::: AGITCLUB ::: SING OUT

ОПАСНЫЕ ПЕСНИ ПИТА СИГЕРА
 
 
Труднее всего
продолжать борьбу
 
 
ТРУДНЕЕ ВСЕГО - ПРОДОЛЖАТЬ БОРЬБУ
Интервью с Питом Сигером
ПРЯМО НА ЗВЕЗДНЫЙ КОВШ
опасные песни Пита Сигера - часть I

ВЫБЕРИ СВОЮ ПЕСНЮ
Открытое письмо Пита Сигера

ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛ МОЛОТ
Секретное оружие Пита Сигера
ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА
информация и ссылки
 
Для многочисленных почитателей американской фолк-музыки Пит Сигер - поистине легендарная фигура. Вместе с Вуди Гатри он был ведущей личностью периода фолк-ривайвл (возрождения интереса к народной музыке), в 60-е годы стал кумиром и источником вдохновения для таких певцов как Джоан Баэз, Боб Дилан, Пол Саймон и других.
И сегодня, когда его концерты в США и за рубежом редки, он продолжает пользоваться уважением и любовью у публики и у молодых исполнителей не только благодаря силе своего искусства, но и благодаря своей неподкупности и бескомпромиссности. Коммунист, жертва "охоты на ведьм" во времена маккартизма, преследуемый и осуждаемый, Сигер и сегодня твердо отстаивает свои убеждения.

На голове Пит носит маленькую смешную шапочку, купленную, если судить по ее виду, у старьевщика. Лицо украшает буйная с заметной проседью борода. Высок, сухощав, но первое впечатление слабости исчезает, едва прикоснешься к его необычайно живому духу, энергии, сопровождающей каждое его движение, когда почувствуешь излучаемое им обаяние.

Мы сидели на деревянном крыльце его дома и смотрели на Гудзон, который спокойно нес свои воды среди берегов, чуть припорошенным снегом.

Дом Сигера идилличен. Стоит в одиночестве между городками Бикон и Колд Спринг, связан с миром цивилизации долгой кривой заснеженной проселочной дорогой. Но это не "дом печали" суперзвезды. Пит и его супруга Тоши сами построили его 29 лет назад и первоначально, когда в доме не было ни водопровода, ни электричества готовили обед на растапливаемой дровами плите. Щедрость Сигера так велика, что он небогат, хотя записал полсотни долгоиграющих пластинок, опубликовал несколько книг, участвовал в нескольких фильмах и сочинил немало нашумевших песен, таких как "Где цветы минувших дней?", "Если 6ы у меня был молот" (вместе с Ли Хейсом), "Колокола Римни" (по поэме Идрис Дэвис).

"Когда мы построили этот дом, нам просто негде было жить. В это время наш ансамбль - "Ткачи" (The Weavers) продал два миллиона пластинок с заnисью "Доброй ночи, Айрин". Друзья спрашивали (и тут Пит начинает великолепно имитировать): «Правда ли, что Пит купил имение за 50 тысяч долларов на горе у peки?". Я просто смеялся. Мы жили в горах и если выдавался доллар-другой, покyпали мешок цемента, чтобы замазать щели".

Жители Бикона и Колд Спринг все еще относятся к Сигеру с недоверием, считают его «дураком на холме» или престарелым хиппи.

"Этот город неспокоен как улей, - сказал Сигер, когда мы проезжали через Бикон,- средний класс против рабочих, а рабочие боpются против среднего класса. Никто не видит верхушку, которая заправляет всеми делами".

Добавим, что в Колд Спринг немало крайне правых элементов, процветает Ky-Клукс-Клан и другие подобные организации. "Однажды, тогда еще шла война во Вьетнаме, я сидел в баре и пил пиво, ко мне подошел человек и громко заявил: «Смотри, скоро мы просто поставим тебя к стенке и прикончим».

В десяти милях от Нью-Йорка лежит городок Пиксхилл, там в I949 году давал концерт Поль Робсон. Хорошо известный своими политическими взглядами Робсон просто взбесил буржуазную Америку своим заявлением, что в третьей мировой войне американские негры откажутся сражаться против Советского Союза, поскольку это единственная страна, где нет закона о расовой дискриминации. На этом концерте выступал и Сигер.

