Современное искусство находится в услужении у класса буржуазии и умрет вместе с ним. Художник, сам того, может быть, не подозревая, являет собой фабрику по печатанию денег, машину по изготовлению акций, которыми пользуется богатый эксплуататор и эстетствующий кривляка, чтобы более-менее выгодно инвестировать свои деньги и предстать в своих глазах и глазах общества в качестве покровителя искусства, которое, собственно, под стать ему самому.
Для многих искусство - это своего рода бегство из «грубого» мира на более счастливую планету, в лунную страну своей фантазии, в более безгрешный рай, где нет партий и гражданских войн. Культ личности и индивидуальности, который исповедуют художники и писатели и который они, по мере своей одаренности, всеми правдами и неправдами укрепляют, является порождением рынка произведений искусства.
Чем «гениеподобна» личность, тем более высока прибыль.
Как современный художник может пробиться в высшие круги буржуазии? Путем обмана! Ведя поначалу пролетарский образ жизни, ютясь в маленьком грязном ателье, стремясь «наверх».
И обладая бессознательной и достойной восхищения способностью приспосабливаться, он, наконец, находит влиятельного бонзу, который его "делает", то есть прокладывает ему путь на рынок капитала. Время от времени появляется какой-нибудь меценат, который платит ему 100 марок в месяц и за это крадет всю его «продукцию»; или же он попадает в лапы торговца произведениями искусства, который в состоянии продать буржуазному коллекционеру все, что угодно. Для этого торговец активно использует духовные понятия, которые именно в этот момент отвечают требованиям конъюнктуры; извлекаются старые реквизиты, применяемые еще церковью для обмана людей Богом и святыми, добавляется много косметики и метафизики и, надув щеки, громко возвещается о нетленности.
И все это действо, циничное для посвященных («Без тебя, маэстро, и сыграть было бы некому»), внешне преподносится как «священнодействие» покровителя искусства.
Этого требует система - гешефт процветает.
Сами же художники, самодовольные или растерянные, будучи не в состоянии найти свое место в мире и в жизни, часто оказываются жертвами духовного обмана, пешками в крупной игре реакционных сил. Они считают себя «творцами», парящими над средним обывателем, которому вдруг захотелось посмеяться над глубоким смыслом той или иной картины Пикассо и его компании.
Их произведения целиком и полностью соответствуют структуре так называемого «духа культуры»: они лишены смысла, враждебны по отношению к действительности, чужды духу борьбы. Пойдите на выставки и посмотрите на содержание картин, развешанных по стенам!!
Наше время преисполнено идиллий, нежно, как звуки скрипки, словно создано для божественного культа святых угодников, для красавиц негритянских деревень или космического вдохновения; «действительность»ах, она так ужасна, ее шум слишком резок для наших нежных гармоничных душ.
Или посмотрите сюда, вон на тех страдальцев нашего времени - как в них все скукожилось, какие их преследуют жестокие видения.
Такой маразм нам необходим.
Больше готики и старого Эль Греко; и не забудьте о египтянах! Смотрите на картины великого Грюневальда или Сезанна, который так гордится своим орденом, или на работы Анри Руссо, доброго, старого, глупого Dоuапiег1; упивайтесь святой простотой - сегодня все так безрадостно, так холодно и пусто. А революция так рассудочна, так неблагозвучна и лишена всякого вдохновения. (Всего лишь борьба за повышение заработной платы - не правда ли? - и никакой святости!) Люди забыли, что они божественного происхождения.
Было бы ошибкой полагать, что тот, кто рисует круги, кубы или глубокомысленные лабиринты, может являться, в сравнении с Макартом1, большим революционером. Посмотрите на работы Макарта; это типично буржуазный художник, он изображает ее страсти, ее сущность и ее истерики.
А Вы? Чем Вы лучше жалких спутников той же самой буржуазии; Ваши снобистские идеи, Ваши оригинальные мысли, у кого Вы их черпаете?
Может быть, Вы работаете для пролетариата, носителя будущей культуры?
Или Вы пытаетесь воспринимать и переживать мир идей пролетариата и противопоставлять его эксплуататорам и угнетателям? Хотя Вам это было бы вполне под силу.
Почему Вы не спросите себя, не пора ли покончить с перламутровыми декорациями?
Вы возомнили, что живете вне времени и стоите выше партий, Вы, воздвигнувшие в самих себе «башни из слоновой кости". Вы смеете утверждать, что творите для человека, - где этот человек?!!
Чем отличается Ваша творческая индифферентность и абстрактная болтовня о безвременье от смехотворных, никчемных спекуляций о вечности. Ваши кисти и перья, призванные быть оружием, на самом деле хрупкие, пустые соломинки.
Покиньте свои каморки и выйдите на улицу, даже если Вам это нелегко дается; избавьтесь от Вашей индивидуальной изоляции, пусть Вами овладеют идеи работающего человека, помогите ему в борьбе против прогнившего общества.
Я пишу это вместо биографических заметок, ставших столь популярными и постоянно пользующихся спросом. Для меня важнее изложить результаты моего познания и общезначимые требования, вытекающие из моего опыта, чем перечислять все глупые и внешние случайности моей жизни: дату рождения, семейные традиции, учебу в школе, мои первые штаны, жизненный путь художника от колыбели до могилы, страсть к творчеству и опьянение им, первый успех и т. д. и т. п.
Трубить о собственном Я абсолютно бессмысленно.
Георг Гросс
Берлин, 16 августа 1920 г
|