::: AGITCLUB ::: SING OUT

ОПАСНЫЕ ПЕСНИ ПИТА СИГЕРА
 
 
ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛ МОЛОТ
Секретное оружие Пита Сигера
 
 
ТРУДНЕЕ ВСЕГО - ПРОДОЛЖАТЬ БОРЬБУ
Интервью с Питом Сигером
ПРЯМО НА ЗВЕЗДНЫЙ КОВШ
опасные песни Пита Сигера - часть I

ВЫБЕРИ СВОЮ ПЕСНЮ
Открытое письмо Пита Сигера

ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛ МОЛОТ
Секретное оружие Пита Сигера
ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА
информация и ссылки
 

Секретное оружие Пита Сигера – это его выступления.

Побывать на концерте Пита Сигера – это совсем другое дело, чем побывать на концерте Элтона Джона, Мадонны или даже Иосифа Кобзона. У этих звезд публика сидит и с замиранием сердца слушает голоса любимых исполнителей, иногда одобрительно свистит или кричит (как минимум вскрикивает) (к Кобзону это не относится), иногда отбивает ритм (к Кобзону это тоже не относится), а потом взрывается аплодисментами и криками браво (а Кобзону даже иногда вручают государственные награды).

На концерте Пита Сигера – нет взрыва аплодисментов после каждой песни . Потому что этот взрыв начинается с первыми аккордами практически каждой второй песни и . И происходит он не в виде аплодисментов или криков, а совсем иначе.

Самое сложное на концерте Пита Сигера – это сидеть с закрытым ртом и молчать. То есть это не просто сложно, это просто невозможно. Потому что Пит заставляет тебя петь вместе с ним.

Делает он это просто: говорит, например, что сейчас споет песню, очень красивую, совершенно новую, необычайно популярную, но вот только ему нужна небольшая помощь зала. Нет-нет, не аплодисментами, даже в ритм песни, нет, ему надо, чтобы вы подпевали.

- Легко сказать, подпевали! А слов-то не знаем!

- Сейчас разучим и слова, - говорит Пит:

- Это будет песня о пуэрториканской девушке - смуглянке, красавице, такой, что когда она проходит по улице, все оборачиваются и говорят «Какая красивая девушка!». Только они говорят это по-испански. По-испански это звучит так: “Que bonita bandiera”. А теперь, давайте скажем это хором, сначала по слогам, а потом всю фразу.

А мелодия у песни такая – и Пит наигрывает мелодию на банджо.

Банджо – это такой редкий инструмент. Круглый, с узким длинным грифом и четырьмя натянутыми струнами – и не гитара, и не балалайка, одним словом, банджо. Единственный инструмент, который превосходит банджо по звучанию – это чаранго. Чаранго - это такая по форме мандолина, только корпус у нее сделан из панциря броненосца. Броненосец - это такой зверь в Южной Америке. Чаранго – самый крутой струнный музыкальный инструмент. После него – банджо. Правда, говорят, есть еще дутар… Но сейчас не об этом.
Во-первых, потому что Пит Сигер может сыграть практически на любом музыкальном инструменте. На антивоенную демонстрацию в прошлом году он вышел не с банджо или гитарой, а с инструментом, который вообще ни на что не похож.
А во-вторых банджо у него не обычное. На гитаре Вуди Гатри была надпись "Эта машина убивает фашистов", а у Пита уже который год на банджо надпись - "Эта машина окружает ненависть и заставляет ее сдаваться".

И вот Пит начинает петь, а мы подпеваем. А песня такая, что петь ее спокойно сидя невозможно. Начинаешь покачиваться, прихлопывать, подтанцовывать, в общем, шаманство какое-то.

А потом мы разучиваем африканскую песню – слов в ней всего ничего, точнее даже всего одно - Wimoweh. В переводе это значит что-то вроде «львы уснули». Но вот мелодия посложнее. Зато, когда мы начинаем петь, Пит начинает солировать и такое вытворяет-выделывает, что… в общем, если львы и спали, то от нашего пения точно проснулись и разбежались по саванне.

И замечу, что Пит поет свои песни на разных языках - и на французском, и на немецком, и на испанском. Когда приезжал в СССР, то спел и на русском - совершенно хулиганскую песню о ковбое, который пришел домой и увидел чужую лошадь в стойле.

Своей молоденькой жене
сказал с упреком я:
Зачем чужая лошадь там,
Где быть должна моя?

А мне ответила жена
Ты шел бы лучше спать!
Стоит корова дойная,
что привела нам мать.

Фермер разумеется соображает, что это не корова, но... в последнюю ночь он обнаруживает на подушке чужую голову с усами, но жена ему объясняет, что это - горшок, который принесла мать...

И еще есть в репертуаре Пита Сигера песня, которую он может спеть вместе с залом в любой стране - "Everybody loves saturday night" - "Всем нравится суббота вечером".
И поет ее Пит Сигер на языке той страны, где выступает.

EVERYBODY LOVES SATURDAY NIGHT

Everybody loves saturday night
Ev'rybody loves saturday night.
Ev'rybody loves saturday night.
Ev'rybody, ev'rybody, ev'rybody. ev'rybody,
Ev'rybody loves Saturday night.

(текст для Нигерии:)
Bobo waro fero Satodeh,
Bobo waro fero satodeh,
Bobowaro, bobowaro, bobowaro, bobowaro,
Bobowaro fero Satodeh.

(текст для Франции:)
Tout le monde aime Samedi soir.

(текст для Китая:)
Ren ten si huan li pai lu.

(текст для России:)
Vsiem nravitsa sabbota vietcheram.

(текст для Чехословакии:)
Kazhdi ma rad sabotu vietcher.

(текст для Испании:)
A todos les gusta la noche del Sabado.

