Д Е М О К Р А Т И Я
для России и мира

(хорошее направление для политических действий)
   


ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ

Введение
1. Общее представление: что такое демократия?
2. Волеизъявление большинства, права меньшинства
3. Отношения между гражданскими и военными структурами
4. Политические партии
5. Обязанности граждан
6. Свободная пресса
7. Федерализм

8. Власть закона
9. Права человека
10. Исполнительная власть
11. Законодательная власть
12. Независимая судебная власть
13. Конституционализм


14. Свобода слова
15. Отчетность правительства
16. Свободные и честные выборы
17. Свобода вероисповедования
18. Права женщин и девочек
19. Коалиционное правление и компромиссы
20. Роль НПО
21. Образование и демократия

Все тексты: "ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ"

 




 

 
 
 
 
ДИРЕКТИВНАЯ ЗАПИСКА ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ООН ПО ДЕМОКРАТИИ


ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ


Власть закона

На протяжении большей части человеческой истории правители и закон были синонимами - закон являлся всего лишь волей правителя. Первым шагом от подобной тирании стало понятие правления в соответствии с законом, включая понимание того, что даже правитель подчиняется закону и должен править законными средствами. Демократии пошли дальше путем установления власти закона. Хотя ни одно общество и ни одна система правления не обходится без проблем, власть закона защищают основные политические, социальные и экономические права и напоминает нам, что тирания и беззаконие не являются единственной альтернативой.

Власть закона означает, что ни один человек, президент или обычный гражданин, не стоит над законом. Демократические правительства осуществляют свои властные функции посредством закона и сами ограничены законами.

Законы должны выражать волю народа, а не капризы королей, диктаторов, военных, религиозных лидеров или политических партий, преследующих свои узкие интересы.

Граждане в демократическом обществе желают подчиняться законам общества, потому что они подчиняются своим собственным правилам и установлениям. Справедливость достигается наилучшим образом, когда законы устанавливаются теми самыми людьми, которые должны соблюдать их.

При власти закона, система сильных, независимых судов должна иметь власть и полномочия, ресурсы и уважение, чтобы быть способной обеспечить подчинение национальным законам и установлениям со стороны представителей правительства, даже высших представителей.

По этой причине судьи должны быть хорошо подготовлены, профессиональны, независимы и беспристрастны. Судьи должны быть привержены принципам демократии, чтобы выполнять эту необходимую роль в юридической и политической системе.

Законы демократии должны иметь много источников: письменные конституции, законодательные акты и постановления; религиозные и этические учения, культурные традиции и практику. Независимо от источника, закон должен сохранять определенные положения, чтобы быть способным защищать права и свободы граждан:

При соблюдении требования о равенстве защиты со стороны закона, закон не может быть применен избирательно к какой-либо отдельной группе или лицу.

Граждане должны быть защищены от произвольных арестов или необоснованных обысков в их домах, или захвата их личного имущества.

Граждане, обвиненные в преступлениях, должны иметь гарантии быстрого и публичного судебного разбирательства, а также возможность встретиться и задать вопросы своим обвинителям. В случае вынесения обвинительного приговора они не могут быть подвергнуты жестокому или нестандартному наказанию.

Граждане не могут принуждаться к даче показаний против самих себя. Данный принцип защищает граждан от насилия, плохого обращения или пыток и значительно ограничивает соблазн полиции применить подобные меры.

Права человека

Все люди рождаются с неотъемлемыми правами. Эти права человека дают людям возможность вести достойную жизнь - поэтому никакое правительство не может даровать их, однако все правительства должны защищать их. Свобода, основанная на справедливости, терпимости, достоинстве и уважении - независимо от этнической принадлежности, религии, политических предпочтений или социального статуса - позволяет человеку осуществлять эти основные права. Тогда как диктатура отрицает права человека, свободные общества постоянно стремятся добиваться их соблюдения.

Права человека взаимозависимы и неделимы; они включают множество аспектов человеческого существования, включая социальные, политические и экономические стороны жизни. Среди наиболее широко признанных прав следует назвать:

Все люди должны иметь право формировать свои мнения и выражать их лично или на мирных собраниях. Свободные общества создают "рынок идей", на котором люди обмениваются взглядами по любому ряду вопросов.

Все люди должны иметь право участвовать в управлении. Правительства должны создавать законы, защищающие права человека, тогда как судебные системы должны обеспечивать равное соблюдение законов среди населения.

Свобода от необоснованных арестов, задержаний или пыток - независимо от того, является ли подвергшийся им оппонентом правящей политической партии, принадлежит ли к этническому меньшинству или даже является обыкновенным преступником - является основным правом человека. Профессиональные полицейские силы относятся с уважением ко всем гражданам при обеспечении выполнения законов страны.

В этнически неоднородных государствах религиозные и этнические меньшинства должны иметь свободное право использовать свой язык и сохранять свои традиции, не опасаясь обвинений со стороны большинства населения. Правительства должны признавать права меньшинств, уважая волю большинства.

Все люди должны иметь возможность работать, зарабатывать на жизнь и содержать свои семьи..

