить реализацию подобных обещаний. Естественно, немедленно исполнять все это Зюганов не кинется, равно как и не станет отменять институт президентства или урезать собственные полномочия, прописанные в ельцинской Конституции. Строго говоря, сама эта Конституция должна вполне устраивать любого гипотетического президента-коммуниста, так как содержит все необходимые элементы для формирования режима личной власти.

Нынешний лидер КПРФ начинал свой прорыв к власти в партии в те же позднеперестроечные годы, когда Ельцин сделал первые шаги к овладению верховной властью в России. Провал августовского путча 1991 г. и последовавшие затем события сделали Зюганова первым лицом в восстановленной российской компартии. Затем ему пришлось долго бороться за сохранение и укрепление своего главенства в партии - прежде, всего против представителей «старой гвардии», стремившихся в разных формах восстановить геронтократические традиции брежневского политбюро. Оберегая собственную власть, Зюганов в 1995 - 1996 гг. отклонил все варианты реального блокирования компартии с некоммунистической оппозицией, так как не захотел никому уступить место кандидата в президенты от объединенных коммуно-патриотических сил. Совершенно ясно, что Зюганов-президент будет точно так же удерживать и укреплять президентские властные прерогативы, как это делал в отношении своих прав и прерогатив на посту лидера компартии.

Соответственно фундаментальным принципам отечественной технологии властвования (разработанной еще при Сталине и усовершенствованной в эпоху Ельцина) Зюганову сразу же после избрания на президентский пост необходимо будет закрепить победу соответствующими кадровыми назначениями. При этом вполне может быть применена формула так называемого правительства народного доверия, официально заложенная в программные документы КПРФ.

В годы второго президентского срока Ельцина, когда коммунисты задавали тон в Госдуме, под лозунгом формирования такого правительства фактически понималось требование создания правительства парламентского большинства, что было бы в тех условиях равнозначно капитуляции президента перед силами левой оппозиции. В условиях, сложившихся после выборов 19 декабря 1999 г., когда коммунисты и их союзники потеряли контроль над Госдумой, постановка вопроса о «правительстве народного доверия» в прежнем политическом понимании теряет смысл. Однако эта идея может быть повернута в несколько иной плоскости после победы кандидата от КПРФ на президентских выборах. При соответствующем исполнении формула «правительства народного доверия» позволила бы решить несколько острейших политических проблем одним махом.

Ключевой вопрос - о должности премьера, на которую коммунисту-президенту целесообразно будет назначить представителя некоммунистических сил. Оптимальная фигура - Юрий Лужков. Возглавив правительство и став «младшим партнером» Зюганова, он обеспечит лояльное поведение мощного альянса политических и политизированных экономических структур, ориентированных на так называемую московскую группу. Это решение также привлечет к Зюганову симпатии многих региональных лидеров. Кроме того, с уходом Лужкова в правительство во главе московского руководства останется Валерий Шанцев, которого не без оснований считают деятелем прокоммунистической ориентации.

Полезным партнером для Зюганова и иже с ним могла бы стать и парламентская фракция «Единство» (вкупе с «промедвежьей» группой «Народный депутат»); обе эти структуры можно было бы привлечь к союзу с КПРФ на общей «патриотической» платформе - соответствующий опыт парламентского сотрудничества уже имеется. Возможная плата за поддержку - сохранение вице-премьерского и министерского постов за Сергеем Шойгу (тем более что он для компартийного руководства - отнюдь не «чужой»; как-никак первым «политическим опекуном» Шойгу в свое время был Олег Шенин, секретарь ЦК КПСС, впоследствии один из героев ГКЧП, до сих пор сохраняющий влияние среди компартийной элиты).

На посту главы Центробанка вполне может остаться Виктор Геращенко - у коммунистов нет на него «политической аллергии», и в то же время профессионализм и международный авторитет этого ветерана советской банковской системы будут незаменимы для формирующейся команды президента Зюганова.

