Д Е М О К Р А Т И Я
для России и мира

(хорошее направление для политических действий)
   


ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ

Введение
1. Общее представление: что такое демократия?
2. Волеизъявление большинства, права меньшинства
3. Отношения между гражданскими и военными структурами
4. Политические партии
5. Обязанности граждан
6. Свободная пресса
7. Федерализм

8. Власть закона
9. Права человека
10. Исполнительная власть
11. Законодательная власть
12. Независимая судебная власть
13. Конституционализм


14. Свобода слова
15. Отчетность правительства
16. Свободные и честные выборы
17. Свобода вероисповедования
18. Права женщин и девочек
19. Коалиционное правление и компромиссы
20. Роль НПО
21. Образование и демократия

Все тексты: "ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ"

 




 

 
 
 
 
ДИРЕКТИВНАЯ ЗАПИСКА ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ООН ПО ДЕМОКРАТИИ


ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ


Свобода слова

Свобода слова и самовыражения особенно по политическим и другим общественным делам является источником жизненной силы любой демократии. Демократические правительства не контролируют содержание большинства высказываний в письменном и устном виде. Таким образом, демократии обычно характеризуются многоголосьем, выражающим различные и даже противоположные идеи и мнения.

Согласно теоретикам демократии, свободная и открытая дискуссия обычно ведет к наилучшему варианту выбора и, по всей вероятности, позволяет избегать серьезных ошибок.

Демократия зависит от образованных и осведомленных граждан, доступ которых к информации позволяет им наиболее полным возможным образом участвовать в общественной жизни и критиковать неразумных или тиранических правительственных чиновников или политику. Граждане и их избранные представители признают, что демократия зависит от самого широкого возможного доступа к идеям, данным и мнениям, не подвергающимся какой-либо цензуре.

Для того чтобы свободный народ мог управлять собой, он должен иметь свободу самовыражения - высказываться открыто, публично и многократно, устно и письменно.

Принцип свободы слова должен быть защищен конституцией демократии и не допускать, чтобы законодательные или исполнительные ветви власти прибегали к цензуре.

Защита свободы слова является так называемым негативным правом, которое просто требует, чтобы правительство воздерживалось от ограничения свободы слова в отличие от прямого действия, которое требуется в отношении других так называемых утвердительных прав. По большей части власти при демократическом строе не принимают участие в разработке содержания письменной и устной речи в обществе.

Протесты выступают в качестве некоего испытательного полигона для любой демократии - и, таким образом, право мирных собраний является важным правом, которое играет неотъемлемую роль в содействии свободе слова. Гражданское общество позволяет проводить оживленную дискуссию среди тех, кто глубоко расходится во мнениях по конкретным вопросам.

Свобода слова - есть фундаментальное право, но оно не является абсолютным и не может использоваться для оправдания насилия, клеветы, поношений, насилия, подрывной деятельности или использования непристойной брани. Консолидированные демократические общества, как правило, нуждаются в появлении значительной угрозы, для того чтобы оправдывать запрещение призывов к насилию, к неоправданному посягательству на репутацию других, свержению конституционного правительства или поощрению распущенного поведения. Большинство демократических обществ также запрещает высказывания, которые проповедуют расовую ненависть или этническое насилие.

Задача, стоящая перед демократическим обществом - это сохранение равновесия: защищать свободу слова и собраний и одновременно бороться с высказываниями, которая, по своей сути, поощряют насилие, запугивание или подрывную деятельность.

Отчетность правительства

Отчетность правительства означает, что государственные должностные лица - выборные и неизбираемые - обязаны объяснять свои решения и действия гражданам. Отчетность правительства достигается использованием целого ряда механизмов - политических, юридических и административных - ставящих своей целью предотвращать коррупцию и обеспечивать непрерывную подотчетность государственных чиновников и их доступность для людей, которым они служат. В отсутствие таких механизмов может процветать коррупция.

 

Основным механизмом политической отчетности являются свободные и справедливые выборы. Четко установленные сроки пребывания в должности и выборы побуждают выборных лиц объяснять свою деятельность и обеспечивать возможности для конкурентов предлагать гражданам альтернативный политический выбор. Если избиратели не удовлетворены результатами деятельности должностного лица, они могут сместить его путем голосования по истечении срока пребывания в должности.

