::::: АГИТКЛУБ ::::: АГИТМУЗЕЙ ::::: БЕСПОЩАДНЫЕ И ЗЛЫЕ ::::: ТРУТЕНЬ - ПЕРВЫЙ НАСТОЯЩИЙ РОССИЙСКИЙ САТИРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ :::::
.......
ТРУТЕНЬ №№23-24
первый настоящий российский сатирический журнал
 


ТРУТЕНЬ
ЛИСТЬ ХХIII . СЕНТЯБРЯ 29 ДНЯ


Г. издатель!

Больных телом всегда бывает много, а больных душою еще больше. Первые пусть лечатся у тех особ, которыя имеют позволение большую половину ими пользуемых методически и систематически морить; а последние, если угодно, могут пользоваться следующими рецептами, которыя прошу напечатать, буде оныя вам будут непротивны. Я уверяю, что сии рецепты никакова никому не причинят вреда для того, что я по сие время ни охоты, ни случая не имел подобным, себе убивать тварей: ибо я ни доктор, ни аптекарь, ни пристрастной судья, и ни глупая повивальная бабка, но г. издателя

всепокорной слуга

Лечитель.

* * *

Р Е Ц Е П Т Ы.

 

Для его превосходительства г. Недоума.

Сей вельможа ежедневную имеет горячку величаться своею породою. Он производить свое поколение от начала вселенной, презирает всех тех, кои дворянства своего по крайней мере за пять сот лет доказать не могут; а которыя зделалися дворянами лет за сто или меньше, с теми и говорить он гнушается. Тотчас начинает его трясти лихорадка, есть ли кто пред ним упомянет о мещанах или крестьянах. Он их в противность моднова наречия не удостоивает ниже имени подлости, а как их называть, того еще в пятьдесят лет безплодной своей жизни не выдумал, не ездит он ни в церковь, ни по улицам, опасаясь смертельнаго обморока, которой непременно, думает он, с ним случится, встретившись с неблагородным человеком. Вот для чего сей вельможа, подобясь дикому медведю, сосущему свои лапы, сделал дом свой навсегда летнею и зимнею для себя берлогою: или лучше сказать, он сделал дом свой домом бешеных, в котором, отдавая себе справедливость, добровольно заключился. Затворник наш ежечасно негодует на судьбу, что определила она ево тем же пользоваться воздухом, солнцем и месяцем, которым пользуется простой народ. Он желает, чтобы на всем земном шаре не было других тварей, кроме благородных, и чтоб простой народ совсем был истреблен, о чем неоднократно подавал он проекты, которыя многими ради хороших и отменных мыслей были похваляемы; а многими были опорочены для того, что изобретатель, для произведения в действо своей выдумки, требовал наперед трех сот миллионов рублей. Вельможа наш ненавидит и презирает все науки и художества, почитает оныя безчестием для всякой благородной головы. По его мнению всякой шляхтич может все знать ни чему не учася; философия, математика, физика и прочия науки суть безделицы, не стоящие внимания дворянскаго. Гербовники и патенты, едва, едва от пыли и моли спасшиеся, суть одни книги, кои он безпрестанно по складам разбирает. Александрийские листы, на которых имена ево предков росписаны в кружках. суть одни картины, коими весь дом его украшен, короче сказать деревья, чрез которыя он произхождение своего рода означает, хотя многия сухия имеют отрасли, но нет на них такова гнилова сучка, каков он сам, и нет такой во всех фамильных его гербах скотины, каков его превосходительство. Однако г. Недоум о себе думает противное, и по крайней мире в разуме великим человеком, а в породе божком себя почитает; а чтобы и всеь свет тому верил, ради тово он старается не чрез полезныя и славныя дела от других быть отличным, но чрез великолепные дому, экипажи и ливрею, не смотря что он для поддержания своей глупости проживает уже те доходы, кои бы еще чрез десять лет проживать надлежало. Для излечения г. Недоума отъ горячки

Р Е Ц Е П Т.