Само собой, премьера Лужкова необходимо будет обставить надежными выдвиженцами КПРФ. На посту первого вице-премьера будет неплохо смотреться Юрий Маслюков, которому можно поручить руководство всем блоком экономических ведомств (не разделяя сферы реальной и виртуальной экономики, как то было в правительстве Примакова). Ответственнейший пост министра финансов, скорее всего, достанется кому-то из нынешних «кормильцев» КПРФ, вроде Виктора Видьманова (при этом на посты заместителей главы Минфина по бюджету и управлению внешним долгом придется взять профессионалов - из нынешних деятелей министерства или из команды Центробанка). Амбициозному Сергею Глазьеву следовало бы поручить руководство Министерством экономики, где он сможет раскрыть свои таланты по части написания разного рода экономических программ, хоть либерального, хоть дирижистского толка.

В наследство от эпохи Ельцина-Путина президенту-коммунисту достанется неплохо отрегулированный силовой блок правительства, где можно обойтись минимумом кадровых перемен. Владимира Рушайло на посту главы МВД, вероятно, сменит другой профессионал из той же ведомственной обоймы (в принципе в министерское кресло может вернуться Анатолий Куликов, которого еще в 1996 г. коммунисты планировали оставить на данном посту в случае своей победы). Во главе Совбеза хорош будет Виктор Илюхин - такое назначение сделает зюгановского радикального соратника-соперника более управляемым и даст ему в то же время необходимый простор для реализации собственных патриотических позывов без вреда для обшей политической линии. Обладающий заметными рычагами воздействия на общеполитическую ситуацию в стране Минюст лучше всего было бы передать более опытному деятелю, например, Анатолию Лукьянову (по принципу «старый конь борозды не испортит»). Во главе МО, ФСБ и большинства остальных силовых ведомств следует оставить нынешних руководителей или же сменить их на хорошо зарекомендовавших себя профессионалов из числа замов.

Прочие назначения не слишком принципиальны и могут использоваться в порядке удовлетворения претензий разного рода соратников, союзников и единомышленников президента-коммуниста после его избрания.

Выстроив правительство по вышеобрисованной схеме, Зюганов решит одновременно несколько задач. Будет существенно расширен фундамент политической поддержки нового режима. Вероятные политические противники будут частично нейтрализованы включением в систему административно-иерархических отношений. Возможные соперники по линии компартийного руководства будут адекватно уравновешены привлечением в окружение лидера КПРФ влиятельных некоммунистических деятелей.

 

МАРШ ПО РАЗВЕДАННОЙ МЕСТНОСТИ

В своих многочисленных выступлениях Зюганов неоднократно ссылался на позитивный опыт деятельности правительства Примакова-Маслюкова в сфере экономики. В действительности экономическая политика первых последефолтных месяцев в наибольшей степени диктовалась исключительно жесткими условиями - может быть, именно поэтому она была не только сравнительно успешной в тактическом плане, но также позволила наметить определенные ориентиры макроэкономического регулирования, следуя которым сменявшие друг друга команды Примакова, Степашина и Путина добились экономического оживления и роста (а точнее - не помешали отечественной экономике оживать и начинать расти).

В течение длительного периода бюджет был достаточно жестко сбалансирован по внутренним расходам, внешние же долги в отсутствие кредитов МВФ гасились в основном за счет заимствований у ЦБ, который, в свою очередь, восполнял валютные резервы, скупая за рубли валютную выручку экспортеров. Долларовая цена рубля при этом неизменно опускалась в динамике, примерно соответствующей внутренней инфляции, то есть рубль не укреплялся сверх меры, и это обеспечивало необходимую конкурентоспособность для отечественных товаропроизводителей. Таким образом, сохранялись благоприятные для реальной экономики макроэкономические условия, созданные дефолтом.

Следовательно, для команды Зюганова необходимо будет на первых порах ограничиться сохранением макроэкономического статус-кво и рост реального производства продолжится. Это в конечном итоге даст правительству необходимое увеличение бюджетных ресурсов, которые можно будет использовать для постепенного расширения объема задач, выполняемых государством в экономической и социальной сферах.