Степень подотчетности государственных чиновников в политическом плане зависит от того, занимают ли они выборную должность или назначаются на нее, сколь часто они могут претендовать на переизбрание и сколько сроков они могут находиться в этой должности.

Механизмы юридической отчетности включают конституцию, законодательные акты, указы, правила, кодексы и другие юридические инструменты, предписывающие действия, которые государственные должностные лица могут или не могут предпринимать, и то, как граждане могут принимать меры против тех чиновников, поведение которых считают неудовлетворительным.

Независимая судебная власть является важнейшим условием успеха в области юридической отчетности и выступает в качестве форума, в который граждане обращаются со своими претензиями к правительству.

Механизмы юридической отчетности включают:

 

° этические статуты и кодексы поведения для государственных чиновников, содержащие описание неприемлемых видов практики;

° конфликт интересов и законы о раскрытии финансового положения, которые требуют от государственных чиновников показывать источники их доходов и активы с тем, чтобы граждане могли судить о вероятности влияния ненадлежащих финансовых интересов на действия этих чиновников;

° законы о проведении открытых слушаний, которые обеспечивают прессе и общественности доступ к правительственным протоколам и заседаниям;

° условия участия граждан, диктующие, что некоторые правительственные решения могут содержать и предложения, внесенные со стороны общественности, а также

° судебный надзор, наделяющий суды полномочиями для анализа решений и действий государственных должностных лиц и учреждений.

Механизмы административной отчетности включают отделы внутри учреждений или министерств или же практику в рамках административных процессов, ставящие целью обеспечить, чтобы решения и действия государственных чиновников принимались с учетом интересов граждан.

 

Механизмы административной отчетности включают:

° омбудсменов, отвечающих за выслушивание и адресование жалоб граждан;

° независимых аудиторов, которые проводят ревизии использования государственных средств на предмет определения использования средств не по назначению;

° административные суды, которые разбирают жалобы граждан на решения учреждений;

° этические правила, защищающие от репрессий тех лиц внутри правительства, которые обнародуют случаи коррупции или злоупотреблениях со стороны официальной власти.


Свободные и честные выборы

Свободные и честные выборы позволяют гражданам демократических стран определять политический состав и будущее направление политики правительства своей страны.

Свободные и честные выборы повышают вероятность мирной передачи власти. Они помогают обеспечить ситуацию, когда проигрывающие кандидаты признают достоверность результатов выборов и уступают власть новому правительству.

Выборы сами по себе не обеспечивают демократию, поскольку диктаторы могут использовать ресурсы государства для фальсификации избирательного процесса.

Для свободных и честных выборов требуется следующее:

 

° Всеобщее избирательное право для всех мужчин и женщин, которые могут голосовать - демократические государства не отнимают этого права у меньшинств, инвалидов и не предоставляют его только тем, кто грамотен или владеет собственностью.

° Свобода регистрироваться в качестве избирателя или баллотироваться на государственную должность.

° Свобода слова для кандидатов и политических партий - демократические государства не ограничивают кандидатов или политические партии в критике действующей власти.

° Многочисленные возможности получения электоратом объективной информации из свободной прессы.

° Свобода собраний для проведения политических митингов и кампаний.

° Правила, не разрешающие представителям партий быть вблизи избиратальных урн в день выборов - члены избирательных комиссий, работающие на выборах добровольцы и международные наблюдатели могут помогать избирателям по процедуре голосования, но не в выборе, за кого голосовать.

° Беспристрастная или сбалансированная система проведения выборов и подтверждения результатов выборов - либо обученные члены избирательных комиссий должны быть политически независимыми, либо надзор за результатами выборов должны осуществлять представители партий, участвующих в выборах.

° Доступные места для голосования, закрытое пространство для заполнения бюллетеня, защищенные урны и прозрачный подсчет бюллетеней.

° Тайное голосование - использование тайных бюллетеней гарантирует, что сделанный человеком выбор партии или кандидата не может быть использован против него.

° Законодательный запрет на фальсификацию выборов - должны существовать исполняемые законы, не допускающие манипуляций с голосами (например, двойной счет, голосование за других).

