.......
 
 

 

 

ЦАРЬ И ВОР


Вор с дядей шли к царю воровать, пришли к царским воротам. Вор велит дяде вперед идти, а дядя вору. Пошел, однако, дядя. Пошел дядя, подворотница пала, дяде голову отсекла. Вор тулово оставил, а голову с собой унес. А царь хочет узнать, кто у него воровал. Стал клик Кликать, всех баб собрать: которая женщина прослезится, та и жена убитого. Вор дядину жену научил:

— Ты неси крынку молока, урони, пролей и плачь: «Не жаль крынки, жаль молоко».

Выкопали могилу, собрались бабы. Погоняли баб мимо этой могилы ширинкой. Жена дяди сронила крынку и плачет: «Не жаль крынки, жаль молоко!» Так царь и не мог узнать вора.

В кабаке стали сыпать злато-серебро: «Кто ли воровать будет». Злато-серебро теряется, а к полу никто не нагибается. Стали людей поить, пили люди, заспали. Утрях спят. Зашел поп и видит у вора на подошве серебреник. Поп взял да у вора полбороды и обрил. Проснулся вор, узнал, что полбороды нет, взял да у многих полбороды обрил. И опять не могли вора признать,

А вор думать стал, как попу на смену заемно овратить. Сделал себе ящик, подделал бумажные крылья, одел хорошее платье и подлетел к попу перед окна на перила. Говорит:

— Я ангел господень, ты достоин, тебя на небо нести. Только будут мытарства, надо их перетерпеть.

Посадил попа в куль, принес и повесил на церковны ворота, на ограду, и надписал надпись: «Кто пойдет в церковь, каждый чтобы по кулю по разу ударили». Попа тут каждый колотил, и до смерти заколотили.

А царь вора все не может признать. Оделся царь в шутовское платье и в рынке стал ходить посоиваться меж людей. Ходит царь — посоивается, и вор посоивается. Друг дружку заметили ворами. Вор у царя спрашивает:

— Воровать не пошли?

— Можно воровать.

— А к кому пойдем? Царь отвечает:

— К царю.

Вор царя по косице и хлесть:

— Ах ты, так твою мать! Давно ли воруешь, а уж к царю идти хочешь? Я веки ворую, да на царя-то никогда не думал воровать!

— А к кому ино пойдем воровать? — спрашивает царь.

— А к боярам, у них деньги-те даровые.

Пошли воровать к боярам. Пришли к чердаку, а в чердаке, в верхних этажах, огонь, собранье. Вор железны храпы вынул, на руки, на ноги наложил, полез по стене. А народ советует, как царя кончить. Придумали так: позвать его к себе в непоказанные часы, а когда придет, поднести ему чару. Чару выпьет, так сам помрет.

Слез вор со стены, дал царю когти, велел кверху лезть, самому прослушать. Одел царь когти, залез, послушал один совет. Отозвал оттуль царь вора на особицу. Отошли они подале, царь снял с себя шутовское платье и оказался во крестах и в эполетах. Вор на коленки пал, извиняется, что царя по косице ударил. Царь его простил. Повел царь вора во дворец.

— Когда бояре меня позовут во дворец, то я тебя назову иностранным купцом и возьму с собой. И будут мне подавать чару, я и спрошу: «У вас как — который наливает, тот вперед выпивает, али которому подают?» Вы и ответьте: «Который наливает, тот вперед выпивает».

Позвали бояре царя. Пошел царь с вором, вор наряжен иностранным купцом. Стали Царю подавать чарку. Царь спрашивает:

— Как в ваших местах — тот выпивает, кто наливает, али как?

Купец отвечает:

— Который наливает, тот первый и выпивает.

Царь приказал подносчику вперед выпить. Выпил подносчик чару, да тут и помер. Схватили всех, сколько тут было бояр, кого расстреляли, кого на воротах повесили. А вора царь себе думным доспел.

 

ПЕТР ВЕЛИКИЙ И СОЛДАТ


Шел солдат из деревни в город на службу и остановился ночевать у одной старухи. Много он насказал ей всякого вздора, а та - известное дела - в лесу родилась, пню молилась, дальше поскотины не бывала и ничего не видала, слушает развеся уши, всему верит и дивится.

- Где же вас, служивый, учат так мудрости? - наконец спрашивает старуха солдата.

- у нас, бабушка, в полку есть такая шкала, г де не только человека, но и скотину выучат так, что и не узнаешь, как есть человеком сделают!

- Вот бы мне, родимый, своего бычка отдать в вашу школу!

- И то дело! Собирайся и веди его в город, не бойся - я его пристрою к делу, спасибо скажешь!

Старуха бычка на веревочку и повела в город. Пришли с солдатам в казармы.

- Ват, бабушка, и школа наша! - говорит солдат. Оставь бычка да денег дай на корм и за ученье!

Старуха раскошелилась, дала денег, оставила бычка и ушла домой. А солдаты бычка на бойню - и зарезали, Мяса съели, шкуру продали и деньги пропили. Прошло времени около года. Вот старуха .опять бредет в город; пришла в казармы и спрашивает про бычка: что он, каково учится, здоров ли?

- Эх, бабушка, - отвечают ей солдаты,- ты опоздала, твой бычок уж давно выучился и в купцы произведен; вон дом-то каменный - эта его; сходи повидай: может, и признает тебя или ты его!

Старуха пришла к каменному дому и спрашивает у дворника:

- Не здесь ли, почтенный, бычок живет?

- Бычков? Купец Бычков? - Здесь, бабушка, здесь; коли дела есть, заходи в дом!

Старуха зашла в дом; вышел к ней хозяин и спрашивает:

- Чего тебе надобно, бабушка?

Старуха смотрит на Бычкова и глазам не верит: как есть человек.

- Ах ты мой батюшка! Скотинушка благословенная! - вымолвила наконец старуха и принялась Бычкова гладить и ласкать, приговаривая:

- Вишь ты как выправился, и не узнать, что скотина ... Прусь! Прусь! .. Пойдем-ка в деревню!

И старуха хотела уже на Бычкова накинуть обротку, чтобы вести в деревню, но тот ее оттолкнул и прогнал от себя.

 

"Что за прелесть, эти сказки!"

- говаривал бывало Александр Сергеевич Пушкин.
И как всегда был прав.

ЧИТАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ СКАЗКУ