Зюганова, Лужкова, Маслюкова, Глазьева и других подобных деятелей объединяет стремление «разобраться» с итогами приватизации, которую все они именуют грабительской. В то же время совершенно очевидно, что массовые деприватизационные акции маловероятны даже при самом радикальном варианте перемен в российских верхах, ибо это сразу же нарушило бы наметившиеся позитивные тенденции в экономике и дестабилизировало бы общую политическую ситуацию в стране. Кроме того, взаимоотношения коммунистов с разного рода олигархами и «олигархиями» отнюдь не носят однозначно враждебного характера. Еще в 1997-1998 гг. Зюганов и его соратники неоднократно заявляли свои симпатии к представителям так называемого национального капитала; в частности, они оказали демонстративную поддержку «Газпрому» в период нападок «молодых реформаторов» на Рема Вяхирева. В кандидатском списке КПРФ на парламентских выборах 1999 г. фигурировали многие представители крупного капитала (вплоть до одного из руководителей КБ «Альба-Альянс»; этот банк некогда входил в семейство «ОНЭКСИМбанка», породившее ФПГ «Интеррос», за которым прослеживаются фигуры Потанина и даже Чубайса). Таким образом, вместо общей «разборки» со всем новообразованным классом капиталистов команда Зюганова, скорее всего, предпримет несколько показательных акций против отдельных финансово-промышленных группировок - и тем ограничится.

В сфере внутренней политики команда президента Зюганова, опираясь на сплоченную организацию КПРФ, объединяющую вокруг себя широкий спектр союзных политструктур, сможет завоевать доминирующие позиции, даже не прибегая к методам жесткого подавления противников, - вместо этого, скорее всего, будет широко практиковаться их отсечение от источников финансовой подпитки (как показывает опыт последних лет, это самый эффективный способ сокрушения политических недругов власти). Не исключено, что в порядке сохранения формальных институтов демократии при президенте Зюганове будет позволено существовать и определенным структурам «демократической оппозиции» типа «ЯБЛОКА» - это позволит без вреда для системы выпускать пары недовольства интеллигентной публики внутри страны и улучшит имидж российской власти в глазах мирового сообщества.

В Чечне решающая стадия контртеррористической операции к президентским выборам уже завершится; на долю будущего правления останется лишь реализация вполне очевидных мероприятий по линии МВД и развертывание процесса послевоенного восстановления республики.

Серьезные проблемы для команды Зюганова-президента могут создать частные средства массовой информации, однако самые влиятельные из них сейчас разобраны по нескольким медиа-холдингам, в отношении которых можно с успехом применить известные методы «регулирования питательных трубок». Что и будет, без сомнения, сделано - сразу же после президентских выборов или после того, как в очередной раз провалятся попытки введения примитивной парламентской цензуры на ТВ.

Важнейшей задачей в ходе утверждения во власти президента-коммуниста будет налаживание отношений с зарубежными партнерами, особенно в свете проблем обслуживания многомиллиардной российской задолженности. Следует, однако, учесть исторический опыт коммунистов - начиная с ленинской идеи мирного сосуществования государств с различным социальным строем. В свое время большевики сумели добиться признания после того, как национализировали собственность иностранцев и отказались платить долги; нынешним коммунистам будет гораздо легче договориться с зарубежными контрагентами - ибо они смогут выплачивать задолженность не хуже предыдущего правительства. Естественно, возникнут сложности разного рода: во взаимоотношениях с НАТО, в переговорах по ограничению стратегических вооружений, в политике на Балканах и в других «горячих зонах» планеты. Но все - в пределах возможности достижения разумного компромисса. Исходя из опыта позднесоветского времени можно даже предположить, что по сугубо внутриполитическим соображениям коммунистическое руководство России будет проявлять гораздо большую, чем его предшественники, заинтересованность в достижении наглядных внешнеполитических успехов, прежде всего - по линии отношений с западными партнерами.