Когда автомобиль, где был Пит вместе с Тоши и детьми, ехал обратно они попали в засаду. Камни разбили все стекла в машине, а полицейские стояли со сложенными на груди руками. По чистой случайности дело обошлось ссадинами и порезами.

«В 50-е годы Робсон не мог ничего. Был фактически под домашним арестом. Не было ни одного концертного зала, владелец которого обладал бы достаточной храбростью, чтобы организовать его выступление. Были люди, которые искали встречи с Робсоном, чтобы убить его. И многие из тех, кто швырялся камнями в Пиксхилле, до сих пор живут в Колд Спрингс».

Наибольшее музыкальное влияние на Сигера оказали Ледбелли и Вуди Гатри.
Встреча с Гатри и сотрудничество с ним сильно повлияли не только на музыку, но и на жизненную философию Сигера.
«Он дал мне гораздо больше, чем несколько хороших песен. Научил меня многому как композитора, научил меня требовательности в восприятии жизни».

Пит Сигер и Вуди Гатри происходят из разных социальных слоев, Пит на семь лет младше, но у них нашлось много общего. В I940 году Вуди впервые приехал в Нью-Йорк и там через актера Уилла Джийера они познакомились и стали друзьями.

После знакомства они вместе уезжают в Техас, потом Пит отправляется на Запад. Где пешком, где автостопом. Поет на профсоюзных собраниях, в барах, на стачечных митингах.
Через некоторое время снова возвращается в Нью-Йорк, снова встречается с Вуди, к ним присоединяется Ли Хейс и выступают втроем.

Рождается группа "Альманак сингерс" (Almanac Singers). Состав ее постоянно меняется, некоторое время выступают вместе с Джошуа Уайтом. В Гринич Вилледж снимают апартаменты, называют их "Альманак xayс" и каждую субботу дают там бесплатные концерты. Ансамбль записывает несколько песен, но с началом войны его участников мобилизуют в разные армейские части. После окончания войны встречаются вновь, получают ангажемент от крупной радиостанции, но накануне записи в местной газете появляется сообщение: "Певцы-коммунисты намерены проникнуть на радио". И больше ни одна радиостанция им предложений не делает.

Вуди бродяжничает по стране, а Пит вместе с Ли Хейсом, Фредом Хеллерманом и Рони Джильберт создает ансамбль "Ткачи" (The Weavers). Но рост популярности сопровождается таким же, если не более сильным ростом противодействия со стороны официальных властей.
С песнями Ледбелли "Доброй ночи, Айрин" и Гатри "Пока, рад был познакомиться" приходит успех. Но даже на самом верху славы залы, где им разрешают выступать, оказываются настолько малы, что состав распадается. Вновь встречаются через год для концерта в Карнеги Холл, следует успех за успехом в течение трех лет, потом Пит Сигер уходит и начинает работать самостоятельно.

Об этих годах с "Ткачами" вспоминает так: «Верно, успехи были, но только не в финансовой области. Самое главное, пожалуй, то, что создали много действительно хороших песен. Но и "Альманак сингерс" пользовались успехом. Например, когда пели в Мэдисон Сквер Гарден перед 20 тысячами транспортных рабочих".

1955 год - расцвет маккартизма. Пита Сигера вызывают в комиссию по расследованию антиамериканской деятельности, но он отказывается отвечать на вопросы, касающиеся его политических взглядов. Рассказывают, и это вполне в духе Сигера, что вместо ответа на вопросы о его «антиамериканских взглядах» он стал напевать песню Вуди Гатри «Эта страна - твоя и моя». В 1956 году его обвиняют в оскорблении Конгресса США. B I961 году признают виновным и приговаривают к году тюрьмы. 3аключение длится 4 часа - пока адвокат не успевает собрать деньги,
Но пройдет еще целый год пока апелляционный суд не пересмотрит дело и не отменит приговор.

Вероятно, это было кошмарное время для Сигера.
Он медленно кивает головой.

«Самое страшное, что могут сделать с человеком - убить его и всегда существует опасность того, что какой-то фанатик попытается это сделать. Самое трудное, как мне кажется - продолжать борьбу.
Так, например, в самые трудные годы маккартизма, когда никто мне не предлагал работу ни на радио, ни на телевидении время от времени удавалось найти в каком-нибудь маленьком городишке клуб и договориться о выступлении с диск-жокеем. Это бывало не очень часто. И потом приходилось довольно долго ждать, пока это выступление оплатят.