(текст для Израиля:)
Jeder eyne hot lieb Shabas ba nacht.

(текст для Италии:)
Tutti ama Sabato sera.

(текст для Германии:)
Eider man hat dem Samstag abend.

(текст для Португалии:)
Todas gostan dos Sabados noite.

(текст для Дании:)
Alle elsker Lordag asften.

(текст для Норвегии:)
Alle elsker Lordag kveld.


А начинается обычно концерт с песни, которую написали Пит Сигер и Ли Хейс ( это его приятель по фолк-банде «Ткачи») – "If I Had A Hammer" - «Если бы у меня был молот».

Пит берет первые аккорды, говорит несколько слов о том, как и когда эта песня была написана, добавляет, что сейчас в моде, конечно, рок-н-ролл, но он постарается соответствовать и …начинается.
Тут уже мы не разучиваем заранее слова, потому что на разучивание времени нет. Пит играет, выкривает очередную строку и мы успеваем включиться еще раз уже с ним вместе. То есть он и поет, и при этом и напоминает, и разучивает с нами слова и еще нашим гигантским хором дирижирует.

О, дайте мне молот,
Я бил бы рано утром,
Я бил бы поздней ночью,
Гремел на весь мир.

Я бил бы тревогу,
Гремел бы "Стой на страже!",
Я бы выковал для всех людей
Узы братства.
Я звал бы весь мир!

Мы поем вместе с Питом.
И в общем, это не мы на концерте Пита Сигера, а мы на концерте ВМЕСТЕ с ПИТОМ СИГЕРОМ.
В этом и состоит секрет Пита, это и есть его секретное оружие - научить людей петь и думать, думать и петь. И действовать.

Такого не сделают ни Мадонна, ни Элтон Джон, ни Иосиф Кобзон.

Сам Пит Сигер признается:

"Вы знаете, моя основная философия в жизни - то, что я пытаюсь научить людей участвовать, будет ли это банджо или гитара или политика или что бы то ни было".

Так что если случится – побывайте на концерте Пита Сигера, удивительного, остроумного, умного, лиричного, но часто и жесткого певца и поэта.
В крайнем случае, послушайте запись.

Конечно, добыть диск Пита Сигера непросто. Опасные песни в магазинах не залеживаются. Если вообще продаются. Но в сети есть все.

Но, конечно, многие песни Пит поет один - "Последний поезд в Нюрнберг", "По горло в грязи".. После них, кстати, и аплодисментов немного. Чему аплодировать-то?

Поет один Пит и одну из своих любимых - "Где цветы минувших дней":

Где цветы минувших дней?
Время мчится...
Где цветы минувших дней?
Годы прошли...
Где цветы минувших дней?
Цветы сорвали девушки.
Зачем?
Кто поймет зачем...

Где же девушки тех дней?
Время мчится...
Где же девушки тех дней?
Годы прошли...
Где же девушки тех дней?
Их замуж взяли юноши.
Зачем?
Кто поймет зачем...

Где же юноши тех дней?
Время мчится...
Где же юноши тех дней?
Годы прошли...
Где же юноши тех дней?
Их всех забрали в армию.
Зачем?
Кто поймет зачем...

Где же армии тех дней?
Время мчится...
Где же армии тех дней?
Годы прошли...
Где же армии тех дней?
Убиты, спять в земле сырой.
Зачем?
Кто поймет зачем...

Где ж могилы тех солдат?
Время мчится...
Где ж могилы тех солдат?
Годы прошли...
Где ж могилы тех солдат?
Они цветами поросли.
Зачем?
Кто поймет зачем...



И есть еще одна песня, которую одному у него просто не получается спеть – это старая, очень старая негритянская песня, такая старая, что вообще-то она уже давно перестала быть и негритянской, и вообще американской, потому что поют ее по всему миру.
Она стала интернациональной. И даже более популярной, чем «Интернационал» (при всем уважении к Эжену Потье). Ее слова и мелодию знают все. Ее поют и студенты, и рабочие, и безработные, и пикетчики, и моряки, и даже (правда иногда и не все) некоторые президенты.
И все, кто знает слова, все, кто понимает, о чем эта песня, для чего она и почему - подхватывают.

Иногда между куплетами Пит добавляет несколько фраз о том, что произошло в Алабаме (или Бирмингеме, или Вашингтоне, или Москве – смотря где что случилось), потом песня продолжается…
Она не шумная, не бодрая. После нее нет особых аплодисментов, потому что эта песня и не песня вовсе, тут не надо оценивать мастерство исполнителя. Это просто выражение позиции, мнения, веры, активности, силы. Если они есть – значит есть. Если их нет – значит, нет. Аплодисменты здесь ни к чему.

Так что, если окажетесь в Штатах и даже не обязательно на концерте Сигера (а эту песню поют многие и не только на концертах), вам стоит заранее выучить ее слова. Потому что если выяснится, что вы этой песни не знаете, то всем станет ясно, что вы темный и невежественный человек, ретроград и консерватор. Может быть просто совок.
Но если выяснится, что слова-то вы выучили, но поете неискренне, то придется вам уматывать. Или искать компанию таких же… в общем, ясно каких.

Что это за песня? Если не догадались, то:

Совсем недавно появился великолепный альбом Брюса Спрингстина, который так и называется

WE SHALL OVERCOME
The Seeger sessions

ВСЕ ПРЕОДОЛЕЕМ
сессия Сигера

Разыщите, послушайте, выучите слова.

Кстати, совсем недавно Первый канал ТВ показал, как во время визита Владимира Владимировича к президенту Бушу американские демонстранты распевали песню именно с этого диска. Так что записи боевые, уж поверьте.

А чтобы узнать больше о Пите Сигере и его песнях читайте