Дети заслуживают особой защиты. Они должны получать по крайней мере начальное образование, необходимое питание и медицинскую помощь.

Чтобы сохранить свои права, граждане любого свободного общества должны быть бдительны. Ответственность граждан - через участие в разного рода мероприятиях - дает гарантии, что правительство останется подотчетным народу. Семья свободных наций привержена работе по защите прав человека. Они формализуют свою приверженность через ряд международных договоров и соглашений о правах человека.

Исполнительная власть

Посредством свободных выборов граждане демократических стран облекают властью своих лидеров в соответствии с законом. В конституционной демократии власть разделена таким образом, что законодательный орган принимает законы, исполнительная власть обеспечивает их соблюдение и исполняет их, а судебная власть действует независимо.

Демократические лидеры не являются ни избранными диктаторами, ни пожизненными президентами. Они остаются на посту в течение определенного срока и принимают результаты свободных выборов, даже если это означает потерю контроля над правительством.

В конституционной демократии исполнительная власть обычно ограничена тремя способами: системой сдержек и противовесов, разделяющей исполнительную, законодательную и судебную ветви власти национального правительства; системой федерализма, разделяющей власть между национальным правительством и региональными/местными правительствами; и конституционными гарантиями основных прав.

На национальном уровне исполнительная власть ограничена конституционными полномочиями, которыми облечена законодательная ветвь власти, и независимой судебной властью.

Исполнительная власть в современной демократии обычно организована в соответствии с одним из двух вариантов: как парламентская или президентская система.

В парламентской системе партия, имеющая большинство в законодательном органе, формирует исполнительную ветвь правительства, возглавляемую премьер-министром.

В парламентской системе законодательная и исполнительная ветви власти не полностью отделены друг от друга, поскольку премьер-министр и члены кабинета выбираются из парламента. В такой системе политическая оппозиция служит главным средством ограничения или контроля над исполнительной властью.

В президентской системе президент избирается отдельно от членов законодательного органа.

В президентской системе президент и законодательный орган имеют свои собственные основания власти и политические избирательные округа, служащие в качестве сдержек и противовесов друг другу.

Демократии не требуют, чтобы их правительства были слабыми, лишь ограничивая их. Соответственно демократии могут медленно продвигаться к достижению согласия по вопросам национального значения; однако если это согласие достигнуто, их лидеры могут действовать влиятельно и уверенно.

Во все времена лидеры конституционной демократии действуют в рамках власти закона, который определяет и ограничивает их власть.


Законодательная власть

Избранные представители в демократическом обществе - являются ли они членами парламента, ассамблеи или конгресса - избраны для того, чтобы служить народу. Они выполняют ряд функций, ключевых для функционирования здоровой демократии.

Избранные законодательные органы являются основным форумом для обдумывания, обсуждения и принятия законов в представительной демократии. Они не являются так называемыми "штампующими" парламентами, лишь одобряющими решения авторитарного лидера.

Функции контроля и расследования позволяют законодателям публично требовать от правительственных чиновников отчитываться об их деятельности и решениях и служить ограничителем власти различных правительственных министерств - особенно при президентской системе правления, где законодательный орган отделен от исполнительной власти.

Законодатели могут одобрять национальный бюджет, проводить слушания по важным вопросам и утверждать назначение кандидатов, представленных исполнительной властью, в суды и министерства. В некоторых демократических странах законодательные комитеты являются для законодателей форумом для публичного обсуждения вопросов национального значения.

Законодатели могут поддерживать правительство, находящееся у власти, или являться лояльной политической оппозицией, предлагающей альтернативную политику и программы.

Законодатели обязаны выражать свои взгляды как можно более эффективно. Однако они должны действовать в рамках демократической этики терпимости, уважения и компромисса для достижения соглашений, которые послужат общему благосостоянию - не только их политических союзников. Каждый законодатель должен сам решать, как сбалансировать общее благо с потребностями своего избирательного округа.

Законодатели часто прислушиваются к жалобам и проблемам своих избирателей, а также помогают им получить помощь от правительства. Чтобы иметь возможность делать это, они часто нанимают штат подготовленных помощников.

Национальные законодатели обычно избираются в соответствии с одним из двух вариантов. При мажоритарной системе, иногда определяемой как выборы того, "кто первым пересечет линию финиша", кандидат, получивший большинство голосов, побеждает. В пропорциональной системе, часто применяемой при парламентских выборах, избиратели обычно подают голоса за партии, а не конкретных кандидатов, и представители избираются на основе процента голосов, полученного партией.

Пропорциональная система служит стимулом для многочисленных, сплоченных мелких партий. При мажоритарной системе выборов двухпартийная система, в которой партии не являются столь сплоченными, получает стимул к развитию. При любой из этих систем представители частвуют в дебатах, переговорах, создании коалиций и достижении компромисса, которые являются отличительным признаком демократического законодательного органа.

Законодательный орган часто состоит из двух палат, и для принятия новых законов обычно требуется их одобрение как верхней, так и нижней палатой.