° Процедуры пересчета и оспаривания результатов - должны быть созданы законные механизмы корректировки избирательных процессов для обеспечения надлежащего проведения выборов.

Способы голосования, различающиеся по странам и даже внутри стран, включают в себя:

 

° Бумажные бюллетени - голоса отмечаются или пробиваются сквозь бумагу.

° Бюллетени с портретами кандидатов или партийной символикой, чтобы неграмотные граждане могли правильно подать свой голос.

° Электронные системы - избиратели используют машины с сенсорным экраном или кнопками.

° Открепительные бюллетени - позволяют тем, кто не сможет проголосовать в день выборов, сделать это досрочно.


Свобода вероисповедования

Все граждане должны иметь возможность свободно следовать своей совести в вопросах религиозной веры. Свобода вероисповедания включает в себя право совершать богослужение самостоятельно или вместе с другими, публично или частным образом, и участвовать в религиозных обрядах, практике и учении, не опасаясь преследований со стороны властей или других общественных групп.

Все люди имеют право совершать богослужения или проводить религиозные собрания, учреждать и содержать места для этих целей.

Подобно другим основополагающим правам человека, свобода вероисповедания не создается и не предоставляется государством, но все государства должны ее защищать. В конституциях демократических стран содержатся формулировки, относящиеся к защите свободы вероисповедания.

Хотя некоторые демократии могут по своему усмотрению признавать официальное разделение церкви и государства, ценности власти и религии не находятся в принципиальном противоречии.

Вообще демократические государства не создают правительственных учреждений или иных официальных органов по регулированию религиозных вопросов, хотя могут требовать регистрации религиозных объектов и групп в административных или налоговых целях.

Правительства, защищающие свободу вероисповедания для всех своих граждан, с большей вероятностью будут защищать другие права, необходимые для свободы вероисповедания, в том числе свободу слова и собраний.

Подлинные демократии признают, что к индивидуальным религиозным различиям надо относиться с уважением и что ключевая роль правительства - защищать религиозный выбор, даже в случаях, когда государство санкционирует определенную религиозную веру. Демократические страны также:

° Не определяют содержания религиозных изданий, образования или служб.

° Соблюдают права родителей руководить религиозным просвещением своих детей.

° Запрещают подстрекательство к насилию на религиозной почве.

° Защищают представителей этнических, религиозных или языковых меньшинств.

° Позволяют людям соблюдать дни отдыха, связанные с их верой, и отмечать священные дни в соответствии со своими убеждениями.

° Допускают развитие межконфессиональных движений, когда представители различных конфессий ищут общую точку зрения на различные вопросы и сотрудничают в решении проблем, с которыми сталкивается все население.

° Обеспечивают государственным и религиозным деятелям, неправительственным организациям и журналистам свободу расследования сведений о религиозных преследованиях.

° Соблюдают право религиозных организаций на свободное участие в гражданском обществе и вклад в него - работу религиозных школ, организацию больниц и заботу о престарелых, создание других программ и мероприятий, полезных обществу.

Права женщин и девочек

Дискриминация женщин означает, что конкретные законы или процедуры создают различие, отторжение или ограничение по половому признаку.

Демократические страны должны стремиться защищать права женщин, способствовать участию женщин во всех аспектах общества и власти и создавать места, где женщины могли бы свободно собираться и открыто выражать свои взгляды.

Демократические страны должны стремиться защищать права женщин, способствовать участию женщин во всех аспектах общества и власти и создавать места, где женщины могли бы свободно собираться и открыто выражать свои взгляды.

° Права женщин должны быть четко изложены - двусмысленность правового статуса женщин остается одной из главных причин бедности по всему миру.

° Женщины должны иметь права собственности и наследования.

° Женщины должны иметь возможность участвовать в подготовке и принятии конституций и законов.

Политические права женщин включают право голосовать на выборах, баллотироваться на государственные должности, участвовать в правительстве и создавать политические организации.

° Демократические государства должны поддерживать инициативы гражданского общества - государственные и неправительственные - которые учат женщин, как голосовать, и обучают их методам ведения политических кампаний и законодательному процессу.

° Активность женщин на всех уровнях гражданского общества и власти укрепляет демократию.