 

ЗА ЗЮГАНОВСКИМ ГОРИЗОНТОМ

Избрание президентом Российской Федерации лидера коммунистов отнюдь не означало бы возврата страны в тоталитарное прошлое. На самом деле это был бы выбор своеобразного пути, на начальном этапе которого сформировался бы специфический государственный капитализм в экономике, в политике же нынешняя незрелая демократия сменилась бы умеренно авторитарным режимом. Геннадий Зюганов - отнюдь не Ленин и не Сталин в новом издании. Естественно, как человек малоопытный в делах государственного управления, став президентом, он будет совершать ошибки, но не в таких катастрофических для страны масштабах, как то было у большевиков в ранний период их владычества над Россией. Следовательно, за горизонтом зюгановского властвования у России могут открыться перспективы дальнейшего продвижения по общечеловеческому пути, избранному страной в итоге долгих мытарств XX века.

 

КРАСНОЕ И ЖЕЛТОЕ

Коммунисты будут удерживать власть до последней возможности


Денис Мюллер

АВАНТЮРНЫЙ социально-политический эксперимент, начатый большевиками в 1917 году, при его последовательном продолжении в XXI веке должен был бы завершиться не только окончательным крахом исторически сложившейся российской государственности, но и выбраковкой всего подопытного этноса, с освобождением территории для более удачливых народов. Эксперимент был досрочно прерван в 1991 году, но еще не поздно к нему вернуться - нужно всего лишь избрать президентом России лидера КПРФ.

ПРЕЗИДЕНТСТВО В РЕЖИМЕ ПАРТОКРАТИИ

Некоторые опасаются того, что «патриотизм» Геннадия Зюганова будет дрейфовать в направлении радикального национализма, но вероятность этого не слишком велика. Для своей карьеры Зюганову пришлось воспользоваться националистическим течением, возникшим в компартийной среде еще в советские времена, но, став признанным вождем постсоветских коммунистов, он позиционировался в точке идеологического «центра тяжести», избегая крайностей любого толка. Геннадий Зюганов отнюдь не экстремист и даже не радикал по складу свой политической ментальности, скорее - разумный оппортунист. Доктор философских наук, любитель вареной картошки в теплом домашнем кругу, человек умеренного достатка, нажитого честными трудами. Почти что среднестатистический представитель формирующегося среднего класса.

У Зюганова - немалый опыт политика, но совершенно отсутствует опыт реального управления в формате структур государственной власти. Следовательно, если Зюганов будет избран президентом, в его лице верховную власть будет осуществлять высшее партийное руководство, опирающееся, в свою очередь, на многотысячный коллектив парторгов разных уровней - деятелей, ничего не забывших, никому не простивших, ничему не научившихся за последний десяток лет. Ибо те, кто смогли забыть и научиться, нашли лучшие способы устроиться в постсоветских реалиях.

Победа Зюганова на президентских выборах даст старт для мощного движения «номенклатурного реванша». Это движение Это движение не встретит адекватного организованного сопротивления, так как политические противники коммунистов раздроблены и плохо организованы, они привыкли к комфортным отношениям с властью и утратили навыки внепарламентской борьбы. Соответственно, президент-коммунист (по своей воле или вопреки оной) вынужден будет неизменно соотносить конкретику своих решений и действий с требованиями восстановления партократического режима на всех уровнях государственного устройства.

Таким образом, основной вектор преобразований в случае победы Зюганова будет повернут назад, к неудобозабываемым временам всевластия ЦК КПСС и Политбюро, хотя названия соответствующих институций могут быть иными.

Опыт новейшей отечественной истории показывает, что партократия может эффективно удерживать власть, но совершенно не способна эффективно управлять страной. Хорошо организованная и «схватившая все» партократия начинает функционировать исключительно по законам внутрибюрократических отношений, исключающим возможность эволюционной адаптации к изменяющимся социально-экономическим реалиям. Поэтому, начиная с некоторого момента, партократия становится принципиально неспособной к реформированию даже в тех случаях, когда реформы пытается проводить сама верхушка режима. Это доказано опытом всех компартийных реформаторских начинаний - от Хрущева до Горбачева.