Надлежит больному довольную меру здраваго привить разсудка и человеколюбия, что изтребитъ из него пустую кичливость и высокомерное презрение к другим людям: ибо знатная порода, есть весьма хорошее преимущество: но она всегда будет обезчещена, когда не подкрепится достоинством и знатными к отечеству заслугами. Мнится, что похвальнее бедным быть дворянином или мещанином и полезным государству членом, нежели знатной породы тунеядцом, известным только по глупости, дому, экипажам и ливрее.

* * *

Для некотораго судьи.

Старайся знать потребныя для твоего знания науки, без них ты никогда не будешь уметь правильных делать заключений и догадок. Человеколюбие и безкорыстие должны первыми быть путеводителями твоего сердца. Берегись невежества глупых господчиков и дерзости, с которою они обо всем решительно, но неправильно судят; беги праздности и лености, беги самолюбья приличнаго только худым авторам; а паче всего убегай пристрастия безсовестнаго Стозмея : оно есть враг чести, добродетели и истиннаго человечества. Когда ты все сие истолчешь в порошок и пересыплешь им свое сердце и мозг, тогда будешь судия отец, судия, истинный сын отечества, а не судия палач.

* * *

Для некотораго военнаго человека.

Когда ты перестанешь гордиться чином, презирать мещан и крестьян, за тем только, что они безчиновны, безчеловечно увечить себе подчиненных; когда ты станешь исправлять их ласкою и своим примером, а не строгостию и мучительством, когда ты возмешь по целому фунту следующаго, а именно: любви к отечеству, желания ко истинной славе, благоразумной неустрашимости, знания в военном искусстве, покорности к начальникам, снизхождения к подчиненным и терпения в нужных случаях, тогда по справедливости достоин будешь тех лавров, коими герои украшаются.

* * *

Г. Самолюб несколько лет страждет самолюбием по той причине, что он Стихотворец. Сия болезнь ежедневно в нем увеличивается, а чрез то, сильное у него волнение бывает во крови и обыкновенной бред. Он иногда говорит о славном нашем Российском Стихотворце Г. С. сравнявшимся в баснях с Лафонтеном, в Еклогах с Виргилгем, в Трагедиях с Рассином и Волтером и оставляющим свои притчи неподражаемым примером для наших потомков, что он между Рускими писателями то, что был Прадон между Францускими. Такой бред он тогда обыкновенно повторяет, когда ево стихи не похвалят. От сей болезни ему следующий

Р Е Ц Е П Т .

24. зол. благоразумия 48. лот. знания, произрастеней именуемых: знать свою цену 2. фун., уметь отдавать другим справедливость 2. фун., воды изъ ипокренова источника 3. фун, сие все положа варить, и после вместо обыкновеннаго питья давать пить больному до совершеннаго излечения. Между тем всякие четверть часа надлежит ему смотреться в волшебное зеркало, которое показывать будет достоинства хулимаго им Стихотворца и собственные ево недостатки. Если ж и сие не поможет, тогда болезнь сия останется неизлечимою.

* * *

Начеркал, сочинил вздорную пиесу, и вздумал, что он может ровняться со всеми славными комическими авторами. Сие произошло от пристрастия и самолюбия, с тех пор не терпит он сочинителя новой комедии, за то только, что ево пиеса хорошо написана, и что она всеми разумными людьми похваляется. На конец от первых болезней приключилась ему новая опаснейшая прежних: он стал злоязычник, и всех тех ругает, кто не похвалит его сочинений. От той болезни

Р Е Ц Е П Т .

Всякой день должен он читать свою пиесу по два раза, сличая с тою, которую он обокрал, и продолжать оное чтение три месяца, что произведет в нем отвращение от той ево пиесы; тогда увидит он свои недостатки и самолюбие уменьшится; злоязычество же, произшедшее от самолюбия, есть болезнь неизлечимая.

Продолжение рецептов в следующем листе.