Женщины и девочки должны иметь доступ к начальному образованию. Нельзя запрещать им учиться или преподавать в средних школах и университетах.

Экономические права дают женщинам контроль над их экономическими активами и помогают им избегать рискованных сексуальных и унизительных связей. Эти права охватывают:

° Одинаковые возможности и критерии трудоустройства с мужчинами.

° Защиту от увольнения в связи с беременностью или замужеством.

° Участие в таких программах, как кредитование микропредприятий и профессиональное обучение, которые позволяют женщинам получать доход.

° Право на равную оплату и на равное обращение и уважение на работе.

Демократические государства должны стремиться обеспечивать здоровье и благополучие женщин и девочек и предоставлять им равный доступ к таким программам, как:

° Общее здравоохранение, профилактика заболеваний и забота о ребенке до его рождения.

° Профилактика ВИЧ/СПИДа, улучшение медицинского обслуживания инфицированных и сокращение передачи заболевания от матери к ребенку.

° Борьба с торговцами людьми, обманом, мошенничеством, или принуждением женщин и девочек к вынужденной проституции или работе домашней прислугой.

° Борьба с так называемым секс-туризмом, который часто эксплуатирует женщин и детей.

° Информирование семей о социальных и медицинских последствиях ранних браков.

° Поддержка организаций для пострадавших, включая кризисные центры по домашнему насилию и изнасилованиям.

° Обучение полицейских, адвокатов, судей и медицинского персонала способам сокращения домашнего насилия.

° Прекращение практики нанесения увечий женским гениталиям.

Коалиционное правление и компромиссы

В каждом обществе есть (или входят в него) группы людей с различными взглядами на вопросы, важные для всех граждан. Либеральная демократия признает это благом для страны и поэтому выступает за терпимое отношение к различным точкам зрения и за их выражение.

Демократические правительства преуспевают, когда политики и должностные лица понимают, что по сложным вопросам редко возможны явно "правильные" или "неправильные" решения и что существуют различные толкования демократических принципов и социальных приоритетов.

Свобода собраний и печати стимулирует открытые дебаты и обмен идеями. Эта открытость позволяет правительству выявлять проблемы и дает группам возможность встречаться и преодолевать разногласия. (В частном секторе такой же "рынок идей" предоставляет возможности для инноваций и инвестиций, которые являются двигателями экономического роста.)

Коалиции формируются, когда заинтересованные группы или политические партии объединяются по вопросам, представляющим общий интерес, даже если по другим вопросам они резко расходятся. Компромисс по важным решениям позволяет правительству решать управленческие задачи.

Законодательные органы в демократических странах полагаются на создание коалиций для принятия законов:

° В парламентской системе политические группы образуют партнерства с другими группами для продвижения собственных интересов и для формирования правительств

° В президентской системе законодатели иногда выходят за рамки партийных границ при голосовании по вопросам, глубоко волнующим их самих и их избирателей.

Коалиции часто требуют, чтобы политическая партия была готова отбросить некоторые разногласия с другими группами для решения более важных своих задач.

Поскольку в коалиционные правительства входят партии, представляющие порой противоположные точки зрения, реально существует возможность распада правительства. В некоторых демократических странах правящие коалиции обычно формируются и распускаются несколько раз, даже за один год.


Роль неправительственных организаций

В демократических государствах рядовые граждане могут создавать независимые группы, которые удовлетворяют потребности жителей населенного пункта или страны, где они живут, дополнять работу правительства или даже соперничать с ним. Такие организации часто называют неправительственными организациями или НПО, поскольку они не являются продолжением государственных учреждений.

НПО позволяют гражданам совершенствовать свое общество, занимаясь агитационной и просветительской работой, привлекая внимание к важным общественным проблемам и контролируя действия правительства и частных предпринимателей.

НПО позволяют представителям разных слоев общества учиться работать вместе и формировать навыки, отношения и доверия, необходимые для надлежащего управления.

НПО обслуживают разнообразные интересы граждан. Они могут оказывать социальные услуги, выступать за охрану окружающей среды или за обеспечение уровня жизни и трудовых стандартов либо стимулировать демократические перемены.

НПО часто представляют интересы тех граждан, которые иначе могут оказаться вне национальных политических дебатов. Они дают возможность диалога представителям всех экономических и социальных классов, а также женщинам и меньшинствам.