Я называю это партизанской войной в области культуры».

Оставили ли эти события горький осадок в душе? Сигер неожиданно смеется.

«Меня огорчают мои собственные ошибки. Но ошибки, которые, делают те, кто управляет нашей страной, меня просто вгоняют в тоску. Видите ли, люди делают такие вещи, которые не в состоянии сделать никакое другое живое существо, и если будут продолжать в таком же духе, сотрут себя с лица земли. Это может оставить такой осадок в душе, что… Но огорчения, как и гнев, овладевающие душой – это просто зря потерянное время».

В 1962-63 в Гринич Вилледж происходит своеобразная музыкальная революция. Сигер говорит, что он никогда не был особенно близок с Бобом Диланом, но подобно всем остальным был удивлен его талантом.
И более того - сам способствовал утверждению Дилана, исполняя его ранние песни, так же как и песни Пакстона и Окса.

«Да, - говорит Сигер с удовлетворением, - я мог бы гордиться тем, что оказал определенное влияние на развитие Дилана как композитора (впрочем, как и на Джоан Баэз)».
И все-таки он с пренебрежением отбрасывает многие аспекты так называемого "бума" в фолк-музыке, определяя его как «… глупый придаток движения "фолк-ривайвл", которое в целом дало хорошие результаты. Когда говорят "фолк-ривайвл", то имеют в виду прежде всего возрождение интереса к фолк-музыке, который постепенно распространяется по всему миру. Стремлюсь искать контакты между людьми разных национальностей и расширять их. Хотел бы познакомить людей с Виктором Хара, например - о его существовании у нас мало кто знает».

Не считает ли он изменниками тех, кто черпал вдохновение в нем и в Вуди Гатри, а позже, когда это стало им выгоднее, отказались от прежних идеалов?».

«Нет. По-моему, в разные исторические периоды люди развиваются в разных направлениях. Те, о ком вы говорите, научились у нас, чему могли, а потом использовали это, но, естественно, в своих целях».

Сигер не следит за музыкальным развитием Дилана и не может ничего сказать о достигнутых им успехах. Встречаются раз в два года и то по случаю. Тесные контакты у него с Арло Гатри, сыном Вуди, которым Пит искренне восхищается и с которым время от времени выступает на концертах.

Думает ли он, что его песни могут способствовать каким-то изменениям в обществе? Не наполняют ли его отчаянием кровавые драмы планеты, в Чили и ЮАР, например?

Неожиданно Сигер вновь оживляется:

«О, нет, ведь происходит и такое, что вселяет надежду. Вьетнамцы смогли разрешить свои проблемы без чужих армий на своей земле. Верно, есть и поражения. Я сейчас думаю об опасности, которую несет необузданное развитие техники. Вот я смотрю в окно на Гудзон и мечтаю, что через сто лет он будет чистым как горный ключ. А все может быть и иначе.
Или мы преодолеем расизм и милитаризм, нищету и загрязнение окружающей среды или – обратно в каменный век. Все это плоды одного и того же кризиса. Причины его кроются в неоправданном насилии и милитаризме, в расизме и отчуждении, в несправедливости и нищете среди всего этого изобилия, в загрязнении природы и неразумном использовании технического прогресса. Все эти проблемы взаимосвязаны».


Эрвин Колин

Из журнала "Melody Maker "
- май 1978 г.

 


Почему песни, которые пишет и исполняет Пит Сигер пользуются успехом и популярностью?
Но почему его (и многих других исполнителей подобного рода песен) не часто услышишь по радио или увидишь в телепрограммах? Почему о них редко и скупо пишет пресса?

Потому что они поют не просто песни.

Они поют ОПАСНЫЕ ПЕСНИ.

Кому сейчас эти песни и все это про песни немолодого, мягко говоря, фолксингера может быть интересно?

Тому, кто хочет «продвинуться» и больше знать о музыке.

Тому, кто хочет сам написать песню. Такую, что, может быть, станет народной.

И, конечно, тому, кто «включен» и занимается политикой, независимо от места проживания – США, Россия, Франция или Бангладеш.