Не умея править эффективно и в интересах народа, партократия, как показывает тот же исторический опыт, может поддерживать стабильность в государстве и обществе, лишь растрачивая те или иные невосполнимые ресурсы. Во времена «строительства социализма в отдельно взятой стране» этим ресурсом было многотерпеливое российское крестьянство. В годы брежневского застоя, когда основная масса самодостаточных деревенских жителей была уже переработана в городских маргиналов, ресурсом власти стали новооткрытые запасы углеводородного сырья - с их оскудения, собственно говоря, и начался закат СССР и всей мировой системы социализма. Зюгановскому новопартократическому режиму останется растратить то немногое, что наработалось обществом за десятилетие относительной свободы экономических отношений, чтобы затем окончательно добить страну и в полной мере подготовить ее к распродаже по частям.

ЧТО ДЕЛАТЬ, С ЧЕГО НАЧАТЬ, ЧЕМ ПРОДОЛЖИТЬ...

Если Геннадий Зюганов победит на выборах, ему придется прежде всего трудоустроить на ответственных постах многотысячную массу своих соратников по борьбе с антинародным режимом. Далее он должен будет позаботиться о том, чтобы завоеванные кресла и кабинеты были закреплены на постоянной основе за представителями КПРФ и лояльными союзниками партии. Из непременной постановки этих двух приоритетных задач последует логическая необходимость мер по воссозданию тоталитарного режима власти, неуязвимого для каких-либо посягательств со стороны политических конкурентов.

Несомненно, на самых первых порах президент Зюганов много полезного для своего дела почерпнет из практики верховной исполнительной власти последних лет, с учетом собственного парламентского опыта. Депутаты всех уровней, губернаторы, мэры, судьи, прокуроры и т.п. в подавляющем своем большинстве без проблем будут выстроены под президента-коммуниста (кто-то достанет сохранявшийся на всякий случай билет члена КПСС, кто-то просто последует этикету политических джунглей - «мы одной номенклатурной крови, ты и я»). Несколько существующих ныне субтильных интеллигентско-демократических политструктур, оказавшись без поддержки Кремля и Белого дома, вряд ли смогут серьезно сопротивляться лавинообразному процессу номенклатурной консолидации.

Некоторые проблемы может в принципе создать профессиональная корпорация независимых СМИ, владеющих собственными алгоритмами воздействия на общество, а потому привыкших считать себя как бы четвертой властью. Однако в ходе беспощадных информационных войн последнего времени властители отечественных масс-медиа успели заложить в массовое сознание граждан устойчивое негативное отношение не только к власть имущим, но и к СМИ. Поэтому значительнейшая часть общества примет как должное необходимые меры по наведению порядка в телеэфире и на рынке печатной периодики. Тем более что все необходимое можно сделать, не выходя за рамки действующего законодательства. В контролируемых государством структурах информационного вещания (включая РТР и ОРТ) достаточно будет произвести некоторые кадровые замены. Частные политизированные СМИ в российских условиях неизменно убыточны и нуждаются в поддержке спонсоров; рычагами финансового воздействия их вполне можно «привести в чувство» - даже непримиримо-оппозиционное НТВ. Для экономически самодостаточных таблоидов найдутся (или будут приняты при всеобщем одобрении) соответствующие установления о рекламном деле, в крайнем случае - о защите общественной нравственности. Ведь нельзя же терпеть до бесконечности всякую грязь на газетных страницах, вплоть до ежедневно публикуемой в «МК» рекламы индустрии сексуальных услуг.