Финансирование НПО может осуществляться за счет индивидуальных частных пожертвований, частных трастовых фондов и благотворительных обществ, корпораций, религиозных учреждений, международных институтов, других НПО, продажи товаров и услуг и даже за счет органов власти.

Правительства и НПО часто работают в партнерстве. НПО могут предоставлять местных и региональных экспертов и сотрудников на местах для реализации проектов, финансируемых органами власти. НПО могут принадерживаться какой-либо политической ориентации или базироваться на партийных идеалах и стремиться продвигать определенное дело или ряд дел в общественных интересах. При любой модели главный тезис заключается в том, что НПО должны работать при минимальном политическом контроле со стороны государств.

НПО разрабатывают местные и международные программы практически во всех областях, которые способствуют укреплению принципов демократии, включая:

° Права человека - внедряя международные стандарты и отслеживая нарушения и злоупотребления.

° Власть закона - через недорогую или бесплатную юридическую помощь, информирование всех граждан об их правах и движение за правовые реформы.

° Участие женщин - путем их подготовки к политической активности и защиты их от социально-экономической дискриминации.

° Гражданское просвещение - через образовательные программы, посвященные роли гражданина в демократическом и разнообразном обществе.

° Свободную прессу - продвигая независимые СМИ, обучая журналистов и устанавливая этические стандарты журналистики.

° Развитие политических партий - путем контроля выборов подготовленными внутренними наблюдателями и беспартийных кампаний по регистрации избирателей.

° Подотчетность правительства - путем проведения политического анализа и контроля других решений правительства.


Образование и демократия

Образование - это универсальное человеческое право. Оно также является и средством для реализации других прав человека, и инструментом, создающим возможности для социального и экономического развития. Во Всеобщей декларации прав человека страны мира согласились с тем, что каждый человек имеет право на образование.

Каждое общество передает свои традиции мышления, социальные нормы, культуру и идеалы из поколения в поколение. Существует прямая связь между образованием и демократическими ценностями: в демократическом обществе содержание и практика образования поддерживают обычаи демократического управления.

Этот процесс передачи образования является жизненно важным в условиях демократии, ибо эффективные демократии представляют собой динамичные, эволюционизирующие формы правления, требующие независимого мышления граждан. Возможность позитивных социальных и политических перемен находится в руках граждан. Правительства не должны рассматривать систему образования как средство контроля над информацией и индоктринации учащихся.

Правительства должны оценивать и направлять ресурсы на образование так же, как они стремятся обеспечить защиту своих граждан.

Грамотность позволяет людям получать информацию из газет и книг. Информированные граждане в большей мере способны совершенствовать свою демократию.

Системы образования в демократических обществах не препятствуют изучению других политических доктрин или систем правления. Демократии поощряют учащихся к тому, чтобы выдвигать разумные аргументы, основанные на тщательном исследовании и ясном понимании истории.

У частных и религиозных групп должна быть свобода для создания школ, а у родителей - возможность дать своим детям домашнее образование.

Обучение в государственных школах должно быть в равной степени доступно для всех граждан, независимо от их этнических или религиозных корней, гендерной принадлежности или физических недостатков.

Демократические нормы и практика должны быть предметом обучения для того, чтобы люди понимали и оценивали свои возможности и обязанности как свободные граждане.

Образование для целей демократического гражданства включает знакомство с национальной и мировой историей и осведомленность об основных демократических принципах.

В демократических обществах школьные программы включают историю, географию, экономику, литературу, философию, право, искусство, изучение социальных наук, математику и технические предметы, открытые для всех учащихся - девочей и мальчиков.

Учащиеся также должны иметь возможность организовывать клубы и мероприятия, в ходе которых демократические нормы могут реализоваться на практике. Например,

° Имитация учащимися работы правительства дает им возможность обретения опыта в области демократического процесса.

° Игры в выборы дают учащимся опыт в области гражданского участия и воспитывает у них привычку к участию в выборах на всю жизнь.

° Выпуск школьных газет позволяет учащимся получать представление о роли свободных СМИ и ответственной журналистики.

° Гражданские клубы позволяют создавать узы, связывающие их с более крупными общинами.