 

ТРУТЕНЬ
ЛИСТЬ ХХIV . ОКТЯБРЯ 6 ДНЯ

Р Е Ц Е П Т Ы.


Простосерд
недомогает болезнию, имянуемою слепая доверенность. По причине сей болезни судит он о всех по себе, всем верит, и думает, что люди не могут быти злыми за тем, что добрыми сотворены. Сие мнение часто ему плачено было худо: но он и тогда говаривал, что сие делалося по слабости человеческой, а не по злому намерению вредить ближним. От такой ево опасной для него болезни прописан следующей

Р Е Ц Е П Т

На всех людей смотреть в волшебной Лорнет, показывающей сердца с ним говорящих людей. Сие от той болезни ево конечно излечит, но при том должен он употреблять свое добросердечие, от чего и зделается честным здоровым человеком.

* * *

Для некоторого купца

Ваша милость, имел случай с помощию подкупленных тобою бояр, судей и подъячих набогатиться от откупов и подрядов, или лутче сказать от разорения народнаго. Хотя наполнил ты мешки свои серебром и золотом, но видно не наполнил ты головы своей разумом: презирая науки и почитая за честь читать светския книги, ты стараешься выйти в другой свет, в коем ты не родился, а имянно: ты добиваешься быть дворянином и иметь чины; сыновей женить на дворянках, а дочерей выдавать за дворян. Желать надобно, чтоб сие збылося; ибо ничто не вылечит так скоро твоей алчности к чинам и дворянству, как то раскаяние, когда новые твои сродники все твое без совести нажитое имение промотают.

* * *

для Г. Безрассуда

Безрассуд болен мнением, что крестьяне не суть человеки, но крестьяне; а что такое крестьяне, о том знает он только потому, что они крепостные его рабы. Он с ними точно так и поступает, собирая с них тяжкую дань, называемую оброк Никогда с ними не только что не говорит ни слова, но и не удостоивает их наклонением своей головы, когда они по восточному обыкновению пред ним по земле распростираются. Он тогда думает: Я господин, они мои рабы, они для того и сотворены, чтобы, претерпевая всякие нужды, и день и ночь работать и исполнять мою волю исправным платежом оброка; они, памятуя мое и свое состояние, должны трепетать моего взора. В дополнении к сему прибавляет он, что точно о крестьянах сказано: в поте лица своего снеси хлеб твой. Бедные крестьяне любить его как отца не смеют, но, почитая в нем своего тирана, его трепещут. Они работают день и ночь, но со всем тем едва-едва имеют дневное пропитание, затем, что насилу могут платить господские поборы. Они и думать не смеют, что у них есть что-нибудь собственное, но говорят: Это не мое, но божие и господское. Всевышний благословляет их труды и награждает, а Безрассуд их обирает. Безрассудный! Разве забыл ты, что ты сотворен человеком, неужели ты гнушаешься самим собою во образе крестьян, рабов твоих? Разве не знаешь ты, что между твоими рабами и человеками больше сходства, нежели между тобою и человеком. Вообрази рабов твоих состояние, оно и без отягощения тягостно; когда ж ты гнушаешься теми, которые для удовольствования страстей твоих трудятся почти безотдохновения, они не смеют и мыслить, что они человеки, но почитают себя осужденниками за грехи отец своих, видя, что прочая их братия у помещиков отцов наслаждаются вожделенным спокойствием, не завидуя никакому на свете счастию, ради того, что они в своем звании благополучны; то подумай, как должны гнушаться тобою истинные человеки, человеки господа, господа, отцы своих детей, а не тираны своих, как ты, рабов. Они гнушаются тобою, яко извергом человечества, преобращающим нужное подчинение в несносное иго рабства.

Но Безрассуд всегда твердит: Я господин, они мои рабы; я человек, они крестьяне. От сей вредной болезни

РЕЦЕПТ:

Безрассуд должен всякий день по два раза рассматривать кости господские и крестьянские до тех пор, покуда найдет он различие между господином и крестьянином.