Примерно через полгода можно будет приступить уже к радикальным изменениям в политическом устройстве России, которые определены программными документами, артикулированы в выступлениях лидеров КПРФ и изложены в материалах партийной публицистики, имеющих широкое хождение в коммунистической и околокоммунистической среде. Стержневой элемент ельцинской конституционной системы, институт всенародно избираемого главы государства, по мнению коммунистов, должен быть упразднен. Сама должность президента РФ с широкими административными полномочиями скорее всего будет сохранена (как очень подходящая для Зюганова лично и для его перспективных преемников). Но в прежней, всенародной форме выборы не сохранятся - теперь президента будет избирать некий верховный орган, выражающий коллективную волю номенклатуры и составленный из думцев, губернаторов, высших чиновников и т.д. Возможно даже, что эту высшую государственную инстанцию, уступая почвенническому стилю высокой политической моды, назовут Земским собором или чем-то вроде того. Соответственно изменится и порядок введения во власть высших региональных руководителей - они также будут избираться не рядовыми гражданами, а номенклатурными собраниями регионального уровня (а может быть, даже назначаться указами президента по согласованию с местными органами законодательной власти). Такое политико-административное устроение государства позволит коммунистической номенклатуре не просто монополизировать всю власть, но и оградить себя от любой серьезной политической конкуренции в обозримом будущем.

Все эти контрдемократические преобразования можно провести разными способами - как через формальную процедуру по ныне прописанным конституционным правилам, так и ускоренно, через референдум. Но удобнее всего это будет сделать путем созыва Конституционного собрания, которое предусмотрено ельцинской Конституцией, но лишь в самом общем виде, без соответствующей законодательной конкретизации. Его и конкретизируют первым делом конституционные законоведы от КПРФ - г-н Лукьянов со товарищи.

ПОСЛЕ ДЕМОКРАТИИ: ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Команда Зюганова начнет править в исключительно благоприятных условиях, созданных обстоятельствами предшествующего периода. Год 2000-й с точки зрения условий жизни большинства граждан окажется самым лучшим за последние десять-двенадцать лет. Это будет последний год неограниченного рыночного изобилия, сохраняющегося при заметном повышении доходов значительных групп населения (включая даже бюджетников и пенсионеров). Год рекордно низкой инфляции и стабильного, свободно конвертируемого рубля. Год продолжающегося по инерции экономического роста, расширяющего возможности применения сил трудового народа. Это будет также год победного завершения антитеррористической операции в Чечне и успехов российской дипломатии в деле объединения с Белоруссией. На таком фоне рядовые граждане не слишком обеспокоятся увольнениями одних начальников и назначениями других, и даже исчезновение из сетки телевещания программы «Куклы» не вызовет больших волнений (лишь бы латиноамериканские мыльницы и бравые отечественные менты остались в телеэфире в потребных объемах).

Непонятна поначалу будет участь наплодившегося уже класса отечественных капиталистов. Предвыборные и послевыборные заверения о наилучших, намерениях КПРФ и нового главы государства по отношению к промышленно-торговому сословию убедят далеко, не всех. Отток капиталов из .страны в разных фирмах усилится - но на первых порах этот процесс можно будет удерживать в рамках допустимого простыми мерами ЦБ. Виртуальный сектор экономики весь сникнет - но ведь жили без него почти весь 1999 год, проживем и далее.

Затем, однако, победившие на всех политических фронтах компартийные начальники начнут обустраиваться со всеми привычными для них удобствами. Это вызовет необходимость зачистки огромной массы комфортных мест не только в политике, но и в высшей экономической элите. А потому начнутся уголовно-процессуальные действия по делам о разграблении всенародного достояния в годы приватизации, будут вновь подняты материалы старых генпрокурорских расследований по событиям «черного вторника» 13 октября 1994 г., дефолта от 17 августа 1998 г., и т.д., и т.п. Народ, которому сообщат о результатах расследований по народно-патриотическому телевидению, одобрит суровые приговоры злодеям-расхитителям и перейдет к очередным делам.