Независимая судебная власть

Независимые и профессиональные судьи являются основой справедливой, непредвзятой и гарантированной конституцией системы судов, известной как судебная власть. Эта независимость не означает, что судьи могут принимать решения на основании личных предпочтений. Скорее они свободны в принятии законных решений - даже если эти решения противоречат мнению правительства и влиятельных сторон, вовлеченных в процесс.

В демократии независимость от политического давления избранных представителей и законодательных органов гарантирует беспристрастность судей. Судебные решения должны быть непредвзятыми и основываться на фактах дела, личных качествах и законных аргументах, а также на законах, имеющих отношение к делу, без ограничений или недолжного влияния заинтересованных сторон. Эти принципы обеспечивают равную законную защиту для всех.

Полномочия судей рассматривать публичные законы и объявлять их нарушающими национальную конституцию являются фундаментальным средством контроля над правительством с целью предотвращения возможных нарушений со стороны правительства - даже если правительство выбрано большинством народа. Однако, чтобы осуществлять эти полномочия, суды должны быть независимыми и способными основывать свои решения на законе, а не политических предпочтениях.

Являются ли они избранными или назначенными, закон должен гарантировать судьям, что они не будут уволены со своего поста, или определять срок их полномочий с тем, чтобы они могли принимать решения, не опасаясь давления со стороны власть имущих. Гражданское общество признает важность профессиональных судей и предоставляет им необходимое обучение и вознаграждение.

Вера в непредвзятость судебной системы - поскольку она считается "неполитической" ветвью власти - является основным источником ее силы и законности.

Суды, однако, имеют не больше иммунитета в отношении публичных комментариев, анализа их работы и критики, чем другие учреждения. Свобода слова принадлежит всем: как судьям, так и их критикам.

С тем, чтобы обеспечить непредвзятость, судебная этика требует от судей отказываться (или не принимать участия) от принятия решений по делам, в которых у них может наличествовать конфликт интересов.

Судьи в демократическом обществе не могут быть смещены в результате незначительных жалоб или в результате критики, основанной на политических соображениях. Они могут быть смещены лишь за серьезные преступления или нарушения посредством длительной и сложной процедуры импичмента (предъявления обвинений) и судебного процесса - либо в законодательном органе, либо в ходе специального судебного заседания.

Независимая судебная власть дает людям уверенность в том, что судебные решения будут основываться на законах и конституции страны, а не являться результатом смены политической власти или давления со стороны временного большинства. Облеченная такой независимостью судебная система в демократическом обществе служит гарантом прав и свобод людей.

Конституционализм

Письменная конституция содержит наиболее важные законы, на основе которых граждане страны согласны жить, и она определяет основную структуру их власти. Таким образом, демократический конституционализм - опирающийся на идеалы индивидуальных свобод, права сообщества и ограниченную власть правительства - создает рамки для управления демократическим обществом.

Конституционализм признает, что демократическое и подотчетное правительство должно сочетаться с конституционными пределами, ограничивающими власть правительства.

Конституция определяет базовые цели и чаяния общества, включая общее благосостояние народа.

Все законы должны быть разработаны в соответствии с конституцией. В демократическом обществе независимая судебная власть позволяет гражданам оспаривать законы, которые, на их взгляд, являются противоправными или неконституционными, и стремиться находить судебные средства для исправления противоправных действий правительства или его должностных лиц.

Конституция определяет рамки власти правительства - охват полномочий, механизмы осуществления указанных полномочий и процедуры для принятия будущих законов.

Конституция определяет гражданство и создает основу для решения вопроса о том, кто должен иметь право голоса.

Конституция устанавливает политические, административные и судебные основы государства, включая структуру законодательной власти и судебной системы, требования в отношении занятия выборных должностей и срок пребывания на выборной должности.

Конституция определяет функции правительственных министерств и устанавливает полномочия по сбору налогов и созданию национальных сил обороны.

В федеральной системе конституция делит полномочия среди различных уровней правительства.

Так как конституцию пишут в конкретный период времени, она должна предусматривать возможность внесения поправок, чтобы адаптироваться к изменяющимся потребностям людей в будущем. Учитывая важность гибкого ответа на непредсказуемые и непредвиденные вызовы в будущем, конституции обычно пишут для определения общих принципов государственного управления.

Конституции обычно содержат два различных типа прав - негативные и утвердительные права.

° Негативные права говорят правительству о том, что оно не может делать. Эти права ограничивают правительство и не позволяют ему влиять на некоторые типы поведения его граждан. Например, правительство должно воздерживаться от ограничения свободы слова и возможности для граждан проводить мирные собрания, а также воздерживаться от незаконного заключения людей под стражу.

° Утвердительные права говорят правительству, что оно должно делать, и гражданам - что они имеют право делать. Такое "наделение правами" может включать в себя социальные, экономические и культурные права в форме правительственных гарантий различных социальных показателей. Могут иметь место гарантии начального и среднего образования для всех мальчиков и девочек, гарантии "благосостояния" после ухода на пенсию или же занятости и охраны здоровья для всех граждан.


П Р О Д О Л Ж Е Н И Е