Перераспределением собственности, с крупномасштабным переходом ее к достойным, национально ориентированным частным держателям дело не ограничится. Соответственно доминирующей в компартийно-номенклатурной среде ментальности начнется массовое насаждение контроля бюрократических структур над субъектами экономического процесса, с неизбежным утяжелением финансового бремени -прежде всего из-за бюрократического рэкета. В результате бегство капитала из страны со временем достигнет таких масштабов, что одних лишь центробанковских контрмер будет уже недостаточно, придется устанавливать лицензирование всей внешнеэкономической деятельности - как пролог к окончательной государственной монополии на внешнюю торговлю. К этому же времени потребности и амбиции стремительно размножающейся бюрократии значительно перекроют возможности цивилизованного бюджетного финансирования, даже при включении таких сверхординарных ресурсов, как заявленные в программе Зюганова госмонополия на алкоголь и табак и неподъемные акцизы на экспорт углеводородного сырья. А кроме того, надо будет хотя бы частично выполнять предвыборные обещания, в коих черным по белому записано удвоение пенсий и зарплат. Тогда, следуя опыту примаковского правительства, потихоньку запустят печатный станок - и ничего, обойдется на первых порах. Но при дальнейших шагах подобного рода увеличится инфляция, и придется вводить контроль над ценами.

В течение 2001 г. будет частично реставрирована система административного управления экономикой, чему в немалой степени поспособствует ухудшение отношений с Западом. Новая администрация США, которую, скорее всего, возглавит Джордж Буш-младший, заявит о коренном пересмотре политики в отношении России; условия выплаты долгов, предоставления новых кредитов и даже простого товарообмена существенно ухудшатся для страны, которую уже не будут считать демократической и рыночной. Естественно, лидеры КПРФ используют это обстоятельство для внедрения в массы стереотипов «оборонного сознания», что позволит отчасти оправдать неисполнение обещаний быстрого экономического процветания. Однако экономика современной России в отличие от ситуации раннесоветского периода не может адекватно функционировать в режиме автаркии, и резкое сокращение объема финансово-экономических отношений с Западом неизбежно приведет к стагнации внутреннего производства, а затем к спаду - даже по отношению к весьма невысокому уровню 1999 г.

МОСКВА - ПЕКИН: ДРУЖБА НАВЕК

Между тем начиная с 2003 г. резко возрастут обязательства России по выплатам внешних долгов, на что у команды Зюганова уже не останется нормальных, цивилизованных возможностей. И возникнет альтернатива: либо национальный дефолт, с перспективой полной экономической изоляции России, с угрозой полного коллапса всего народнохозяйственного комплекса, либо же введение совершенно драконовских мер для сокращения госрасходов и выжимания налогов по удушающим производство ставкам. И то и другое почти неизбежно приведет к острейшему внутриполитическому кризису, причем все слои и группы общества объединятся против компартийной верхушки. Следовательно, лидерам КПРФ придется срочно искать для себя нестандартный путь спасения - и они найдут его. Почти наверняка идейные единомышленники Зюганова из братской Компартии Китая не откажут в помощи - в духе традиций пролетарского интернационализма.

В обмен на кредиты, позволяющие российскому компартийному руководству как-то продержаться у власти, китайские товарищи потребуют совсем немногое - лишь более или менее свободный доступ к неосвоенным ресурсам Сибири и Дальнего Востока. Например, в виде концессий, которые получат китайские нефтяные, горнорудные, лесопромышленные, рыбопромышленные, а затем (после преодоления некоторого сопротивления с российской стороны) и агропромышленные компании. Для освоения этих концессий будут под гарантии Пекина привлечены капиталы из разных стран, а необходимая многомиллионная рабочая масса придет в основном из Китая, так как трудоспособное население России постоянно сокращается. Стратегический союз по оси Пекин-Москва станет последней и самой надежной опорой власти российских коммунистов. При этом мудрые властители Чжуннаньхая не станут торопить естественный ход процессов, предопределенных логикой истории, то есть практически неизбежных.


"Независимая газета"
№3, 15 марта 2000 г.

   
 
 
ВЫБОРЫ В РОССИИ "ПО ПУТИНУ" - 2000, 2004, 2008, 2012, ...